Тест по биологии «нервная система. рефлекс. инстинкт»

Признаки безусловных рефлексов

Основной признак безусловных рефлексов — врожденность. Природа позаботилась, чтобы все важные для жизни в этом мире функции были надежно записаны на нуклеотидной цепочке ДНК. Другие характерные признаки:

  • предварительного научение и контроль сознания не требуются;
  • являются видовыми;
  • строго специфичные — возникают при соприкосновении с конкретным раздражителем;
  • постоянные рефлекторные дуги в низших отделах ЦНС;
  • большинство безусловных рефлексов сохраняется на протяжении жизни;
  • совокупность безусловных рефлексов помогает организму на ранних этапах развития приспособиться к среде;
  • являются базовой основой для возникновения условных рефлексов.

Что такое безусловный рефлекс?

И.П. Павлов, ученый-физиолог, посвятил жизнь изучению высшей нервной деятельности

Для того, чтобы понять, что такое безусловные рефлексы человека, важно рассмотреть значение рефлекса в целом. Любой организм, имеющий нервную систему, осуществляет рефлекторную деятельность

Рефлекс – комплексная реакция организма на внутренние и внешние раздражители, осуществляемая в виде рефлекторного ответа.

Безусловные рефлексы — это заложенные на генетическом уровне врожденные стереотипические реакции, в ответ на изменения внутреннего гомеостаза или условий внешней среды. Для возникновения безусловных рефлексов специальных условий – это автоматические реакции, которые могут давать сбой лишь при тяжелых заболеваниях. Примеры безусловных рефлексов:

  • отдергивание конечности от соприкосновения с горячим;
  • коленный рефлекс;
  • сосание, хватание у новорожденных;
  • глотательный;
  • выделение слюны;
  • чихание;
  • моргание.

Вариант 2

А1. От чего зависит, на каком языке начнет говорить ребенок?

1) от головного мозга
2) от речевых центров
3) от окружающей его языковой среды
4) от этнической принадлежности

А2. Как называется сохранение в сознании прошлого опыта, который возможно воспроизвести и использовать повторно?

1) мышление
2) память
3) сознание
4) ощущение

А3. Если при запоминании каждый факт заучивается отдельно, без связи с остальными, и попытки выявить закономерность между фактами отсутствуют, то действует

1) механическая память
2) логическая память
3) оперативная память
4) тренированная память

А4. Как называется создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся в действительности?

1) сознание
2) мышление
3) воспоминание
4) воображение

В1. Как называется наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека?

В2. С чего начинается познавательная деятельность человека?

С1. В чем разница между механической и логической памятью?

Ответы на тест по биологии Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы 8 классВариант 1
А1-3
А2-4
А3-2
А4-1
В1. Инстинктивные побуждения
В2. Познавательные процессы
С1. Человек обладает разумом, который очень сильно отличается от разума животных. У людей он может не только развиваться, но и совершенствоваться в процессе обучения.Вариант 2
А1-3
А2-2
А3-1
А4-4
В1. Физиология высшей нервной деятельности
В2. Ощущение и восприятие
С1. Механическое запоминание действует, когда каждый факт заучивают отдельно. Логическое — когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.

Тест по биологии для 7 классов (Нервная система. Рефлекс. Инстинкт)

  1. Способность простейших одноклеточных животных реагировать на внешнее воздействие называется:
  1. Возбудимость,
  2. Раздражимость,
  3. Сократимость.
  1. Животное, у которого впервые появились нервные клетки:
    1. Губки,
    2. Кишечнополостные,
    3. Плоские черви,
    4. Иглокожие.
  2. Ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы называется:
  1. Раздражимость,
  2. Инстинкт,
  3. Рефлекс.
  1. Развитие нервной системы животных шло в направлении:
    1. Концентрации нервных клеток в определенных частях тела,
    2. Формирования глоточного нервного кольца,
    3. Формирования брюшной нервной цепочки.
  2. Нервы образованы:
  1. Телами нейронов,
  2. Отростками нейронов,
  3. Единичными аксонами.
  1. Нервная система моллюсков представлена:
    1. Глоточным нервным кольцом и парой нервных стволов,
    2. Несколькими нервными узлами, расположенными в разных частях тела и соединенных нервными тяжами,
    3. Брюшной нервной цепочкой.
  2. Нервная система членистоногих сходна с нервной системой:
    1. Моллюсков,
    2. Хордовых,
    3. Кольчатых червей.
  3. Головной мозг позвоночных имеет:
    1. 4 отдела,
    2. 5 отделов,
    3. 3 отдела.
  4. Кору с извилинами и складками у млекопитающих имеют:
    1. Передний мозг и мозжечок,
    2. Только передний мозг,
    3. Только мозжечок.
  5. Найдите ошибочное высказывание:
    1. Нервная система рыб представлена головным и спинным мозгом с отходящими от них многочисленными нервами, ведущими к внешним и внутренним органам.
    2. В головном мозге земноводных имеются пять отделов, но передний мозг развит хуже, чем у рыб.
    3. Наивысшего развития достигает нервная система млекопитающих.

Тест по биологии для 7 классов (Органы чувств. Регуляция деятельности организма)

  1. Более совершенные органы чувств имеют:
  1. Инфузории,
  2. Свободноживущие плоские черви,
  3. Кольчатые черви,
  4. Круглые черви.
  1. Из моллюсков наиболее совершенные органы чувств имеют:
  1. Брюхоногие,
  2. Головоногие,
  3. Двустворчатые.
  1. На передних усиках располагаются органы равновесия у:
  1. Раков,
  2. Пауков,
  3. Насекомых.
  1. Вдоль нервной трубки располагаются светочувствительные клетки у:
  1. Ланцетника,
  2. Хрящевых рыб,
  3. Миног и миксин.
  1. Полость среднего уха свойственна:
  1. Наземным позвоночным,
  2. Водным позвоночным,
  3. Всем хордовым, за исключением ланцетника.
  1. Бинокулярное зрение имеют:
  1. Птицы и млекопитающие,
  2. Млекопитающие, совы, змеи,
  3. Совы и млекопитающие.
  1. Быстрее действует:
  1. Гуморальная регуляция,
  2. Нервная регуляция,
  3. Нервная и гуморальная регуляция действуют примерно одинаково.
  1. Значение регуляции деятельности организма в:
  1. Поисках более комфортных условий существования,
  2. Поиске пищи,
  3. Стремлении сохранить неизменной внутреннюю среду организма.
  1. Найдите верное высказывание:
  1. У млекопитающих органы зрения имеют большее значение, чем у птиц.
  2. У рыб глаза имеют линзовидный подвижный хрусталик.
  3. У пресмыкающихся имеется внутреннее и среднее ухо.
  1. Найдите ошибочное высказывание:
  1. Боковая линия рыб воспринимает направление и силу тока воды.
  2. Большинству птиц свойственно бинокулярное зрение, например, совам.
  3. У наземных позвоночных глаза имеют сходное строение.

            11        
перейти в каталог файлов

Нервная система 1 вариант

Выберите правильный ответ.

1. Отделом головного мозга, с которым связаны рефлексы удер­жания позы, является:

а) средний
б) мост
в) промежуточный
г) кора больших полушарий

2. В коре височных долей больших полушарий расположен центр:

а) зрения
б) произвольного движения
в) вкуса
г) кожно-мышечного чувства

3. Какой отдел головного мозга участвует в непроизвольной ре­гуляции дыхания?

а) Средний
б) промежуточный
в) продолговатый
г) мозжечок
д) передний

4. Тела чувствительных нейронов располагаются в:

а) задних рогах спинного мозга
б) передних рогах спинного мозга
в) только в головном мозге
г) за пределами спинного мозга
д) в передних корешках спинного мозга

5. Передние корешки спинного мозга образованы:

а) чувствительными нейронами
б) дендритами
в) аксонами
г) смешанными нейронами

а) короткие
б) заканчиваются в ганглиях около спинного мозга
в) выходят из продолговатого мозга
г) их тела лежат в передних рогах спинного мозга
д) образуют задние корешки спинного мозга

7. В среднем мозге расположены центры, отвечающие за:

а) рвотный рефлекс
б) аппетит
в) регуляцию обмена веществ
г) ориентировочные рефлексы на звук
д) мышление

а) скорость проведения возбуждения 100-120 м/с
б) поддается волевому контролю
в) контролирует работу внутренних органов
г) путь от ЦНС до эффектора состоит из одного нейрона
д) нервные волокна покрыты специальной оболочкой

9. Аксоном называют отросток нервной клетки, который:

а) длинный
б) короткий
в) проводит импульс к телу нейрона
г) проводит импульс от тела нейрона
д) покрыт специальной оболочкой

10. Какой из перечисленных признаков не является общим для нервной и гуморальной регуляции?

а) В регуляции принимают участие структуры головного мозга
б) регуляция осуществляется при участии химических веществ
в) изменение работы органа носит обратимый характер
г) ответная реакция носит рефлекторный характер

Дополните предложения.

11. Место функционального контакта между нервными клетками называется … .

12. Специализированная структура нервной системы, преобразую­щая какой-либо вид энергии в нервный импульс называется … .

13. Количество спинномозговых нервов у человека — … .

14. Зрительная зона коры больших полушарий расположена в … доле.

15. Реакции организма, направленные на поддержание температу­ры тела, регулирует … мозг.

16. Усиливает секрецию потовых желез … отдел автономной не­рвной системы.

17. Работу желез внутренней секреции регулирует … нервная си­стема.

18. Конечным отделом мозгового ствола является … мозг.

19. У большинства людей творческого склада личности (художни­ков, поэтов) преобладает пространственно-образное мышление, в реализации которого ведущим считают … полушарие.

20. Расположение нервных узлов около рабочего органа или внутри его свойственно … системе.

Ответы на тест по биологии Нервная система 1 вариант 9 класс
1-а
2-в
3-в
4-г
5-в
6-в
7-г
8-в
9-г
10-г
11. синапс
12. рецептор
13. 31 пара
14. затылочной
15. промежуточный
16. симпатический
17. автономная
18. промежуточный
19. правое
20. парасимпатической

Так всё же, есть ли у человека инстинкты?

В общем, ссылку я давал, это основоположник этологии, нобелевский лауреат Конрад Лоренц, его формулировки являются классикой, не зачем пересказывать:

«Финалист — в худом значении этого слова — это человек, который путает вопрос «почему?» с вопросом «зачем? «, и в результате полагает, будто, указав значение какой-либо функции для сохранения вида, он уже решил проблему ее причинного возникновения

Легко и заманчиво постулировать наличие особого побуждения, или инстинкта, для любой функции, которую легко определить и важность которой для сохранения вида совершенно ясна, как, скажем, питание, размножение или бегство. Как привычен оборот «инстинкт размножения»! Только не надо себя уговаривать — как, к сожалению, делают многие исследователи, — будто эти слова объясняют соответствующее явление

Понятия, соответствующие таким определениям, ничуть не лучше понятий «флогистона» или «боязни пустоты» («horior vacui»), которые лишь называют явления, но «лживо притворяются, будто содержат их объяснение», как сурово сказал Джон Дьюи. Поскольку мы в этой книге стремимся найти причинные объяснения нарушениям функции одного из инстинктов — инстинкта агрессии, — мы не можем ограничиться желанием выяснить лишь «зачем» нужен этот инстинкт, как это было в третьей главе.

Нам необходимо понять его нормальные причины, чтобы разобраться в причинах его нарушений и, по возможности, научиться устранять эти нарушения.

Активность организма, которую можно назвать по ее функции — питание, размножение или даже самосохранение, — конечно же, никогда не бывает результатом лишь одной-единственной причины или одного-единственного побуждения. Поэтому ценность таких понятий, как «инстинкт размножения» или «инстинкт самосохранения», столь же ничтожна, сколько ничтожна была бы ценность понятия некоей особой «автомобильной силы», которое я мог бы с таким же правом ввести для объяснения того факта, что моя старая добрая машина все еще ездит. Но кто платит за ремонты, в результате которых это возможно, — тому и в голову не придет поверить в эту мистическую силу: тут дело в ремонтах! Кто знаком с патологическими нарушениями врожденных механизмов поведения — эти механизмы мы и называем инстинктами, — тот никогда не подумает, будто животными, и даже людьми, руководят какие-то направляющие факторы, которые постижимы лишь с точки зрения конечного результата, а причинному объяснению не поддаются и не нуждаются в нем.»

Классификация условных и безусловных рефлексов

  1. Группы рефлексов по рецепторному признаку:
  2. Рефлексы по эффекторному признаку:
  3. По биологическим функциям рефлексы делятся на:
  4. Половые. Рефлексы полового акта, выкармливания, и выхаживания потомства;
  5. Статокинетичесике и локомоторные. Рефлексы поддерживающие положение тела и его передвижения в пространстве;
  6. Гомеостатические: рефлексы терморегуляции, сердечные, дыхательные, сосудистые;
  7. Ориентировочные: ориентир в пространстве. Поворот, глаз, головы или всего тела в сторону раздражителя.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Какова роль безусловных рефлексов в жизни человека?

Эволюция человека на протяжении веков сопровождалась изменением генетического аппарата, отбором признаков, которые необходимы для выживания в окружающей природе. Нервная система становилась высокоорганизованной материей. Какое значение имеют безусловные рефлексы – ответы можно найти в работах физиологов Сеченова, И.П. Павлова, П.В. Симонова. Ученые выделяли несколько важных функций:

  • поддержание гомеостаза (саморегуляция внутренней среды) в оптимальном балансе;
  • приспособление и адаптация организма (механизмы терморегуляции, дыхания, пищеварения);
  • сохранение видовых признаков;
  • размножение.

Виды торможения безусловных рефлексов

Возбуждение и торможение — важные врожденные функции высшей нервной деятельности, которые обеспечивают согласованную деятельность организма и без которых эта деятельности была бы хаотичной. Тормозные безусловные рефлексы в процессе эволюции превратились в комплексный ответ нервной системы – торможение. И.П. Павлов выделял 3 вида торможения:

  1. Безусловное торможение (внешнее) – реакция «Что такое?» позволяет оценить, опасна или нет обстановка. В дальнейшем, при частом проявлении внешнего раздражителя не несущего опасности, торможения не происходит.
  2. Условное (внутреннее) торможение – функции условного торможения обеспечивают угасание рефлексов, потерявших свою ценность, помогают различать полезные с подкреплением сигналы от бесполезных, формировать отсроченную реакцию на раздражитель.
  3. Запредельное (охранительное) торможение – предусмотренный природой предохранительный безусловный механизм, срабатывающий при чрезмерном утомлении, возбуждении, тяжелых травмах (обморок, кома).

Сравнение

Исследователями определено, что в основе жизненной активности человека (или животного) на глубинном уровне лежат инстинкты. Они являются руководством для всех совершаемых действий. Второй уровень составляют безусловные рефлексы, с которыми человек уже рождается. На третьем уровне в поведении участвуют условные рефлексы, формирующиеся на разных этапах жизни.

Отличие инстинкта от рефлекса состоит в самой сути этих понятий. Инстинкт сам по себе не является действием. Он лишь подает организму определенный сигнал. Скажем, при появлении опасности активизируется инстинкт самосохранения. Это выражается в том, что человек внутренне напрягается (испуг), силы его организма мобилизуются. Но за действия в данной ситуации отвечают уже рефлексы. Они подсказывают, как именно можно преодолеть угрозу: убежать, вступить в схватку и т. д. Причем действия выполняются автоматически, без какого-либо анализа ситуации – на это просто нет времени.

В чем разница между инстинктом и рефлексом? В том, что отдельный рефлекс – это простая реакция. Инстинкт же выражается в целой череде рефлекторных действий. Кроме того, проявление инстинкта может в какой-то мере контролироваться сознанием. К примеру, подчиняясь инстинкту исследования, человек совершает определенные действия, но по своему желанию активность в этом направлении он способен на время приостановить. Между тем коленный рефлекс непременно даст о себе знать в случае удара по соответствующему участку ноги, хотим мы того или нет.

Виды безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы имеют разного вида классификации, И.П. Павлов впервые распределил их на: простые, сложные и сложнейшие. В распределении безусловных рефлексов по фактору занимаемого каждым существом определенных пространство-временных областей П.В. Симонов разделил типы безусловных рефлексов на 3 класса:

  1. Ролевые безусловные рефлексы – проявляются во взаимодействии с другими внутривидовыми представителями. Это рефлексы:половой, территориальное поведение, родительский (материнский, отцовский), феномен эмпатии.
  2. Безусловные рефлексы витальные – все базовые потребности организма, лишение или неудовлетворение которых приводит к гибели. Обеспечивают индивидуальную сохранность: питьевой, пищевой, сна и бодрствования, ориентировочный, оборонительный.
  3. Безусловные рефлексы саморазвития — включаются при освоении нового, незнакомого ранее (знания, пространства):
  • рефлекс преодоления или сопротивления (свободы);
  • игровой;
  • подражательный.

Рефлексы и инстинкты

Рефлекс — это автоматическая реакция на стимул, осуществляющаяся без предварительной когнитивной оценки стимула и не подразумевающая сознательного выбора модели поведения. Человеку свойствен относительно небольшой набор рефлексов именно потому, что рефлексы помогают адаптироваться только к тем стимулам, которые не требуют оценки, логического осмысления, а число таких стимулов очень невелико. Реакцию человека практически на любой раздражитель сложно предсказать, она всегда зависит от контекста ситуации и индивидуальных особенностей восприятия и когнитивной оценки.

Инстинкт — явление более сложное, чем рефлекс. Инстинкты, как правило, порождаются протекающими в организме гормональными процессами. Наиболее яркие, интересные примеры инстинктивного поведения можно наблюдать в жизни животных. В отличие от рефлексов, проявления которых мы можем заметить в поведении человека, инстинкты проявлены не столь отчетливо. Любой рефлекс, вроде моргания или расширения зрачка, представляет собой врожденную фиксированную реакцию на специфический раздражитель. Рефлекс всегда жестко привязан к стимулу, это стандартная реакция, которой организм отвечает на определенный раздражитель. Инстинкты, которые мы можем наблюдать у животных, напротив, представляют собой совокупность сложных реакций, иногда эту совокупность реакций называют паттерном фиксированных действий.

Инстинкты значительно слабее привязаны к конкретному стимулу, чем рефлексы. Рефлекторная реакция обязательно будет исполнена целиком, тогда как последовательность инстинктивных действий может быть прервана и модифицирована, что заставляет нас предположить участие в инстинктивном поведении неких элементов когнитивной оценки. И все же, несмотря ни на что, инстинктивное поведение животного всегда останется в рамках фиксированного поведенческого паттерна, остающегося неизменным на протяжении всего его жизненного цикла.

Большинство психологов сегодня склоняются к мнению, что человек вовсе не имеет инстинктов, подобных тем, которые свойственны животным. Фрейд в свое время рассуждал об инстинктах жизни и смерти, но очень немногие из ученых, специализирующихся на исследовании поведения человека, согласятся с его концепцией.

Некоторые ученые, обсуждая проблемы материнства и детства, говорят о материнском инстинкте. В самом деле, можно привести некоторые доводы в пользу существования материнского инстинкта или, по крайней мере, генетической обусловленности привязанности матери к своему ребенку, и все же думается, что материнское поведение — это скорее приобретенный комплекс реакций и чувств, нежели врожденный, инстинктоподобный паттерн, хотя бы потому, что слишком уж различны его индивидуальные и социокультурные проявления.

Макдугал (McDougall, 1908), один из величайших психологов начала века, полагал. что инстинкты так же присущи человеку, как и животным. Он предложил теорию, согласно которой каждому животному инстинкту в человеческом поведении соответствует вполне определённая эмоция, несущая в себе инстинктоподобный побудительный заряд.

Представляется, что направление мысли Макдугала было верным. Действительно, роль рефлексов и инстинктов в жизни животных, судя по всему, аналогична роли эмоций в жизни человека. Ниже мы приведем доказательства тому, что природа эмоций в некоторой степени аналогична природе рефлексов и инстинктов.

Принципиальная разница между ними состоит в том, что эмоции, несмотря на свою мотивационную мощь, не определяют поведения человека непосредственно, они служат лишь фактором, влияющим на его поведенческие тенденции. Они не привязаны жестко к конкретному стимулу, не привязаны ни к каким поведенческим паттернам или поведенческим актам; в отличие от рефлексов и инстинктов, та или иная эмоция не может служить отличительной чертой какого-то этапа жизненного пути. Эмоции сопровождают нас постоянно, от рождения до смерти.

Изард Кэррол, «Психология эмоций»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: