Тест по сказке «журавль и цапля»

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки Журавль и цапля

 
На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених — и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. «Нет, — отвечает, — теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла».
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: «Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!» И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.
 

Размышляем о своеобразии сказок о животных

1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных

Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?

         Сказка начинается с присказки о сове-веселой голове, а потом идет зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля». Заканчивается сказка не традиционной концовкой, потому что конца у этой сказки нет, так как журавль и цапля не поженились, а до сих пор ходят друг к другу свататься.

         В тексте сказки мы встречаем повторы: жили-были, летала-летала, тяп, тяп. Здесь есть повторы в действиях: журавль и цапля дважды ходят друг к другу, их фразы тоже похожи. Постоянные эпитеты в сказке отсутствуют, но есть народные выражения, например, «несолоно похлебал», «болото месил».

 2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

         Сказка «Журавль и цапля» относится к сказкам о животных, в ней, в отличие от волшебной сказки, нет никаких превращений, сказочных героев, волшебства и присутствует юмор. Общее с волшебной сказкой здесь только то, что животные разговаривают и в сказке присутствует присказка, а также есть зачин.

 Фонохрестоматия «к Слушаем актёрское чтение »

Русская сказка

О сказке

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Русская народная сказка «Журавль и цапля» это сказка об отношениях людей друг к другу, об отношении к жизни и к себе. Чтение таких сказок дает возможность получить правильный опыт и научиться расставлять приоритеты в жизни, используя для этого не проживание собственных ошибок, а вымышленные истории сказочных животных.

В этой коротенькой и, на первый взгляд, очень незатейливой истории скрыто большое количество сложных психологических проблем.

Несчастен тот, кто вечно сомневается – вот квинтэссенция и основная суть сказки о журавле и цапле. Разумные сомнения, конечно, никогда не повредят, однако, бесконечно колебаться в выборе и постоянно менять свои решения тоже не самая верная тактика, а именно так и поступают герои русской народной сказки «Журавль и цапля».

Нужно ценить настоящий момент и хорошее к себе отношение – вот еще одна глубокая мысль, на которую наводит повествование о похождениях двух болотных птиц. Ожидая по всей видимости более выгодных партий, цапля упустила свой шанс на счастье. Услышав предложение журавля, она не смогла сразу пойти навстречу, что и привело к таким печальным результатам.

Следующий посыл, который вытекает из предыдущего: каждое слово, прежде чем будет высказано, должно быть тщательно обдумано и взвешено. Оба персонажа меняли свои решения после того, как имели возможность обдумать и проанализировать ситуацию. Но сделанного не воротишь и слова обратно не вернуть.

Счастью героев сказки помешали так же гордость и тщеславие – качества характера, на которые нельзя полагаться, принимая решение. Каждый из героев от природы наделен чрезмерным самомнением, которое не позволяет ни журавлю, ни цапле прийти к разумному решению. Но прежде чем делать такие выводы, нужно обязательно познакомиться с текстом самой сказки. Каков ее сюжет и что представляют собой ее персонажи?

Краткое содержание и основные персонажи

В сказке представлены всего два действующих лица. Как ясно из названия, – это две птицы: журавль и цапля. Оба героя живут на болоте, но построили себе жилье на разных его концах. В один прекрасный день журавлю стало скучно, и он решил посвататься к соседке. Но получил отказ. Цапля не смогла разглядеть в журавле потенциального мужа, обвинила его в несоответствующем внешнем виде и неспособности обеспечить семью. После того, как несостоявшийся жених ушел, цапля поняла, что совершила ошибку и пошла к журавлю просить взять ее в жены. Но обида уже изменила планы журавля – он отказался от брака с цаплей. Однако, взвесив все, вновь вернулся к прежнему решению. Отказала в этот раз цапля. Так и закончилась ничем эта история неудачного сватовства.

В этой истории нет ни сложных сюжетных поворотов, ни фантастических событий, ни волшебных персонажей. Все предельно просто и приближено к реальной жизни. Возможно, что именно за счет этой простоты суть сказки и ее мораль будут очевидны даже для самого маленького читателя.

Читайте русскую народную сказку «Журавль и цапля» на сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Журавль и цапля — русская народная сказка

 
Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…
Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.
Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.
— Дай пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.
Приходит и говорит:
— Дома ли цапля?
— Дома.
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:
«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».
Приходит к журавлю и говорит:
— Журавль, возьми меня замуж!
— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:
«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно».
Приходит и говорит:
— Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.
 

Сказка «Журавль и цапля»

1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?

         Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.

2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повество­вания? Как это передаётся интонацией?

         Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.

 3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо предста­вить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?

         Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами

Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

2 часть

1 Бурёнушка2 В. Жуковский. Птичка3 Е. Чарушин. Перепёлка4 К. Ушинский. Кот Васька5 Считалка. Загадки6 Е. Благинина. Голоса леса7 М. Пришвин. Старый гриб8 Н. Рубцов. Про зайца9 К. Ушинский. Лиса Патрикеевна10 П. Комаров. Оленёнок11 В. Бианки. Ёж-спаситель12 М. Пришвин. Журка13 Скороговорки14 М. Дудин. Тары-бары15 В. Бианки. Хвосты16 К. Ушинский. Плутишка кот17 К. Паустовский. Барсучий нос18 Журавль и цапля19 О том, как лиса обманула гиену20 Зимовье зверей21 Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича22 Р. Киплинг. Откуда у кита такая глотка23 Белые пёрышки24 Лис Миккель и другие. Колосок25 Волк, улитка и осы26 Как Джек ходил счастье искать27 Лис Миккель и медведь Бамсе. Как Миккель и Бамсе поле возделывали28 Поросятина и медовые соты29 Как кролик взял койота на испуг30 Братья Гримм. Бременские музыканты31 Сказка про трёх поросят32 Проверь себя33 Л. Толстой. Лучше всех34 Колыбельная35 Лермонтов. Спи, младенец мой прекрасный…36 Е. Пермяк. Случай с кошельком37 С. Аксаков. Моя сестра38 В. Осеева. Сыновья39 А. Майков. Колыбельная песня40 Л. Толстой. Отец и сыновья41 И. Панькин. Легенда о матерях42 А. Плещеев. Дедушка43 Л. Воронкова. Катин подарок44 Ю. Коринец. Март45 А. Плещеев. Песня матери46 Три сестры47 Белая уточка48 С. Михалков. А что у вас49 В. Солоухин. Деревья50 С. Михалков. Быль для детей51 С. Баруздин. Салют52 Проверь себя53 Весна, весна красная!..54 А. Ахматова. Перед весной бывают дни такие…55. А. Чехов. Весной56. А. Пушкин. Гонимы вешними лучами…57 Г. Скребицкий. Весна-художник58 Н. Сладков. Снег и Ветер59 Н. Сладков. Из цикла Лесные шорохи60 С. Маршак. Весенняя песенка61 Э. Шим. Чем пахнет весна62 Е. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..63 В. Маяковский. Тучкины штучки64 Ф. Тютчев. Зима недаром злится…65 А. Куприн. Скворцы66. Н. Сладков. Скворец-молодец67 Н. Сладков. Апрельские шутки68 А. Барто. Апрель69 Г. Скребицкий. Жаворонок70 К. Коровин. Баран, заяц и ёж71 Закличка. Загадки72 Жуковский. Жаворонок73 О. Высотская. Одуванчик74 М. Пришвин. Золотой луг75 П. Дудочкин. Почему хорошо на свете76 Э. Шим. Муравейник77 Н. Сладков. Весенний гам78 А. Барто. Воробей79 Р. Сеф. Чудо80 М. Пришвин. Ребята и утята81 Б. Заходер. Птичья школа82 К. Ушинский. Утренние лучи83 М. Пришвин. Лесная капель84 А. Барто. Весна, весна на улице…85 Проверь себя86 Хаврошечка87 Чудо-чудное, Диво-дивное88 А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке89 Золотая рыба90 Сказка о попе и о работнике его Балде91 Ш. Перро. Кот в сапогах92 Л. Кэрролл. Аласа в Стране чудес93 Проверь себя

Главная мысль сказки Журавль и цапля

 
В этой народной сказке Журавль и Цапля не смогли договориться о том, что их бы устроило, так как не дали друг другу времени подумать, не обижались и не были слишком гордые.
Поэтому главная мысль сказки — не спеши и не делай ничего сгоряча, не надо совершать действия необдуманно, не взвесив на весах последствия, сравнив, стоит ли спешить. Люди должны научиться понимать и уметь не только слышать, но и суметь услышать друг друга, чего не сумели сделать герои произведения Журавль и Цапля. Не умение идти навстречу друг другу, находить компромисс, заставляет многих жить в одиночестве, об этом задумываешься, когда читаешь сказку «Журавль и Цапля».
Журавль и цапля не смогли договориться, существуя на одном болоте, но всё могло сложится иначе, если не поддаваться обидам, уметь найти такой подход, который устроил бы всех.
 

Викторина по сказкам от Юлии Белки

(Число 3 – три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки?

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

Какие ещё сказочные транспортные средства вам известны?

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента?

(Каша из топора)

Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы?

(Трое. Все остальные – звери)

Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?

Она бывает живой и мёртвой.

Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея? (На кончике иглы)

Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?

Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

Какую рыбу выловил Емеля?

Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

Почему братец Иванушка превратился в козлёнка?

(Не послушался сестры и попил из копытца)

В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?

Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?

Викторина «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?

4. Сколько глаз у Бастинды?

5. Сколько козлят похитил волк?

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?

7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?

10. Сколько мартышек составляют длину удава?

11. Сколько лет спала спящая красавица?

12. Сколько лет крокодилу Гене?

Ответы:
1. Шесть. 2. Двенадцать. 3. Четверо. 4. Один. 5. Шесть. 6. Четыре. 7. Пять. 8. Пять. 9. Четверо. 10. Пять. 11. Сто. 12. Пятьдесят.

Эстафета «Да» или «Нет»


Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Родари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

1 часть

1 Ф. Савинов. Родина2 И. Никитин. Русь3 С. Романовский. Русь4 С. Романовский. Слово о Русской земле5 Н. Рубцов. Россия, Русь — куда я ни взгляну…6 А. Прокофьев. Родина7 Я с горы на гору шла…8 Как Илья из Мурома богатырём стал9 Три поездки Ильи Муромца10 Шутка. Считалка. Потешка. Пословица11 Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки12 Проверь себя13 О детях и для детей14 Б. Заходер. Перемена15 С. Баруздин. Стихи о человеке и его словах16 С. Баруздин. Как Алёшке учиться надоело17 Е. Пермяк. Смородинка18 С. Михалков. Прогулка19 Н. Носов. Заплатка20 Г. Сапгир. Рабочие руки21 Айога22 И. Крылов. Лебедь, Щука и Рак23 Л. Толстой. Страшный зверь24 М. Зощенко. Самое главное25 В. Сутеев. Кто лучше26 Я. Аким. Жадина27 В. Осеева. Волшебная иголочка28 А. Митта. Шар в окошке29 Е. Пермяк. Две пословицы30 В. Берестов. Прощание с другом31 Л. Пантелеев. Две лягушки32 В. Катаев. Цветик-семицветик33 В. Беспальков. Совушка34 В. Сутеев. Снежный зайчик35 Н. Носов. На горке36 У страха глаза велики37 Братья Гримм. Маленькие человечки38 Братья Гримм. Три брата39 Х.-К. Андерсен. Принцесса на горошине40 Х.-К. Андерсен. Пятеро из одного стручка41 Братья Гримм. Семеро Храбрецов42 Проверь себя43 А. Пушкин. Уж небо осенью дышало…44 М. Пришвин. Осеннее утро45 Г. Скребицкий. Осень46 Э. Шим. Белка и Ворон47 Е. Трутнева. Осень48 Н. Сладков. Эхо49 А. Твардовский. Начало осени50 Н. Рубцов. У сгнившей лесной избушки…51 М. Пришвин. Недосмотренные грибы52 Э. Шим. Храбрый Опёнок53 К. Бальмонт. Осень54 А. Майков. Осень55 Проверь себя56 З. Александрова. Зима57 К. Ушинский. Проказы старухи-зимы58 С. Иванов. Каким бывает снег59 С. Есенин. Пороша60 И. Соколов-Микитов. Зима в лесу61 Э. Шим. Всем вам крышка62 К. Ушинский. Мороз не страшен63 Дети Деда Мороза64 Бабушка Метелица65 М. Пришвин. Деревья в лесу66 И. Суриков. Детство67 В. Даль. Девочка Снегурочка68 Снегурочка69 Журавлиные перья70 Н. Некрасов. Саша71 В. Одоевский. В гостях у дедушки Мороза72 Г. Скребицкий, В. Чаплина. Как белочка зимует73 И. Соколов-Микитов. Узоры на снегу74 И. Беляков. О чём ты думаешь, снегирь75 С. Михалков. В снегу стояла ёлочка76 А. Гайдар. Ёлка в тайге77 С. Маршак. Декабрь78 С. Городецкий. Новогодние приметы79 Х.-К. Андерсен. Штопальная игла80 Проверь себя

Викторина по сказкам от Юлии Белки

(Число 3 – три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки?

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

Какие ещё сказочные транспортные средства вам известны?

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента?

(Каша из топора)

Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы?

(Трое. Все остальные – звери)

Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?

(Мышка)

Она бывает живой и мёртвой.

(Вода)

Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея? (На кончике иглы)

Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?

(Гусли)

Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

Какую рыбу выловил Емеля?

(Щуку)

Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

Почему братец Иванушка превратился в козлёнка?

(Не послушался сестры и попил из копытца)

В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?

(Петуху)

Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?

(Лисе)

Пара вопросов повышенной сложности:

Кто из художников рисовал Змея Горыныча?

(В.М.Васнецов, К.А.Васильев, Н.К. Рерих)

Какие памятники героям русских народных сказок вы знаете?

(Памятник Емеле в Суздале, Царевне Лягушке в Калининграде и Москве, Колобку в Донецке, Мышке-норушке в Литве, Лисе и Журавлю в Москве, Змею Горынычу и Кощею Бессмертному в Новосибирске. Но если не придираться к значению слова «памятник», то фигурки из дерева или камня, изображающие персонажей сказок есть в скверах и детских парках любого города)

Читайте и отвечайте на вопросы к тексту.

4. Что происходит весной? Какими глаголами описана весна? Зачем прилетают перелетные птицы из-за моря? Что общего между жизнью природы и жизнью человека?

5. О чем думает журавль? Почему он хочет посватать цаплю?

6. Прочитайте путь журавля по болоту, где живет цапля. Какими словами описана трудность этой дорожки?

7. Прочитайте диалог журавля и цапли по ролям. Какие эмоции испытывают герои? С помощью каких слов переданы эмоции журавля и цапли?

8. Почему журавль обиделся на цаплю? Как в тексте показаны его эмоции (вспомните его путь по болоту до разговора с цаплей)?

9. Какие достоинства увидела цапля в журавле? Сравните недостатки и достоинства журавля. Как цапля хочет извиниться?

10. Почему цапле так же тяжело идти по болоту, как и журавлю?

11. Прочитайте диалог журавля и цапли по ролям. Какие эмоции испытывают герои? С помощью каких слов переданы эмоции журавля и цапли? Почему журавль прогоняет цаплю?

12. Прочитайте последний диалог героев по ролям. Как показаны обида и недовольство героев друг другом? К чему приведет ссора журавля и цапли?

13. Почему в финале журавль снова передумал и решил прийти к цапле? Почему в сказе нет их разговора в финале?

14. Как вы думаете, что значит описание трудного пути по болоту?

Сравните описания пути героев в разных частях сказки.

«Вот и пошел он дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; Он упрется клювом – хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит – хвост увязнет»; «Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одна нога увязнет, то другая. Крылышко вытащит – клюв испачкает»; «Путь до журавля долог, болото вязко: то одна ножка увязнет, то другая. Крылышко вытащит – клюв испачкает; насилу добралась до журавлиного гнезда»; «Встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит – клюв увязнет, а клюв вытащит – хвост увязнет».

Какие слова повторяются? Как передано движение героев? С помощью каких слов передан звук шагов? К какой части речи принадлежат слова «тяп да тяп»?

15. Как вы понимаете финал сказки? Почему сказано, что журавль и цапля «дорожку проторили, а пива не сварили»?

16. Какие проблемы жизни человека описаны в этой сказке? Чем она интересна для подростков, а чем – для взрослых?

Вывод: Занятие посвящено знакомству иностранных учащихся с понятием фольклора, его жанрами. Особенности жанра сказки рассматриваются на примере русской народной сказки «Журавль и цапля».

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Андреева Галина

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала.

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

— Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выдь за меня замуж!

— Нет, журавль,не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля«.

Приходит к журавлю и говорит:

— Журавль, возьми меня замуж!

— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит:

— Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду«.

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки являются две птицы –это журавль и цапля. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься. Но цапля не захотела,потому что у журавля ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль,вспомнив обиду, тоже отказал цапле. С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца, зато есть присказка. А присказка такая же как и сказка без конца. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» – сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: