Зощенко «история болезни»

Краткое содержание

Главный герой, от лица которого ведется повествование, заболел брюшным тифом и его положили в больницу. Испытания начинаются уже в приёмном покое, где он видит надпись о расписании выдачи трупов. Рассказчик спорит с фельдшером, утверждая, что такие информационные стенды не нужно располагать на видном месте. Это не добавляет сил пациентам, которые начинают нервничать и становятся морально подавленными.

Следующее испытание ожидало в помывочной комнате. Рассказчик стал уверять медсестру, что такое название больше подходит для колхозной фермы. Ведь именно там в помывочной купают и чистят коров и других животных. Как только его привели в эту комнату, главный герой замечает, что ему предлагают раздеться в то время, когда в ванне моется какая-то старушка. После непродолжительных споров пожилую пациентку всё же уводят, что позволяет вымыться рассказчику и одеться в больничную одежду, которая оказалась на несколько размеров больше.

Рассказчик, оказавшись в палате на 30 человек, вновь был недоволен лечением и попросил позвать лечащего врача. Вместо него, пришёл санитар, однако у рассказчика уже не было сил спорить, он потерял сознание от высокой температуры, а очнулся лишь через несколько дней. По словам санитарки, несколько суток он находился между жизнью и смертью, у него был жар и лихорадка, но молодой организм победил, а рассказчик очнулся и пошел на поправку.

Краткое содержание

Главный герой внезапно заболел, ему пришлось обратиться в больницу. У Петра диагностировали брюшной тиф. С первой минуты нахождения в медицинском заведении ему всё не нравится. Как и полагается, скорая помощь привезла его в приёмный покой, где висел огромный плакат, на котором было указано время выдачи трупов.

Петра отправляют на обмывочный пункт, но в ванной уже купалась старуха. Их хотят мыть вместе, но старуха потребовала, чтобы её вынули из воды. После мытья Петру выдают больничную пижаму, которая была большего размера, чем надо. Но здесь больной терпит и не возмущается. Его отправляют в палату, где лежат тридцать человек.

Возмущённый Пётр требует главного врача, но когда приходит фельдшер, он теряет сознание. Очнувшись, герой узнаёт, что его скоро выпишут, если только он не заразится от соседей по палате какими-либо болезнями. Организм у Петра оказывается крепким, поэтому он не заболевает. Но неожиданно перед выпиской он подхватывает коклюш, с которым его организм успешно борется.

Вскоре Пётр покрывается прыщами, поскольку его выписку постоянно откладывают, а нервы совсем сдали. Когда же всё-таки больной оказывается дома, то узнаёт, что в больничной бухгалтерии что-то перепутали, и жена получила известие о его смерти. С тех пор Пётр предпочитает болеть дома.

Краткое содержание рассказа «История болезни» подробно

Рассказчика с брюшным тифом и высокой температурой отправляют на лечение в больницу. Там он стоит в очереди в регистратуру и на стене читает табличку: Выдача трупов с 3-х. до 4-х., данная надпись нервирует больного, и он вступает в словесную перепалку с фельдшером или лепкомом. Фельдшер хамит и удивляется прыти еле живого пациента.

К спору присоединяется медсестра, она зовет пациента в «обмывочный пункт». Рассказчик жалуется на странную формулировку, а медсестра в ответ язвит.

Больного приводят в ванную комнату и просят раздеться. Он замечает в ванне старушку, протестует и грубит персоналу. Сестра с фельдшером возмущены поведением пациента и пытаются уговорить на совместное купание с бабушкой. Раздражённая пожилая леди сама просит вытащить её из воды, герой купается в одиночестве.

После процедуры ему выдают больничную одежду не по размеру с табличкой на рукаве. Герой возмущен, но замечает у других больных худшее положение.

В маленькой палате тридцать человек с разными заболеваниями. Рассказчик сравнивает помещение с сумасшедшим домом. Он выясняет отношения с медсестрой, ничего не добивается и требует главного врача. В палату заходит фельдшер, герой теряет сознание от слабости и выпадает из реальности на несколько дней.

Лечение проходит небрежно, больного оставляют у открытого окна. Пациент приходит в себя и чудом идёт на поправку, медсестра торопит его с выздоровлением.


Перед выпиской рассказчик заражается коклюшем. Персонал объясняет это наличием инфицированных больных в соседнем флигеле. Герой проходит лечение и снова заболевает на нервной почве. Врач дает дельный совет – перестать возмущаться.

Рассказчик продолжает жаловаться на беспорядочную работу персонала. Он застревает в больнице на восемь дней. Фельдшер злится на ворчание героя и рассказывает о трёхнедельных «заключениях» других пациентов. Остаток дней проходит в дикой суматохе.

В финале страдалец возвращается домой. Оказывается, его жена уже получила ошибочное свидетельство о смерти супруга. В больнице перепутали адреса и извинились за ошибку. Рассказчику неприятно, но поднимать скандал он не собирается. С тех пор лечится дома.

Палата

Поместили героя в небольшое больничное помещение, где уже находилось около тридцати больных. Это были самые разные по состоянию пациенты, и этот момент тоже покоробил Петра. Одни были тяжело больны, другие поправлялись и им было нечем заняться. Поэтому кто-то шлялся по палатам, кто-то играл «в пешки», а кто-то свистел.

Снова возмутился больной: «Это что, больница для душевнобольных или это базар?» — закричал он. И тут от общей ослабленности организма и от собственного крика потерял сознание.

А очнулся Петр только дня через три. Стоит над ним медсестра и удивляется: «Ну, надо же! Живы! А мы вас, больной, у открытого окна случайно оставили, а вы прямо двужильный — выдержали и даже поправляться стали.

Анализ и художественное разнообразие

Основной проблематикой этого рассказа является формальное отношение к человеку советских учреждений. Причём с подобным сталкиваются не только в больницах и поликлиниках, но и практически во всех сферах жизни. Главный персонаж пытается противостоять системе, однако подвергается гонениям врачей и медперсонала. В конечном счете, он покоряется, полностью отказываясь от возможной борьбы за справедливость. По мнению автора, формализм все же побеждает в советской жизни, а борьба против существующего уклада жизни попросту невозможна.

Поднятые в произведении проблемы:

  • формальное отношение к пациентам ;
  • всеобщий обман и ложь советской системы;
  • сравнение госучреждений и всей страны с тюрьмой.

Главный герой «Истории болезни» Зощенко относится к категории тех невезучих людей, кто в каждой ситуации остаются виноватыми. Он высказывает недовольство безразличным отношением к себе врачей и фельдшеров, но в больнице его считают нахалом и привередливым больным. Медсестра даже предполагает, что такие любопытные люди долго не живут, поэтому, с большой долей вероятности, поправиться от болезни у пациента не получится.

«История болезни» состоит из нескольких последовательных эпизодов, которые описывают все мучения главного героя в госпитале. Каждый из таких эпизодов забавен и вызывает у читателя смех, являясь средством сатирического описания такого бездушного отношения к каждому пациенту и человеку. Автор, делая речь врачей малограмотной, высмеивает медиков, которые не то что не лечили, а больше вредили своим больным.

Примечателен небольшой отрывок этого рассказа, где всем пациентам выдают больничные пижамы. Тем самым автор делает обобщение, что советская система представляет собой общий лагерь заключённых. Зощенко сравнивает медицинское учреждение с тюрьмой, в которой также арестантам выдают робы со специальным клеймом на спине или груди. Всё это унижает человеческое достоинство, превращая всех людей в покорную серую массу.

Жанр произведения

Рассказ Зощенко «История болезни» не только реалистичен, но и содержит сатиру на советские медицинские учреждения. Как утверждает автор, в стране идёт пропаганда того, что нужно заботиться о человеке, но только эти слова так и остаются красивым лозунгом. Зощенковский герой попадает в ситуацию, когда ему требуется медицинская помощь, но после обращения в поликлинику на него обрушились только одни несчастья.

Безусловно, писатель немного преувеличил комичность ситуации, но только для того, чтобы её обличить, показать все человеческие пороки. Положение, в которое попадает герой, смешно и нелепо. Зощенковский герой — обычный человек, ведь каждый может оказаться в больнице.

Муки персонажа в больнице можно сравнить с кругами ада. И если герой держался и противостоял почти всем испытаниям, но на последнем он смирился, так как выдержать у него не хватало сил. Больному пришлось выдержать много:

  1. Уже первое испытание поражает читателя, так как поступающий в медицинское учреждение больной надеется на выздоровление, но его встречает надпись в приёмном покое, которая гласит о том, в какое время выдаются трупы.
  2. Посещение «обмывочного пункта». Главный герой должен здесь помыться вместе с больной старухой.
  3. Герою выдают комплект одежды. Она не подходит ему по размеру.
  4. В палате лежало человек тридцать больных. Положили его возле открытого окна.
  5. Жена получила ошибочное извещение о его смерти.

Пройдя все эти трудности, герой решил подчиниться системе и смириться с порядками, которые царят в больнице. Он нервничал, покрывался прыщами, но не сопротивлялся.

Жанр рассказа

Рассказ «История болезни» написан в реалистическом жанре. Это тонкая сатира на существующие в те времена медицинские учреждения и систему врачебной помощи в Советском Союзе. На бумаге высокое начальство рапортовало о заботе о человеке, однако в действительности, каждый больной считался винтиком в системе, поэтому не стоит удивляться пренебрежительному, а порой и хамскому отношению к больным со стороны медицинского персонала.

Несомненно, в своём произведении Михаил Зощенко преувеличивал несчастья главного героя, показав его придирчивым, а порой и занудным человеком. Однако все его требования полностью объективны, подчеркивая безразличие врачей и медсестёр к пациентам в больницах. Зощенко при создании этого рассказа отказался от описания типовых героев, выбирая в качестве главных персонажей обычных людей, с которыми может ассоциировать себя каждый читатель.

Юмор в этом произведении, а также его повествование схоже с великими рассказами Марка Твена. Ситуация, в которую попадает рассказчик, одновременно комичная и трагичная. Каждый советский человек угадывал в таком персонаже свои приключения в больницах и поликлиниках. Неудивительно, что это произведение было актуально не только в тридцатых годах прошлого века, но и на протяжении многих десятков лет, когда пациенты сталкивались в медицинских учреждениях с таким отношением к себе.

Анализ рассказа

Произведение Зощенко отражает советскую действительность. Это сатира на медицинское обслуживание, которое зачастую бывает формальным, а о больном человеке никто не заботится, ему не уделяют должного внимания. На месте Петра может оказаться любой читатель. Хоть герой пытается противостоять этой системе в начале рассказа, потом он смиряется и становится её пассивным участником.

Основная мысль рассказа, которую писатель старается донести до читателя, заключается в том, что формальный подход и халатность могут уничтожить все ценные медицинские открытия и навредить человеку вместо того, чтобы приносить ему благо. Михаил Зощенко так интересно композиционно строит своё произведение, чтобы показать постоянные нарушения, царящие в медицине.

Сатира помогает писателю привлечь внимание зрителя, чтобы решить эту проблему и избавиться от небрежного отношения к больным людям, ведь на месте главного героя может оказаться каждый

Герои рассказа

Главный герой рассказа – обычный советский человек. Он сам не обладает никакими негативными качествами, достойными осмеяния. Очевидно, человек он образованный, во всяком случае, не простак. Об этом свидетельствует его правильная речь, не лишённая образности: «Жизнь еле теплится в моём организме, на волоске висит».

«Неудобное» качество героя – его стремление к правильности. Это борец за справедливость, но при этом человек не склочный, не конфликтует по мелочам. Например, он не называет глупой или даже преступной надпись о выдаче трупов, а выбирает для её характеристики более мягкое слово – «пошлая». Герой выходит из себя только в крайнем случае, когда его пытаются искупать вместе со старухой. Только тогда он называет медперсонал собаками.

И даже после того как жена героя получила ошибочное извещение о смерти мужа, герой не пошёл ругаться в больницу, а только ему стало «немножко неприятно».

Через образ главного героя Зощенко передаёт своё отношение к новшествам в медицине. Например, от того, что фельдшера назовут лекпомом (помощником лекаря) он по-другому работать не станет.

Герой стремится к гармонии, внутренней и внешней красоте. Он искренне мечтает о том, чтобы во всех областях советской жизни слово не расходилось с делом. Герой не беспочвенно критикует недостатки в больнице, но предлагает способы их исправления. Например, он рассуждает, что лучше не называть ванную обмывочным пунктом, потому что «это красивей и возвышает больного».

Герой рассказа относится к тому странному типу невезучих людей, которые в любой ситуации останутся виноватыми. Его ругает и фельдшер, называет привередливым больным и нахалом, и медсестра, которая предрекает ему, что он не выздоровеет, раз во всё нос суёт.

Анализ 2

Произведение является комедийный рассказом, основной темой которого становится насущная проблема человеческих взаимоотношений, описанная на примере обычного больничного заведения.

Сюжетная линия рассказа выстраивается на воспоминаниях бывшего пациента городской больницы, где он проходил, на первый взгляд, обычное стационарное лечение, которое потрясло его до глубины души, отбив всякое желание в будущем обращаться за оказанием медицинской помощи.

С момента поступления в приемный покой и до окончания больничного лечения пациент сталкивается с невероятным проявлением человеческой черствой и равнодушной натуры, проявляющейся во всех сотрудниках медицинского учреждения, начиная от санитарок и заканчивая докторами.

С помощью применения талантливого слога и смешных диалогов писатель изображает печальную картину реальной действительности в виде грубого, неуважительного отношения медицинского персонала к пациентам больницы.

В качестве средств художественной выразительности в рассказе используются неправильные грамматические фигуры, синтаксические блоки, а также искаженные выражения и фразы, которые писатель заимствует из речей неграмотных обывателей.

Актуальность проблемы подчеркивается в произведении доведением происходящего с главным героем до ситуации полного абсурда, в которой больничные порядки представляются как проявление бездушия, цинизма и непрофессионализма по отношению к беспомощным, больным людям.

Медики настолько в своей работе привыкли к человеческой смерти, что не стесняясь в выражениях в присутствии пациентов обсуждают даты их кончины, не задумываясь при этом о душевном состоянии человека. Кроме того, при размещении больных в палате никто не задумывается о выдаче нормального больничного белья или помещения пациентов в палаты в зависимости от их диагноза.

Помимо ужасного лечения больные испытывают трудности и при выписке из лечебного учреждения, поскольку и в бумажном делопроизводстве больницы творится беспросветный бардак.

Именно поэтому, вернувшись домой благодаря своему сильного организму, главный герой ошарашен новостью от собственной жены, которую медики оповещают о смерти мужа.

Рассказ повествует о насущных общественных пороках, подчеркивая в авторском повествовании ноты надежды на исправление сложившегося негативного положения вещей.

История создания

Михаил Зощенко свой рассказ написал в 1936 году. Произведение сразу же было напечатано в популярном сатирическом журнале «Крокодил», затем оно вошло в зощенковский сборник «Рассказы. 1937—1938». Многие современники автора считали, что с наследием прошлого давно покончено, но Михаил Михайлович это мнение не разделял.

В своём рассказе Зощенко показал, как люди зависят от общественного устоя, который никто не желает менять. Человек оказывается ничтожным, стараясь приспособиться, причём не желает при этом проявлять свои личностные качества. Но тогда нельзя говорить об индивидуальности каждого, а это значит, что и счастье невозможно.

Выписка

Но перед выпиской бедный пациент подхватил коклюш, что, как выяснилось, тоже было в той больнице делом самым обычным:

И все-таки дело шло к полной поправке и к выписке. Однако его все не отпускали: то по забывчивости кого-то из работников больницы, то из-за бюрократических заморочек, а потом в больнице началось «движение жен больных», которые заждались все никак не возвращающихся из больничного плена мужей. Персонал переключился на других больных — в итоге наш герой «перебрал» в больнице восемь дней и даже схватил нервную болезнь, от которой его «закидало прыщами». Но не стоит беспокоиться, утешил его фельдшер. Ведь восемь дней — это совсем немного:

Но в конце концов герой вернулся домой. И тут ждало его последнее испытание на прочность после всех лечебных мытарств: жена сказала ему, что приходило из больницы извещение, в котором ей предложено было явиться за телом ее умершего мужа, то есть его, Петра. А когда она прибежала, там извинились, что, мол, произошла путаница, а скончался кто-то совсем другой.

Хотел бывший пациент вернуться, чтобы поругаться в этот бардак под названием «больница», но подумал да и махнул рукой. И теперь предпочитает болеть, не покидая домашних стен.

Художественное своеобразие

Рассказ состоит из последовательных эпизодов, описывающих мучения героя в больнице.

Каждый эпизод сам по себе смешной, но вместе они становятся средством сатирического осмеяния действительности, ирония перерастает в сарказм и гротеск.

Хотя речь героя совершенно правильная, Зощенко меняет смысл привычных выражений, заставляет увидеть их прямое значение: «При виде его я окончательно потерял своё сознание».

Речь медицинского персонала малограмотна. Так Зощенко высмеивает медиков-недоучек: «Больной… наводит на всё самокритику».

Все герои Зощенко употребляют просторечные слова, независимо от профессии или происхождения. Например, медсестра собирается «набуровить» воды в ванну, а старуха-пациентка намеревается распатронить всех врачей.

  • «Беда», анализ рассказа Зощенко

  • «Аристократка», анализ рассказа Зощенко

  • «Галоша», анализ рассказа Зощенко

  • «Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко

  • «Встреча», анализ рассказа Зощенко

  • «Нервные люди», анализ рассказа Зощенко

  • «Стакан», анализ рассказа Зощенко

  • «Ёлка», анализ рассказа Зощенко

  • «Монтёр», анализ рассказа Зощенко

  • «Самое главное», анализ рассказа Зощенко

  • «Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко

  • «Колдун», анализ рассказа Зощенко

  • «Карусель», анализ рассказа Зощенко

  • Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография

По произведению: «История болезни»

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович

Сюжет и композиция

Герой заболел тифом, и заботливые домашние положили его в больницу. Медицинское учреждение как будто проводит эксперимент: выживет ли больной после всех мытарств, которые ему придётся испытать. Ещё испытания больного можно сравнить с кругами ада, в который он погружается. Герой противился всем несчастьям до самого последнего испытания, с которым смирился.

Первым испытанием стала надпись в приёмном покое: «Выдача трупов с 3-х до 4-х». Последнее – извещение из больницы жене с просьбой забрать труп. Таким образом, композиция замыкается, превращается в кольцевую. Герой побеждён системой, относящейся к нему как к будущему трупу. А когда это случится – вопрос времени.

Следующим испытанием становится путешествие на «обмывочный пункт», где герой должен помыться в одной комнате со старухой. Различие полов в больнице не учитывается, почтения к возрасту тоже нет.

Ещё одним этапом уничижения человека становится выдача комплектов одежды. Герой получил огромное, не по размеру, бельё и заметил закономерность: маленькие больные получают большие комплекты, а большие – маленькие пижамы. Кроме того, больничные штампы на белье стоят в самых видных местах. Так Зощенко подчёркивает сходство медицинского учреждения с тюрьмой. Клеймо на одежде стоит на груди или спине, «а это морально унижало человеческое достоинство». Сходство с тюрьмой или лагерем усиливается тем, что из больницы так же сложно уйти, как из тюрьмы. Писатель решается на обобщение: вся советская система – один большой лагерь заключённых.

Герой попадает в палату, где лежало «около тридцати разного сорта больных». Потерявшего сознание больного положили возле открытого окна, но он выздоровел. Перед выпиской герой заразился коклюшем, поев из прибора, «на котором кушал коклюшный ребёнок из соседнего флигеля».

К моменту выписки герой покрылся сыпью, нервничая из-за того, что его не выписывали. Когда героя выписали, опоздав на 8 дней, он узнал, что за неделю до этого жена получила ошибочное извещение о его смерти.

В конце герой принимает решение хворать только дома. С этой фразы и начинается рассказ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: