Тест по произведению И.С.Тергенева “Ася”
И.С. Тургенев «Ася»
А) рассказ
Б) очерк – воспоминание
В) повесть
-
В какой стране происходит действие произведения:
А) Германия
Б) Италия
В) Франция
-
От чьего лица ведется повествование?
А) Гагина
Б) автором
В) господина Н.Н.
-
Сколько лет господину Н.Н., когда он встречает Асю?
А) 23 года
Б) 25 лет
В) 27 лет
-
Жизненный принцип, по которому жил господин Н.Н.:
А) утро вечера мудренее
Б) жить без оглядки
В) не повезло – значит, не судьба.
А) 16 лет
Б) 17 лет
В) 18 лет
-
Каким видом творчества занимается Гагин?
А) живопись
Б) музыка
В) скульптура
а) Анастасия Николаевна
б) Анна Павловна
в) Анна Николаевна
-
Н.Н. знакомится с Асей, когда решает:
А) поселиться в городе Л.
Б) посмотреть коммерш
В) послушать музыку, звучащую на правом берегу Рейна
-
Ася довольно хорошо говорила
а) по-французски и по-немецки,
б) по-английски и по-немецки,
в) по-французски и по-итальянски
-
Мать Аси умерла, когда девочке было
а) семь лет с лишним,
б) восемь лет с лишним,
в) десять лет
А) прачка
Б) горничная
В) ключница
А) лицемерие, кокетство
Б) желание производить впечатление на окружающих
В) желание понять, найти себя
-
Где происходит тайное свидание Аси и Н.Н.?
а) у часовни на развалинах
б) на берегу реки
в) в доме фрау Луизы
-
В чём причина несостоявшейся любви и счастья героев?
А) душевная слабость господина Н.Н.
Б) Н.Н. слишком любит Асю, чтобы испортить ей жизнь
В) Ася слишком молода
А) она понимает, что Н.Н. на ней не женится
Б) она оскорблена поведением Н.Н.
В) она почувствовала, что её любовь ему не нужна.
А) превратности судьбы
Б) история любви
В) одинокая, скучная старость
-
В чём очарование главной героини:
А) портрете
Б) в силе чувств
В) в характере
-
Что хранит Н.Н. как память об Асе?
А) портрет Аси
Б) платочек
В) записочки и высохший цветок гераниума
-
Соотнесите события из произведения с каждым элементом сюжета
А) экспозиция | 1. отъезд Гагиных и бесплодные поиски их господином Н.Н. |
Б) завязка | 2. взаимоотношения Аси и Н.Н. с постоянным нарастанием чувств |
В) развитие действия | 3. рассказ Н.Н. о его пребывании за границей |
Г) кульминация | 4. тайное свидание Аси и Н.Н. |
Д) развязка | 5. знакомство с семейством Гагиных |
Е) эпилог | 6. итог жизни рассказчика |
-
Соотнесите героя и его слова:
А) Ася | 1. . «Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, кажется, сдвинул бы с места – а в исполнении тотчас слабеешь и устаёшь» |
Б) Гагин | 2. «… лица, человеческие лица – речи людей, их движение, смех, – вот без чего я обойтись не могу» |
В) господин Н.Н. | 3. «Лесть и трусость – самые дурные пороки» |
Эталоны ответов
И.С. Тургенев «Ася»
1 | В |
2 | А |
3 | В |
4 | Б |
5 | Б |
6 | Б |
7 | А |
8 | В |
9 | Б |
10 | А |
11 | Б |
12 | Б |
13 | В |
14 | В |
15 | А |
16 | В |
17 | Б |
18 | Б |
19 | В |
20 1 балл | А – 3 Б – 5 В – 2 Г – 4 Д – 1 Е – 6 |
21 1 балл | А – 3 Б – 1 В – 2 |
Критерии оценки за тест:
Всего 21 балл
«5» – 0 – 2 ошибки
«4» – 3 – 5 ошибки
«3» – 6 – 9 ошибок
«2» – 10 и более ошибок
Почему повесть так называется?
Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.
Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.
Образ Аси как образ «тургеневской девушки»
Юная семнадцатилетняя девушка особого душевного склада представлялась главному герою совершенной загадкой, которую он пытался разгадать сначала из любопытства, после – с внимательным интересом. Но понять так и не смог. Весьма сложно составить мнение о натуре Аси, ее характер – это сплав переменчивости и неопределенности. Н.Н., пытающегося разгадать причины ее поведения, мучает вопрос: «Что за хамелеон эта девушка?
Лицо у Аси было «изменчивое», взгляд больших глаз был прям, светел и смел, иногда вдруг «становился глубок и нежен». Она была то непосредственна и прелестна, то становилась задумчиво мечтательна и нелюдима. Живость в общении могла смениться робкой стеснительностью. То она дичилась постороннего человека, то вдруг без повода хохочет, не обременяя себя светскими манерами. То ведет себя неподобающе для воспитанной барышни, ползая по развалинам и громко распевая песни. Может изображать из себя благовоспитанную особу, соблюдающую приличия. Может быть спокойной, степенной, превратиться в простую русскую девушку. Сложно определить, когда она не играет роль, а является самой собой. Образ Аси многозначен, неуловим, состоит из множества красочных штрихов и еле уловимых интонаций.
В многоликости образа Аси главенствуют стихийность и природное естество. Стремительные перемены в ее настроении связаны с противоречивостью между ее чувствами, желаниями и поступками. Она сама говорит, что нельзя делать выводы по ее поступкам. Ведь ей самой неведомо, что у нее в голове, оттого иногда, когда хочется плакать, она смеется. Ее чувственная, поэтическая и мятежная душа, непосредственность, «полудикая прелесть», обостренная интуиция, особые отношения с природой являются отличительными особенностями «естественного человека»,чуждого светскому обществу. Ее внутренняя жизнь наполнена мечтами, мыслями, чувствами, «неожиданными и неотразимыми, как гроза».
Даже в самом лучшем пансионе, где она «выживала» четыре года, хотя и была лучшей ученицей, из нее не удалось воспитать приличную барышню. Отчасти ее характер связан с положением незаконнорожденной барской дочери, долгой жизнью в деревне и воспитанием среди крестьян до 9 лет.
Л. Толстой говорил, что благодаря Тургеневу в России появились «тургеневские девушки», которых ранее не описывали в литературе. Впервые появились образы женщин, для которых святость любви была превыше святости брака. Если пушкинская Татьяна, любя Онегина, осталась верна брачному обету, то тургеневская Ася, не раздумывая, говорит любимому: «Ваша». Такие женщины не подчиняются чужой воле и не могут быть выданы замуж. Они сами делают свой выбор. Причем их избранником должен быть необыкновенный человек. Героини Тургенева, как правило, ищут счастья и не могут его обрести, потому что нет достойного их человека. Образы этих девушек для Тургенева представляют духовный идеал, потому что готовы беззаветно жертвовать собой ради человека, которого полюбят. Мужские образы менее развиты в духовном отношении. Они в своих любовных романах капитулируют перед обстоятельствами, воспринимают любовь рационально, не осознавая ее истинной ценности, торгуются с собственной совестью, способны ради собственной безопасности наносить любящему их человеку смертоносные раны.
Главные герои и их характеристика
Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование
Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.
Факты биографии Тургенева, связанные с созданием повести «Ася»
В черновике рукописи повести Тургеневым было записано, что начата она «в Зинциге на берегу Рейна 30 июня-12 июля 1857 г.», а окончена «в Риме 15-27 ноября». Писатель, пребывая в немноголюдном городке Германии, записал, что там он после годового перерыва преступил к работе, предавшись полному уединению
Однажды, катаясь на лодке, писатель обратил внимание на небольшой двухэтажный домик на берегу у развалин и его обитателей. В окне первого этажа он увидел старуху, в окне второго девушку
Так появился замысел и фабула нового произведения. Действия повести «Ася» происходят в городе З. Природа и жизнь небольшого городка, расположенного на берегу Рейна, детально описаны в повести.
В этом случайно возникшем замысле отражена отчасти судьба дочери Тургенева, послужившая основой для истории главной героини. В молодости студент Иван Тургенев был влюблен в работавшую у его матери белошвейку Авдотью Иванову и даже хотел жениться. Неравному браку воспрепятствовала мать будущего писателя Варвара Петровна, пригрозив лишить сына наследства. У Авдотьи Ивановой родилась девочка, названная Пелагеей. Спустя год Варвара Петровна, забрав девочку к себе, назначила Авдотье денежное содержание, что дало ей возможность выйти замуж. Пелагея была очень похожа на своего отца, который узнал о ее существовании только спустя восемь лет. Все это время его дочь жила в имении его матери в семье крепостной прачки. Тургенев, понимая двусмысленность положения дочери в будущем в России, увез девочку во Францию, ее взяла на воспитание его близкая подруга Полина Виардо. Больше Пелагея, чье неблагозвучное имя простолюдинки сменили на Полину, в Россию никогда не вернется. В 15 лет Полина была отдана в пансион, где впервые влюбилась в молодого преподавателя, но тот не ответил на чувства девушки, дорожа своей «свободой». Переживания Полины и история ее первой любви также нашли отражение в повести «Ася».
Повествование любовных повестей Тургенева, в том числе «Аси», за поэтизацию чувств героев и романтическую красоту пейзажей иногда называют «элегическим». Они подобно поэтическим текстам элегий пронизаны лирическими воспоминаниями о молодости и любовных драмах, грустными размышлениями об ушедшем времени и несбывшемся счастье.
Тема
Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство — это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н
не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире
Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.
Роль пейзажно-психологических зарисовок в повести
Рассказ об одной несостоявшейся любви может быть прочитан как философское обобщение, оттого реалистические детали и картины природы в повести «Ася» могут обретать символический смысл. Любовь у Тургенева показана как часть природной стихии, которая управляет мирозданием. Осмысление сути любви перекликается с философией природы (натурфилософией). Пейзажные зарисовки в сюжете повести занимают немного места, они не являются изящными декорациями к действиям героев. Человек связан с природой «тысячью неразрывных нитей». Различные чувства человека имеют в природной среде свой источник. Герои наслаждаются природой, она неприметно принимает участие в их судьбе.
Н.Н. и Ася, залюбовавшись с горы Рейном и его долиной, мечтают взвиться и улететь в синеву неба, как птицы. Н.Н. говорит, что они могут обрести крылья, ведь есть чувства, которые позволяют подняться над землей. Ася, вспоминая этот разговор, грустно определит свою участь: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда». Мотив окрыленности обретает форму метафоры – «крылья любви», неоднократно повторяющейся в повествовании.
Природа представлена живой сущностью, меняющейся в своих состояниях. Колебания воздуха, запахи, звуки и цвета осязаемы, ощутимы. Воздух ластится к лицам, волнообразно «колыхается и перекатывается», запах лип заставляет грудь дышать глубже, «пристально глядит» луна, озаряющая душу «волнующим светом», соловьи «заражают» сладким ядом своего пения.
Философский подтекст в описаниях природы звучит в X главе. Н.Н., чувствуя неясное беспокойство, попросил перевозчика бросить весла и дать лодке плыть по течению. Он устремил взгляд к небу, но даже там не ощущалось покоя, «все шевелилось, двигалось, содрогалось». И на водной глади не было покоя, дрожали, колыхаясь, отражения звезд. И росла душевная тревожность и желание счастья. Н.Н. думается, что он доверился течению по собственному намерению. В действительности он втянут в бесконечный поток жизни, которому невозможно противостоять. Величественный Рейн символизирует течение жизни. Символично и то, что герои разделены Рейном, чтобы встретиться с Гагиными, в общении с которыми он обрел любовь и дружбу, Н.Н. нужно пересечь эту стихию. Символичен лунный столб, тянувшийся «золотым мостом» через реку, который «разбил» Н.Н., вплыв в него на лодке. Разбитый лунный столб предвещает разрушенное им единение душ. По Рейну Гагины отплывают, чтобы навсегда уйти из его жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Вопросы и задания по повести „Ася”
-
Используя материалы учебника, составьте развёрнутый план ответа по теме «Творческая история повести „Ася”».
-
Вспомните элементы фабулы. Все ли они представлены и повести? Установите границы каждого из них.
- Рассказ о событиях ведётся от лица рассказчика-персонажа II.11. Назовите известные вам произведения, где использован сходный приём. Что он привносит в художественное произведение?
-
Назовите слова, которые «оживляют» картину в нижеприведенном фрагменте. Какими средствами художественной речи они являются?
«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелёными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху ещё лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и лёгкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте».
-
Прочитайте фрагмент со слов «Ася вопросительно посмотрела на меня…» до слов «…её душа мне нравилась». Назовите ключевые слова, характеризующие Асю.
-
Как в героине повести проявляется чувство влюблённости? Зачитайте фрагменты текста, которые бы с различных сторон характеризовали переживания Аси.
-
Гагин — художник. Какие детали в его облике, речи, поведении подчёркивают это?
-
Найдите и прочитайте фразу из IV главы повести, в которой характеризуется духовный облик Гагина, воспринятый и переданный II. II.
-
Почему Ася и Гагин скрывали свои взаимоотношения? Этот вопрос задаёт себе Н.Н.
«Однако, — думал я, — умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.
-
«Я не отдавал себе отчёта в том, что во мне происходило; одно чувство было мне ясно: нежелание видеться с Гагиными», -говорит Н.Н.
Искренен ли в своих чувствах рассказчик? Или всё сложнее и тоньше? В каком эпизоде это ощущение получило своё объяснение?
-
Прочитайте диалог Н.Н. и Гагина со слов «- Я решился… узнать от вас…» до слов «Женитьба на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!». Как характеризует Н.Н. его реакция на вопрос Гагина? Дайте развёрнутый ответ.
- Какие детали и эпизоды кажутся вам самыми существенными в истории Аси, рассказанной Гагиным?
-
Какие слова, сказанные во время объяснения Н.Н. и Аси, наиболее точно передают их душевное состояние? Запишите эти слова (словосочетания) .
-
Сформулируйте тезисы для рассуждений и выводов о характере Аси.
-
Какие нравственные качества свойственны героям повести: Асе, Н.Н., Гагину?
-
Как разрешился основной конфликт повести и на какой стадии развития действия (определите её терминологически) он дан?
-
Можно ли назвать то, что происходите героями, «испытанием любовью»? Как вы понимаете это словосочетание?
- Определите основную идею повести И.С. Тургенева «Ася». Как в сюжете произведения отразилось представление писателя о счастье?
Проблематика
Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным
Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее
Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.
Критика
Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:
Сам писатель очень тепло отзывается о своем творении: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».
О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:
Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».
В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»
Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:
В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.
С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику — буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».
Повесть явно понравилась не всем. После ее опубликования в адрес литератора посыпались упреки. Например, рецензент В. П. Боткин поведал Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось — и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…». Известный поэт, адресат письма, был солидарен с другом и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.
Но сильнее всех критиков негодовал Толстой, который оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» — эта ремарка содержалась в письме Некрасову. Лев Николаевич связывал книгу с личной жизнью приятеля. Он был недоволен, что тот устроил незаконнорожденную дочь Полину во Франции, навсегда разлучив ее с родной матерью. Такая «лицемерная позиция» резко осуждалась графом, он открыто обвинял коллегу в жестокости и неправильном воспитании дочери, еще и описанном в повести. Этот конфликт привел к тому, что авторы не общались 17 лет.
Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:
Основная мысль
История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.
Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.
Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.