Презентация на тему «литературная викторина по сказкам х.к. андерсена» 2 класс

Главные герои

В сказке Андерсена немного персонажей. Вот небольшая характеристика героев:

  1. Бедный принц. Уверенный в себе, смелый, целеустремлённый. Умеет видеть прекрасное в простых вещах. Нанялся работать свинопасом к императору, чтобы жениться на его дочери. Сумел добиться от принцессы сто поцелуев. Характеризуется честностью, порядочностью, щедростью.
  2. Дочь императора. Горделивая и надменная принцесса, совершенно не разбирается ни в красоте, ни в людях. Избалованной, капризной красавице нужны только подарки. Неспособна по-настоящему полюбить.
  3. Отец принцессы. Суровый, но справедливый старик.

https://youtube.com/watch?v=s0D4Qw83Sz8

Слайд 5Что можно было узнать ,подержав руку над паром ,

поднимающемся из горшочка?— Здравствуйте, император! — сказал он. — Не

найдется ли у вас для меня во дворце какого-нибудь местечка?— Много вас тут ходит да ищет! — ответил император. — Впрочем, постой, мне надо свинопаса! У нас пропасть свиней!И вот принца утвердили придворным свинопасом и отвели ему жалкую крошечную каморку рядом со свиными закутками. Весь день просидел он за работой и к вечеру смастерил чудесный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками, и, когда в нем что-нибудь варили, бубенчики названивали старую песенку: Ах, мой милый Августин,Все прошло, прошло, прошло!Занимательнее же всего было то, что, держа над поднимавшимся из горшочка паром руку, можно было узнать, какое у кого в городе готовилось кушанье. Да, уж горшочек не чета был какой-нибудь розе!

Сюжет

В одном маленьком королевстве жил принц, который решил жениться на дочке соседа-короля. Наибольшую ценность для него представляли лишь розовый куст, что рос на могиле его отца, да звонкоголосый соловей. Принц сложил свои дары в богато украшенные ларцы, и отправил их принцессе.

Когда девушка увидела подарки, она поначалу подумала, что это искусно сделанный соловей и искусственная роза. Поняв, что и роза, соловей – живые, настоящие, принцесса разгневалась. Она считала, что особам королевской крови не пристало принимать такие убогие дары.

Узнав о реакции принцессы, принц переоделся бедняком и отправился в соседнее королевство. Он устроился на работу свинопасом, и стал каждый день пасти свиней у ворот замка. Однажды он принес с собой чудный горшочек, который играл красивые мелодии. Чтобы получить его, принцесса согласилась десять раз поцеловать свинопаса.

На следующий день свинопас принес трещетку, которая играла все танцы, что были на свете. В этот раз он потребовал от принцессы сто поцелуев за столь забавную вещицу, и та согласилась. За этим занятием ее застал отец, который ужасно разозлился! Король выгнал из замка провинившуюся дочь, которая очень горевала – она ведь могла выйти замуж за прекрасного принца.

Тем временем свинопас отмылся, переоделся, и предстал перед принцессой во всей красе. Вот только он уже не хотел жениться на девушке, которую презирал.

https://youtube.com/watch?v=e18PfNE2ysU

Слайд 4Что не понравилось принцессе в подарках?— Ах, если бы

тут была маленькая киска! — сказала она, но появилась прелестная

роза.— Ах, как это мило сделано! — сказали все фрейлины.— Больше чем мило! — сказал император. — Это прямо недурно! Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.— Фи, папа! — сказала она. — Она не искусственная, а настоящая!— Фи! — сказали и все придворные. — Настоящая!— Погодим сердиться! Посмотрим сначала, что в другом ларце! — возразил император, и вот из ларца появился соловей и запел так чудесно, что нельзя было найти в нем какого-нибудь недостатка.— Superbe! Charmant! — сказали фрейлины; все они болтали по-французски, одна хуже другой.— Как эта птичка напоминает мне органчик покойной императрицы! — сказал один старый придворный. — Да, тот же тон, та же манера давать звук!— Да! — сказал император и заплакал, как ребенок.— Надеюсь, что птица не настоящая! — сказала принцесса.— Настоящая! — ответили ей доставившие подарки послы.— Так пусть себе летит! — сказала принцесса и не позволила принцу явиться к ней самому.Но принц не унывал, вымазал себе все лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался.

История создания

В 1838 году Андерсен заявил о том, что желает придать своим произведениям более критический характер. Он даже пошутил о том, что станет сатириком. Уже в 1841 году вышла сказка «Свинопас». Автор постарался, чтобы произведение быстро стало популярным и адаптировалось к театральным постановкам. Эта книга одна из самых острых, в ней писатель высмеял мещанство.

Идею для написания сказки Ханс Кристиан взял из фольклорных мотивов. Первая часть была скопирована из народного сказания «Нищий». Мотив со справедливым принцем присутствовал во многих фольклорных произведениях, а также у братьев Гримм.

Анализ сказки Свинопас

Сказка Свинопас стала очень популярной в Дании сразу после ее написания. Актуальна она и сейчас, так как в ней раскрывается тема инфантильности. Не сумела героиня оценить изысканные подарки принца и его благородное сердце. Отдавая предпочтение дешевым безделушкам, расплачиваясь за них поцелуями, принцесса показала свою легкомысленность и неумение вести себя, как подобает королевской дочери. Принц наделен чертами настоящего мужчины. Ради возлюбленной он готов отдать самое дорогое. Юноша стал свинопасом, чтобы находиться рядом с любимой и завоевать ее сердце. Наделен он умом и рассудительностью. Когда понял он, что его возлюбленная – пустышка, проучил принцессу и ушел. Чему учит сказка Свинопас? Сказка учит ценить настоящие чувства, быть ответственным, думать о последствиях своих поступков.

Главные персонажи и завязка

Основных действующих лиц в сказке три. Это принцесса, капризная и избалованная девушка, уверенная в том, что ее любое желание — это закон для остальных. К тому же это принц, которого автор описывает с нескрываемой симпатией. Он молод, честен, изобретателен. Влюбленный в принцессу, он оказывается способным преподносить ей подарки от чистого сердца, но девушке совершенно неинтересно то, что ей дарит юноша. Принцу принадлежит маленькое небогатое королевство.

На первых страницах сказки автор изображает несчастного принца, который захотел жениться. Его небольшое королевство не могло испугать невест, поскольку юноша был знатен и носил благородное имя. Однако его заинтересовала капризная дочь самого императора. Юноша решил свататься именно к ней. Решив идти не с пустыми руками, он подготовил самое ценное, что у него было, чтобы подарить красавице:

  • Розу, которая распустилась на кусте, росшем на могиле отца принца. Цветок был очень красив и испускал тончайший аромат, наслаждаясь которым каждый забывал о своих проблемах и горестях.
  • Соловья, поющего настолько красиво, что казалось, будто в его крохотном горлышке сосредоточены все самые дивные мелодии, которые только есть на свете.

Дары сложили в драгоценный ларец и отнесли во дворец, чтобы порадовать принцессу.

Кто кому говорит эти слова? И в какой сказке?

  • «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!» Принцесса – королю в сказке «Свинопас»
  • «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?» — Трубочист — пастушке
  • «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!» Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
  • «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!» Крыса – оловянному солдатику
  • «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!» Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
  • «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!» Курица — гадкому утёнку
  • «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света! Маленькая разбойница — Каю в сказке «Снежная королева»
  • «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели». Студент – Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
  • «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!» Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка»
  • «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!» Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»

Мини-викторины по каждой сказке Андерсена

«Дюймовочка»

1. Откуда появилась Дюймовочка? (из цветка) 2. Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки? (из скорлупы грецкого ореха) 3. На чём уплыла Дюймовочка от жабы и её сына? (на листке кувшинки) 4. Кто не захотел жениться на Дюймовочке? (майский жук) 5. Где провела зиму Дюймовочка? (в норке полевой мыши) 6. Кто был спасён Дюймовочкой? (ласточка) 7. Кто спас Дюймовочку от свадьбы с кротом? (ласточка, улетела с ней в тёплые края) 8. С кем познакомилась Дюймовочка в тёплых краях? (с королём эльфов) 9. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

«Стойкий оловянный солдатик»

1. Сколько солдатиков подарили мальчику в день рождения? (25) 2. Из чего были сделаны солдатики? (из старой оловянной ложки) 3. Как стойкий оловянный солдатик отправился в путешествие? (он упал из окна) 4. Где побывал солдатик? (плавал на лодочке, в желудке у рыбы) 5. Кто отправил в плаванье солдатика? (мальчики) 6. Куда вернулся солдатик после путешествия? (он снова оказался в той же комнате) 7. Кто бросил стойкого оловянного солдатика в печку? (мальчик) 8. Кого любил стойкий оловянный солдатик? (танцовщицу)

«Принцесса на горошине»

1. Почему принц не мог выбрать себе невесту? (потому, что он хотел жениться на настоящей принцессе и не знал как узнать: настоящая она или нет) 2. Как принц нашёл настоящую принцессу? (она пришла во дворец в сильную бурю) 3. Сколько тюфяков и перин постелили принцессе? (20 тюфяков и 20 перин) 4. Что мешало принцессе ночью спать? (горошина) 5. Куда отправили затем горошину? (в музей)

«Русалочка»

1. Сколько дочерей было у морского царя? (6 принцесс) 2. В каком возрасте разрешалось им впервые всплывать на поверхность моря? (в 15 лет) 3. Что впервые увидела шестая дочь морского царя на поверхности моря? (корабль и молодого принца) 4. Кто спас принца во время бури и крушения корабля? (русалочка) 5. К кому за советом обратилась русалочка? (к морской ведьме) 6. Чем расплатилась русалочка с ведьмой за помощь? (своим чудесным голосом) 7. Что нужно было сделать русалочке для своего спасения? (убить принца) 8. Когда русалочка может обрести бессмертную душу? (когда её полюбит человек)

«Снежная королева»

1. Что смастерил злой тролль? (зеркало, в котором всё доброе уменьшалось, а всё безобразное казалось ещё хуже) 2. Что случилось с этим зеркалом? (оно разбилось на миллионы осколков) 3. Почему Кай изменился, стал жестоким? (ему в сердце и глаз попали осколки зеркала тролля) 4. Кто похитил Кая? (Снежная королева) 5. Кто искал Кая? (Герда) 6. Кто подарил карету Герде? (принц и принцесса) 7. Кто отвёз Герду в Лапландию? (северный олень) 8. Какое слово очень хотел сложить из льдинок Кай? (слово «вечность») 9. Что растопило осколок зеркала злого тролля в сердце Кая? (слёзы Герды) 10. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (из 7 рассказов)

«Дикие лебеди»

1. Как звали дочку короля? (Элиза) 2. Сколько братьев было у Элизы? (11 братьев) 3. В кого превратила злая мачеха братьев Элизы? (в диких лебедей) 4. Когда дикие лебеди превращались снова в принцев? (после заката солнца) 5. Как часто лебеди могут прилетать на родину, и как долго оставаться? (1 раз в год на 11 дней) 6. Из чего братья сплели сетку сестре для перелёта? (из лозняка и тростника) 7. Где поселилась Элиза? (на скале в пещере) 8. Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев? (из крапивы) 9. Почему Элиза не могла говорить? (от её молчания зависела жизнь и спасение братьев) 10. Почему хотели сжечь на костре Элизу? (потому что все считали её ведьмой) 11. Во что превратились поленья для костра, после того как пропали злые чары мачехи? (в благоухающий куст роз)

Слайд 10Кого выгнал из королевства император, когда застал принцессу, целующуюся

со свинопасом?— Что это за сборище у свиных закутов? —

спросил, выйдя на балкон, император, протер глаза и надел очки. — Э, да это фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.И он расправил задки своих туфель. Туфлями служили ему старые, стоптанные башмаки. Эх ты ну, как он зашлепал в них!Придя на задний двор, он потихоньку подкрался к фрейлинам, а те все были ужасно заняты счетом поцелуев: надо же было следить за тем, чтобы расплата была честной и свинопас не получил ни больше, ни меньше, чем ему следовало. Никто поэтому не заметил императора, а он привстал на цыпочки.— Это еще что за штуки! — сказал он, увидев целующихся, и швырнул в них туфлей как раз в ту минуту, когда свинопас получал от принцессы восемьдесят шестой поцелуй. — Вон! — закричал рассерженный император и выгнал из своего государства и принцессу, и свинопаса.

Главные герои

В сказке Андерсена немного персонажей. Вот небольшая характеристика героев:

  1. Бедный принц. Уверенный в себе, смелый, целеустремлённый. Умеет видеть прекрасное в простых вещах. Нанялся работать свинопасом к императору, чтобы жениться на его дочери. Сумел добиться от принцессы сто поцелуев. Характеризуется честностью, порядочностью, щедростью.
  2. Дочь императора. Горделивая и надменная принцесса, совершенно не разбирается ни в красоте, ни в людях. Избалованной, капризной красавице нужны только подарки. Неспособна по-настоящему полюбить.
  3. Отец принцессы. Суровый, но справедливый старик.

Вопросы по разным сказкам Андерсена

  1. Как звали самую маленькую девочку? Ответ: Дюймовочка. 
  2. Какие предметы из сказки «Снежная королева» некоторым людям попадали прямо в сердце и оно превращалось в кусок льда? Ответ: Осколки.
  3. Кто получил второй приз «за быстроту бега в течение целого года» в сказке «Скороходы»? Ответ: Улитка.
  4. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки «Дикие лебеди»? Ответ: 11 братьев.
  5. Что каждое утро пила Дюймовочка, когда жила все лето и часть осени в большом лесу? Роса. Кто послал принцессе розу и соловья в сказке «Свинопас»? Ответ: Принц.
  6. Как называется сказка, повествующая о жизни и смерти одного лесного дерева? Ответ: «Ель».
  7. Кто украл ночью Дюймовочку из дома женщины, чтобы выдать малютку замуж за своего мокрого и безобразного сына? Ответ: Жаба.
  8. Из какого металла был выплавлен стойкий солдатик? Ответ: Олово.
  9. Что стояло посреди Замерзшего озера во дворце Снежной королевы, и на нем она восседала, когда бывала дома? Ответ: Трон.
  10. Какое слово должен был выложить Кай? За это ему обещали подарить весь свет и новые коньки в сказке «Снежная королева»? Ответ: «вечность».
  11. Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? Ответ: Крот.
  12. Какое время года названо «молодым принцем» в сказке «История года»? Ответ: Весна.
  13. Одна из сказок Г.Х. Андерсена называется «…- Лукойе». Ответ: Оле.
  14. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (20 тюфяков, 20 перин и 1 горошину)
  15. Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы? 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)

Слайд 9Сколько поцелуев затребовал свинопас за трещотку?— Но это superbe!

— сказала принцесса, проходя мимо. — Вот так попурри! Лучше

этого я ничего не слыхала! Послушайте, спросите, что он хочет за этот инструмент. Но целоваться я больше не стану!— Он требует сто принцессиных поцелуев! — доложила фрейлина, побывав у свинопаса.— Да что он, в уме? — сказала принцесса и пошла своею дорогой, но сделала шага два и остановилась.— Надо поощрять искусство! — сказала она. — Я ведь императорская дочь! Скажите ему, что я дам ему, по-вчерашнему, десять поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин!— Ну, нам это вовсе не по вкусу! — сказали фрейлины.— Пустяки! — сказала принцесса. — Уж если я могу целовать его, то вы и подавно! Не забывайте, что я кормлю вас и плачу вам жалованье!И фрейлине пришлось еще раз отправиться к свинопасу.— Сто принцессиных поцелуев! — повторил он. — А нет — каждый останется при своем.— Становитесь вокруг! — скомандовала принцесса, и фрейлины обступили ее, а свинопас стал ее целовать.

Угадай героя по описанию

  • Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая. — Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»
  • Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости. — Снежная королева
  • На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди — блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки… — Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»
  • Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами. — Искусственный соловей из сказки «Соловей»
  • Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику… — Оле-Лукойе
  • Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. — Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»

Сценарий конкурсной программы для младших школьников по теме Сказки

Игра-викторина «Сказки Г.Х. Андерсена»

Конкурс 1. Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена

По горизонтали: 4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г.Х. Андерсен? 6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка. 10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11. Волшебный предмет Оле-Лукойе.

По вертикали: 1. Птичка — верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке с золотым сердечком и жаворонке, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую превратился гадкий утенок. 5. Мальчиксердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда. 7. Волшебнй предмет, который смастерил для Принцессы Свинопас. 9. Героиня сказки «Дикие лебеди».

Ответы. По горизонтали: 4. Сказки. 6. Соловей. 8. Дюймовочка. 10. Свинопас. 11. Зонтик. По вертикали: 1. Ласточка. 2. Ромашка. 3. Лебедь. 5. Кай. 7. Горшок. 9. Элиза.

Конкурс 2. «Узнай сказку по ее началу»

1. «Жила-была девочка, премилая, прехорошенькая, но была очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою — в грубых деревенских башмачках, которые ей ужасно натирали ноги…» («Красные башмачки».)

2. «Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять…» («Дюймовочка».)

3. «Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку — шел он домой с войны…» («Огниво».)

4. «Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, но только настоящую…» («Принцесса на горошине».)

5. «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, но зато и глубоко там…» («Русалочка».)

6. «Много лет назад жил-был на свете король, он так любил наряжаться…» («Новое платье короля».)

Конкурс 3. «Правильно соедини слова в названии сказок»

Участникам конкурса выдают карточки.

1.

Ледяная

королева

Снежная

дева

2.

Красные

крошки

Зеленые

башмачки

3.

Злой

князь

Скверный

мальчик

4.

Пастушка и

розовый куст

Улитка и

трубочист

5.

Дочь

короля

Новое платье

болотного царя

6.

Судьба

репейника

Рассказы

солнечного лучика

Ответы: 1. Ледяная дева; Снежная королева. 2. Красные башмачки; Зеленые крошки. 3. Злой князь; Скверный мальчик. 4. Пастушка и трубочист; Улитка и розовый куст. 5. Дочь болотного царя; Новое платье короля. 6. Судьба репейника; Рассказы солнечного лучика.

Конкурс 4. «Доскажи словечко»

Вставьте слово, чтобы получилось название сказки.

1. «Свинья-… (копилка)».

2. «Перо и… (чернильница)».

3. «Серебряная… (монетка)».

4. «Принцесса на… (горошине)».

5. «Дикие… (лебеди)».

6. «Пятеро из… (одного стручка)».

7. «Сундук-… (самолет)».

8. «Оле-… (Лукойе)».

9. «Стойкий… (оловянный солдатик)».

Конкурс 5. «Музей сказочных предметов»

Учитель называет предмет из сказки Г.Х. Андерсена (можно использовать как предметы, так и рисунки, подготовленные к конкурсу), а дети отгадывают, из какой они сказки.

1. Зонтик («Оле-Лукойе»).

2. Санки («Снежная королева»).

3. Горошина («Принцесса на горошине»).

4. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).

5. Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»),

6. Крапива («Дикиелебеди»),

7. Сундук («Сундук-самолет»).

Конкурс 6. «Ключевые слова»

Участникам или командам раздают карточки с названием сказки Г.Х. Андерсена. За 1 минуту нужно написать на карточке 5—7 слов, которые являются ключевыми для данной сказки. Например, к сказке «Принцесса на горошине» ключевыми словами будут: тюфяки, горошина, ливень, принц, король, королева.

Конкурс 7. Выставка рисунков «Герои сказок Г.Х. Андерсена»

Конкурс 8. Инсценировка сказки «Принцесса на горошине»

Подведение итогов

Награждение победителей и вручение подарков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: