Орфей и Эвридика
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.
За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.
Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.
Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, — это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.
— Нет, не могу я жить без Эвридики! — говорил он. — Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!
Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.
Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.
Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя — это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:
— Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:
— Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!
— Сжалься! — молил Орфей. — Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.
Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства — Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.
В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.
Только младший брат бога Смерти — бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, — даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.
Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.
Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Новая потеря и вечная любовь Орфея и Эвридики
Орфей был согласен и, не помня себя от радости, последовал к пути на землю. Проводником музыканта выступил ловкий Гермес, что указывал дорогу к свету. Долгим был путь, не раз Орфею казалось, что ничто не идёт за ним, но всё время он заставлял себя преодолеть страх, помня о наставлении Аида.
Лишь у самой поверхности музыкант смог перевести дух. Он уже видел свет солнца и, сделав шаг под тёплыми лучами, тотчас же обернулся. Увы, душа Эвридики ещё не покинула пределов царства мёртвых. С печальных вздохом неясная тень, облик любимой супруги стал исчезать в темноте. Несчастный Орфей бросился к Эвридике, но так и не смог уловить ускользающую душу.
Из-за своей ошибки Орфей вновь потерял возлюбленную
Орфей знал путь в царство мёртвых, а потому тут же последовал туда. У берега Стикс его никто не ждал. Напрасно целых семь дней ждал певец хоть кого-нибудь у тёмных волнующихся вод. Теперь его игру никто не хотел слышать. За свою ошибку музыкант дорого расплатился.
Вернувшись в родную Фракию, Орфей провёл остаток дней в скорби и тоске по любимой. И лишь после смерти он вновь встретился с Эвридикой – той, которую никогда не переставал любить.
Миф об Орфее и Эвридике напоминает волшебную сказку, но в нём есть немало необычных элементов
Особое внимание уделяется теме роковой ошибки. Не в силах терпеть из-за своей спешки Орфей потерял самое дорогое, что у него было
Не менее интересен и образ строгого, но понимающего Аида, которого обычно изображают злым и мрачным. А главное – эта история учит нас ценить настоящее и тех, кто рядом с нами.
Орфей в поисках Эвридики
Когда отчаяние певца перешло все пределы, он решил отправиться в царство мёртвых. “Если не смогу вернуть Эвридику – сам останусь в мире Аида”, – решил Орфей. Подойдя к мрачной реке Стикс, он услышал жалобные стоны и мольбы душ умерших.
Их перевозил с одного берега на другой лодочник Харон. Музыкант попросил взять его с собой, но Харон наотрез отказался – его подопечными становились лишь мёртвые.
Даже здесь с Орфеем, как и всегда, была золотая кифара, которую он достал и начал играть. Чарующая музыка превратила бурные потоки Стикс в тихие воды, души перестали стенать, а Харон, поддавшись волшебству песни, выделил место в лодке для живого пассажира.
Оказавшись на другом берегу, музыкант не прекращал своей игры. Его душа рвалась от боли, и он принялся рассказывать в песне о своей бесконечной любви к Эвридике, о трагедии, что настигла его, о том, как молода и красива была его возлюбленная в час своей безвременной кончины.
Орфей в царстве Аида
И тогда, вслушиваясь в слова истории, в мелодию кифары, замерло всё царство мёртвых. В тот миг перестал бесконечно поднимать на гору свой камень обречённый Сизиф, муки Тантала на время превратились, а властители подземного мира, бог Аид и его супруга Персефона, невольно заслушались музыкой своего нежданного гостя.
Увидев перед собой самого владыку царства мёртвых, Орфей взмолился к Аиду. Певец просил его отпустить в мир света его возлюбленную Эвридику. Сам же Орфей заверил Аида, что, когда настанет час, сам вернётся в царство Аида, не ропща и не жалея об ушедшей жизни.
Аид – властитель подземного царства Dustin Irvin / dirvin.artstation.com
“Лишь дай время для счастья и любви”, – попросил музыкант. И здесь я хочу отдать должное Аиду. Несмотря на всю свою суровость, правитель подземного мира согласился нарушить вечные законы, подарив жизнь Эвридике. История Орфея, его талант и искусство тронули бога мёртвых до глубины души.
Но он не забывал упомянуть об одном важном условии. Аид заметил, что душа Эвридики последует за Орфеем, но тому нельзя будет взглянуть на неё
Лишь тогда, когда Эвридика выйдет на поверхность, супруг сможет обернуться к ней. “Нарушишь это, – сказал Аид, – и навсегда потеряешь жену”.
Орфей и Эвридика
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.
За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.
Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.
Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, — это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.
— Нет, не могу я жить без Эвридики! — говорил он. — Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!
Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.
Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.
Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя — это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:
— Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:
— Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!
— Сжалься! — молил Орфей. — Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.
Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства — Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.
В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.
Только младший брат бога Смерти — бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, — даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.
Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.
Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.
Воссоединение возлюбленных
Потерпев неудачу, Орфей поклялся, что больше никогда не полюбит ни одну женщину. Он сочинял новые печальные песни о любви, так родился жанр поэмы.
Многие безуспешно пытались завоевать сердце юноши. Не добились его любви и менады (спутницы Диониса вроде вакханок), которые пришли в бешенство от холодности музыканта. Менады растерзали юношу.
Трагедия на земле обернулась счастьем в подземном царстве: Орфей и Эвридика воссоединились после смерти и больше никогда не расставались.
- Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ. Ещё нас можно читать во и Твиттере!
- Литература:wikipedia.org // The tragic myth of Orpheus and Eurydice — Brendan Pelsue
Боги и герои мифов древней Греции: Орфей и Эвридика
Был Орфей знаменитым певцом Эллады. Он был сыном бога Аполлона, а по другим сказаниям — речного бога Эагра и музы Каллиопы; родом был он из Фракии.По одним преданиям, он вместе с Гераклом и Фамиридом учился у искусного певца Лина, а другие рассказывают, что он провел свою юность в Египте и там обучался музыке и пению. От звуков его чудесной лиры вся природа наполнялась трепетом: умолкали хоры очарованных птиц, останавливали ход свой рыбы в море, на звук его песен откликались деревья, горы и скалы; дикие звери выходили из нор и ласкались у его ног. У Орфея была жена — прекрасная Эвридика, нимфа Пенейской долины. Однажды весной собирала она вместе с подругами цветы на лугу. Увидел ее бог Аристей и стал преследовать. Убегая от него, она наступила на ядовитую змею, которая ужалила ее, и от укуса Эвридика умерла. Громко оплакивали погибшую Эвридику ее нимфы-подруги и воплями оглашали долины и горы Фракии.Орфей сидел со своей лирой на пустынном речном берегу и с утра до позднего вечера и с вечера до солнечного восхода изливал свою скорбь в печальных и нежных песнях, их слушали скалы, деревья, птицы и звери лесные. И вот Орфей решил наконец спуститься в подземное царство, чтобы просить Аида и Персефону вернуть ему любимую Эвридику. Глухим Тенарским ущельем спустился Орфей в подземное царство и без страха прошел мимо толпившихся там теней. Подойдя к трону Аида, он заиграл на лире и сказал;~ Боги подземного царства, я пришел к вам не за тем, чтобы увидеть страшный Тартар, не для того, чтобы сковать злобного пса Цербера, а пришел я ради своей жены Эвридики, которая погибла, укушенная змеей.Так сказал он и заиграл на лире, и заплакали от сострадания тени умерших. Тантал, забыв о жажде, стоял, очарованный игрой Орфея; остановилось колесо Иксиона, и несчастный Сизиф, забыв о своей тяжелой работе, начал прислушиваться к чудесной песне, опершись на свой камень. Жестокие эринии и те прослезились впервые; и Персефона и Аид не могли отказать в просьбе певцу Орфею.Они позвали Эвридику и позволили ей вернуться вместе с Орфеем на землю. Но они повелели ему по дороге к светлому миру не оглядываться назад, не смотреть на жену Эвридику. Вот отправились в долгий путь по крутой пустынной тропе Орфей и Эвридика. Молча шел впереди Орфей и в глубоком молчании шла за ним Эвридика. Были они уже близко к светлому миру, но захотелось Орфею оглянуться назад, чтобы проверить, идет ли за ним Эвридика, и вот в тот миг, когда он оглянулся, Эвридика снова умирает и становится тенью и, протягивая к нему руки, возвращается в подземное царство Аида.Поспешил печальный Орфей за исчезнувшей во мраке тенью, но равнодушный перевозчик мертвых Харон не внял его просьбам и отказался перевезти его на другой берег реки Ахеронт. Семь дней безутешный певец сидел на берегу подземной реки и только в слезах находил себе утешение. Затем он возвратился в долины фракийских гор. Здесь прожил он в печали целых три года.и единственное, что его утешало в горе, была песня; и полюбили ее слушать горы, деревья и звери.Однажды он сидел на скале, освещенной солнцем, и пел свои песни, и деревья, столпившиеся вокруг Орфея, своей тенью укрыли его. Скалы теснились к нему, птицы покидали леса, звери выходили из нор и вслушивались в волшебные звуки лиры.Но увидали Орфея фракиянки, праздновавшие в горах шумный праздник Вакха. Они давно гневались на певца, который, потеряв жену, не хотел полюбить другую женщину. Стали разъяренные вакханки бросать в него камни, но, очарованные звуками лиры и песней Орфея, камни падали к его ногам, как бы моля о прощении. Но все же звуки неистовых флейт, рогов и бубна заглушили звуки лиры Орфея, и камни стали долетать до него. Неистовые вакханки бросились на Орфея, стали бить его тирсами, увитыми виноградными листьями, и Орфей упал под их ударами.Смерть его оплакивали птицы и звери, и даже скалы и те проливали слезы. Деревья в грусти роняли листья, дриады и наяды с плачем рвали на себе волосы. Голову убитого Орфея и его лиру вакханки бросили в реку Гебр, и, плывя по воде, лира издавали тихие грустные звуки, а голова Орфея еле слышно продолжала печальную песню, и печальным отзвуком отвечали ей берега.Плыли по реке голова и лира Орфея в море, к берегам острова Лесбос, где пели свои прекрасные песни Алкей и Сафо, где поют соловьи нежней, чем где-либо на земле.А тень Орфея спустилась в подземное царство Аида и нашла там свою Эвридику и никогда с той поры не разлучалась с ней.Существует и другое предание, по которому тело Орфея похоронили музы, а лиру Орфея боги поместили на небе среди звезд.
— КОНЕЦ —
Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации.
Мифы
Орфей жил в одном селении у горы Олимп – дома богов. Бог Аполлон считал Орфея любимцем и подарил герою золотую лиру – волшебный инструмент, при помощи которого Орфей мог перемещать скалы и деревья и приручать диких зверей. Голос Орфея вызывал радость у всех, кто его слышал. Во время похорон Пелия проходили погребальные игры, где Орфей победил в игре на кифаре.
Орфей стал одним из участников похода за золотым руном, членом команды аргонавтов. Позже, чтобы усовершенствовать свои знания, Орфей отправился в Египет, где изучал музыку, поэзию, обряды и теологию, став во всем этом первым. Орфей был «вегетарианцем» и запрещал проливать кровь.
Аполлон
Больше всего известен миф о том, как Орфей спускался в Аид за собственной супругой – нимфой Эвридикой. Эвридику ужалила змея, и нимфа погибла. Безутешный Орфей спустился в царство мертвых и добрался до повелителя подземного мира Аида и его супруги Персефоны. Орфей пел им и играл на лире. Владыки подземного царства прониклись сочувствием к герою и дали тому возможность вывести Эвридику назад, на поверхность земли, в мир живых.
Орфей и Эвридика
Однако Аид поставил условие, согласно которому Орфей не должен был глядеть на Эвридику, пока оба не окажутся на поверхности. Герой нарушил этот запрет недалеко от выхода из подземного мира и оглянулся. Нимфа канула назад, во тьму, и Орфей снова спустился к подземным богам, взывая о помощи. Но те не пошли ему навстречу второй раз, и Эвридика осталась среди мертвых.
Экранизации
В 1950 году французский режиссер Жан Кокто снял сюрреалистический фильм «Орфей». Сценарий фильма основан на собственной пьесе Кокто, основой для которой, в свою очередь, послужил миф об Орфее.
События фильма разворачиваются в современном мире. Орфей, знаменитый поэт со множеством поклонников, становится свидетелем того, как некая принцесса в черном одним прикосновением оживляет труп. Принцесса – образ самой Смерти – влюбляется в Орфея и является к ложу героя, пока тот спит. А в молодую жену Орфея Эвридику влюбляется потусторонний спутник Смерти по имени Эртебиз. В фильме присутствуют и странствия героя по потустороннему зазеркальному миру в поисках погибшей супруги, и канонический запрет глядеть на Эвридику, который нарушается. Финал, однако, оптимистичен.
Роль Орфея в этом фильме сыграл культовый актер Жан Маре. Актеру и позже приходилось бывать в роли персонажей древней мифологии. В 1985 году Маре сыграл роль повелителя преисподней Аида в фильме «Парковка», а в фильме «Похищение сабинянок» (1961 год) Маре сыграл богаМарса.
В 1960 году тот же Жан Кокто снял еще один фильм – «Завещание Орфея», где в роли поэта (Орфея) выступает сам Кокто. Оба фильма – часть «Орфической трилогии», и в «Завещании Орфея» присутствуют некоторые персонажи из предыдущего фильма. А также еще один мифологический персонаж – Эдип, которого играет Жан Маре.
В 1959 году вышел совместный франко-итальяно-бразильский фильм «Черный Орфей». События снова разворачиваются в современном мире. Орфей – молодой музыкант, который играет на гитаре и подрабатывает трамвайным кондуктором. У Орфея есть невеста – экзотическая дамочка, чья жизнь похожа на карнавал. Есть в сценарии и Эвридика – девушка, которую преследует загадочный незнакомец. События происходят в Рио-де-Жанейро во время ежегодного карнавала. Роль Орфея в фильме сыграл актер Брено Мелло.
Актер Брено Мелло
В 1998 году вышла фантастическая мелодрама «Куда приводят мечты», которая построена по канону мифа об Орфее, хотя напрямую персонажи и события мифа не задействованы в сюжете. Герой фильма теряет детей, а затем погибает сам в автокатастрофе. Жена героя кончает жизнь самоубийством, и умерший герой, душа которого попала в Рай, отправляется в Ад, чтобы найти там супругу и спасти.
Вариант 2
A1. Одним из наиболее почитаемых богов был Посейдон, потому что:
1) Средиземное море играло большую роль в хозяйственной жизни Греции
2) Посейдон помог Одиссею вернуться на родину
3) Посейдон был владыкой «царства мертвых»
4) у греков существовало единобожие
А2. Какое явление природы олицетворял миф о Деметре и Персефоне?
1) разлив рек
2) таяние снега
3) песчаные бури
4) смену времен года
А3. Бог, научивший людей разводить виноград и делать вино:
1) Гефест
2) Гермес
3) Аполлон
4) Дионис
А4. О каком древнегреческом боге идет речь?
С помощью, царь наш, твоей головы на свет появились Матерь богиня земля и гор вознесенные кручи. Море и прочее все, что под небом широким воздвиглось… Недр сотрясатель, ты все насаждаешь, растишь, очищаешь всетворящий, хозяин и грома, и молний…
1) Аид
2) Зевс
3) Цербер
4) Осирис
B1. Установите соответствие между именем богини и ее характеристикой. Одному элементу левого столбика со ответствует один элемент правого.
Богиня
А) Афина
Б) Артемида
В) Деметра
Характеристика
1) богиня земледелия
2) богиня справедливой войны
3) богиня охоты
4) богиня любви и красоты
Ответы на тест по истории Религия древних греков 5 классВариант 1
А1-4
А2-4
А3-4
А4-2
В1. А2 Б1 В3Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-4
А4-2
В1. А2 Б3 В1
Счастье и трагедия
Музыкант Орфей был щедро наделён невероятными талантами. Когда он играл на кифаре, не только люди, но и боги, и вся природа, замирая, внимали ему. Он принимал участие в походе за золотым руном, во время которого благодаря музыке Орфея, морякам удалось усмирить морские волны.
Как я уже заметила, возлюбленной Орфея стала красавица-нимфа Эвридика, которая вскоре стала супругой музыканта. Сложно было найти более счастливую и влюблённую семейную пару, чем они. Но, вероятно, недобрые боги позавидовали радости, которой был наполнен каждый день Орфея и Эвридики.
Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика
Во время одной из своих прогулок нимфа шла по высокой траве, в которой не заметила притаившуюся змею. Та атаковала Эвридику, и несчастная женщина упала на землю, чувствуя, что жизнь покидает её. Подоспевший на помощь Орфей уже ничем не мог спасти возлюбленную. Эвридика умерла на его руках, а жизнь певца превратилась в мрачную пелену.
Теперь он исполнял лишь скорбные песни, посвященные умершей жене, не переставал вспоминать об Эвридике и не собирался связывать себя узами с другой женщиной. Несмотря на то, что многие красавицы Греции мечтали выйти замуж за Орфея, его сердце по-прежнему полнилось любовью к Эвридике.
Сотрите видео, в нем миф рассказан в стихах.
Орфей в царстве мертвых
Влюбленный отправился прямиком в царство мертвых, чтобы вернуть себе Эвридику. На входе его ждал ужасный трехглавый пес Цербер, который впускал в ворота только души мертвых. Музыкант достал свою лиру и начал играть прекрасную мелодию. Чудовище заслушалось и уснуло, а Орфей прошел мимо него.
Харон перевозил души мертвых через реку Стикс, но живого музыканта он отказался брать в свою лодку. Снова Орфей достал свою лиру и заиграл. Зачарованный музыкой Харон пустил его в лодку и доставил на другой берег.
Так Орфей достиг дворца грозного хозяина загробного царства Аида и его прекрасной жены Персефоны. Оказавшись перед ними, он начал петь печальную песню о своей любви к Эвридике, о том, что она слишком рано ушла из жизни.
Весь ад замер, слушая певца: Сизиф не толкал в гору свой камень, Тантал перестал тянуться за водой, которую не мог выпить, даже демонические фурии плакали, скорбя о любви Орфея.
Аид спросил, чего же хочет певец. Храбрый Орфей сказал ему, что все люди смертны, рано или поздно Эвридика отправится в царство мертвых, но сейчас она так молода. Музыкант попросил вернуть любимую в мир живых.
Аид согласился дать дриаде шанс, но при одном условии: на обратном пути из загробного мира Орфей должен идти не оглядываясь.
Если музыкант не выдержит и обернется проверить, идет ли за ним любимая, Эвридика останется навсегда в царстве мертвых.
Орфей начал свой путь. С каждым шагом он волновался все сильнее: шагов возлюбленной не было слышно. Идет ли за ним Эвридика?
Уже в конце своего пути музыкант не выдержал искушения и поддался соблазну оглянуться назад. Его любимую тут же отправили в царство Аида, а ему самому запретили повторно проникать в загробный мир.
Может быть, этим древние греки хотели подчеркнуть, что в любви важно доверять и быть верным до конца? Или хотели показать, как искушения и соблазны приводят к потере любимых?
Смерть
Гибель Орфея в Древней Греции описывается в нескольких вариантах, однако все они сводятся к тому, что герой был заживо растерзан обезумевшими женщинами. По Овидию, спутницы Диониса менады «клеились» к Орфею, но тот отверг женщин, за что был ими разорван. По другой версии, Орфей нечаянно стал свидетелем дионисийских мистерий и был убит за это. По третьей — герой пропустил имя Диониса, когда восхвалял в песне богов.
Смерть Орфея оплакали музы, которые собрали куски растерзанного тела героя, чтобы похоронить, а золотую лиру Орфея громовержец Зевс превратил в созвездие Лиры. Есть также миф о некоем святилище на острове Лесбос, где оторванная голова Орфея изрекала пророчества.
Смерть Орфея