Содержание
-
Слайд 1
Викторина по произведениям
Самуила Яковлевича Маршака .
Урок: Литературное чтение.
Тема:
Класс 3. -
Слайд 2
С.Я. Маршак.
Родился в 1887 году 3 ноября
в городе Воронеже.
Писать стихи Маршак начинает еще в раннем возрасте, сам Маршак говорил: «Сочинять стихи я научился ещё до того, как научился писать».
Основная характерная черта творческого облика сказок Маршака — стремление как можно раньше приобщить детей к сокровищнице мировой литературы и народного творчества, воспитать у них уважение к народным ценностям, развить художественный вкус. -
Слайд 3
1. Что сдавала в багаж дама из стихотворения С. Я. Маршака?
(Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку.) -
Слайд 4
2. На какой улице жил человек рассеянный?
(На улице Бассейной.) -
Слайд 5
3. Как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о различных зверюшках? В ней есть и такие строки:
Бедный маленький верблюд: Есть ребенку не дают. Он сегодня съел с утра Только два таких ведра
(«Детки в клетке».) -
Слайд 6
4. Герою какого стихотворения Маршака принадлежат следующие слова?
«Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! ВагоноуважаемыйГлубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвалаВокзай остановить?»
(«Вот какой рассеянный».) -
Слайд 7
5. Как называется стихотворение, которое С. Я. Маршак перевел с английского языка на русский и которое заканчивается следующими словами?
Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
(«Дом, который построил Джек».) -
Слайд 8
6. Продолжите стихотворение, вспомните его название.
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский почтальон.
(«Почта».) -
Слайд 9
7. Кем был мистер Твистер из одноименного стихотворения Маршака?
(Мистер Твистер, Бывший министр, Мистер Твистер, Делец и банкир, Владелец заводов, Газет, пароходов…) -
Слайд 10
8. Героя какого стихотворения описывают следующие строки?
Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке. Знак ГТО На груди у него. Больше не знают О нем ничего.
(«Рассказ о неизвестном герое».) -
Слайд 11
9. Героине какого произведения принадлежит следующий приказ?
Ручьи бегут в долину, Зиме пришел конец. Подснежников корзину Несите во дворец! Нарвите до рассвета Подснежников простых. И вам дадут за это Корзину золотых!
(Королеве из «Двенадцати месяцев».) -
Слайд 12
Выставка книг Маршака.
-
Слайд 13
Интернет ресурсы.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text-портрет,
обложки книг, Королева, верблюд, почтальон,
Мистер Твистер, дама, неизвестный герой.http://rudocs.exdat.com/docs/index-231179.htm-
текст.
Посмотреть все слайды
Викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Развитие интереса к художественной литературе и чтению.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.
- Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
1. «Из какого произведения?» (по иллюстрации)
Детям предлагаются иллюстрации по произведениям С.Я. Маршака («Почта», «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Кошкин дом», «Усатый — полосатый»), нужно назвать произведение.
2.«Кто лишний?»
Назвать произведения по героям сказки; определить какого героя не было в произведении.
Мышка, утка, жаба, лошадь, собака, свинка, курица, щука, кошка.
(«Сказка о глупом мышонке», собака)
Свинья, петух, курица, козёл, коза, лошадь.
(«Кошкин дом», лошадь)
3. Блиц-опрос.
1) Где жил человек рассеянный? (На улице Бассейной)
2) За чем послала мачеха свою падчерицу в лес? (за подснежниками)
3) Куда попали лодыри вместо школы? (на каток)
4) Кому было адресовано письмо из стихотворения «Почта»? (Борису Житкову)
5) Чего боялся Петя? (темноты)
4. Что сдавала в багаж дама из стихотворения С. Я. Маршака?(Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)5. Как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о различных зверюшках?
В ней есть и такие строки:
Длиннохвостый кенгуру Погулять зовет сестру, А сестра сидит в мешке У мамаши на брюшке. <�…> Эй, не стойте слишком близко – Я тигренок, а не киска! <�…> Бедный маленький верблюд: Есть ребенку не дают. Он сегодня съел с утра Только два таких ведра!
(Детки в клетке)
6. Герою какого стихотворения Маршака принадлежат следующие слова?
«Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить?» (Вот какой рассеянный)
7. Продолжите стихотворение, вспомните его название.
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он, ____________________
(Ленинградский почтальон)8. Героине какого произведения принадлежит следующий приказ?
Ручьи бегут в долину, Зиме пришел конец. Подснежников корзину Несите во дворец! Нарвите до рассвета Подснежников простых. И вам дадут за это Корзину золотых! (12 месяцев)
9. В кого превратили месяцы злую мачеху и ее дочку?
а) в драконов
б) в собак
в) в свиней
Ответ: б
10. Автором какого из перечисленных произведений является Самуил Маршак?
а) Двенадцать месяцев б) Храбрый портняжка в) Сказка о рыбаке и рыбке
Ответ: а
11. Сколько лет девочке из стихотворения «Усатый полосатый»?
а) 3 года б) 4 года в) 5 лет
Ответ: б
12. Кого мышка-мать из «Сказки о глупом мышонке» не звала в няньки?
а) Лошадь б) Муху в) Щуку г) Кошку
Ответ: б
13. Из какого стихотворения этот отрывок?
«…Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж-отец, ежиха-мать И ребёнок ёжик…»
а) Сказка о глупом мышонке б) Тихая сказка в) Кошкин дом
Ответ: б
14. Откуда нет писем в сумке почтальона (стихотворение «Почта»)?
а) Из Таганрога б) Из Самары в) И Баку
Ответ: б
15. Из какого стихотворения следующий отрывок?
«…Елка плакала сначала От домашнего тепла… «
(Декабрь (из цикла «Круглый год»))
Викторина по сказкам русских писателей
1. Как зовут волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась?
(Бастинда, 500 лет.)
2. Кто написал сказку «Приключения Незнайки»?
(Н. Носов)
3. Как зовут главных героев сказки Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»?
(Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин.)
4. Как звали толстяков из повести Ю.Олеши «Три толстяка»?
(Имён нет)
5. По каким странам путешествуют герои сказок А.Волкова?
(Страна болтунов, прыгунов, мигунов, жевунов и т.д.)
6. Какого насекомого испугались все звери?
(Таракан из сказки К.Чуковского «Тараканище»)
7. В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу и как звали повариху, которая знала секрет приготовления этой каши?
(Сказка С.Прокофьева «Лоскутик и облачко», Барбацуца)
8. Кто написал сказку «Колобок идёт по следу»?
(Э.Успенский)
9. Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику?
(Дудочка; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»)
10. С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(Буратино)
Конспекты занятий с детьми
Литературная викторина
по произведениям С.Я. Маршака.
Для детей старшей группы.
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС N 39 «Юбилейный» города Смоленска Платонова Марина Владимировна.
Технологии: элементы театрализации, отгадывание загадок, чтение стихов, коммуникативные игры, динамическая пауза.Цели:Образовательная область «Познание»: обобщить знания детей о писателе С.Я.Маршаке, его произведениях.Образовательная область «Коммуникация»»: развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей.Образовательная область «Социализация»: развивать артистические способности детей, воспитывать у детей чувства товарищества и благородства через умение и навыки игры в коллективе.Образовательная область «Чтение художественной литературы»: формировать интерес к художественным произведениям, обогащать духовный мир ребёнка интересными впечатлениями.Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С.Я. Маршака, заучивание полюбившегося отрывка произведения, лепка, рисование, объединение в команду, обсуждение названия и изготовление эмблемы, просмотр мультфильмов, инсценировки по произведениям С.Я. Маршака.Оборудование: портрет писателя, выставка книг, комплект разрезных картинок, маски животных. Ход викторины:
- Информация о писателе С.Я.Маршаке (приложение 1)
- Представление команд, жюри
- Правила викторины для команд
- Конкурсы:
- Найдите правильный ответ (приложение 2)
- Ты мне – я тебе (чтение отрывков из стихов С.Я.Маршака)
- Физминутка «Кошкин дом» (приложение 3)
- Покажите сказку (мини-драматизация «Сказка об умном мышонке», «Усатый полосатый»)
- Собери – отгадай (разрезные картинки по сюжетам произведений Маршака)
- Физминутка «Мыши» (приложение 4)
- Чьи это слова? (приложение 5)
- Игра – аттракцион «Собери багаж дамы» (командам предлагается набор предметов, из которых они выбирают то, что дама сдавала в багаж)
- Слово жюри, награждение.
- Общий танец «Улыбка» (приложение 6)
Приложение 1Информация о писателе
С.Я.Маршак – известный детский писатель. Родился 3 ноября 1887года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первоё стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину «По страницам С.Я.Маршака».
Приложение 2Конкурс «Найдите правильный ответ»
- Сколько вылупилось утят у наседки? (12,10,8)
- Куда сдавала дама свои вещи? (на почту, в багаж, в магазин)
- На какой улице жил человек рассеянный? (на Речной, на Бассейной, на Береговой)
- Кого спас неизвестный герой? (девочку, мальчика, собачку)
- От кого умный мышонок спрятался под лопух? (от кошки, от совы, от ежа)
- Какой породы у старушки была собака? (такса, пудель, овчарка)
Приложение 3Физкультурная минутка «Кошкин дом»
Тили — бом, тили – бом,
Загорелся Кошкин дом. руки вверх
Кошка выскочила — бег на месте
Глаза выпучила. показать ладошки
Бежит курочка с ведром махи руками в стороны
Заливать Кошкин дом, приседания
А лошадка фонарём, подскоки на месте
Серый заюшка с листом. прыжки на месте
Раз, раз, раз, раз — махи руками вперёд — назад
И огонь погас. присестьПриложение 4Физкультурная минутка « Мыши»
Вышли мыши как-то раз дети идут по кругу
Посмотреть который час. остановились лицом в круг
Раз, два, три, четыре — пружинка
Мыши дёрнули за гири. присесть
Вдруг раздался страшный звон, хлопок в ладоши
Убежали мыши вон. прыжок вокруг себяПриложение 5Конкурс «Чьи это слова?»
- Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
- После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
- Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
- Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. ( курица)
- Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
- Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)
Приложение 6Общий танец «Улыбка»
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
Звучит грамзапись «Улыбка» М.Пляцковского — дети танцуют.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 ЮБИЛЕЙ130 лет Игра — викторина
по произведениям
Самуила
Слайд 2 Вопрос Ответ1.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой
сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной
фуражке?
Назовите профессию героя стихотворения
Почтальон
ПОЧТАБорису ЖитковуСамуил Маршак
ЮБИЛЕЙ
1 турВикторина по произведениям С. Маршака
Слайд 3 Вопрос Ответ2. Сел он утром на кровать
Стал рубашку
надевать,
В рукава просунул руки
— Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он
надел сковороду.
Какой герой произведенияС. Маршака мог так поступить?
Человек рассеянныйс улицы Бассейной.
Вот какой рассеянныйСамуил Маршак
ЮБИЛЕЙ
Слайд 4 Вопрос Ответ3.Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину,
Картонку …
— Отдайте мою собачонку! Что сдавала на хранение дама,
отъезжающая в другой город?
Багаж
БАГАЖСамуил Маршак
ЮБИЛЕЙ
Слайд 5 Вопрос Ответ4.Петя маме говорит:
— Можно, мама, спать при
свете?.
Пусть всю ночь огонь горит.Отвечает мама: — Нет! —
Щелк —
и выключила свет.
Почему Петя хотел спать при свете, чего он боялся?
Темноты
ЧЕГО БОЯЛСЯ ПЕТЯ?Самуил Маршак
ЮБИЛЕЙ
Слайд 6 Вопрос Ответ5. -Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не
пищи,
Ты мне няньку поищи! Кому не нравился голосок матери? Мышонок
Сказка о глупом мышонкеСамуил Маршак
ЮБИЛЕЙ
Слайд 7 Вопрос Ответ ЮБИЛЕЙ6. Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
—
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас! Кто помог бедной падчерице набрать
подснежников посреди зимы?
Братья Месяцы
Двенадцать месяцевСамуил Маршак
Слайд 8 Вопрос Ответ ЮБИЛЕЙ2 турВставьте слово, пропущенное в названии
литературного произведения: 1. Усатый полосатый2. Ванька — Встанька 3.
Кот и
лодыри
4. Дремота и
Зевота
5. Вакса —
Клякса
6. Мастер —
Ломастер
Слайд 9 ЮБИЛЕЙ Вопрос Ответ3 турУгадайте, что лежит в сундуке?
вы, друзья,Не бейте нас!
загадки С.Я. Маршака
часы
Слайд 10 ЮБИЛЕЙ Вопрос Ответ3 турУгадайте, что лежит в сундуке?
обедом – под столом,А ночью – под кроватью.
тапочки
жалко.А за что беднягу бьют?А за то, что он надут.
мяч
Слайд 12 ЮБИЛЕЙ Вопрос Ответ3 турУгадайте, что лежит в сундуке?
то вперед.А за ним такая гладь –Ни морщинки не видать!
утюг
Маршак«Теремок»
Маршак«Сказка о глупом мышонке»
8
Кошка
Слайд 15 ЮБИЛЕЙДали туфельки ему.
Взял он туфельку одну
И сказал: —
Нужны пошире,
И не две, а все четыре. 15 тур Самуил
Маршак «Детки в клетке»
слон
2
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
3
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в белые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
жираф
пингвин
Хором читаем – Дружно отвечаем!
Слайд 16 ЮБИЛЕЙ15 тур Самуил Маршак «Детки в клетке» лебедёнок
2 3страусеноксовятаОтчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!Когда
пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Взгляни на маленьких ребят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Хором читаем – Дружно отвечаем!
Слайд 17 ЮБИЛЕЙЖелаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для
дальнего пути — Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть
добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево!
Самуил МаршакПожелание друзьям
Самуил Маршак
Самуил Маршак
130 лет