Краткое содержание рассказа «Размазня» А. П. Чехова
Чехов глубоко чувствовал противоречия в обществе. Осуждая барство, он справедливо возмущался и безволием тех, кто находился в подчинении у господ. Узнать об этом подробнее можно, прочитав краткое содержание «Размазня». Произведение было создано в 1888 году. В это время Чехов постепенно отходит от написания юмористических рассказов и работает в реалистическом стиле.
Сюжет «Злоумышленника» очень кратко
Мужчина преподаёт своей гувернантке жестокий урок, считая, что такой размазнёй быть нельзя. Девушка покорно соглашается и получает всё, что ей причитается.
Повествование ведётся от лица автора. Автор приглашает к себе в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, для того, чтобы рассчитаться. Он вычитает деньги из жалования гувернантки за каждую мелочь.
В итоге вместо восьмидесяти рублей выходит одиннадцать. К удивлению мужчины, гувернантка принимается благодарить его. Он говорит, что преподал ей жестокий урок, но отдаёт все восемьдесят рублей. Мужчина считает, что нельзя быть такой размазнёй. Девушка считает, что можно.
Это интересно: Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом из цикла «Маленькой трилогии» писателя. Прочитать краткое содержание «Человека в футляре» по плану можно на нашем сайте.
В рассказе Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов боле масштабен, чем гоголевские персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».
Короткий пересказ «Размазни» Чехова
Рассказ больше похож на сценку из жизни. Однажды некий барин решает провести психологический эксперимент над юной гувернанткой, Юлией Васильевной. Он приглашает ее к себе в кабинет за жалованием.
Изначально взяв властный, не терпящий возражения тон, он подавляет девушку и заставляет ее принять его условия. Барин принимается перечислять причины, по которым, по его мнению, жалование должно быть уменьшено.
Из восьмидесяти рублей причитающегося девушке жалованья, он выплачивает ей только одиннадцать. Юлия Васильевна, явно принадлежащая к типу “униженных и оскорбленных”, не решается возразить, хотя и понимает всю несправедливость ситуации.
В итоге барин прекращает жестокий эксперимент и выплачивает гувернантке все деньги. В его словах “легко быть сильным” чувствуются угрызения совести. Он вдруг отчетливо видит уродство строя, который и его руками тоже способен подавить человеческую личность.
Краткое содержание рассказа «Размазня» и отзыв для читательского дневника (А. П. Чехов)
Русский писатель и критик Владимир Короленко называл Антона Павловича Чехова тем автором, который находится в одном ряду с такими выдающимися литераторами, как Николай Васильевич Гоголь и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Но стоит отметить, что своеобразие чеховского юмора не может быть сравнимо с юмором других русских классиков
Отличительной чертой рассказов Чехова являются бытовые сюжеты, узнаваемые народные образы и особое внимание к мелким деталям повествования. В своих рассказах Антон Павлович учит читателя доброте и правильному отношению к жизни
Краткое содержание (274 слова) : Хозяин дома, в котором работает гувернанткой молодая девушка Юлия Васильевна, приглашает её для выдачи зарплаты. Мужчина отмечает, что с момента начала работы Юлии Васильевны прошло уже два месяца, а она до сих пор не приходила за деньгами. При подсчёте денег, которые хозяин дома должен выдать девушке, он отчётливо произносит, что за каждый месяц должен заплатить тридцать рублей. Но молодая гувернантка помнит, что до начала работы они с мужчиной договаривались о сорока рублях в месяц. Юлия Васильевна пытается возразить хозяину, но тот не хочет её слышать, а только твердит, что у него всё запечатлено на бумаге. Девушка, не желая спорить со своим собеседником, вынуждена молча наблюдать за тем, как мужчина её обкрадывает.
Хозяин дома начинает урезать зарплату Юлии Васильевны за немногочисленные отгулы, дни, пропущенные по болезни, праздники и разбитый фарфор. Также он говорит об абсолютно нелогичных замечаниях по присмотру за детьми. Молодая девушка начинает нервничать: у неё трясётся подбородок, а к глазам подступают слёзы. Но она не показывает хозяину своей обиды, предпочитая молча выслушивать все замечания мужчины. Вместо восьмидесяти рублей, которые Юлия Васильевна должна получить за два месяца работы, хозяин дома протягивает её всего одиннадцать рублей. Девушка, прошептав «merci», готовится удалиться, но мужчина в гневе вскакивает со стула, возмущённый слабохарактерностью своей гувернантки. Он не может понять, за что она благодарит того, кто буквально грабит девушку. Юлия Васильевна отвечает хозяину, что на предыдущих рабочих местах не получила вообще ничего.
Мужчина, признавшись в том, что он разыграл молодую девушку, протягивает ей заранее приготовленные восемьдесят рублей. Напоследок хозяин дома спросил Юлию Васильевну, можно ли прожить, будучи настолько «размазнёй», на что девушка, криво улыбнувшись, ответила «можно».
Мужчина, наблюдая за удаляющейся девушкой, размышляет о том, как хорошо быть сильным человеком.
Отзыв (205 слов) : Рассказ Антона Павловича Чехова «Размазня» произвёл на меня прекрасное впечатление, и заставил задуматься о важных вещах. Главная героиня рассказа получила ценный урок, который должен помочь её в дальнейшей жизни. Прочитав данное произведение, я сделал вывод о том, что получать такие уроки в своей жизни иногда даже важнее, чем получать жалованье. Я понял, что сильный человек всегда поможет другим тоже стать сильными.
В своём рассказе «Размазня» Чехов показывает проблему слабохарактерных людей, которые не могут за себя постоять, когда это необходимо. От лица своего героя, автор призывает нас отбросить лишнюю скромность, когда дело касается вопросов нашего комфорта и благосостояния. Основная мысль рассказа заключается в том, что нам необходимо иметь в себе духовные силы, помогающие «по капле выдавливать из себя раба». Чехов учит нас следить за защитой своих интересов и помогать окружающим отстаивать их права.
Из героев рассказа мне больше всего понравился хозяин дома. Он решил преподать жизненный урок робкой девушке, которая уже не раз обманывали другие люди. Мужчина честно расплатился со своей гувернанткой, попутно научив её заботиться о том, чтобы труд молодой девушки уважали. Гувернантка не смогла сдержать слёз, растрогавшись от поступка хозяина.
Таким образом, я полностью согласен с отзывом Владимира Короленко о Чехове. Антон Павлович – это признанный классик русской литературы, оставивший после себя множество настоящих шедевров.
Краткое содержание рассказа «Размазня»
В рассказе описывается обычная бытовая сцена – выплата жалованья гувернантке.
Повествование начинается с того, что строгий и уверенный в себе хозяин дома вызывает в свой кабинет гувернантку, чтобы выплатить ей жалованье за два месяца. Однако он не отдает деньги сразу, а начинает долгие подсчеты, причем, не в пользу гувернантки.
Сначала он снижает ее жалованье с сорока до тридцати рублей в месяц. Гувернантка пытается слабо протестовать, но быстро соглашается с его безапелляционным аргументом: «У меня так записано».
Потом хозяин под разными предлогами вычитает из жалованья все больше и больше. Он изобретательно находит всевозможные причины для уменьшения выплаты. Гувернантка оказывается виноватой и в том, что его сын Коля порвал сюртучок, и в том, что у его дочери Вари украли ботинки, и в том, что она не занималась с Колей, когда он заболел. Стоимость случайно разбитой ею чашки тоже безжалостно вычитается из мизерного жалованья.
Гувернантка безропотно терпит издевательства – лишь выражение лица и нервный кашель выдают ее чувства.
Однако хозяину этого мало. Он удерживает деньги за праздники и выходные, потом приписывает гувернантке несуществующий долг и безжалостно вычитает и его. Гувернантка шепотом отказывается: «Я не брала». И на невозмутимое утверждение хозяина: «Но у меня записано!», сразу же соглашается: «Ну, пусть… хорошо».
В итоге, и без того маленькое жалованье, превращается в крохотное. И вместо восьмидесяти рублей хозяин выдает одиннадцать.
Растерянная гувернантка не возражает, берет деньги и даже вежливо благодарит за эти крохи.
Такое поведение очень злит хозяина. Он не выдерживает и начинает возмущаться тем, что его жертва так покорно принимает несправедливость. «Отчего вы не протестуете? … Разве можно быть такой размазней?» – восклицает он.
Не получив ответа на свой риторический вопрос, хозяин просит прощения за свою жестокую шутку и выплачивает жалованье полностью.
Гувернантка, не ожидая такой развязки, тихо благодарит и уходит. А хозяин, уверенный в том, что преподал своей подопечной важный жизненный урок, мысленно убеждает сам себя: «Легко на этом свете быть сильным!»
О произведении
Рассказ «Размазня» Чехова был написан в 1883 году. Глава семейства, богатый русский дворянин, безбожно обсчитывает молоденькую застенчивую гувернантку. На самом же деле он преподаёт ей важный жизненный урок и учит отстаивать свои права.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Размазня» на нашем сайте.
Главные герои
- Рассказчик — глава семьи, дворянин. Уверенный в себе волевой мужчина средних лет.
- Юлия Васильевна — гувернантка, скромная девушка, застенчивая, безответная.
Другие персонажи
Коля и Варя — дети рассказчика, воспитанники Юлии Васильевны.
А ещё у нас есть:
для самых занятых —
Читательский дневник «Размазня»
для самых крутых —
Читать «Размазня» полностью
Краткое содержание
Хозяин дома пригласил в свой кабинет гувернантку, которая недавно устроилась на работу. Без лишних слов он принялся подбивать смету и сразу заявил, что договаривались они «по тридцати рублей в месяц
». Юлия Васильевна робко напомнила, что жалованье было обещано больше — сорок рублей в месяц, на что мужчина возразил, «всегда платил гувернанткам по тридцати
». Точно так же он обсчитал продолжительность её работы: вместо двух месяцев и пяти дней взял в расчёт только два месяца.
Юлия Васильевна была обескуражена, но не смела возражать. Далее хозяин дома принялся вычитать из заработной платы гувернантки все воскресенья, «да три праздника
». Не забыл он упомянуть и те несколько дней, когда «Коля был болен и не было занятий
», а также зубную боль Юлии Васильевны, из-за которой та вынуждена была сократить уроки с детьми.
Девушке было очень обидно слышать эти упрёки: «она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова
». Её заработок таял на глазах, но хозяин и не думал останавливаться. Он обвинил гувернантку, что по её недосмотру Коля залез на дерево и порвал сюртучок, а горничная украла у Вари ботинки. Мужчина даже припомнил «чайную чашку с блюдечком
», которую гувернантка случайно разбила под Новый год.
Последней каплей стало напоминание о несуществующем долге в размере десяти рублей, но даже в этой ситуации Юлия Васильевна не попыталась отстоять себя.
После всех вычетов у гувернантки осталось лишь одиннадцать рублей. Еле слышно прошептав «Merci», она хотела было выйти из комнаты, но мужчина её остановил. Он принялся возмущаться слабостью и бесхарактерностью девушки, готовой благодарить обманщика. Хозяин дома искренне не понимал, как «можно быть такой размазнёй
», но весь облик Юлии Васильевны говорил о том, что можно.
В итоге рассказчик попросил у гувернантки прощения за жестокий урок и сполна расплатился с ней.
И что в итоге?
Рассказчик — просит прощения у гувернантки за жестокий жизненный урок и выдаёт ей полное жалование.
Юлия Васильевна — получает полную оплату за свой труд.
Заключение
Произведение Чехова учит не бояться отстаивать свои законные права, до последнего бороться за правду. Порой нужно применять жёсткие методы, чтобы человек начал бороться со своей слабостью.
После ознакомления с кратким пересказом «Размазня» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Изучение рассказа на уроке
При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:
- Почему так названо произведение?
- О чем оно должно быть?
На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:
- «Мерси», — прошептала она.
- «По сорока».
- «Два месяца и пять дней».
- Левый глаз ее стал влажным, но не было произнесено ни слова в ответ.
- Оба глаза наполнились слезами.
Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.
«Размазня» Чехова — легко ли быть сильным?
Антон Павлович Чехов знаток человеческих душ. Рассказанные им простые и, казалось бы, незамысловатые истории из жизни обычных людей всегда заставляют задуматься о морально-этических проблемах общества.
Одну из таких историй можно прочитать в рассказе «Размазня». Этот короткий рассказ поднимает очень важный вопрос, который звучит следующим образом: «Легко ли быть сильным?»
Рассказ был написан в 1888 году. В этот период своего творчества Антон Павлович начал переходить от работы над легкими юмористическими рассказами к созданию произведений с более серьезными темами.
Короткий рассказ «Размазня» первый раз был вышел в свет в юмористическом журнале «Осколки». История эта совсем не смешная, несмотря на то, что в ее основе лежит шутка.
Правда, шутка не добрая, а злая.
Краткое содержание рассказа «Размазня»
В рассказе описывается обычная бытовая сцена – выплата жалованья гувернантке.
Повествование начинается с того, что строгий и уверенный в себе хозяин дома вызывает в свой кабинет гувернантку, чтобы выплатить ей жалованье за два месяца. Однако он не отдает деньги сразу, а начинает долгие подсчеты, причем, не в пользу гувернантки.
Сначала он снижает ее жалованье с сорока до тридцати рублей в месяц. Гувернантка пытается слабо протестовать, но быстро соглашается с его безапелляционным аргументом: «У меня так записано».
Потом хозяин под разными предлогами вычитает из жалованья все больше и больше. Он изобретательно находит всевозможные причины для уменьшения выплаты.
Стоимость случайно разбитой ею чашки тоже безжалостно вычитается из мизерного жалованья.
Гувернантка безропотно терпит издевательства – лишь выражение лица и нервный кашель выдают ее чувства.
Однако хозяину этого мало. Он удерживает деньги за праздники и выходные, потом приписывает гувернантке несуществующий долг и безжалостно вычитает и его. Гувернантка шепотом отказывается: «Я не брала». И на невозмутимое утверждение хозяина: «Но у меня записано!», сразу же соглашается: «Ну, пусть… хорошо».
Важно
В итоге, и без того маленькое жалованье, превращается в крохотное. И вместо восьмидесяти рублей хозяин выдает одиннадцать.
Растерянная гувернантка не возражает, берет деньги и даже вежливо благодарит за эти крохи.
Такое поведение очень злит хозяина. Он не выдерживает и начинает возмущаться тем, что его жертва так покорно принимает несправедливость. «Отчего вы не протестуете? … Разве можно быть такой размазней?» – восклицает он.
Не получив ответа на свой риторический вопрос, хозяин просит прощения за свою жестокую шутку и выплачивает жалованье полностью.
Гувернантка, не ожидая такой развязки, тихо благодарит и уходит. А хозяин, уверенный в том, что преподал своей подопечной важный жизненный урок, мысленно убеждает сам себя: «Легко на этом свете быть сильным!»
Герои рассказа «Размазня» – две противоположности
В рассказе «Размазня» всего два героя – хозяин и гувернантка. Эти два персонажа являются полными противоположностями. Как два полюса он далеки друг от друга – и по социальному статусу, и по мировоззрению, и по характеру.
Хозяин жизни
Хозяин – это настоящий хозяин жизни. Он состоятельный, жесткий и уверенный в себе человек. Он нанял на работу гувернантку для своих детей и теперь считает, что имеет право поучать ее. От имени хозяина и идет повествование в рассказе.
«Злоумышленник» (1885)
Главный герой этого чеховского рассказа — некто Денис Григорьев, неграмотный мужик, которого застали за странным занятием: он пришёл к железной дороге и принялся откручивать гайку от рельс. Сторож поймал нарушителя и передал стражам порядка, и вот Григорьева судят — а заодно пытаются выяснить, зачем ему эта гайка понадобилась. Выясняется, что Денис хотел сделать из неё грузило для удочки — и совсем не понимал, что из-за таких «злоумышленников», как он, могла произойти катастрофа. Следователь пытается достучаться до Григорьева, но разговаривает словно со стеной:
— …Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведёт это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!
— Избави Господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? <…>
— А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение! <…>
— Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! гайка!
— Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам! <…> В прошлом году здесь сошёл поезд с рельсов, — говорит следователь. — Теперь понятно, почему… <…>
— На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши… Господь знал, кому понятие давал… Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит…
В болгарском языке есть пословица: «Маленькие камешки переворачивают повозку». Так и тут: из-за каких-то, казалось бы, гаек могут пострадать и даже погибнуть ни в чём не повинные люди! Но Григорьев искренне этого не понимает — как и его деревенские соседи, которые, кстати, этими удочками ещё и приторговывают. У Дениса другая логика: если все так делают, значит, ничего плохого в этом нет. Ситуация абсурдная — но, прежде чем смеяться над глупым крестьянином, давайте задумаемся: не произносим ли мы сами подобные фразы, когда сделали что-то нехорошее и ищем себе оправдание?
Однако, как ни странно, главный герой не вызывает у автора отвращения — скорее жалость. Это становится ясно с первых же строк, которые описывают внешность Григорьева:
Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечёсанных, путаных волос, что придает ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.
Главный герой напоминает не то домового, не то, действительно, паука — впечатление скорее смешное, чем угрожающее. А ещё, какие бы «фокусы» ни выкидывал этот персонаж, автору искренне жаль, что крестьянин ходит в штанах с заплатами и без обуви — и что в России так много не просто бедных, а нищих людей (хотя это, конечно, их не оправдывает).
Размазня — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Размазня», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Антон Павлович Чехов
Размазня
На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.
– Садитесь, Юлия Васильевна! – сказал я ей. – Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…
– По сорока…
– Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…
– Два месяца и пять дней…
– Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…
Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..
– Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь – девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?
Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но – ни слова!..
– Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…
– Я не брала, – шепнула Юлия Васильевна.
– Но у меня записано!
– Ну, пусть… хорошо.
– Из сорока одного вычесть двадцать семь – останется четырнадцать…
Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
– Я раз только брала, – сказала она дрожащим голосом. – Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…
– Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!
И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
– Merci, – прошептала она.
Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
– За что же merci? – спросил я.
– За деньги…
– Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?
– В других местах мне и вовсе не давали…
– Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»
Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!
1883
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Суть: о чем рассказ?
Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.
Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.
Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.
Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании рассказа «Размазня» . Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.
Анализ рассказа Чехова «Размазня»
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня».
В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги из зарплаты робкой женщины за каждый пустяк.
Совершение таких поступков является непозволительным для порядочных мужчин.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Хозяин дома акцентирует внимание на том, что гувернантка разбила фамильную чашку, что по ее недосмотру Коля порвал свой сюртучок, зацепившись за сук. Чувство вины — один из способов для управления поведением людей
Если задеть эту струнку души,— считай, что человек находится в твоей власти, можешь требовать от него что хочешь.
Гувернантка Юлия Васильевна поначалу пытается отстаивать свои права и интересы, уточняя размер жалованья и количество прожитых дней. Но глава дома постоянно прерывает ее на полуслове: «У меня записано».
На этом все ее попытки защитить свое достоинство прекращаются. Если человек молчит — это еще не означает, что у него нет собственного мнения.
И даже тело бедной женщины всячески пытается сигнализировать о внутреннем несогласии: дрожащий подбородок, покрасневший наполненный влагой глаз, нервный кашель.
В этом рассказе автор затрагивает две основные проблемы: социальное и психологическое неравенство людей. Принадлежность к различным социальным классам и размер дохода становятся препятствиями на пути к выражению своего мнения гувернантки. Она осознает, что перечить вышестоящему на общественной лестнице человеку бессмысленно.
Психологический аспект выражается во взаимоотношениях героев: хозяин демонстрирует чувство собственного превосходства, а Юлия Васильевна выступает в качестве жертвы. Возможно, бездействие и покорность героини — это отголоски с детства усвоенных от родителей норм: «Ты должна молчать. Твое мнение никого не интересует.
Вот вырастешь, тогда и поговорим!»
В конце рассказа главный герой сознается, что его целью было преподать жизненный урок, пускай и в жесткой форме, научить ее «быть зубастой».
Сочинение на тему:Анализ рассказа А.П. Чехова «Размазня»
Рассказ А.П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году — в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза».
Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных и социальных вопросов.
Сюжет рассказа прост и основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Он вызывает милую, безропотную Юлию Владимировну для того, чтобы «посчитаться»
Важно, что это слово в контексте рассказа приобретает несколько значений
С самых первых фраз хозяин-рассказчик начинает издеваться над бедной девушкой. Он «снижает» ей жалованье на десять рублей, и говорит, что готов платить всего лишь тридцать вместо сорока рублей.
Затем этот человек «сокращает» количество дней, которые Юлия Владимировна проработала у него.
Чем дальше, тем наглее и циничнее становится рассказчик. И на все, очень робкие, возражения гувернантки у него есть один, «железный», аргумент – «У меня записано…»
Важно
А как же ведет себя Юлия Владимировна, видя, что хозяин поступает с ней несправедливо и жестоко? Поначалу девушка пыталась возражать рассказчику: она уточняет, что соглашалась работать за сорок рублей; что она проработала уже два месяца и пять дней и тому подобное. Но хозяин непреклонен – у него «так записано».