Вопросы по «сказке про храброго зайца»

Ход занятия

1. Вступительная беседа:

-Отгадайте загадку:

Прыг-скок, трусишка,

Хвост коротышка,

Ушки вдоль спинки,

Глазки с косинкой,

Одежда в два цвета –

На зиму и лето.

(заяц)

-Кто может назвать сказки, одним из персонажей которых является заяц? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста», «У страха глаза велики» и др)

—Каким показан заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать? (Слабый, маленький, трусливый, пугливый)

-Про кого мы сегодня будем читать? (про зайца) Как вы догадались? (По илл-ии)

-Послушайте сказку, в которой заяц является главным героем. Она называется «Сказка про храброго зайца…». А написал ее Дмитрий Наркисович Мамин –Сибиряк (показ портрета). Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому что сказки он сочинял для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один, без матери и сочинял для нее сказки.

-Давайте вместе повторим название сказки, чтобы нам лучше запомнилось описание храброго зайца.

Чтение сказки

Беседа

-Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?

-Каким был зайчишка, когда был маленьким? (трусливым, пугливым) Помогите мне прочесть фразу о том, как бедный зайчик всего боится (читаю начало, дети дополняют слова)

-Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос.

-А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?

-Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он? (в этом выражена главная мысль) Если трусливый, почему? Если храбрый, почему? (разбирать все слова, предложенные детьми: хитрый, спрятался и т д)

-А действительно ли заяц был храбрым? (на самом деле он так и остался трусишкой)

-А если бы он снова встретился с волком, поступил бы он так же, как в этот раз, как вы думаете? (Наверное, нет, в первый раз у него вышло это случайно, он сам испугался)

-Почему же тогда писатель назвал свою сказку «Сказка про храброго зайца»? (Он наоборот, хотел показать, что заяц трусишка и хвастунишка к тому же)

-Да, хвастливость его подвела

-Ребята, а вам было жалко зайца? В какой момент? Почему?

Физминутка (игра «Зайка серенький сидит»)

-Вспомните, какими разными словами автор говорит о том, как собирались зайцы на полянку послушать хвастунишку: маленькие зайчата. (сбежались, старые зайчихи (приплелись, -показать мимикой, жестами

-Подумайте, почему именно так сказал писатель? Можно ли было так сказать : сбежались старые зайчихи? Почему нет?

-Как вы думаете, какими словами можно сказать о том, как шли на полянку взрослые зайцы? (Важно, не спеша, солидно)

-А как зайца –хвастуна слушали другие зайцы? (Они над ним смеялись, все думали, что он смешной и глупый)

-А как описывается веселье зайцев? (Молодые зайчата (хихикнули, старушки –зайчихи. (засмеялись, старые зайцы… (улыбнулись)

Рассматривание иллюстраций (одновременно с игрой)

Игра «Скажи по –другому» (подбор слов, близких по смыслу, объяснение их)

«Душа в пятки ушла» -очень сильно испугался

«Задал стрекача» -когда та говорят? (очень быстро, стремительно побежал)

«Гонится по пятам» -догоняет, уже очень близко

«Выбился из сил» -очень устал бежать, нет больше сил

«Замертво свалился под куст» -не мог больше двигаться, упал и лежал не шевелясь, как мертвый

Рассматривание иллюстрации другого художника (Рачев) «Заяц –хвастун»

Инсценировка:

-А теперь давайте мы изобразим сначала хвастливого зайца, а затем перепуганного (с помощью мимики и жестов). Заяц может и слова сказать с правильной интонацией: голова поднята, грудь вперед, бьет себя в грудь и т д -3 ребенка

Остальные дети могут быть зайцами : они веселятся, говорят друг другу фразы из текста.

Ответы к стр. 48 — 49

1. Сравни литературную сказку с народной. В чём их сходство и различие? Напиши.

Сходство: и в фольклорной или литературной сказке есть элементы вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл. Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Различие:

Народная сказка:
1. Автор – народ.
2. Существует в устной форме
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).
4. Время создания определить невозможно.
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:
– волшебная;
– бытовая;
– о животных.

Литературная сказка:
1. Автор – конкретное лицо.
2. Создаётся в письменной форме.
3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания сказки известно.
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

2. Допиши слова, пропущенные в названиях произведений, и укажи авторов.

3. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести?

Как аукнется, так и откликнется.

Ленивица

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ленивица

Кто хвалится, тот с горы свалится

Лягушка-путешественница

4. В какой сборник входит сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка о храбром Зайце? Запиши его название Знакомы ли тебе другие сказки из этого сборника? Какие? Напиши.

Эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». Я ещё знаю сказки из этого сборника: «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу —короткий хвост», «Сказочка про Козявочку», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу«

5. Какие качества можно отнести к лягушке-путешественнице? Отметь.

   хитрая                          V находчиваяV смелая                         V любопытная   скромная                      V решительнаяV болтливая                    V неунывающаяV хвастливая                   V изобретательная   осторожная                   V сообразительная

6. Какие черты характера есть у всех отрицательных героев сказок? Напиши. 

злость, коварство.

7. Напиши о любимой литературной сказке. Как она называется? Кто её написал? О чём она?

Сказочная повесть «Дядя Фёдор, пёс и кот». Её написал Эдуард Николаевич Успенский. В этом произведении рассказывается о приключениях Дяди Фёдора, кота Матроскина и пса Шарика. Главный герой повести — шестилетний мальчик, получивший прозвище Дядя Фёдор. Ему пришлось уйти из дома, когда  родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота. Тема и основная мысль сказки: ребёнок более приспособлен к жизни, чем часто считают его родители.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: