Читальный зал: что стоит прочесть у альбера камю?

Содержание романа

Чума начинается внезапно. Жители города покидают свои дома. Но не все. Находятся горожане, которые полагают, что эпидемия — это не что иное, как кара свыше. И не стоит бежать. Следует проникнуться смирением. Один из героев – пастор – является ярым сторонником такой позиции. Но смерть невинного мальчика заставляет его пересмотреть свою точку зрения.

Люди пытаются спастись. И чума вдруг отступает. Но даже после того, как самые страшные дни позади, героя не покидает мысль, что чума может снова вернуться. Эпидемия в романе символизирует фашизм, который унес в годы войны миллионы жителей Западной и Восточной Европы.

Для того чтобы понять, в чем заключается основная философская идея этого писателя, следует прочитать один из его романов. Дабы ощутить настроения, которые царили в первые годы войны среди людей мыслящих, стоит познакомиться с романом «Чума», который в 1941 году написал Альбер Камю. Цитаты из этого произведения – изречения выдающегося философа XX века. Одна из них – «В разгар бедствий привыкаешь к правде, а именно – к молчанию».

Детство и юность

Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, тогда являвшегося частью Франции. Его отец-француз был убит во время Первой мировой войны, когда Альберу исполнился один год. Мать мальчика, испанка по происхождению, смогла обеспечить небольшой доход и жилье в бедном районе Алжира благодаря неквалифицированному труду.

Альбер Камю в детстве

Детство Альбера было бедным и солнечным. Жизнь в Алжире заставила Камю чувствовать себя богатым из-за умеренного климата. Судя по высказыванию Камю, он «жил в нищете, но также и в чувственном восторге». Его испанское наследие дало ему чувство собственного достоинства в бедности и страсть к чести. Камю начал писать в раннем возрасте.

В алжирском университете он блестяще изучал философию — ценность и смысл жизни, делая акценты на сравнении эллинизма и христианства. Еще будучи студентом, парень основал театр, одновременно руководил и играл в спектаклях. В 17 лет Альбер заболел туберкулезом, что не позволяло ему заниматься спортивной, военной и преподавательской деятельностью. Камю работал на различных должностях, прежде чем стать журналистом в 1938 году.

Альбер Камю в молодости

Его первыми опубликованными работами были «Изнанка и лицо» в 1937 году и «Брачный пир» в 1939-м — собрание эссе, посвященных значению жизни и ее радостям, а также бессмысленности. Стиль письма Альбера Камю знаменовал собой разрыв с традиционным буржуазным романом. Его меньше интересовал психологический анализ, нежели философские проблемы.

Камю развил идею абсурдизма, которая обеспечила тему для большей части его ранних работ. Абсурд — это пропасть между стремлением человека к счастью и миру, который он может понять рационально, и реальным миром, который запутан и иррационален. Вторая стадия мысли Камю возникла из первой: человек должен не просто принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее. Это восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей.

Философский уровень

Камю — это не только писатель, но ещё и философ. У него существует целый ряд публицистических и философских эссе. Однако центральными работами является небольшое эссе «Миф о Сизифе» и довольно объёмная книга «Бунтующий человек». Эти вещи помогут разобраться в общей смысловой и эстетической базе Альбера Камю, а также узреть его авторский взгляд на философию экзистенциализма.

Философское эссе «Миф о Сизифе» (Le Mythe de Sisyphe), 1942

Центральное философское эссе в творчестве А. Камю, посвящённое вопросам абсурдности жизни. Саму работу предваряет мифологическая зарисовка, где современный человек с его буржуазными порядками, стабильной работой сравнивается с Сизифом, выполняющим бесполезную деятельность — шар с горы рано или поздно скатится и все усилия будут тщетны.

Поэтому первый вопрос, который задаёт Камю: «Стоит ли жизнь того, чтобы её прожить»? В абсурдности существование единственным выходом является признание жизни абсурдной и смирением с той долей, что выпадает человеку. Камю утверждает, что когда Сизиф осознаёт бесцельность своей задачи и однозначность своей судьбы — он обретает свободу в понимании абсурдности собственной ситуации и достигает состояния умиротворённого принятия. Камю заключает, что «всё хорошо» и, несомненно «Сизифа следует представлять себе счастливым».

Философское эссе «Бунтующий человек» (L’Homme révolté), 1951

Одна из самых спорных книг А. Камю, которая вызвала просто невероятный шквал негативных оценок, особенно от левых европейских интеллектуалов того времени. Однако и буржуазные коллеги громили «Бунтующего человека». Это вообще пример того, как в попытке быть объективным, разругаться со всеми, с кем только возможно. Кстати, именно после публикации этого эссе, Камю порвал дружеские отношения с Ж.-П. Сартром.

Книга состоит из пяти основных частей, где Камю рассматривает все аспекты бунта и революций. Он описывает портреты бунтарей, показывает, каким бывает метафизический бунт, бунт в искусстве и так далее. Вообще, очень интересная информация о психологической и онтологической части многих революций, метяжей и восстаний. Главный недостаток книги, на мой взгляд, в том, что А. Камю в идеалистической манере много внимания уделяет личностям, каким-то абстрактным понятиям, совершенно упуская из вида, что у любой революции есть объективные причины. Народы не восстают только потому, что кто-то дал денег вождям революции.

Что же такого крамольного есть в этой книге? Для левых он стал врагом, потому что определял бунт очень метафизически, опираясь на работы главных противников социалистических идей — К. Поппер «Открытое общество и его враги» и Н. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма». Для правых и противников любых потрясений эта книга стала бельмом на глазу потому, что она вообще оправдывала любой бунт, революцию и восстание.

Посты из серии «Что прочесть у..?

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был . Спасибо за прочтение!

Об авторе Культурологического Ликбеза .

#ликбез #книги #философия #литература #образование #камю #экзистенциализм #франция #культурология #искусство

Биографические факты

  • Дата рождения будущего писателя – 7 ноября 1913 года в Алжире (тогда был французской колонией).
  • Несмотря на происхождение из бедной семьи, Альбер отличался академическими успехами и получал отличные отметки во время обучения в школе. По окончании старших классов ему даже удалось поступить в лицей и получать стипендию.
  • Помимо Достоевского, Камю увлекался Ницше. Его работы будущий писатель изучал с 1932 по 1937 годы, во время обучения на факультете философии в университете Алжира.
  • До писательской карьеры Камю опробовал профессии репетитора, продавца и даже ассистента в университете метеорологии. После выпуска работал редакторам в разных алжирских изданиях.
  • Магистерской выпускной работой Камю стало изучение неоплатонизма и его общих мест с христианством.
  • Первое опубликованное произведение писателя – повесть «Счастливая смерть».
  • «Посторонний», самое известное произведение Камю, вышло в 1942 году.
  • Несмотря на то, что произведения писателя считаются вершиной творчества экзистенциалистов, сам автор себя таковым не считал.
  • Любимым местом Камю в Нью-Йорке стал Центральный Зоопарк. Пребывая здесь в 1946 году, он посетил это место 20 раз!
  • Оливер Тодд, биограф известного писателя, пишет, что его любимым блюдом была кукурузная каша, которую Камю мог приготовить и сам. По-французски эта пища зовётся более прозаично, «маисена».
  • В 1957 году, за 3 года до смерти, Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Получая награду, он вспомнил Жермена – учителя из начальной школы, вдохновлявшего юного Альбера на полноценное получение образования.
  • На момент смерти Камю работал над повестью «Первый человек», но, к сожалению, завершить её ему не удалось.

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (фр. La Peste) (1947)
  • Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

  • Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
  • Падение (фр. La Chute) (1956)
  • Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

  • Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) (1957) Неверная жена (фр. La Femme adultère)
  • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
  • Молчание (фр. Les Muets)
  • Гостеприимство (фр. L’Hôte)
  • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
  • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
  • Калигула (фр. Caligula) (1945)
  • Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
  • Праведники (фр. Les Justes) (1949)
  • Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
  • Бесы (фр. Les Possédés) (1959)

Эссе

  • Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
  • Брачный пир (фр. Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
  • Лето (фр. L’Été) (1954)
  • Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
  • Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером,Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
  • Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
  • Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
  • Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)
  • Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959) . Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2021.

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.

Биография

Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.

В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».

В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов. В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула»

В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».

В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются  роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958)  и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.

4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.

Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.

Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности  — с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.

«Записные книжки»

Помимо художественных произведений и публицистических эссе, Камю оставил большое количество записных книжек, которые после его смерти стали издавать отдельно. Там можно найти немало мудрых и свежих мыслей.

Чтобы понять цитаты и высказывания Альбера Камю, необходимо вчитываться в их самую суть, только так удастся понять, что в действительности имел в виду автор. По ним можно понять, как воспринимал писатель окружающую действительность. Например, в 1935 году он крайне резко высказывался о публичной политике.

В цитатах из «Записных книжек» Альбера Камю можно нередко обнаружить горечь, с которой он рассуждает о недолгой и короткой памяти народа, о том, как быстро забывают героев и то, что они совершили.

В значении цитат и афоризмов Камю часто помогает разобраться знание, в какое время и в каких обстоятельствах они были произнесены. Так, в статье о футболе, которую он писал для вестника Алжирского университета, он заключает:

По этим цитатам и афоризмам Камю можно сделать вывод о его личности. Например, последнее высказывание часто трактуют, как отсылку к классическим моральным ценностям — отваге, верности своему коллективу, честной игре. Таким образом, писатель противопоставляет ясные и понятные принципы тем представлениям, которые предлагают религия и общество. Это наглядный пример ясного и морального ориентира, которым Камю руководствовался в своей жизни.

Книги

Первый роман Камю «Посторонний», опубликованный в 1942 году, был посвящен негативному аспекту человека. Книга повествует о молодом клерке по имени Мерсо, являющемся рассказчиком и главным героем. Мерсо чужды всеми ожидаемые человеческие эмоции, он «лунатик» по жизни. Кризис романа разворачивается на пляже, когда герой, вовлеченный в ссору не по своей вине, стреляет в араба.

Писатель Альбер Камю

Вторая часть романа посвящена его суду за убийство и приговору к смертной казни, которую он понимает примерно так же, как и то, почему убил араба. Мерсо абсолютно честен в описании своих чувств, и именно эта честность делает его «чужим» в мире и обеспечивает обвинительный приговор. Общая ситуация символизирует абсурдный характер жизни, и этот эффект усиливается намеренно плоским и бесцветным стилем книги.

Камю вернулся в Алжир в 1941 году и закончил свою следующую книгу «Миф о Сизифе», также опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе бессмысленности жизни. Мифический персонаж Сизиф, приговоренный к вечности, поднимает тяжелый камень в гору только для того, чтобы он снова скатился вниз. Сизиф становится символом человечества и в своих постоянных усилиях добивается определенной печальной победы.

В 1942 году, вернувшись во Францию, Камю присоединился к группе «Сопротивления» и занимался подпольной журналистикой до «Освобождения» в 1944-го, когда стал редактором газеты «Бой» на 3 года. Также в этот период были поставлены его первые две пьесы: «Недоразумение» в 1944-м и «Калигула» в 1945-м.

Главную роль в первой пьесе сыграла актриса Мария Казарес. Работа с Камю перешла в более глубокие отношения длиною в 3 года. Мария оставалась в дружеских отношениях с Альбером до самой его гибели. Главной темой пьес стала бессмысленность жизни и окончательность смерти. Именно в драматургии Камю чувствовал себя наиболее успешным.

Альбер Камю и Мария Казарес

В 1947 году Альбер опубликовал свой второй роман «Чума». В этот раз Камю сфокусировался на положительной стороне человека. Описывая вымышленную атаку бубонной чумы в алжирском городе Оран, он вновь рассмотрел тему абсурдизма, выраженную бессмысленными и полностью незаслуженными страданиями и смертью, вызванными чумой.

Рассказчик, доктор Риэ, объяснил свой идеал «честности» — это человек, сохранивший силу характера и изо всех сил старающийся, даже если и безуспешно, бороться против вспышки болезни.

Альбер Камю

На одном уровне роман может быть рассмотрен как вымышленное представление о немецкой оккупации во Франции. «Чума» получил наиболее широкую известность у читателей как символ борьбы со злом и страданиями — главными моральными проблемами человечества.

Следующей важной книгой Камю стал «Бунтующий человек». В сборник вошли 3 важные философские работы писателя, без которых сложно понять до конца его концепцию экзистенциализма

В работе он задается вопросами: что такое свобода и истина, из чего состоит бытие действительно свободного человека. Жизнь по Камю — это бунт. И стоит устроить восстание ради того, чтобы жить по-настоящему.

Изгнанник

… потому что в 1940 году его произведения были запрещены. К этому моменту Камю опубликовал несколько сборников своих эссе, выпустил книгу «Бракосочетание» в 1938 и пьесу «Калигула» в её первоначальном виде. Отказавшись от редакторской деятельности, Камю едет в Оран, где зарабатывает на жизнь частными уроками. Спустя какое-то время он всё-таки возвращается в Париж и устраивается техническим помощником в газету «Вечерний Париж», но и там надолго не задерживается – из-за оппозиционности политической власти. Вскоре его эссе появляются на страницах подпольной газеты, а спустя несколько лет и вовсе возглавляет её.

Политическая позиция Камю стала охлаждаться только к 1947 году, когда он покинул газету и посвятил себя независимой журналистике. Его материалы появляются в самых разных изданиях, выходят пьесы «Осадное положение» и «Праведники». Позже эти «независимые» тексты будут опубликованы в сборнике «Злободневные заметки».

«Посторонний»

Большое количество цитат Альбера Камю на французском и других языках стали известны благодаря его произведениям. В 1942 году он написал повесть «Посторонний».

В ней повествование ведется от лица 30-летнего француза, который, как и автор, живет в колониальном Алжире. Мерсо описывает три ключевых события в своей жизни, которые проходят перед глазами читателя — это смерть его матери, убийство алжирца на пляже и суд на главным героем. Также упоминаются мимолетные и краткие отношения с девушкой.

Большое внимание в повести уделено судебному процессу, во время которого Мерсо признается, что выстрелил в алжирца «из-за солнца», что вызывает среди присяжных и в зале только смех. Зато на судей производит сильное впечатление тот факт, что герой не проронил ни слезы на похоронах своей матери, а значит, его можно характеризовать как жестокого человека, который не достоин жизни

Его приговаривают к смертной казни. В последней главе в камеру к Мерсо приходит священник, пытаясь пробудить в нем веру в Бога, но тот отказывается от иллюзий загробной жизни, он впервые за все время повествования выходит из полусонного состояния, впадая в буйное неистовство.

Цитаты из «Постороннего» Камю помогают нам лучше понять главного героя, его мысли, поступки. Ведь несмотря на свое равнодушие к окружающим, даже к родным и близким, он остается максимально честным человек, никогда не пытается притворяться, когда окружающее общество заставляет его испытывать чувства, которых у него в действительности нет, как на похоронах матери, когда он не плачет, потому что давно смирился с ее кончиной и расставанием. Эта особенность главного героя характеризуется историей, которую он находит на обрывке газеты.

В повести «Посторонний» Альбера Камю, цитаты из которой приведены в этой статье, можно отыскать немало мыслей, которые позволяют лучше разобраться в идеях автора.

Смерть Камю

Камю погиб в автокатастрофе. 4 января 1960 года автомобиль, на котором он ехал вместе с семьей своего друга Галлимара, вылетел с трассы и врезался в платан. Авария произошла возле городка Вильблевен, примерно в ста километрах от французской столицы. Смерть писателя наступила мгновенно. Ему было 46 лет.

За рулем был Галлимар, который скончался в больнице через два дня, его жена и дочь остались живы.

Камю похоронили на юге Франции в районе Люберон.

Уже в 2011 году итальянские журналисты выдвинули версию, что автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами. Якобы это была изощренная месть за осуждение вторжения СССР в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака. Однако большинство исследователей, в том числе биограф Камю Мишель Онфре, назвали эту версию вымышленной инсинуацией.

Слайд 5Период войныВ Париже Альбер Камю — технический редактор в газете

«Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре

того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».Вскоре Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», снова в Париже.В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»).В 1944 году был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947). В семье Камю родились двойняшки Жан и Катрин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: