Анализ стихотворения «весна, весна! как воздух чист» (е.а. баратынский)

Композиция

Мысль, которую высказывает поэт, развивается последовательно. Он рисует образы, связанные с весной – ручьи, поднимающие лед, поющие жаворонки, летящие облака. Он создает максимально подробную картину, создавая у читателя полный образ такого прекрасного времени года, как весна. Баратынский передает даже звуки и запахи, которые можно ощутить, выйдя весной на прогулку.

В первой и второй строфах он описывает весенний небосклон, потом – весенние ручьи, затем переходит к описанию рощи, которая еще не пробудилась, но уже пахнет жизнью и, наконец, рассказывает о поющем жаворонке.

Две завершающие строфы содержат основной смысл произведения – Баратынский говорит о том, что душа лирического героя сливается со всем, что происходит в природе, и это делает его истинно счастливым.

Простая композиция стиха делает его легким для восприятия и позволяет читателю ощутить все те эмоции, которые были в него вложены. Поэт создает настоящую волшебную сказку, которая в то же время очень реальна, ведь это те чудеса, которые человек может видеть ежегодно.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения В синем небе плывут над полями Никитина Образ природы как храма является довольно распространенным в пейзажной лирике. Никитин вообще известен именно как классик пейзажной лирики, довольно много его стихотворений представляют собой зарисовки природы
  • Анализ стихотворения Творчество Брюсова Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»
  • Анализ стихотворений Толстого
  • Анализ стихотворения Баратынского Родина дивительное философское отношение к Родине, к жизни и своему месту в ней передано в стихотворении. Здесь от первого лица рассказчик обещает вернуться, вопреки высшему свету и молве, на Родину – к родным полям, к иконам
  • Анализ стихотворения Вечером Ахматовой О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина

Композиция

Автор последовательно развивает свою идею, показывая читателю образы, пропущенные через восприятие лирического героя. Он видит, как раскалывается лёд, который поднимает неудержимая вода, наблюдает за летящими облаками и поющими жаворонками. Картина, созданная Баратынским, максимально подробна. Весна, это прекрасное время года, предстает перед читателем во всей своей полноте. Даже запахи и звуки, которые можно ощутить на весенней прогулке, переданы очень точно.

Первая и вторая строфа посвящены описанию весеннего неба, потом поэт рассказывает о весенних ручьях и роще, которая запахла жизнью и, наконец, кульминация – песня жаворонка, который приветствует весну.

Основной смысл, который Баратынский вложил в произведение, изложен в последних двух четверостишиях, где поэт рассказывает о слиянии души лирического героя с природой и делает акцент на то, что это делает человека счастливым.

Композиция стиха очень проста, так что читатель может, не отвлекаясь, эмоционально погрузиться в произведение, почувствовать всё то, что в нём описывается. Человек каждый год может видеть настоящее чудо перерождения – и это действительно прекрасно. Чтобы воспринимать произведение было ещё легче, Баратынский использует четырёхстопный ямб. Перекрёстная рифма также упрощает форму, делая содержание более доступным.

Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!…»

«Весна, весна! как воздух чист!..» — одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия.

Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения

Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

Произведение «Весна, весна! как воздух чист!..», является одним из самых известных и знаменитых стихотворений великого русского поэта Баратынского. Сегодня хочется более подробно рассмотреть данное произведение.

И так, анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!..», пожалуй, стоит начинать с того, что непременно стоит отметить — это стихотворение представляет собой один из великолепных образцов истинно русской пейзажной лирики 19 века.

Конечно же уже из названия данного произведения можно понять о чем идет речь. А речь в данном стихотворении идет о весне, о просыпающейся после долгого зимнего сна природе, о её красоте и так далее. Кстати стоит отметить, что многие поэты любили именно это время года, искренне считая его временем вдохновения и рождения прекрасных стихотворений и других литературных произведений.

Данное стихотворение Бартынского многие критики и специалисты в области литературы уверенно называют гимном весне, её приходу и изменению природы.

Если говорить о построении стихотворения то нужно отметить, что оно содержит большое число различных глаголов. Этот прием помог автору показать живой и радостный пейзаж. Более того, общая картина, которую поэт создал в данном произведении, получилась насыщенной, многогранной и в тоже время весьма утонченной.

Читая данное произведение мысленно можно легко воссоздать образ весны, причем стоит отметить, что каждый может создать тот образ, который ему захочется.

По своему объему данное стихотворение получилось довольно большим, оно состоит из 8 столбцов, каждый из которых содержит 4 строчки. Рифма использована перекрестная, именно она помогла автору поддержать общую лаконичность всего произведения.

Из литературных приемов здесь так же можно увидеть метафоры, олицетворение, эпитеты и конечно же красочные прилагательные. Всё это вместе слилось в единое, уникальное произведение, которое является очень легким, и даже воздушным. Благодаря чему оно сразу же приходится по душе каждому читателю

Хотя изначально в момент его создания на него мало кто обращал внимание, и надо признать, весьма не заслуженно оно очень долгое время было в тени

Стихотворный размер и рифмовка. Композиция, образы, тропы

В стихотворении, написанном четырёхстопным ямбом и состоящем из восьми катренов, во всех без исключения строфах рифмуются только вторая строка с четвёртой, а первый и третьи стихи нерифмованы. Это интересный приём, ведь созвучия (рифма) как бы является успокоительным признаком гармонии, отсутствие же рифмы как бы подспудно указывает нам на её, гармонии, неполноту.

С чем же связана эта неполнота? Разгадкой и служит стихотворение в целом, на неё работает и его композиция (от внешнего к внутреннему, от непосредственных впечатлений весны – к таинственным движениям души, пробуждённой духом весны), и тропы:

эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”, “дивный пир”;

метафоры – “небосклон слепит очи”, “забвенье мысли пьёт”, “летают облака”, “шумят ручьи”, да в сущности и вся третья строфа, где вполне реалистичная картина впадения весенних ручейков в могучую Волгу превращена во впечатляющее олицетворение вешних сил природы:

Весна обостряет все чувства лирического героя, и они ясно присутствуют в лирическом описании – даже редкое в дореалистическую эпоху обоняние:

Общая же, генеральная, сущностная особенность такого построения синтетичного, двоякого и противоречивого метаобраза «весна – душа» состоит в том, что как только лирический герой переводит взгляд с внешнего на внутреннее, так сразу явные тропы исчезают из его речи. Исключение – “дивный пир”, притом что эпитет находится в последнем стихе последней строфы, а определяемое им слово – в последнем стихе предпоследней.

Урок литературы 6 класс Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..»,

III.Сообщения темы, цели, задач урока.— О чём эти загадки?

-Нравится ли вам весна? Почему?

— Что вам весной особенно нравится?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

— А какое сейчас время года?

— Давайте сравним эти времена года?

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

— Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский.

IV.Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.1.Сообщения учащихся о жизни и творчестве поэта. Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии (слайд 1

). Сын отставного генерал-лейтенанта из бли­жайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императри­цы Марии Федоровны (слайд 2 ). Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк (слайд 3 ).

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным (слайд 4

). Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно само­бытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «…оригинален, ибо мыслит».

В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел се­мейное счастье (слайд 5

).

В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от присту­па лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры (слайд 6

).

2.Cлово учителя: Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

3.Работа с учебником3.1.Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..» учителем.

— Какова тема стихотворения?

(Наступление весны, пробуждение природы)

— Какие приметы весны видит автор?

(чистый воздух, ясный небосвод, бегущие ручьи и т.д.).

— Какие звуки помогают понять, что идет весна?

— Какие образные средства использует поэт?

(Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)

— А какие краски использует автор?

(Лазурь, ясен.)

— Каким настроением проникнуто стихотворение?

— на сколько частей можно разделить стихотворение?

( 2 )

— О чём говорится в 1 части ? а во 2 ?

3.2.Вторичное восприятие стихотворения. (Чтение про себя) (стр. 143).Отметьте непонятные слова.

4. Словарная работа.

Тема

Стихотворение очень символично, так как весна в нём рассматривается как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца. Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит в окружающем мире. Он восхищён и заворожен волшебными процессами, которые сопровождают пробуждение от зимнего сна.

Баратынский высказывает мысль, что в полной мере ощутить восторг от прихода этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой. И при этом всё, что говорит поэт, звучит искренне. Он рассказывает о чувствах и весеннем настроении без наигранности и пафоса. Ничего лишнего – только восторженное настроение.

Популярные темы анализов

Анализ стихотворения Лермонтова В минуту жизни трудную Окружающими было принято считать Лермонтова безбожником, ведущим разгульный, легкомысленный образ жизни. Однако поэт нередко склонялся к рефлексии, духовным размышлениям и поискам. Три стихотворения с одинаковым названием
Анализ стихотворения Есенина Заметался пожар голубой Посвятил это стихотворение Сергей Александрович женщине, в которую влюбился когда вернулся на Родину. Она сразу украла его сердце, ею оказалась актриса Миклашевская Августа Леонидовна

Сам писатель был в процессе расставания
Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц Русская литература довольно известна своими писателями и поэтами, причем неважно в каком веке они проживали. Но сегодня пойдет речь о таком замечательном и достаточно талантливом поэте 20 века, как Н.А Заболоцкий

Он прожил сравнительно
sitemap
Анализ стихотворения Фета Буря Стихотворение Фета «Буря» — это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

Стихотворение «Весна» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и ее преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных этому времени года.

Тема

Центральная тема – приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает свой радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.

Под первыми лучами весеннего солнца природы будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!

Главная мысль произведения – ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды и весны, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грезам.

Образы и символы

Главную мысль стихотворения Баратынский раскрывает постепенно, сквозь яркие образы, наблюдаемые лирическим героем. Сам герой предстает радостным и наблюдательным человеком, душа которого чутко реагирует на происходящие вокруг изменения. Природа удивляет его и заставляет влиться в единый поток восторга. Как и птица, человек ликует, видя солнечные лучи и небесную лазурь.

Центральным в произведении является образ весны. Лирический герой искренне радуется приближению весенней поры: лазурному небу, чистому воздуху, солнечным лучам, бегущему ручью. Процессы и явления, происходящие в природе, приводят его в восторг. Автор использовал в стихотворении множество восклицательных предложений. Жаворонок встречает весну с торжественным гимном, как и герой. Стиль автора отличается лёгкостью, ему не присущ излишний пафос.

Лирический герой замечает, как пробуждается его душа с возрождением природы. Вместе с приходом весны он начинает верить в светлое и счастливое будущее. Главный герой испытывает чувство удовлетворения от слияния собственной души с природным миром.

Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!» Баратынского 2 вариант

«Весна, весна» Евгения Абрамовича Баратынского относится к одической пейзажной лирике.

Стихотворение написано в 1832 году. Самому поэту в это время исполнилось 32 года, он решил было заняться хозяйством, строил дом, который впоследствии пришлось продать. Не ладилось и на литературном поприще: приглашение в журнал «Европеец» побудило его энергичнее взяться за перо, однако довольно скоро издание сие было закрыто. Не удались и его опыты с прозой: первая повесть прошло незамеченной публикой. Таким образом, поэт в этот период почти ничего не писал. Жанр – восторженная пейзажная лирика, почти ода, со столь привычным для Е. Баратынского философским финалом. Размер – четырехстопный ямб с рифмовкой, схожей с перекрестной, однако есть и элемент холостой (не рифмуются 1 и 3 строки). Лирический герой – сам поэт, стихотворение состоит из 8 строф, переполненных восклицаниями. Рефрен и в названии, и в четверостишиях (где он же – еще и анафора). Воздух прозрачен, небо ясно. Свет «слепит очи» (глаза) героя. Видимо, он уже отвык от буйства красок и чувств. Далее череда частиц с эмоционально-экспрессивными оттенками: как высоко, как ясен. Поэт старается передать не только цвета, но и звуки, и запахи. Река, как какое-то мифическое существо, ревет, ломает лед, несется вперед, вздыбливаясь льдинами. Солнце также спешно захватывает территории. Всюду просыхает земля, сходит снег. Даже прошлогодний лист все еще «душист». Жаворонок также участвует в торжестве, его задача – петь гимн преображению природы. Герой прислушивается к себе и не может нарадоваться: что с моей душой? С нее он словно сбросил тяжкий груз. Она оторвалась от земли и беззаботно щебечет в вышине, журчит с ручьем, ликует, как все живое. В эти минуты он забывает обо всем, тоска оставляет героя, он пьет на пире «забвенье мысли». И, опьяненный, отдается всеобщему празднику. Пусть хоть на время, хоть на час. Уменьшительные суффиксы: ветерка, птичкой. Олицетворения: ласкаясь облака, древа обнажены (то есть, не покрылись листвой). Инверсия: шумят, блестят ручьи. Лексика возвышенная, яркая, подчеркивающая динамизм стихотворения. Синекдоха: ветхий лист. Эпитеты: незримый, заздравный, дивный, яркой. Есть и риторические вопросы. Перифраз: дочь стихий. Гипербола: под солнце взвился.

Пейзажная лирика в стихах Евгения Баратынского – нечастый гость. Она всегда выступает в симфонии с настроением автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: