Виктор Гюго — личная жизнь
Адель Фуше
Виктор Гюго и его жена Адель
Эту сторону жизни знаменитого писателя нельзя назвать простой. Гюго вступил в брак в 1822 году, когда ему самому исполнилось лишь 20 лет. Молодой писатель женился на Адель Фуше, с которой был знаком с юности. Адель происходила из буржуазной семьи и имела соответствующие интересы. За все время, проведенное в браке с Гюго, она не прочла ни единой строчки из его произведений!
Супруга не разделяла мнения всей Франции о том, что ее муж – талантливый писатель, а потому относилась в нему весьма снисходительно, а временами даже пренебрежительно и не гнушалась связями на стороне. В связи с тем, что отношения между Адель и Виктором совершенно испортились, их брак, несмотря на рождение пятерых детей, в итоге распался. Хотя официально они так и не развелись. В оправдание Адель можно сказать, что Гюго был настолько же ревнивым и деспотичным в семье, насколько обворожительным и ласковым в период ухаживаний. Жить с ним было невероятно сложно.
Виктор Гюго со своим сыном Франсуа-Виктором (1836)
Жульетта Друэ
Позднее у писателя начинается роман с светской куртизанкой Жульеттой Друэ. На момент их знакомства ослепительно красивая женщина находилась на содержании князя Анатолия Демидова, с которым была в отношениях. Князь, хоть и не обещал девушке завидного будущего, но был щедр, выделяя на содержание солидные суммы. Но встреча с Гюго изменила все. Жульетта влюбилась в писателя без памяти, а тот, будучи от природы жутким ревнивцем, потребовал от женщины прекратить отношения с князем. Жульетта подчинилась.
Однако сам Гюго не был даже вполовину так щедр, как Демидов, и из блистательной красавицы, усыпанной бриллиантами, Жульетта превратилась в усталую женщину в лохмотьях. Виктор не только выделял очень скромную сумму на расходы возлюбленной, но и устраивал жесткий контроль за каждый потраченный франк.
Виктор Гюго и Жюльетта Друэ
Жульетта служила в театре (там она и познакомилась с Виктором), но всегда играла второстепенные роли. Гюго знал, что Жульетта всю жизнь мечтала стать актрисой, но писатель не только не сделал ни единой попытки помочь возлюбленной претворить желаемое в жизнь, а, наоборот, запретил ей играть в театре.
Спустя годы, когда молодость и красота Жульетты отцвели, Гюго не отказывал себе в удовольствии встречаться с молоденькими девушками на одну ночь. Для этих встреч он даже организовав отдельную зону в своем рабочем кабинете. Хотя при этом продолжал жить под одной крышей с Жульеттой и клялся, что лишь одну ее он любит по-настоящему.
В 1883 году Жульетта Друэ скончалась от рака легких
Лишь после ее смерти писатель осознал, какой важной частью его жизни была эта женщина. Без Жульетты он смог прожить лишь два года
Виктор Гюго — литература в его жизни
Гюго-старший предвкушал, что Виктор приобщится к точным наукам, потому как у мальчика рано проявились математические наклонности: он отлично считал и легко решал сложные уравнения. Возможно, мир узнал бы Виктора Гюго как выдающегося математика, но у юноши были свои планы – он наотрез отказался поступать в Политехнический университет.
Картина руки Гюго
Настоящей страстью молодого Виктора была литература! Он запоем читал стихи и прозу, как на французском, так и на латинском языках. Сам он еще с юности стал сочинять оды и стихотворения. Первые стихотворные опыты относятся ко времени учебы в лицее Людвига Великого, куда он поступил в 1812 году. Во время школьных театральных постановок Гюго часто выступал в качестве автора пьес, и эти импровизации и творчество невероятно вдохновляли его!
В 14 лет Виктор обзавелся первым литературным кумиром. Им стал поэт Франсуа Шатобриан. Гюго мечтал походить на великого мэтра и даже говорил: «Я буду Шатобрианом или никем!». Позднее, когда будущий автор «Нотр-Дама де Пари» вынужден был отлеживаться несколько недель после полученного ранения в ногу, он исписал 10 тетрадей переводами творений Вергилия – еще одного своего кумира. Такова была сила его литературной страсти!
Чуть позже юноша, который отличался самокритичностью и был невероятно требователен к себе, найдет у матери свои ранние записи и безжалостно сожжет их, считая, что способен на большее. На последней тетради Виктор сделал надпись: «Вздор» и нарисовал яйцо, внутри которого сидит птенец.
Неприятие несправедливости
Париж уже в то время считался городом любви, но это не мешало нищенству, рабовладению, социальному неравенству, грязным закоулкам и распутным женщинам соседствовать с романтичным образом города. Наблюдательность была врожденной чертой Гюго, и именно она позволила ему замечать не только проявления блестящего утонченного Парижа, но и его темные стороны. В своих произведениях автор не стремился докопаться до истоков социальных распрей, но пытался доказать читателям, что проблемы общества будут решены только тогда, когда люди поставят на первое место нравственность и мораль.
Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон
Писатель не избегал и политических тем. Так, в своем романе «Последний день приговоренного к смерти», Гюго вполне конкретно описывает идею отмены смертной казни. Роман вышел в 1829 году и стал первым серьезным прозаическим произведением писателя.
Подобную философскую концепцию носил и еще один роман Виктора Гюго, написанный им уже в зрелом возрасте – роман «Человек, который смеется» (изначально автор планировал озаглавить его «По приказу короля», но друзья убедили его не делать этого). Произведение основано на реальных событиях и в полной мере дает представление о безграничной власти знатной верхушки над простыми людьми. Роман описывает жизнь лорда Гуинплена, который был похищен младенцем и изуродован – ему оттопырили уши, а на лице сделали надрезы, и когда раны зажили, то было похоже, как будто лицо все время расплывалось в улыбке. С такой внешностью парнишке ничего не оставалось, как только устроиться шутом при королевском дворе. И никто, кроме его приемного отца и названной сестры, не относился к нему серьезно – его считали второсортным человеком, не замечая ни его врожденных талантов, ни доброго сердца.
Семейные разногласия
Супруги Гюго стремились воспитывать своих троих сыновей (Абеля, Эжена и Виктора) в любви и ласке. Но личное мировоззрение Софи и Леопольда зачастую носило прямо противоположный характер, из-за чего в супружеской паре нередко вспыхивали ссоры. Софи Требюше разделяла взгляды роялистов и вольтерьянцев и во время Французской революции всем сердцем поддерживала династию Бурбонов. В то время как Леопольд Гюго был всецело предан Наполеону Бонапарту. И, если уж говорить совсем начистоту, Софи крутила на стороне роман с генералом Виктором Лагори, что, конечно же, не способствовало укреплению семейных уз.
Из-за распрей родителей трое сыновей жили поочередно то у отца, то у матери. А в 1813 году (Виктору исполнилось 11 лет), Софи и Леопольд приняли решение о разводе. Софи Требюше вместе с младшим сыном перебралась в Париж, а старшие сыновья остались с отцом. В будущем женщина будет сожалеть об этом разрыве и попытается восстановить семью, но Леопольд Гюго не сможет простить бывшую супругу.
Нет ничего удивительного в том, что мать оказала значительное влияние на формирование взглядов и характера будущего писателя. Именно с ее подачи он навсегда усвоил, что династия Бурбонов – это приверженцы свободы. А образ идеального монарха он вывел сам для себя из прочитанных в юности книг.
Виктор Гюго и его успех
Когда Гюго исполнилось 17, он вместе с братом Абелем начал издавать журнал «Литературный консерватор». О содержании издания красноречиво говорило его название. Окончательно закрепиться на литературном Олимпе помог молодому автору сборник собственных стихотворений «Оды», который он выпустил в 1822 году. С этого момента Гюго стал признанным поэтом Франции.
Книги Гюго были ярким образчиком романтизма, в них почти всегда содержался политический и социальный аспекты, в то время как английский романтизм лорда Байрона выражался в произведениях, где на пьедестал возводилась человеческая личность.
«Отверженные»
Роман «Отверженные» Гюго представил читателям в 1862 году, и это произведение стало вершиной творчества писателя. Позднее по сюжету романа был снят фильм. На первый план в романе выходят такие общественные явления современной Гюго жизни, как нищета, голод, падение женщин до продажной любви ради куска хлеба и произвол властей в лице знати.
Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра
Главный герой романа – Жан Вальжан – в молодости решился на кражу хлеба из булочной, чтобы спасти умирающую от голода семью. Его поймали и, несмотря на незначительность правонарушения, судили по всей строгости закона. Он отсидел 19 лет в тюрьме. Но даже выйдя на свободу не смог дожить свои дни спокойно – от него отвернулись все, мужчина стал настоящим изгоем. Однако герой не зациклен на своих несчастьях. Его силы жить поддерживает светлая мечта наполнить судьбу бездомной девчушки Козетты радостью.
Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год
Большинство биографов склоняются ко мнению, что роман основан на реальных событиях. В 1846 году Гюго стал свидетелем того, как некоего человека заключили под стражу из-за кражи буханки хлеба. Ну, а размышления и жизненный опыт писателя помогли ему развить этот сюжет дальше.
Еще одна известная история, описанная мэтром Гюго в этом же романе – история веселого паренька Гавроша, который погиб во время восстания 1831 года.
Виктор Гюго — детство и юность
Виктор Гюго родился в самом начале XIX века – 26 февраля 1802 года. Исторический контекст его появления на свет был таков: во Франции только-только отгремела великая революция, старый порядок, как и монархия, канули в лету, а на смену им пришла Первая французская республика. Девиз «Свобода, равенство и братство» был у всех на устах, а молодой и амбициозный Наполеон Бонапарт вселял веру в светлое будущее.
Виктор Гюго
Именно в такой революционной обстановке перемен у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго появился на свет третий сын. Семья Гюго в то время жила в городе Безансон, что на востоке Франции. Мальчик, которого нарекли Виктором, родился слабеньким и болезненным. Его мать Софи Требюше сделал запись в своем дневнике, что ее третий младенец родился «не больше столового ножа».
Виктор Гюго в детстве и юности
«Собор Парижской Богоматери». Виктор Гюго
Идея создания этого романа возникла у Гюго в 1828 году. И уже в 1831 году книга вышла в свет. После того, как произведение было издано, к Гюго приходит слава не только великолепного романиста, но и новатора – во французской литературе никто до него не создавал романы с историческим подтекстом.
Вдохновителем Виктора стал писатель-историк Вальтер Скотт. Надо отметить, что Гюго вложил в «Собор Парижской Богоматери» и политический мотив: писатель был ярым приверженцем реконструкции памятников культуры и продвигал эту идею в обществе.
Квазимодо спасает Эсмеральду от рук палачей. Mlle Henry (1790-1873). Дом-музей Виктора Гюго
Поэтому не удивительно, что готический собор, который власти Франции собирались просто-напросто снести, стал центральным персонажем романа. Произведение повествует о невероятной жестокости людей и вечной, как мир, борьбе добра и зла. Сюжет романа раскрывает перед нами несчастную любовь уродливого карлика Квазимодо к прекрасной Эсмеральде. Квазимодо буквально боготворил свою возлюбленную, ведь она была единственным человеком во всем Париже, кто относился к нему по-человечески, несмотря на его отталкивающую внешность. Позднее роман вдохновил многих режиссеров на создание художественных фильмов, театральных постановок и мюзиклов
Кроме того, роман привлек внимание мировой общественности к сохранению исторических памятников культуры, многие из которых после этого получили «вторую жизнь»: были сохранены и отреставрированы
Первые произведения Гюго
В 15 лет Гюго попытал свои силы в литературном конкурсе и представил жюри «Оду о пользе наук». Это произведение юного автора получило восторженные отзывы и восхищение комиссии. Многие члены жюри не могли поверить, что автор стихов – юноша, настолько зрелым и глубоким было это произведение.
Виктор Гюго в молодости
Уже в это время Гюго не скрываясь представлял публике свои роялисткие взгляды и приверженность литературному классицизму. В своих ранних произведениях молодой поэт восхвалял династию Бурбонов. Это не прошло незамеченным: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» Гюго был вознагражден не только благосклонностью властей, но и начал получать жалованье. Это было совершенно не лишним, так как Леопольд Гюго отказался материально поддерживать сына из-за отказа того поступать в Политехнический университет.