Краткое содержание
В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.
На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.
Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.
Русская сказка
Басня Ивана Андреевича Крылова «Свинья под Дубом»
Иван Андреевич Крылов нередко заимствовал сюжеты для своих басен у более ранних авторов подобного жанра. Например, можно заметить явные сходства сюжетов крыловских басен с текстами Лафонтена или Эзопа. А вот басня «Свинья под дубом» — оригинальное произведение, которое знаменитый русский баснописец создал в 1823 году. Впервые опубликованная в журнале «Северная пчела», басня прочно вошла в русскую литературу, в школьную программу, при этом к изучению она предлагается детям уже в 5 классе.
О чём басня
Писатель знакомит нас с глуповатой ленивой свиньёй. Найдя дуб, с опавшими желудями, Свинья наелась от пуза, и мирно заснула под деревом. Вволю выспавшись, наша героиня решила заняться одним из любимых дел – подрыть корни у дуба. Это заметил Ворон, который сидел на том же дереве и сделал свинье замечание – рытьё корней приведёт к гибели дерева. Это ни сколько не опечалило упрямую Свинью, которая ответила, что это её совсем не интересует. Дерево она считает бесполезным.
Далее Крылов прибегает к довольно редкому для себя приёму – очеловечивает растение, Дуб. В большинстве басен автора говорить и вести себя как люди могут только животные. Однако здесь Дуб выступает важным героем, олицетворяя мудрость и спокойствие. Дуб пеняет Свинье, мол, подними голову, неблагодарная, и тогда ты заметишь, что желуди, которыми ты так любишь лакомиться, как раз на ветках дуба и растут.
Поучительный подтекст басни, или мораль
Мораль басни автор выносит в последний столбик своей поучительной сказки для детей. Смысл очевиден – невежественных людей Иван Крылов уподобляет свиньям. Недальновидное общество, следуя исключительно своим интересам, не понимает, что происходит в окружающем мире. Употребляя плоды, такие люди не задумываются о природе их происхождения.
Крылов вспоминает науку, делая замечания невеждам, которые ругают научный прогресс и просвещение, а при этом не видят, что пользуются плодами этого самого просвещения и развития. Спустя более ста лет, ситуация не особо поменялась – всё новое достаточно тяжело пробивает себе путь наверх. Даже добившись признания, научное достижение должно отвечать прикладным интересам и быть понятным широким массам.
Глупость и незнание может нанести вред любому хорошему делу – вот основная мысль басни.
Роль басни в литературе и воспитании
Сегодня мы часто воспринимаем жанр басни, как некий лёгкий шуточный жанр, между тем это был чуть ли не единственный способ высказать открыто свою точку зрения, не вызвав порицания. «Эзопов язык» через олицетворение, одушевление, иносказание позволял озвучить очень разные проблемы: от отрицательных черт характера до пороков общества, дать оценку историческим событиям и сильным мира сего.
В басне «Свинья под дубом» автор очень красноречиво показывает борьбу порока и добродетели, высмеивает общество потребителей, которым важно «нажраться желудей» и «выспаться». При этом они в силу своей глупости даже не в состоянии уважительно относиться к своему «кормильцу». Пусть после меня останется пустое место, я доволен, сыт, а дальше – хоть трава не расти, как говорится
Пусть после меня останется пустое место, я доволен, сыт, а дальше – хоть трава не расти, как говорится.
Басня носит важное воспитательное значение, как в широком понимании морали (неблагодарность человека в отдельных ситуациях), так и в узком (невежественное отношение к науке и прогрессу). Незатейливый сюжет, простой язык, понятные герои с яркими характеристиками, небольшая форма произведения – всё это делает басни доступной для понимания в любом возрасте. А несовершенство общества, неискоренимые пороки делают эту сказку, к сожаленью, актуальной для любого поколения
А несовершенство общества, неискоренимые пороки делают эту сказку, к сожаленью, актуальной для любого поколения.
Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Свинья под Дубом» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.
Личность баснописца
Чтобы лучше понять творческий замысел автора, следует узнать побольше о нём самом. Крылов прославился не только как баснописец, но и как автор произведений, написанных в других жанрах. Среди его работ были такие:
- поэтические;
- публицистические;
- сатирические.
Однако больше всего Ивана Андреевича привлекало написание басен, которых в его творческой биографии насчитывается более 230. При жизни писателя вышло 9 сборников. Крылов нередко обращался к творчеству других авторов, у которых заимствовал идеи для своих произведений.
Баснописцы и философы, которые вдохновляли его на создание басен:
- Лафонтен.
- Эзоп.
- Федр.
- Бабрий.
«Свинья под дубом» не стала исключением. Похожая тема присутствует в произведении Эзопа «Пешеходы и Явор». Примерно такая же мораль в «Дубе и свинье» Лессинга, басни которого перевёл на русский Папышев. Литературоведы считают, что похожие вопросы поднимаются также в текстах Базилевича.
Тема высмеивания
Басня высмеивает невежество человека. В произведении рассматривается слепая глупость без каких-то возможных проблесков.
Глупец слеп. Это относится и к обезьяне, которую Медведь из басни «Зеркало и Обезьяна» хотел научить смотреть на собственные недостатки, прежде чем унижать остальных, и к Свинье, пытавшейся разрушить Дуб, дающий ей плоды. В этом случае рассматривается только одно качество, но в различных его проявлениях.
Во времена писателя людей, отрицавших науку и знания, было немало. Но это еще не самая большая беда. Важней то, чтобы человек не сделал поспешных действий и выводов — таких, что отрицательно скажутся на обществе. Если что-то осуждать, нужно в первую очередь подумать, компетентен ли критик в этой проблеме, на самом ли деле то, что он пытается осудить, является бесполезным.
Чаще всего это не так. Не каждый может думать шире и смотреть на вещи под различными углами. Негативное отношение к познаниям появляется не из-за того, что от науки нет толка, а из-за обычной лени.
Естественно, невежды это не могут признать, а утверждают, что только ученье виновато в их несчастьях. Конечно, вина не в знаниях, а в их отсутствии. Помимо того, если человеку не требуются какие-то блага, не нужно считать, что они не нужны другим людям. Разрушая что-то из-за собственной неприязни, необходимо подумать: «Может быть, не трогать это и оставить в покое? Для меня это бесполезно. Но что, если это смогут использовать остальные люди?».
Образы героев
Характеристики героев в «Свинье под дубом» списаны с людей. В басне всего три персонажа, причём они не разделяются на главных и второстепенных. Животное символизирует совокупность человеческих пороков: лень, невежественность, неблагодарность и глупость. Люди, обладающие этими качествами, агрессивно воспринимают любую информацию, не соответствующую их картине мира. Они не видят ничего, что расположено дальше их «рыла». Имея определённую точку зрения, они неспособны её изменить или хотя бы признать, что ошибаются.
Хуже всего то, что такие индивиды не могут адекватно оценивать собственные поступки, причиняющие вред другим. Крылов неслучайно выбрал в качестве отрицательного персонажа свинью. У этих животных есть любопытная особенность: они могут держать голову прямо, но не способны посмотреть вверх. Этим Крылов подчёркивает, что глупцы не смогут познавать мир, даже если захотят.
Образ дуба примечателен тем, что мудрость в этом герое соседствует с жизненным опытом. В отличие от ворона, дерево понимает, что увещевать и бранить свинью — бессмысленное дело, донести до глупого животного истину не получится. Герой не надеется исправить ситуацию, он лишь констатирует горькую правду. Некоторые критики считают, что в этом образе Крылов изобразил себя.
Мораль басни заключается в том, что глупость — ужасный порок, вызывающий отвращение. Автор высмеивает этот недостаток в шуточной форме, но это не лишает басню оттенка грусти и пессимизма. Свинья не просто ругает тех, кто несёт знания, но и препятствует просвещению. В реальной жизни эти животные так и поступают: поев из приготовленной кормушки, они портят оставшуюся еду, не понимая, что делают хуже прежде всего себе.
Ворона и Лисица
У Крылова много забавных и поучительных басен. Мне нравится «Ворона и Лисица». Ее герои похожи на людей. Автор пишет с большой буквы эти слова, потому что подразумевает нас, наделяет своих героев человеческими качествами.
Лисица хитрая, льстит Вороне, говорит комплименты. Все потому, что хочет выманить у глупой птицы сыр, которым та собралась позавтракать. Она расхваливает носок, перышки, шейку, голосок. Просит спеть. Хотя Лисица и обманывает, она мне нравится своей сообразительностью, находчивостью. Умеет говорить так, что ей верят. Немногие герои басен могут похвастаться этим умением
Осторожно подходит к объекту, на цыпочках
Ворона простодушная, глупая, доверчивая. Слушает лживые речи, не понимая того, что ей говорят неправду. Ангельского голоска у нее было, красотой особенной не отличалась. Однако красивые слова понравились. Ворона, оказывается, сестрица, голубушка, свет. Поддавшись на уговоры, льстивые слова, она пытается петь. Спеть не получилось, только каркнула во весь голос. Сыр потеряла, обманутой оказалась. Поэтому особой симпатии у меня эта героиня не вызывает.
Басня – сплошные восклицания. Лиса говорит восклицаниями. Восхищаться надо правдиво, чтобы поверили, действует целенаправленно. У Вороны нет дыхания, слов: сыр сказать мешает. Но только рот открыла, плутовка утащила завтрак.
Мораль басни я понимаю так. Люди должны отличать правду от лжи, иначе их просто обманут. Пользоваться такой уловкой тоже не следует. Это произведение учит быть честными, сообразительными, правильно оценивать себя.
Суть басни
Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:
- Эпитет — «дубом вековым».
- Просторечие — «глаза продравши».
- Возвышенная лексика — «корни обнажишь».
- Обращение — «могла поднять ты рыло».
Мораль «Свинья под дубом» высмеивает тему эгоизма. Некоторые не замечают других вокруг себя и пользуются благами, которые предоставляет природа, самостоятельно, при этом ругая и упрекая других.
Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.
Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.
Стрекоза и муравей
Одной из самых популярных басен Крылова, является «Стрекоза и муравей», ее часто используют абитуриенты для поступления в актерский и театральный Вуз.
Эта басня стала и моей любимой, поскольку учит трудолюбию и преодолению каких либо препятствий на пути к намеченной цели.
Автор не зря выбрал главными героями басни Стрекозу и Муравья.
Как и присущи муравью как насекомому, качества трудоголика, он по сюжету басни работал все лето, запасая припасы на зиму. А легкомысленная Стрекоза же, не заботясь о собственном пропитании на будущее, и тем более о зимовке, проводила лето красное, порхая с ветки на ветку, с кустика на цветок и распевала песни. Как и многие люди, ей присуща та черта, которая отнюдь не является положительной – это жить одним днем, а там будь, что будет.
Стрекоза – как ей это и присуще, олицетворение праздности, легкомыслия и беспечности. Как результат беспечности она остается без средств к дальнейшему существованию долгой и холодной зимой. Поняв ошибку своей легкомысленности, Стрекоза просит помощи и приюта у Муравья, который предупреждал ее о том, что необходимо позаботиться о себе и о припасах на зиму.
Но поддержки у него она не нашла, Муравей не проявляет к ней милосердия и отказывает ей в приюте, поскольку считает, что беспечность должна быть наказана.
Мораль басни о трудолюбии должна быть применима не только в отношении одного человека, а страны в целом, заботясь об экономики и экологии и прочих проблем человечества.
Басня – это такое произведение, которое высмеивает пороки и недостатки общества в целом и каждого человека в отдельности. Действующими героями басен в основном являются животные, растения или просто вещи, олицетворяющие некие качества и характерные черты людей.
Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне»
Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне. К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства. Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей.
Подробнее…
Сочинение на тему Моя любимая басня Крылова
Моя любимая басня – точно не из тех, что мы в школе изучаем. Все эти вороны с сыром, слоны с собачками… Не люблю то, что твердят все. У меня есть книга басен, там много-много забавного.
Больше всего мне нравится история про кошку и соловья. Смешно и жутко. Там кошка поймала птичку. И не просто так, а специально, чтобы послушать её пение. То есть хищница сжимает соловья в когтях и при этом мурчит ему, чтобы он спел. Типа, ей говорили, что он такой классный певец, что все им так восхищаются. Бедный соловей! От него требуют песен, когда он в когтях. Разве ему до пения?! Песни ведь идут от души, когда ты себя хорошо (расслаблено) чувствуешь. Когда ты в безопасности! А тут у соловья горло от страха точно сжимается. Вредная кошка просто смеётся над ним, как я думаю.
Я его понимаю… И вспоминаю, когда меня просят сыграть на пианино перед гостями, особенно если я их не очень знаю. Даже если я долго учила пьесу, я могу ошибиться в самом простом месте. И мне это так неприятно! Я не любила и стихи на стуле читать…
А кошка вспоминает, как ей хвалила певца кума-лиса. И теперь, почти задушив его песню, кошка ещё и мораль ему читает ,что нет ни нормальной песни, ни голоса… И она его съела, хотя ,наверное, так и собиралась с самого начала. А всё это льстивое притворство было для издевательства.
С другой стороны, у соловья в минуту такой страшной опасности просто должно было б открыться второе дыхание! И он бы спел так, что кошка рот открыла, когти разжала… И он бы улетел победителем. Но в басне такого нет!
А жаль. Я б написала эту басню с хорошим финалом. В итоге, эта история мне не столько нравится, сколько отзывается во мне. И я с ней не согласна! Но написана, конечно, она красиво, хоть и грустно, пессимистично.
Для 5 класса
Мораль произведения
Нравственный вывод и суть содержатся в заключительных четырёх строках. Образ главной героини объединяет в себе черты глупых и невежественных людей, выступающих против просвещения и отрицающих пользу науки. Более того, подобные личности зачастую не подозревают о том, что мир устроен не так, как они себе представляли. Используя плоды науки, они отрицают её существование. Пороки, которые высмеиваются в этой басне:
- нежелание видеть свои недостатки;
- невежество;
- лень;
- неумение видеть причинно-следственные связи.
Человек, портящий то, чем пользуется, подобен свинье, подрывающей корни дуба — источника пропитания. Такой индивид причиняет вред не столько себе, сколько потомкам. На его век хватит пищи и других благ, а о других он не заботится. Не обращая внимания на советы мудрых людей, глупец гордится способностью поступать по-своему. В этом и заключается драматизм ситуации: пороки, которых нужно стыдиться, превозносятся как достоинства.
Особенности жанра
Басню можно охарактеризовать как дидактическое стихотворение. Для этого жанра характерны воспитательная цель и особая композиция. Сюжет обязательно содержит мораль, причём обычно она облекается в нравоучительное заключение и выносится в последние строки.
Как правило, в басне рассматривается ситуация, типичная для мира людей, однако в качестве персонажей выступают звери, птицы или вещи, обладающие человеческими чертами. Главными героями и таких произведений бывают и растения. Жанр привлекает многих авторов тем, что он позволяет обличить человеческие пороки с помощью аллегорий, синонимов и иносказаний, не выходя за рамки цензуры. Основные признаки направления:
- присутствие поучительного, нравственного, воспитательного смысла;
- метафоричность;
- аллегорические описания;
- иносказательный язык.
Жанр считается древним, так как первые произведения появились в древнегреческой и древнеримской культуре. Наиболее прославился баснописец Эзоп, который жил и творил в древней Элладе. Представитель римской культуры — Федр. В более позднем периоде в странах Востока и Запада жанр получил развитие. Особенно любят басни в Индии, России и Франции.
Среди русскоязычных авторов, помимо Крылова, прославились следующие:
- Полоцкий.
- Дмитриев.
- Сумароков.
- Тредиаковский.
- Измайлов.
- Кантемир.
- Хемницер.
Мораль басни «Свинья под дубом»
У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов. В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья — с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.
В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.
Творчество в зрелые годы
Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Ивана Андреевича, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года начинающий баснописец приехал в Санкт-Петербург. В этом городе он прожил все последующие годы.
Его жизнь вошла в однообразное и мирное русло. Он принимает активное участие в столичной литературной жизни, становится членом литературных и научных сообществ. Близко знакомится с известнейшими писателями того времени. Живёт по соседству с переводчиком «Илиады» Н. И. Гнедичем и является сотрудником Публичной библиотеки.
Крылов сближается с президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В доме Олениных в те годы собирались известные учёные, писатели, художники. Бывали Шаховский, Озеров, Гнедич, Батюшков, позже Пушкин и многие другие популярные люди. В дом сразу же попадали все литературные новости, вновь появившиеся стихотворения, информация об интересных книгах, самобытных картинах.
С приходом к власти Александра I в стране набрали силу либеральные веяния. В результате этого Иван Андреевич Крылов вновь вернулся к литературной деятельности. Наряду с баснями, которые стали основным видом его деятельности, в 1806-1807 годах были написаны такие комедии как «Модная лавка», «Урок дочкам», «Илья-Богатырь». Они имели успех у зрителей и были проникнуты любовью и уважением к русской национальной культуре.
В них жизненно правдиво, весело, метко было показано невежественное провинциальное дворянство. Оно благоговело перед всем иноземным, и в результате своего легковерия позволяло иностранным проходимцам себя обирать и дурачить. Но народную славу Крылову принесли не комедии, а басни.
В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича. И с тех пор в течение четверти века всю свою энергию он отдавал написанию басен. В 1811 году его избрали членом «Беседы любителей русского слова», объединившей писателей старшего поколения. В это время Крылов уже не был похож на того дерзкого бунтаря, который осмеливался задевать стрелами сатиры саму императрицу.
Он становится степенным, неторопливым, замыкается в себе, а окружающие начинают считать его чудаковатым. Да и как не считать, если Иван Андреевич Крылов мог теперь часами сидеть у окна в своей комнате с трубкой в зубах, раздумывая о течение человеческой жизни.
О его рассеянности и лени стали ходить легенды. Говорили, что он как-то явился во дворец в мундире, пуговицы на котором были замотаны портным в бумажки. А Пушкин, близко знавший Крылова, писал о нём в то время как о ленивом чудаке.
Однако друг Пушкина П. А. Вяземский вовсе не считал Ивана Андреевича чудаком. Он прозорливо написал: «Крылов вовсе не был рассеянным и простосердечным Лафонтеном, каковым все его долго считали. Во всём и всегда он был чрезвычайно умён. Его призванием были басни.
В них он мог многое говорить, не притворяясь, и под личиной животных касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых у него не хватало духу прямо доходить».
И. В. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в молодости, так описал его облик: «Крылова я видел всего один раз на вечере у одного петербургского литератора. Он просидел более 3-х часов неподвижно между двумя окнами и за это время ни слова не молвил.
Одет он был в просторный поношенный фрак, белый шейный платок, сапоги с кисточками облекали его тучные ноги. Он опирался руками на колени и ни разу не повернул голову. Только глаза двигались под нависшими бровями. Нельзя было понять: слушает ли он или просто так сидит».
Таков был Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. В молодости он зарекомендовал себя бунтарём, дерзко нападавшим на власть придержавших, а в зрелые годы притаился, напустив на себя образ ленивого чудака. Правду об окружающем мире он стал выражать через басни, умело пряча свои подлинные мысли и чувства.
Основная мысль
Басня написана в жанре аллегории, основную мысль можно выразить одной фразой или своими словами. Цель написания произведения заключается в следующем:
- Никогда не нужно разрушать или осуждать то, чего человек не может понять. Не стоит рушить то, что другими выращено или создано.
- Необходимо ценить, что имеешь, и одновременно заботиться об остальных.
- Поэт осуждает неблагодарность людей во всех ее отношениях.
- Наука дает людям много благ. Грош цена человеку, не понимающему этого.
- Невежественные глупцы чаще всего не понимают, что они делают, когда разрушают дерево, плоды которого смогли бы вкушать еще очень долго. При этом речь идет не только о плодах векового Дуба. Поэт осуждает потребительскую особенность ко всему — к науке, искусству, обществу, поскольку «свиньи» есть в каждой области жизни. Если человек самостоятельно не осознает собственных поступков, то могут страдать от этого абсолютно невинные люди.
История создания
Басня была создана в 1823 г. и впервые опубликована в издании «Северная пчела» в 1825 г. В названии можно заметить основное противопоставление произведения. Свинья является символом невежества и жадности, Дуб символизирует мудрость и вечность.
Устами дерева произносится мораль «Свиньи и Дуба»: перед тем как погубить что-то, нужно подумать, не закончатся ли после этого получаемые ресурсы.
Поэт говорит, что люди недальновидны и глупы, не осознают, что необходимо относиться к источникам благ внимательно. Человек иногда не видит, что они скоро закончатся из-за гибели «кормильца».
Описание персонажей
В баснях главных героев, как правило, немного. Несколько персонажей великолепно могут раскрыть смысл и основную идею произведения, которую пытается донести до человека писатель. Характеристика главных персонажей:
- Дуб является отпрыском Матушки-Земли. Это кормилец, который бескорыстно отдает свои блага. Есть только одно, что ему требуется для нормального существования, — уважение к себе.
- Свинья собой представляет слепого глупца той эпохи. Она находится в беспросветном царстве глупости, не хочет самосовершенствоваться и понимать суть, не слушает голос своего здравого смысла. Невежа живет по потребительским законам, не думая ни о своем завтрашнем дне, ни о дальнейшей жизни других людей.
- Ворон является голосом здравого смысла глупца. Хорошо, что он все же появляется (это означает, что не все потеряно). Но плохо, что Свинья не слышит его призыва подумать и остановиться. Это означает, что глупец пытается действовать наперекор логике и голосу разума.
Всего три персонажа, но как ярко и с глубоким смыслом у писателя получилось передать свои мысли читателю.
На обычном наглядном примере поэт демонстрирует, что «плоды» науки в определенной степени используют все люди. Только ограниченные невежды не осознают такого очевидного факта. Существует много примеров, когда имеющие власть глупцы были препятствием для развития научного прогресса. Лишь с условием абсолютного искоренения невежества люди смогут успешно продолжить развиваться.
Рисунок свинья под дубом, поэтапно карандашом
- Рисуем дуб. Сначала ствол из двух полос и пушистую верхушку.
- Прорисовываем листья, ветки на дубе.
- Добавляем детали к дереву, прорисовывая листву и кору дерева.
- Переходим к свинье. Рисуем пятачок, от него продольные линии мордочки. Дорисуйте глаз и ухо, согласно схеме.
-
Добавьте линию туловища, дорисуйте ноги. Пририсуйте свинке хвостик.
В басне отлично подобраны герои: мудрый Ворон, Свинья, не видящая дальше носа ничего и старый Дуб
Читайте детям поучительные басни, обращая внимание на глубокую мораль
Анализ произведения «Свинья под дубом вековым» Ивана Крылова
История произведения:
Иван Андреевич Крылов написал произведение (сказку) Свинья под дубом в 1823
году. Автору было 54 года, на тот момент он уже несколько лет работает в
Публичной библиотеке. Произведения автора Крылова уже известны не только в
России, но и в Европе, его басни переводят на европейские языки. Он известен как
лучший баснописец.
Басня «Свинья под дубом» впервые напечатана на страницах «Северной пчелы».
Литературный анализ басни про свинью
Каков образ главного героя Свиньи? Свинья – отрицательный герой
произведения, характеризуется отрицательными
чертами.
Следующие слова доказывают это:
- «Свинья наелась жолудей»
- «До-сыта, до-отвала»,
- Далее Свинья«выспалась под ним»
- «Глаза продравши»: здесь мы видим просторечие, как и «рыло».
- Главная героиня начинает рыть корни дерева, под которым только что спала.
Второй главный герой басни – Ворон.
Ворон: оно засохнуть может.
Свинья: «Хоть век его не будь»: гипербола.
Мы видим невежество Свиньи, которая даже не прослеживает связи между Дубом
деревом, его же плодами, она всегда только и роется в земле.
«Я от них жирею»: эгоцентризм.
Третий герой произведения: сам Дуб, выразивший свое отношение к Свинье
эпитетом «неблагодарная!»
Глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство
немногих сказанных им слов.
«Эти жолуди на мне растут».
Но, наша героиня Свинья может слышать только себя.
Чем заканчивается эта история не вполне понятно. Поняла ли Свинья урок или
нет, можно догадаться.
Мораль и основная суть
Мораль сей басни отражает конфликт в область широкой метафоры, переносит
нас в наше человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». Но ведь
и невежды пользуются плодами «ученых трудов» каждый день.
Крылов пишет, что невежественные люди находятся «в ослепленье», он их как бы жалеет. Существует опасность размножения Свиней. Ведь если из будет много, страдать будут все — Дуб, но и Ворон итд. Противостоять Свиньям сложно. Басня высмеивает Свинью. Это и есть главная мысль рассказа, ну а нам с вами нужно сделать вывод и следить, чтобы не стать Свиньей в своей жизни.
Анализ басни Свинья под дубом
Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.
Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.
В роли главного героя в данном произведении выступает свинья, которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной. Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.
Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.» Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме. «Невежда так и в ослепленье Бранит науку и ученье.»