Музыка
В 25-летнем возрасте Вивальди стал виртуозным скрипачом, в связи с чем начал обучать игре на инструменте сирот и детей бедняков в школе при монастыре, а затем и консерватории. Именно в данный период биографии он начал сочинять свои гениальные произведения.
Антонио Вивальди писал концерты, кантаты и вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Эти работы предназначались для сольного, хорового и оркестрового исполнения. В скором времени он начал учить сирот игре не только на скрипке, но и на альте.
В 1716 г. Вивальди доверили руководить консерваторией, вследствие чего он нес ответственность за всю музыкальную деятельность учебного учреждения. К тому моменту уже были изданы 2 опуса композитора по 12 сонат и 12 концертов – «Гармоническое вдохновение».
Музыка итальянца обрела популярность за пределами государства. Любопытно, что Антонио выступал во французском посольстве и перед датским королем Фредериком IV, которому он позже посвятил десятки сонат.
После этого Вивальди обосновался в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского. В это время он начал сочинять светские оперы, первая из которых называлась «Оттон на вилле». Когда данное произведение услышали импресарио и меценаты, они по достоинству оценили его.
В результате Антонио Вивальди получил заказ на новую оперу от руководителя театра Сан-Анджело. По словам композитора в период с 1713-1737 гг. он написал 94 оперы, но до наших дней сохранилось только 50 партитур.
Изначально все шло хорошо, но позже венецианская публика начала терять интерес к операм. В 1721 г. Вивальди отправился в Милан, где представил драму «Сильвия», а в следующем году презентовал ораторию, положенную на библейский сюжет.
Затем маэстро какое-то время проживал в Риме, занимаясь созданием новых опер. Интересен факт, что Папа римский лично пригласил его выступить с концертом. Это событие стало одним из важнейших в его биографии учитывая тот факт, что Вивальди являлся католическим священником.
В 1723-1724 гг. Вивальди написал всемирно известные «Времена года». Каждый из 4-х скрипичных концертов был посвящен весне, зиме, лету и осени. Музыковеды и простые любители классической музыки признают, что именно эти работы представляют собой вершину мастерства итальянца.
Любопытно, что знаменитый мыслитель Жан-Жак Руссо высоко отзывался о творчестве Антонио. Более того, он сам любил исполнять некоторые композиции на флейте.
Активные гастроли привели Вивальди к знакомству с австрийским правителем Карлом 6, которому нравилась его музыка. В результате между ними завязалась тесная дружба. И если в Венеции творчество маэстро уже не было таким популярным, то в Европе все обстояло с точностью до наоборот.
После встречи с Карлом 6 Вивальди переехал в Австрию, рассчитывая на карьерный рост. Однако король скончался вскоре после приезда итальянца. Под конец жизни Антонио приходилось продавать свои произведения за копейки, испытывая серьезные материальные трудности.
Последние годы жизни
Знать и королевские особы Европы делали заказы А. Вивальди на написание музыки к знаменательным событиям. В честь празднования брака Людовика XV была написана серенада «Глория и Игоменей», а дню рождения французских принцесс Генриетты и Луизы посвящена серенада «Празднующая Сена».
В 1728 году в Триесте композитор познакомился с большим поклонником своего творчества австрийским императором Карлом VI, который наградил его рыцарским званием и пригласил в Вену. Ответным жестом от Антонио был подарок рукописной копии серенады «Цитра».
В последние годы жизни произведения композитора теряли популярность из-за изменившихся вкусов публики, а его финансовое положение сильно ухудшилось. Он решил принять приглашение Карла VI и переехать жить в Австрию. Однако смерть императора вскоре после приезда Вивальди в Вену разрушила его надежды на должность композитора при дворе и обеспеченную старость. Жизнь великого венецианца заканчивается 28 июля 1741 года в нищете и вдали от родины.
На долгие 200 лет имя Антонио Вивальди было забыто, и только после того, как музыковеды нашли рукописи его творений, потомки смогли услышать его гениальную музыку.
Деятельность композитора
Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.
Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.
С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандербег”.
В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.
Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.
Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.
Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.
Антонио Вивальди (1678-1741, Antonio Lucio Vivaldi)
Антонио Лучо (Лучио, Лючио) Вивальди (4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена).
Итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
Последний период жизни
Работоспособность Антонио Вивальди (фото его вы видите в нашей статье) поражала: она не стала ниже, несмотря на преклонный возраст. Его оперы исполняются на многих европейских сценах и имеют ошеломляющий успех. Но в 59 лет его настигает страшный удар судьбы. Апостольский нунций в Венеции от имени кардинала Руффо запретил композитору въезд в одну из Папских областей (Феррару) в самый разгар подготовки к карнавалу.
В то время это было неслыханным позором и влекло за собой полную дискредитацию как Вивальди – духовного лица, так и материальный ущерб. Отношения в «Пиете» стали ухудшаться, а музыка Антонио стала считаться устаревшей из-за появления в то время большого количества молодых творцов. Ему пришлось уйти.
В «консерватории» он упоминается в последний раз в связи с распродажей по крайне низкой цене большого количества его музыкальных концертов. После этого творец навсегда покидает свою родину.
От внутреннего воспаления он умер в Вене в возрасте 63 лет, всеми покинутый и забытый.
Детство и юность
Ранние годы жизни описываются в биографии Вивальди кратко. Творчество его относится к позднему периоду Венецианской республики, когда город был крупным культурным и торговым центром, но уже начинал утрачивать свое влияние. Отец композитора Джованни Баттиста родился в уважаемой семье из Брешии, которая в 1665 году перебралась в Венецию. Джованни обучился парикмахерскому ремеслу и для развлечения клиентов время от времени играл на скрипке, как было заведено в итальянских цирюльнях того времени.
Музыка занимала все большее место в его жизни, он принимал участие в создании венецианского музыкального общества, а позже совсем оставил ремесло цирюльника, заняв должность главного скрипача капеллы в соборе Святого Марка. Джованни женился в 1677 году на Камилле Каликкью и 4 марта 1678 года у них родился первенец — Антонио Лючио Вивальди. Ребенок появился на свет на два месяца раньше срока и акушерка убедила родителей-католиков в необходимости тут же крестить ребенка.
Об этом осталась запись в церковном приходе Собора Сан-Джованни-ин-Брагора, что и позволило так точно установить дату рождения композитора. Доподлинно не известно, что повлияло на решение матери Антонио, преждевременные роды или случившееся в тот день землетрясение, но Камилла дала обет, что если ее ребенок останется жив, то посвятит свою жизнь Богу. Первенец выжил, но не отличался крепким здоровьем.
Исследователи предполагают, что склонность к композиции могла перейти от отца к сыну, так как известно об одной опере, написанной Джованни Вивальди и поставленной в 1689 году. Как видно на сохранившихся портретах, Антонио унаследовал от отца и цвет волос, который был рыжим. У четы Вивальди родилось еще несколько детей:
- Маргарита Габриэла.
- Жанетта Анна.
- Сесилия Мария.
- Бонавентура Томасо.
- Франческо Гаэтано.
Музыкальное образование
Всю жизнь композитор страдал от тесноты в груди, если говорить современным языком — астмы. Возможно, такая ситуация определила выбор любимого музыкального инструмента Антонио — скрипки, так как играть на духовых ему не позволяло состояние здоровья. Первые уроки музыки юному композитору дал Джованни Вивальди. Мальчик оказался настолько способным учеником, что с одиннадцатилетнего возраста стал заменять отца в капелле, когда тот отлучался из Венеции.
Некоторые источники называют и других учителей теории музыки и композиции:
- Джованни Легренци.
- Арканджело Корелли.
Школа Оспедале делла Пиета
В 15 лет Антонио исполняет обет своей матери и начинает изучать церковные науки, чтобы сделать карьеру священнослужителя. Но занятия музыкой юный скрипач не думает бросать и еще до посвящения в духовный сан начинает преподавать игру на скрипке в школе, организованной при монастырском приюте для девочек Оспедале делла Пиета.
Подобные учебные заведения создавались для того, чтобы дать жилье и хорошее образование сиротам и брошенным детям, и финансировались из средств Республики. Таких учреждений в Венеции того времени было четыре. Мальчикам преподавалась торговля, а девочек обучали музыке, а самых талантливых направляли в популярный оркестр или хор в Оспедале.
Кроме преподавания в обязанности Вивальди входит должность хормейстера и написание для воспитанниц школы музыки на духовные и светские темы. Такое положение дает юноше широкие возможности для творчества и воплощения разнообразных идей. Список произведений, написанных в этот период:
- кантаты;
- оратории и хоралы;
- концерты;
- произведения для голоса в оркестровом сопровождении на библейские темы.
Талант Антонио принес свои плоды — школа Оспедале делла Пиета прославилась у ценителей и знатоков музыки как лучшая в Венеции. В 1704 году произошло рукоположение молодого человека, но обязанности по проведению церковных служб он выполнял недолго.
По косвенным свидетельствам можно понять, что сочинение музыки настолько занимало мысли юного композитора, что он мог просто уйти посреди службы, чтобы записать какую-то тему или мелодию, пришедшую в голову. Вивальди остался посвященным в сан, но основным занятием избрал музыку и вскоре о нем заговорили как о скрипаче-виртуозе. Знатные гости Венеции бывали на виртуозных выступлениях музыканта и прославили его далеко за пределами Италии. Начали издаваться и партитуры музыкальных произведений Антонио Вивальди — вышло два сборника его сонат в 1705 и 1709 годах.
Детство и юность
Среди учёных неоднократно велись дискуссии по поводу даты рождения музыканта. Некоторые предполагали, что он появился на свет в 1675 году, существовали и другие версии. Но в январе 1963 года Эрик Пол обнаружил запись церковного прихода, благодаря которой удалось восстановить цепь событий. Стало известно, что Антонио был крещён в день рождения в соборе Святого Иоанна. Мальчик был очень слаб, родители переживали, что он может умереть сразу же после рождения.
Отец Вивальди был скрипачом, именно он обучал сына музыке с детства. Также он привлёк мальчика к работе в капелле, где трудился и сам. С десяти лет будущий композитор помогал отцу, после его смерти Антонио возглавил капеллу.
Ещё в юности он решил стать священником, но совмещать служение с музыкой удавалось плохо. Ходят слухи о том, что однажды композитор покинул свой пост прямо во время молитвы, поскольку срочно хотел записать идею фуги. Другие источники заявляют, что Вивальди ушёл из собора в связи со слабым здоровьем.
Первого сентября 1703 года Антонио становится преподавателем скрипки в венецианской консерватории. Его ученики имели возможность играть не только духовную, а и обычную, светскую музыку. Для них Вивальди пишет огромное количество различных произведений и уже в 1704 становится также преподавателем альта. После 12 лет службы композитора назначают руководителем учебного заведения.
Личная жизнь
Вопросов по поводу биографии Вивальди очень много, особенно это касается личной жизни. Исследователи связывают Вивальди всего с одной женщиной – это певица Анна Жиро. Представлял Антонио Анну как свою ученицу. У окружающих это вызывало сомнения, и люди быстро разнесли слухи об их союзе. Это было небезосновательно, ведь он писал многие оперы специально для нее, и именно Вивальди она обязана славой оперной певицы.
Тем не менее прямых доказательств их романтической связи нет. Сам Вивальди говорил, что их с Анной связывает только дружба и профессиональное сотрудничество, однако она не отходила от него ни на шаг. Она не оставила композитора в трудные времена и была верной спутницей до конца его жизни.
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
18 марта 2021 247397
Проходили 182691 раз
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML — код
23 ноября 2021 55365
Проходили 15663 раза
Тест: «Хороший Вы человек или злой?
HTML — код
20 февраля 2022 45689
Проходили 22415 раз
Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…
HTML — код
8 февраля 2022 35824
Проходили 13253 раза
Тест о жизни в СССР: 20 вопросов для тех, кто старше сорока лет…
HTML — код
18 февраля 2021 54095
Проходили 17976 раз
Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»
HTML — код
4 февраля 2022 22976
Проходили 7838 раз
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML — код
12 марта 2021 40541
Проходили 14303 раза
Тест: Насколько вы харизматичны?
HTML — код
31 марта 2021 106317
Проходили 20389 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
3 февраля 2021 72261
Проходили 23958 раз
Тест: Кто ты из Undertale?
HTML — код
8 января 2021 30499
Проходили 8261 раз
Тест: Кто ты из «Холодного сердца»?
HTML — код
23 марта 2021 84428
Проходили 28713 раз
Тест на умственную отсталость
HTML — код
17 февраля 2021 62186
Проходили 18872 раза
Тест: Какой у тебя характер?
HTML — код
31 мая 2021 29797
Проходили 9440 раз
Тест: Кто ты из Mortal Kombat?
HTML — код
11 октября 2021 21933
Проходили 3506 раз
Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР
HTML — код
25 марта 2021 58125
Проходили 16198 раз
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML — код
27 января 2022 32486
Проходили 12215 раз
Тест: Кто ты из певцов?
HTML — код
Зима: оперных дел мастер вдали от дома
В конце жизни в одном из писем Антонио Вивальди говорил о 94 созданных им операх. На настоящий момент исследователям доподлинно известно лишь о половине из этого списка, но, учитывая потрясающую работоспособность мастера, можно поверить и в названное им самим количество. Иронично, что в массовом сознании Вивальди отпечатался в первую очередь вовсе не как создатель опер — а как автор довольно короткого скрипичного концерта «Четыре сезона».
Опубликован этот концерт, на русском языке традиционно называемый «Времена года», был в 1725 году, хотя отдельные темы, посвященные, соответственно, весне, лету, осени и зиме, писались еще в Мантуе, с 1718-го по 1720 год. Мотивы «Времен года» присутствуют и в других произведениях Вивальди: плодовитость невиданных масштабов композитору удавалось поддерживать, то и дело обращаясь к собственным наработкам прошлых лет.
В 1720–1730-е гг. слава Вивальди достигла такого размаха, что монаршие особы со всей Европы регулярно заказывали ему произведения к свадьбам, рождению детей, открытию новых портов и другим значимым поводам. Однако мода переменчива — постепенно поток заказов иссяк. просвещенная Европа устала от барокко, и уже новаторство самого Антонио Вивальди, некогда высмеиваемое консерваторами, стало казаться вчерашним днем.
Композитор, оставшись без заказов и денег, принял в 1740-м одно из последних приглашений своей жизни: император Священной Римской империи Карл VI предложил Вивальди возглавить Венскую оперу. Однако монарх вскоре скончался, и Антонио Вивальди остался в незнакомом городе без средств к существованию, не успел вступить в должность.
Вивальди-виртуоз
В сентябре 1703 года Вивальди стал мастером скрипки (итал. maestro di violino) в детском доме под названием «Pio Ospedale della Pietà» в Венеции. Являясь, в первую очередь, известным композитором, Вивальди в то же время считался исключительным по виртуозности скрипачом, для которого не существовало неисполнимых трудностей. Его мастерство проявлялось в импровизированных каденциях.
Об одном таком случае присутствовавший на постановке в театре «Сан Анджело» оперы Вивальди об его игре вспоминал: «Почти в конце, аккомпанируя великолепно соло певице, напоследок Вивальди исполнил фантазию, которая меня по правде испугала, потому что это было что-то невероятное, подобно которому никто не играл и не может сыграть, ибо своими пальцами он забрался так высоко вверх, что для смычка уже не оставалось никакого места, и это на всех четырех струнах исполняя с невероятной скоростью фугу».
Л. Гинзбург, В.Григорьев. «ИСТОРИЯ СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА В ТРЕХ ВЫПУСКАХ. Выпуск 1»
Дискография
Оперы:
- «Оттон в деревне», 1713;
- «Роланд, мнимый безумец», 1714;
- «Арсильда, царица Понта», 1716;
- «Коронация Дария»,1717;
- «Артабан», 1718;
- «Теузоне», 1719
- «Тит Манлий», 1719;
- «Фарначе», 1727 и другие.
Хоровая и вокальная музыка:
- Sacrum (месса);
- Laudate Dominum omnes gentes;
- Stabat Mater и другие.
- Псалмы:
- Beatus vir;
- Confitebor tibi Domine;
- Dixit Dominus;
- Lauda Jerusalem и другие.
Оратории:
- «Торжествующая Юдифь», 1716;
- «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
- «Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
- Кантаты для голоса с сопровождением:
- «Под сенью прекрасного бука»;
- «Мой взгляд к нему направлен»;
- «Амур, ты победил»;
- «Исчезли вы, дни золотые»;
- «Так плачьте, источники слёз» и другие.
Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:
- «Буря на море»;
- «Удовольствие»;
- «Охота»;
- «Времена года»;
- «Ночь»;
- «Щегленок»;
- «Прелюдия».
Интересные факты
- Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века.
- Антонио Вивальди – первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырех скрипок и двух мандолин.
- Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора).
Знаменитый цветной портрет Антонио Вивальди
- У маэстро было прозвище «рыжий священник» из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
- Вивальди прославился еще и тем, что мог за пять дней написать трехактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.
- Пресловутое «Танго смерти», приписываемое Вивальди, на самом деле композиция под названием Palladio современного композитора Карла Дженкинса, а «Эльфийская ночь (песнь)» — песня группы Secret Garden.
- Композиция «Летняя гроза (шторм)» из цикла «Времена года» в исполнении Ванессы Мэй – одна из самых популярных в мире мелодий.
Биография Вивальда о главном
Многим любителям музыки хорошо знакомо имя Антонио Лучиано Вивальди – этот итальянец был дирижёром и композитором, виртуозным скрипачом, автором нескольких сотен концертов. Родился он в Венеции весной 1678 года. Папа его был цирюльником, но умел и играть на скрипке. В детстве Антонио отличался хрупким телосложением, а также плохим здоровьем. Из-за астмы мальчик не пользовался духовыми инструментами, но уже в десять лет играл на скрипке в капелле.
В юные годы Антонио был служителем в церкви и даже подумывал о том, чтобы стать священником. Однако с осени 1703 начинается его карьера преподавателя в венецианской консерватории — он учил своих учеников играть как обычную, так и светскую музыку. После более чем десятилетней работы Вивальди в консерватории его назначили её руководителем.
С 1710 Антонио Вивальди становится знаменитым как талантливый скрипач. Он даже был познакомлен с королём Дании, в честь которого потом написал несколько сонат. Позднее Антонио несколько разнообразил свою деятельность, принявшись писать оперы. Первые две вышли в 1713-м году и обе принесли создателю славу, и в течение следующих нескольких лет тот создал ещё несколько опер. Однако у Вивальди были и критики – творчество его высмеивал итальянец Бендетто Марчелло, из-за чего Антонио временно прекратил работу над созданием новых произведений.
В последующие годы Вивальди приходилось бывать в Мантуи, Риме, Вене и Дрездене. Однако здоровье композитора оставляло желать лучшего – он умер в Вене летом 1741 года. По утверждению медиков, причиной гибели Вивальди стало внутреннее воспаление. После похорон Антонио принадлежащие ему вещи были описаны приставами для погашения его долгов. Но десятки созданных композитором опер стали его неиссякаемым наследством для мира музыкантов.
4, 6, 7 класс для детей
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Тургенев
И. С. Тургенев известен каждому современному человеку не только как великий поэт и превосходный писатель, но и как великолепный публицист, а также драматург, ставший настоящим классиком российской литературы. Творчество Тургенева вместило в себя
-
Ушинский Константин Дмитриевич
Константин Дмитриевич родился в 1823 году. В Московском университете будущий педагог изучал юриспруденцию. И в 1844 году благодаря своему усердию, он получает профессорское звание. Кроме интереса к профильному предмету, Константина Дмитриевича глубоко
-
Гамзатов Расул
Кому не известна песня «Журавли»? А ведь она положена на стихи Расула Гамзатова, советского поэта. Строки «Мне кажется порою, что джигиты…» были обработаны поэтом — переводчиком Наумом Гребневым. Или песня, исполненная Анной Герман, «Мой бубен»?
-
Василевский Александр Михайлович
16-го сентября (30-го сентября по нов. ст.) 1895г. в с. Новая Гольчиха Кинешемского уезда в семье священнослужителя Михаила Василевского появился на свет мальчик, нареченный Александром. Мать будущего маршала, Надежда Ивановна,
-
Жанна Д’Арк
Жанна д’Арк родилась в семье крестьян 6 января 1412 года в деревне Домреми. Детские годы Жанны выпали на время войны и были очень непростыми. Настоящее чудо произошло с Жанной, когда ей исполнилось 13 лет. Тогда к ней явился архангел Михаил, который
-
Джобс Стив
Стив Джобс родился 24 февраля 1955 года в Сан-Франциско, США. Отцом Стива был Джон Джандали, ассистент преподавателя в Висконсинском университете, а матерью Джоан Шибле, студентка, обучавшаяся там же. Так как Джон был сирийцем, католики родители Джоан
Композиторская деятельность
В 1710 году к музыканту постепенно начинает приходить известность. В «Путеводителе по Венеции» его называют виртуозным скрипачом. Все, кому посчастливилось услышать вживую произведения гения, рассказывают о нём и за пределами Италии. Вивальди представили датскому королю Фредерику IV, впоследствии он посвятил правителю двенадцать сонат.
Через некоторое время Антонио решает повысить планку, занявшись написанием опер. В 1713 вышли его произведения «Роланд, притворяющийся безумцем» и «Оттон на вилле». Они принесли ему славу и признание, в течение последующих пяти лет увидело свет ещё восемь опер. Итальянский композитор Бендетто Марчелло был одним из критиков творчества Вивальди. Он опубликовал памфлет, в котором высмеивались оперы музыканта. Из-за этого Антонио на некоторое время прекратил работу над крупными произведениями.
В 1717 году губернатор Мантуи предлагает виртуозу занять должность капельмейстера при дворе. Именно в этом великолепном городке у Вивальди рождается идея цикла концертов, названного в оригинале «Четыре времени года». Об этом периоде жизни известно немного, в общей сложности композитор находился в Мантуе три года, затем он вернулся в Венецию.
Во время работы в Мантуе Антонио встретил оперную певицу Анну Жиро. У неё была сестра Паолина, девушки везде сопровождали композитора. По городу ходили разные слухи, но Вивальди уверял, что они являются всего лишь его ученицами. Паолина и Анна проживали в одном доме с музыкантом, всячески помогая ему бороться с астмой. Из-за этого в 1738 году Вивальди был запрещён въезд во Флоренцию, поскольку он был обвинен в грехопадении. Но композитор до последнего опровергал эти сплетни.
В 1723 году Антонио впервые попадает в Рим, там он занимается постановкой оперы «Геркулес на Термодонте». Его творчество производит впечатление на жителей города. Иоганн Кванц, музыкальный теоретик, сообщал, что римляне не могли воспринимать другую музыку в течение полугода после прослушивания оперы.
Музыка
В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.
Консерватория «Пиета» в Венеции
Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки
Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.
Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.
В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.
В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.
Антонио Вивальди
С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.
По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.
В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.
В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.
Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.
Австрийский император Карл VI
Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.
Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.
К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.