Смысл жизни в понимании Ницше
Главным философским вопросом является: в чем смысл жизни человека? Для чего человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?
В своих трудах Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, он отрицает христианскую мораль и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели в жизни.
Жизнь одна и она реальна на земле здесь и сейчас, нельзя обещать награду за хорошее поведение в мере ином, который не существует. ОН считал, что церковь заставляет людей делать то, что им вовсе не свойственно, а даже противно разрушительной человеческой природе. Если же понять, что Бога попросту нет, то человеку придется самому нести ответственность за любые свои поступки, не перекладывая их на пресловутую «Божью волю».
Именно в этот случае и проявится человек: как величайшее создание природы или человек – животное, агрессивное и жестокое. Кроме этого, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только из-за данного ему природой желания доминировать.
Смерть Бога
Самым знаменательным событием человеческой истории Фридрих Ницше считал «смерть Бога». В «Веселой науке» он в афористичной форме изложил идею смерти Творца, вкладывая в уста героя притчи — безумца — свое понимание этой идеи:
Философ считает, что «Бог задохнулся в богословии, нравственность — в морали» и что «понятие „Бог“ выдвинуто как противоположность понятию жизни — все в нем вредное, отравляющее, клеветническое…». Эти тезисы Ницше получили самые разные оценки в зависимости от мировоззрения комментаторов. Исследователь творчества Ницше К. А. Свасьян пишет по этому поводу:
Впрочем, если Бог мертв, значит, когда-то он был жив. Более того, Ницше прямо говорил, что это было то самое священное, погибшее под ножами человечества.
Формирование убеждений
Именно в юные годы человек жадно впитывает все, что возбуждает его интерес и с легкостью учится всему новому. Так, и будущий великий философ в молодости испытал несколько серьезных потрясений, которые повлияли на формирование его убеждений и становление философских взглядов. В 1868 году молодой человек познакомился со знаменитым немецким композитором Вагнером. Несомненно, еще до знакомства с ним Ницше знал и любил, даже просто был очарован музыкой Вагнера, но знакомство потрясло его до глубины души. В течение трех лет их знакомство переросло в горячую дружбу, поскольку было очень много связывающих этих незаурядных людей интересов. Но постепенно эта дружба стала сходить на нет, а после опубликования Фридрихом книги «Человеческое, слишком человеческое» была разорвана. В этой книге композитор увидел признаки душевного заболевания философа.
Другое сильнейшее потрясение Ницше испытал, прочитав книгу А.Шопенгаура «Мир как воля и представление». Вообще скрупулёзное изучение трудов Шопенгауэра может перевернуть незрелые еще взгляды на мир, недаром его называют «отцом вселенского пессимизма». Именно такое впечатление и произвела эта книга на Ницше.
Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности. Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.
Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.
Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей
12 января 2021 47371
Проходили 6072 раза
Тест: Какая профессия тебе подходит?
HTML — код
24 июня 2020 33507
Проходили 6681 раз
Тест на знание PUBG Mobile
HTML — код
22 июня 2021 14132
Проходили 2272 раза
Тест на математические способности
HTML — код
10 декабря 2020 3453
Проходили 1006 раз
Федор Достоевский «Преступление и наказание». Тест: насколько хорошо Вы знаете сюжет романа?
HTML — код
13 декабря 2021 4532
Проходили 1139 раз
Тест по биографии Достоевского Ф. М.
HTML — код
17 ноября 2021 18507
Проходили 6371 раз
STANDOFF 2
HTML — код
1 ноября 2021 6403
Проходили 904 раза
Тест: А. П. Чехов, биография и творчество
HTML — код
27 апреля 2021 36631
Проходили 7742 раза
Тест: Екатерина II
HTML — код
3 ноября 2021 3830
Проходили 253 раза
Тест: Электромагнитные волны
HTML — код
1 февраля 2022 6829
Проходили 1870 раз
Тест на комплексы
HTML — код
5 ноября 2021 18213
Проходили 5021 раз
Тест: «Пищеварение»
HTML — код
4 апреля 2021 56281
Проходили 11010 раз
Тест по биологии: «Клетка»
HTML — код
22 декабря 2020 83807
Проходили 29900 раз
Тест: Какая ты принцесса из Disney?
HTML — код
15 декабря 2020 20529
Проходили 2509 раз
Продолжи фразу из известных фильмов
HTML — код
9 декабря 2020 47740
Проходили 12926 раз
Тест на психопатию: ты псих или нет?
HTML — код
18 декабря 2021 1845
Проходили 282 раза
Тест на знание слов, которые известны далеко не каждому
HTML — код
Показать еще больше
Три этапа ницшеанства
Ницше считал Шопенгауэра своим учителем, но его взгляды были значительно шире. Философию Ницше можно разделить на 3 стадии, каждая из которых присуща определенному отрезку жизни Фридриха. До достижения возраста 30 лет, Ницше опубликовал работу о развитии философской мысли в Греции в период трагических событий. Спустя 3 года был выпущен его труд «Несвоевременные размышления». Работы Ницше были изложены в необычной форме научной философии, которая гармонично сочеталась с содержанием трудов
Благодаря этому, не только специалисты, но и обширный круг любителей обратили внимание на произведения
Наступление 2 этапа, определенного в будущем как «переоценка ценностей», характеризуется резким отрицанием философских воззрений Шопенгауэра. В работах « Веселая наука», «Человеческое, слишком человеческое» и «Утренняя заря» Ницше отразил свое новое мышление.
На 3 этапе философ освещает свои взгляды и понимание воли, а также определение сверхчеловека. Его труды «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и посмертная «Воля к власти» являлись провозглашением евронигилизма.
Смерть
Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.
Фридрих Ницше в психиатрической клинике
Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар.
Ницше скончался 25 августа 1900 года.
Сверхчеловек
Говоря о смерти Бога, критикуя христианскую мораль за то, что ей должны подчиняться все, за то, что она обращается к несвободным, подавленным людям, считающим несвободу своим жизненным идеалом, Фридрих Ницше считал, что человек должен быть свободен. Он верил, что христианский идеал слабого человека нужно заменить идеалом Античности и эпохи Возрождения — это сильная и свободная творческая личность, не подчиняющаяся моральным нормам христианской религии:
Такой человек, по мнению Ницше, не нуждается в Боге, так как сам занимает его место и не имеет потребности в чем-то или ком-то, стоящем выше него. Такой человек, обладающий высшими инстинктами и воплощающий собой высший биологический вид, и называется сверхчеловеком. А общество сверхчеловеков — это «избранное меньшинство „лучших“, которым все позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих».
Не всем эта концепция пришлась по душе. В 1899 году философ Владимир Соловьев выразил сожаление, что идеи Ницше влияют на русских юношей. Его тревожило, что молодые люди увлечены идеей превосходства одних людей над другими и придания себе исключительного значения.
Нигилизм
Ницше противопоставлял инстинктивное и рациональное в форме антиномии жизни и морали: «Поскольку мы верим в мораль, мы осуждаем бытие». Этот конфликт (по существу, между нравственным идеалом и действительностью), вполне возможный в рамках индивидуального сознания, Ницше переносит на всю человеческую культуру.
В чем же решение? Если мы принимаем мораль низших слоев общества, полагал философ, то осуждаем все продуктивные, творческие формы жизни, создающие истинную культуру. Если же эту мораль мы не принимаем, то становимся на позиции нигилизма. Ницше определяет его так: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос „зачем?“»
Ницше считал, что такая переоценка необходима, потому что современная христианская религия — симптом декаданса, то есть упадка и деградации жизни общества.
Философское учение Ницше
Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.
Его философское видение мира, обрисованное в книге «Философия жизни», объясняет, что каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима. Причем любой человеческий индивид ценен именно с точки зрения своего собственного, жизненного опыта, полученного эмпирическим путем. Главным человеческим качеством он считал волю, поскольку только воля может заставить человека выполнять любые приказания мозга (разума).
С самого начала человеческой цивилизации люди борются за выживание и в этой борьбе выживают только наиболее достойные, т.е. сильнейшие. Так и возникла идея о Сверхчеловеке, стоящем «По ту сторону добра и зла», над законом, над моралью. Эта идея является основополагающей в творчестве Ницше, именно из нее и почерпнули фашисты свою расовую теорию.
Долой христианство
Фридрих Ницше затрагивал проблемы религии во многих своих работах: «Веселая наука» (1881–1882), «Так говорил Заратустра» (1883–1885), «По ту сторону добра и зла» (1885–1886), «Антихрист» (1888). В своих трудах он критиковал христианство и церковь, утверждая, что «ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности». Христианская религия была для Ницше «лицемерным вероучением», а христиане — рабами, добровольно приносящими себя в жертву:
Церковь философ считал лишь придатком государства («притом — самым лживым») и критиковал ее за попытки контролировать человека.
В вопросе добровольной смерти Ницше тоже резко расходился с церковной моралью. Он считал, что человек имеет право на суицид, а препятствовать этому неправильно: «Препятствование самоубийству. Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть, — это есть только жестокость».
Почему Ницше так категорично относился к религии и к христианству в частности?
По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу — иррациональному, недоступному разумной доказательности, постичь который можно с помощью инстинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, олицетворением которого для Ницше был Сократ: именно этот древнегреческий философ внес в культуру морализирование.
Апогей творчества
После своего раннего ухода на пенсию Ницше всерьез взялся за философию. Именно в последующие десять лет он пишет 11 своих самых значительных книг, полностью изменивших западную философию. За четыре последующих года он создал самую известную книгу «Так говорил Заратустра».
Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения, поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.
Последняя книга философа «Воля к власти», работа над которой продолжалась более пяти лет, увидела свет уже после смерти философа с помощью его сестры Элизабет.
Детские годы
В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше. До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение. Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и возбудить интерес вокруг своего происхождения.
Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца. Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях. Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.
Сверхчеловек
Основополагающей работой Ницше является его труд «Так говорил Заратустра», где сформулирована идея Сверхчеловека, который возникает в итоге эволюционного развития в борьбе за место лидера. Этому человеку не важны законы и основы жизни, ему чужды иллюзорные мечты и милосердие, его основная цель – властвовать над всем миром.
В качестве противовесной силы Сверхчеловеку, стоит последний человек. Он не сражается и не пытается занять лидирующую позицию, его главное стремление – просто существовать. Он принимает пищу, спит, рожает детей, подобных себе. Последние люди полностью подвластны сверхчеловеку, они могут только подчиняться его приказам.
По этой причине в мире существуют абсолютно инертные люди, которые не могут оказать никакого влияния на историю и прогресс. Но есть и благо, которое очищает пространство для сверхлюдей.
Концепция Ницше была опорой для действий Гитлера, она послужила основанием его теории расизма. В СССР работы мыслителя были под строгим запретом.
Биография
ФИО:
Фридрих Ницше
Жанр:
Философия
Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844 — 25 августа 1900) — немецкий философ, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения имеют форму набора афоризмов. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Её интерпретация довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.
Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия) в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.
В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.
Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью (ядерная «мозаичная» шизофрения). Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. Скончался в психиатрической лечебнице в Веймаре.
Объяснение концепции Сверхчеловека
В своей главной книге «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке, который должен появиться в результате эволюционного процесса в борьбе за лидерство. Этот человек рушит все устои и законы, он не ведает иллюзий и милосердия, его главная цель – власть над всем миром.
В противовес Сверхчеловеку появляется – последний человек. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова и его: «Тварь я дрожащая или право имею?» Этот последний человек не борется и не стремится к лидерству, он выбрал для себя удобное, животное существование: ест, спит и размножается, множа себе подобных последних людей, способных лишь подчиняться приказам сверхчеловека.
Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.
Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.
Правда ли, что Ницше антисемит?
Сам Ницше, будучи немецким философом, к немцам себя не относил. Он с гордостью писал о своих польских корнях: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие). Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови». И даже заявлял, что «Германия великая нация лишь потому, что в жилах ее народа течет столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением». Правда, ученые польское происхождение философа оспаривают.
А вот против евреев Ницше не выступал. Более того, именно антисемитизм сестры и ее мужа стал поводом для ссор между родственниками. Многие исследователи вообще считают, что именно сестра Ницше ответственна за то, что труды ее брата расценивают как руководство для нацистов.
Это помогло Элизабет добиться внимания фюрера. Она открыла музей-архив Ницше, который трижды посещал Адольф Гитлер. Он назначил ей пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством, а музей объявил центром своей идеологии.
«Воля к власти» — текст, наиболее близкий к нацистским размышлениям
Но важно помнить, что Элизабет изменила в книге многое, и мы не знаем, как выглядели записи ее брата до редактирования. Поэтому не стоит проводить связь между Ницше и Третьим рейхом
Детство и юность
Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.
Мыслитель Фридрих Ницше
Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.
В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.
Артур Шопенгауэр
Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.
Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.
Фридрих Ницше в молодости
Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.
Воля и разум по Ницше
В своей философии Ницше реализовал и довел до крайности одну из свойственных ей характеристик – разрушение. Философия только все разрушает: ценности, принципиальные убеждения, размышления. Мыслитель основывается на убеждения, что воля – основа мироздания. Его первый труд 1872 года «Рождение трагедии из духа музыки» принят читателями в штыки, книга практически не раскупается, так как философия Ницше идет вразрез с устоями людей.
Фридрих стремится объединить философскую мысль и поэзию. Он считает, что философская мысль заключена в художественном взгляде на мир и бытие. Ницше пытается изменить одностороннее материалистическое мышление того времени. По его мнению, мир – это активная энергия жизни, это воля. Она не уравновешена и не разумна, это стихия. Мироздание не упорядочено, Ницше лишает его разумности. Мир становиться полем действий стихии и силы. Им овладевают неподвластные эмоции, которые и являются характерными особенностями жизни. Все сдерживающие факторы, такие как моральные устои, религиозные убеждения, разумный подход – это показатели болезненности и слабой воли.
Разум по Ницше – это жалкие и ничего не значащие интеллектуальные черты человека, которые никоим образом не могут справиться с силами стихии. Под «правдой» разума скрывается воля. Он находится в полной власти воли. Подсознание управляет осознанной мыслью и действиями.
Как и Коперник, Фридрих превращает дух и сознание в марионетку воли. Дух не находится в центре всего. Миром никто и ничто не управляет. Мир – это слепая энергия и воля.
Ницше — профеминист?
Отношение Ницше к женщинам было противоречивым. В 1882 году он встретил Лу Саломе (уроженку Петербурга). Она покорила его своим умом и обаянием, но на предложение руки и сердца ответила отказом. Отношения философа с сестрой и вовсе были весьма натянутыми из-за ее антисемитских взглядов. Все это наложило свой отпечаток на мировоззрение Ницше. В его работах есть такие высказывания:
- «Идешь к женщине? Бери плетку!»
- «Женщина была вторым промахом Бога — это знает всякий жрец».
- «Все в женщине — загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью».
- «Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина — для отдохновения воина; все остальное — глупость».
- «У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение — презрение к женщине».
Прочитав их, хочется сделать однозначный вывод, что Ницше мизогин и антифеминист. Как можно думать по-другому?
Однако у Ницше был дерзкий, ироничный и метафорический стиль — должны ли мы понимать приведенные выше цитаты буквально или, наоборот, за ними кроется его критика популярных тогда патриархальных взглядов?
Последние годы жизни
Упорный умственный труд пошатнул и без того слабое здоровье философа. Кроме того, наследственная склонность к психическому заболеванию могла проявить себя в любой момент.
В 1898 году, увиденная философом публичная сцена жестокого издевательства над лошадью, спровоцировала неожиданно начавшийся приступ душевного заболевания. Медики не могли предложить другого выхода и отправили его на лечение в психиатрическую лечебницу. Несколько месяцев философ находился в палате с мягкими стенами, чтобы не повредить себе конечности из-за вспышек агрессии.
Но в результате лечения он стал более спокойным и уравновешенным. Тогда врачи позволили забрать его домой, где за них самоотверженно присматривала престарелая мать.
Но спустя несколько месяцев она умерла, и заботы о тяжелобольном человеке легли на плечи сестры Элизабет. Перенеся два апоплексических удара, Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 года в возрасте 55 лет.
Похоронен он в родном городе Реккене в могильном склепе, принадлежавшем его семье.