Викторина: история романса

Соревнование для учащихся 7-8 класса

Кто написал слова этих песен (романсов)?

1. «Мой костер в тумане светит…»      (Я. П. Полонский.)

2. «Что ты жадно глядишь на дорогу…»  (Н. А. Некрасов.)

3. «Средь шумного бала, случайно…»   (А. К. Толстой.)

4. «Среди долины ровныя…»   (А. Ф. Мерзляков.)

5. «Гляжу как безумный на черную шаль…»    (А. С. Пушкин.)

6. «Не искушай меня без нужды…»   (Е. А. Баратынский.)

7. «Ревела буря, дождь шумел…»    (К. Р. Рылеев.)

8. «Вечерний звон, вечерний звон…»

(И. И. Козлов (1827), Д. Давыдов (1830).)

9. «Гуляет по Дону казак молодой…»    (Дм. Ознобишин.)

10. «Обойми, поцелуй,

Приголубь, приласкай…»

(А. В. Кольцов.)

11. «Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки…»

(Д. С. Пушкин. Песня девушек из романа «Евгений Онегин».)

12. «Еще в полях белеет снег…»      (Ф. И. Тютчев.)

13. «Белеет парус одинокий…»      (М. Ю. Лермонтов.)

14. «Молода еще девица я была…»     (Е. П. Гребенка.)

15. «Между небом и землей…»      (Н. В. Кукольник.)

16. «Я помню чудное мгновенье…»         (А. С. Пушкин.)

17. «Я встретил вас — и все былое…»          (Ф. И. Тютчев.)

18. «За рекой на горе,

Лес зеленый шумит…»

(А. В. Кольцов.)

19. «Горные вершины

Спят во тьме ночной…»

(Из Гете (перевод М. Ю. Лермонтова).)

20. «Очи черные, очи страстные…»     (Е. П. Гребенка.)

21. «Не пой, красавица, при мне…»     (А. С. Пушкин.)

22. «Выхожу один я на дорогу…»   (М. Ю. Лермонтов.)

23. «Уймитесь волнения страсти…»        (Н. В. Кукольник.)

24. «Утро туманное, утро седое…»        (И. С. Тургенев.)

25. «На заре ты ее не буди…»         (А. А. Фет.)

26. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»       (М. Ю. Лермонтов.)

21. «О, говори хоть ты со мной…»        (А. А. Григорьев.)

28. «Меж высоких хлебов затерялося…»       (Н. А. Некрасов.)

29. «Я тебе ничего не скажу…»         (А. А. Фет.)

30. «Пара гнедых, запряженных с зарею…» (А. Н. Апухтин.)

31. «Много песен слыхал я в родной стороне…» (А. А. Олъхин.)

32. «Из-за острова на стрежень…»      (Ф. Н. Садовников.)

33. «Слышу песни жаворонка…»   (Ф. И. Савинов.)

34. «Ой, полна, полна коробушка…»      (Н. А. Некрасов.)

35. «Глядя на луч пурпурного заката…»     (П. А. Козлов.)

36. «Смело, товарищи, в ногу!»     (Л. П. Радин.)

37. «Вихри враждебные веют над нами…»        (Г. М. Кржижановский.)

38. «Плещут холодные волны…»         (Я. Репнинский.)

39. «Наверх, о товарищи, все по местам…»         (Е. М. Студенская.)

40. «Только вечер затеплится синий…»             (А. Н. Будищев.)

41. «По диким степям Забайкалья…»    (Неизвестный автор.)

42. «Старый муж, грозный муж…»       (А. С. Пушкин.)

Тур III. «Угадайте произведение»

Вопросы:

1. Назовите роман в стихах А.С. Пушкина.
(«Евгений Онеги»).

2. Назовите поэмы, входящие в так называемый романтический цикл 1820-1824 годов.
(«Кавказский пленник», «Братья-разбойники»,
«Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).

3. Какие произведения вошли в сборник «Повестей Белкина»?
(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик»,
«Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

4. Какую поэму А.С. Пушкин начал писать ещё в лицейские годы и закончил в 1820 году?
(«Руслан и Людмила»).

5. Какое стихотворение, ставшее поэтическим итогом творчества, завещанием, обращённым к далёким потомкам, А.С. Пушкин написал за несколько месяцев до своей смерти?
(«Памятник»).

6. Назовите драмы, входящие в цикл «Маленьких трагедий».
(«Борис Годунов», «Каменный гость», «Скупой рыцарь»,
«Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери»).

7. Какое стихотворение А.С. Пушкин посвятил своей жене Н.Н. Гончаровой?
(«Мадонна»).

8. Царь Николай I рассвирепел, прочитав строки этого произведения. «Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик, хуже Пугачёва». О каком произведении идёт речь?
(Об оде «Вольность»).

9. Идею какого произведения подсказал А.С. Пушкин Н.В. Гоголю?
(«Мёртвые души»).

10. Назовите роман русского писателя И. Новикова, повествующего о годах ссылки поэта.
(«Пушкин в изгнании»).

Зарождение романса

Сам термин «романс» возник в эпоху Средневековья в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

Итак, романс – это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Литературная викторина по произведениям Пушкина А.С.

(для 4 – 5 класса)

Кто пел русскую народную песню «Во саду ли в огороде» в одной из сказок А.Пушкина?

(Белка в сказке о царе Салтане)

Что это за праздник – «Пушкинский день России»? Назовите дату этого праздника.

(День рождения А.С.Пушкина, празднуется 6 июня)

«Подруга дней моих суровых» – это кто?

(Арина Родионовна, няня поэта)

Кто такие Кюхля, Француз и Жанно?

(Это лицейские прозвища юного Пушкина и его друзей. Кюхля – В. Кюхельбекер, Француз – А.Пушкин, Жанно – И. Пущин)

Почему Александра Пушкина звали в лицее Французом?

(За отличное знание французского языка, которое он получил в детстве)

Где находился лицей, в котором учился А.С. Пушкин?

(В Царском Селе, недалеко от Петербурга)

«Четырёхстопный ямб мне надоел, им пишет всякий», – чуть лукавит поэт, начиная этими строчками свою шуточную поэму «Домик в Коломне». А какой стихотворный размер был самым любимым у А.Пушкина?

(Всё тот же ямб)

«Друзья мои, прекрасен наш союз!». О каком союзе речь в стихотворении?

(О крепкой дружбе лицеистов)

Какое стихотворение читал А.Пушкин, когда выпускался из лицея?

(«Воспоминания о Царском Селе»)

Какое историческое событие совпадает по времени с учением А.Пушкина в Царскосельском лицее?

(Война 1812 года)

Самый нелюбимый предмет Александра Пушкина в лицее?

(Математика)

Какой ориентир есть на пути в царство славного Салтана?

(Остров Буян, мимо него нужно проплыть, чтобы попасть в царство Салтана)

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Кто предупреждал, как мог, царевну о том, что яблоко есть не нужно и был готов ценой своей жизни защитить царевну?

(пёс Соколко)

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Что сделала бы каждая из девиц, если бы была царицей?

(Первая наткала бы полотна, вторая приготовила бы пир, а третья родила б богатыря)

Какое время года было любимым у А. Пушкина? Если можно, подтвердите это.

(Осень. Можно вспомнить Болдинскую осень, как самый плодотворный период в творчестве поэта или стихотворение «Осень»)

«Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!» Кто такая Аврора?(Богиня утренней зари)

В каком произведении А.Пушкина повествуется о наводнении в 1924 году Петербурге?

(«Медный всадник»)

Болдинская осень – что это?

(Это три месяца, проведённых А.Пушкиным в 1830 году в селе Болдино Нижегородской губернии. Невероятно плодотворный период в творчестве поэта – за это время было написано более 30-ти произведений)

Какие памятники А. С. Пушкину и памятные места, связанные с ним есть в вашем городе?

(Ответ зависит от города, но в каждом городе точно есть что-то, связанное с А.С.Пушкиным)

Какие оперы и балеты по произведениям А.Пушкина вы знаете?

(Всего около 20 опер и 10 балетов. Самые известные: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила, «Борис Годунов», «Русалка», «Алеко», «Медный всадник») Автор Ю. Белоус

Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной — Л. Н. Гороховская 2019

Проверочная работа № 7.А. С. Пушкин. Лирика

• Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» и выполните задания 1 — 5.

• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово или словосочетание.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

    (1829 г.)

1. Как называется созвучие на концах стихотворных строк — важный ритмический элемент стиха?

Ответ: …

2. Каким термином называют средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие на основании их сходства («Я вас любил: любовь ещё, быть может, //В душе моей угасла не совсем»)?

Ответ: …

3. Назовите термин, которым обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале стихотворных строк и употреблённый поэтом для придания большей эмоциональной выразительности тексту («Я вас любил»).

Ответ: …

4. Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина?

Ответ: …

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

5а. Какими чувствами охвачен лирический герой стихотворения?

5б. В чём своеобразие воплощения темы любви в пушкинском стихотворении?

Ответ: …

• Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» и выполните задания 6 — 10.

• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мёртвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принёс он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принёс — и ослабел и лёг

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

    (1828 г.)

6. В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется описание природы в художественном произведении?

Ответ: …

7. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («вихорь чёрный», «песок горючий»)?

Ответ: …

8. Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потек».

Ответ: …

9. В стихотворении мир природы противопоставлен миру людей, непобедимый владыка — бедному рабу. Как называется художественный приём противопоставления предметов или явлений?

Ответ: …

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

10а. Как в пушкинском стихотворении связаны описание анчара и рассказ о гибели раба?

10б. В чём заключается основная идея стихотворения?

Ответ: …

ПредыдущаяСледующая

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.

Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения – салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза – Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. Композиторы и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.

Тур IV. «Эпиграфы»

В данном туре стоимость ответа возрастает в два раза — за правильный ответ даётся не один, а два балла.

Вопросы:

1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
(«Евгений Онегин»).

2. «Береги честь смолоду».
(«Капитанская дочка»).

3. «Стрелялись мы».
(«Выстрел»).

4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
(«Барышня-крестьянка»).

5. «Многие, так же, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, другие странствуют далече».
(«Бахчисарайский фонтан»).

6. «Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
(«Станционный смотритель»).

7. «Я в Париже:
Я начал жить, а не дышать».
(«Арап Петра Великого»).

8. «Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
(«Гробовщик»).

Западноевропейский романс

С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.

Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.

Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.

Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.

Вариант 1

1. В какой семье был рожден Петр Гринев?

А) в семье крестьян
Б) в семье врача
В) в семье военного
Г) в семье городничего

2. Куда отправил служить Петра его отец?

А) в Москву
Б) в Питер
В) в Оренбург
Г) в Сибирь

3. Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?

А) «Стрелялись мы»
Б) «Береги честь смолоду»
В) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»
Г) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю

4. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием?

А) «Служи верно, кому присягнешь»
Б) «Слушайся начальников»
В) «Служи в армии, тяни лямку»
Г) «Береги платье снову, а честь смолоду»

5. В какой губернии находилось село, где жили родители П. Гринёва?

А) в Киевской
Б) в Симбирской
В) в Оренбургской
Г) в Свиридовской

6. Как звали дочку коменданта Белогорской крепости?

А)Маша Пугачева
Б) Маша Миронова
В)Татьяна Ларина
Г) Ольга Ильинская

7. Какие книги брал П. Гринёв у Швабрина?

А) Религиозные
Б) Французские
В) Политические
Г) Про взаимоотношения полов

8. Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым

А) «Пугачевщина»
Б) «Незваный гость»
В) «Вожатый»
Г) «Сержант гвардии»

9. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым

А) Савельич
Б) Петр Гринев
В) Алексей Швабрин
Г) капитан Миронов

10. Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?

А) Петр I
Б) Петр III
В) Иван IV
Г) Павел I

11. Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

А) Савельич
Б) Петр Гринев
В) Алексей Швабрин
Г) капитан Миронов

12. В каком городе находилась тюрьма, куда был доставлен после ареста П. Гринёв?

А) Москва
Б) Казань
В) Оренбург
Г) Белгород

13. Чей это портрет: «Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах»?

А)Гринева
Б)Швабрина
В) Савельича
Г) Зурина

14 . Какой тулуп подарил Пугачёв Гринёву?

А) Заячий
Б) Овечий
В) Из лисы
Г) Из норки

15. Как называлась крепость, в которой стал служить П. Гринёв?

А) Дворянска
Б) Белогорска
В) Днестровска

16. В каком веке происходит действие повести?

А) в XVII веке
Б) в XVIII веке
В) в IX веке

17. Назовите имя императрицы, с которой общалась Маша Миронова.

А) Елизавета I
Б) Екатерина I
В) Екатерина II

18. О ком была сказка Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу?

1) о Вороне и Лисице
2) о Соколе и Змее
3) о Вороне и Орле
4) о Буревестнике и Чайке

19. С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую сказку Гринёву?

А) Хотел сравнить себя с Вороном, который живет долго.
Б) Хотел сравнить Гринёва и его единомышленников с Вороном.
В) Пугачев знал много подобных сказок и рассказывал их всем, потому что любил, когда его слушали.
Г) Пугачёв выразил свою жизненную позицию, которая заключается в том, что лучше прожить короткую, но свободную жизнь, чем просто существовать в неволе.

20. Почему произведение, посвящённое в большей степени Гринёву, названо «Капитанская дочка»? Укажите неверное утверждение.

А) Маша – человек сильной воли. На её долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала.
Б) Капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
В) Маша – дочь капитана Миронова, русского офицера, патриота, не перебежавшего на сторону самозванца, оставшегося верным Родине, престолу. Миронов воспитал дочь благородную, честную.
Г) Маша – самый важный герой в произведении.

Тур II. «Как зовут…»

Вопросы:

1. Как звали няню А.С. Пушкина?
(Арина Родионовна).

2. Назовите имена детей А.С. Пушкина.
(Мария, Александр, Григорий, Наталья).

3. Назовите фамилию Татьяны из романа «Евгений Онегин».
(Ларина).

4. Какое имя носили героини повестей «Капитанская дочка», «Дубровский» и «Полтава»?
(Мария).

5. Назовите имена главных героев поэмы «Бахчисарайский фонтан».
(Земфира и Алеко).

6. Назовите имя арапа Петра Великого из одноимённого произведения.
(Ибрагим).

7. Кому посвятил А.С. Пушкин драму «Борис Годунов»?
(Н.М. Карамзину).

8. Назовите имя главного героя повести «Капитанская дочка».
(Пётр Гринёв).

9. Назовите имя предводителя крестьянского восстания, изображённого А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке».
(Емельян Пугачёв).

10. Во время правления какого царя А.С. Пушкин создал свои лучшие произведения?
(Николая I).

11. Назовите имя и фамилию друга Евгения Онегина, которого он бездумно оскорбил и убил на дуэли.
(Владимир Ленский).

12. Назовите волшебника, похитившего Людмилу, из поэмы «Руслан и Людмила».
(Черномор).

13. Как звали героев «Романа в письмах»?
(Лиза, Саша, Владимир).

14. Назовите героиню повести «Метель» — возлюбленную Владимира.
(Марья Гавриловна).

15. Назовите имя женщины, посетившей поэта в его ссылке в селе Михайловском в 1825 году, которой посвящены строки:

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».
(Анна Петровна Керн).

16. Назовите имя возлюбленной Дона Хуана из трагедии «Каменный гость».
(Донна Анна).

17. Назовите имя друга А.С. Пушкина, ставшего его секундантом на дуэли с Дантесом.
(К.К. Данзас).

18. Назовите имя русского поэта, написавшего пронзительное стихотворение «Смерть Поэта», обличавшее истинных убийц А.С. Пушкина.
(М.Ю. Лермонтов).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: