“мастер и маргарита” (м. а. булгаков) — коротко сюжет по главам, суть романа

Мастер и Маргарита

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана. Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы. Другие трепетные мерцания вызывали из бездны противостоящий храму на западном холме дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму. Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад. В это время под колоннами находился только один человек, и этот человек был прокуратор. Теперь он не сидел в кресле, а лежал на ложе у низкого небольшого стола, уставленного яствами и вином в кувшинах. Другое ложе, пустое, находилось с другой стороны стола. У ног прокуратора простиралась неубранная красная, как бы кровавая, лужа и валялись осколки разбитого кувшина. Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол, почему-то растерялся под его взглядом, взволновался от того, что чем-то не угодил, и прокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:

Коротко об истории создания

Почти 12 лет, до самой смерти, создавал роман всей своей жизни Михаил Афанасьевич Булгаков, но так и не отредактировал произведение до конца. Работать над книгой автор начал, предположительно, в 1929 году.

Изначально было и другое название («Жонглер с копытом», «Черный маг»), и иной сюжет. Неизменным оставался захватывающий дух мистицизма и главный герой – Сатана. Впоследствии Михаил Афанасьевич сжег эту версию романа, придя в ярость от отказа в издании его пьесы.

Но Булгаков не оставлял надежды рассказать миру о падшем ангеле и принялся за вторую версию романа, которая также была потом уничтожена. На ее страницах уже появляются и Маргарита, и Воланд со своим сопровождением, хотя основная сюжетная линия отличается от ныне существующей.

Третьей редакции романа под названием «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич дал право на жизнь, но не успел доработать финальную часть. Поэтому заключительная глава немного смазана и многое остается за кадром, например, судьба рыжеволосой вампирши Геллы.

Безусловно, горячо любимый Булгаковым Гете и его «Фауст» сыграли не последнюю роль в идее создания романа такого рода.

Противостояние Бога и Дьявола, света и тьмы, добра и зла – в обоих произведениях авторы пытаются понять, в какой момент человек начинает подменять эти понятия, прикрываясь благими намерениями.

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» —  эпиграф лаконично сообщает читателю в самом начале произведения, о том, что понятия эти неразрывно связаны и даже темные силы не в состоянии определить между ними грань.

Истина от Достоевского


Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net


Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net

Булгаковский Понтий Пилат вынес обвинительный приговор Иешуа Га-Ноцри, поскольку посчитал его проповеди опасными. Особое возмущение у него вызвали слова Иешуа о том, что настанет время, когда человек будет свободен от власти:

Конфликт человеческой свободы и власти был актуальной для советской литературы темой, однако первым, используя схожие средства и схожих героев, ее раскрыл Федор Достоевский. Так, в притче «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» он описал схожие причины приговора Иисуса к казни.

Иван Карамазов рассказывал брату Алеше, как Иисус Христос возвращался на землю во время испанской инквизиции. По его воле происходили многочисленные чудеса, которыми он заслужил любовь последователей. Однако инквизитор осудил Христа и приговорил его к смерти через сожжение, а перед казнью явился в тюремную камеру Иисуса с речью о «ненужности» свободы:

Основные персонажи романа

В кратком пересказе романа участвуют следующие персонажи.

Главные герои

  • Воланд — князь тьмы. Представляется консультантом по черной магии, проводит театральные представления.
  • Мастер — его имя не раскрывается. Писатель-романист, создавший роман про Понтия Пилата.
  • Маргарита — красавица, замужняя дама, любовница мастера. Умна, бескорыстна.
  • Иван Бездомный — молодой поэт. Работает по заказу власть имущих, пишет антирелигиозные произведения.
  • Коровьев — демон. Его настоящее имя Фагот. Старший помощник Воланда.
  • Азазелло — подручный Сатаны. Песчаный демон отталкивающей внешности (торчит клык, бельмо на глазу, волосы торчат).
  • Бегемот — полукот-получеловек. Шутник и балагур, но не всегда безобиден.
  • Понтий Пилат — судья иудейский. Труслив, но совестлив.
  • Иешуа Га-Ноцри — бродяга-философ. Мудрый, справедливый.

Второстепенные персонажи

  • Гелла — помощница-вампирша.
  • Левий Матвей — верный последователь Иешуа.
  • Берлиоз — литератор, лидер собраний.
  • Никанор Босой — руководитель жилого дома литераторов.
  • Варенуха — администратор в театре.
  • Лиходеев — театральный директор.

Кратко о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сам роман представляется как бы двумя разными книгами, соединёнными между собой лишь в конце произведения. Структура романа представлена таким образом, что сам же персонаж – Мастер – пишет сценарий истории, о которой мы и узнаём на страницах булгаковского «Мастер и Маргарита».

В завершении мастер как бы встречает Понтия Пилата (прокурора Иудеи) и выносит милостивое решение его судьбе.

М.А. Булгакову не удалось завершить роман из-за собственной смерти. Поэтому неоконченный роман долгие годы не хотели публиковать. Лишь в 1966-1967 году начались его первые издания. Сначала в журнальных публикациях, а затем уже в Германии в 1969 году издали весь роман. Но и там было очень много сокращений.

На родине же произведение вышло в свет только в 1973 году.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита» поможет за короткий временной промежуток ознакомиться с идеями, изложенными в романе.

Дабы не упустить ни одной важной детали, я буду публиковать свой пересказ в течение нескольких дней и даже в двух вариантах. Один вариант – для читательского дневника в очень кратком, наикратчайшем виде

Второй – более подробный пересказ сюжета будет представлен по главам, чтобы читатель мог ознакомиться с содержанием и принять для себя решение, будет ли он перечитывать роман в полной форме

Один вариант – для читательского дневника в очень кратком, наикратчайшем виде. Второй – более подробный пересказ сюжета будет представлен по главам, чтобы читатель мог ознакомиться с содержанием и принять для себя решение, будет ли он перечитывать роман в полной форме.

Краткое описание книги «Мастер и Маргарита»: Главные герои

Мастер – автор повествования о Понтии Пилате, без имени. Подвергается критике за своё творчество и сходит с ума.

Маргарита – возлюбленная Мастера, тоскующая по любимому и страстно желающая с ним снова встретиться, даёт согласие сатане стать королевой на балу, который проводится ежегодно.

Воланд – загадочный черный маг, в итоге превратившийся в самого сатану.

Азазелло – член свиты Воланда, низкорослый субъект с рыжими волосами и клыками.

Коровьев – спутник Воланда, высокорослый типчик, одетый в клетчатый пиджачок в пенсне с одним окуляром, второй же выбит.

Бегемот – шут Воланда, превращающийся туда и обратно из очень большого чёрного кота, способного разговаривать, в низкорослого толстого типа с рожей, напоминающей кошачью.

Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, с чувствами, находящимися в постоянной борьбе – то он готов поступить по-человечески, то непрекословно исполнять служебный долг, противореча гуманности.

Иешуа Га-Ноцри – бродячий философ, осужденный на распятие из-за своих идей.

Далее читаем Краткое описание книги «Мастер и Маргарита».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: