Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация содержит в себе следущую информацию: биографические данные писателя, особенности дневника как литературного жанра, анализ отрывков повести.
Владимир Фёдорович Одо́евский
(1803 (1804) — 1869)
Писал статьи по музыке.
форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей.
ОСОБЕННОСТИ:
1. Соблюдение хронологии (указание дня, года, иногда — времени суток).
2. МОНОЛОГИЧЕН.
3. Краткость записей.
4. Зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий.
Домашнее задание: дочитать «Отрывки
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:
нарисуйте девочку Машу, какой вы ее видите.
Скажите, в литературном произведении, как, впрочем, и в жизни, из каких источников мы узнаем о герое, о его поступках?
Источник информации в литературном произведении:
Литературоведческая разминка.
Задание: определите, в каких из приведенных отрывков:
Перечислите темы размышления Маши, о которых она делала записи в своем журнале.
Задание: перечислите поступки Маши, рядом запишите, какие качества ей присущи, как эти поступки ее характеризуют.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
– Перечислите события, произошедшие на балу.
– Как менялось отношение Маши
к предстоящему балу?
– Чем привлекла Машу новая подруга Таня?
– Почему Маша не поддержала Таню, когда другие девочки дразнили ее и смеялись над ней?
Умники и умницы
?
В этой главе мы познакомимся с теми чертами, которыми обладает настоящий сказочный герой; выясним, отличается ли поведение героя современной авторской сказки от того, как ведёт себя герой народной сказки; сравним сказочного героя с героем рассказа.
Сначала мы должны усвоить три важные характеристики настоящего сказочного героя: 1. Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям. 2. Он преодолевает все трудности и препятствия, которые встречаются ему в дороге. 3. Справившись со всеми препятствиями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.
Одна из задач этой главы состоит в том, чтобы объяснить, что в народных сказках герои всегда поступают сходным образом, следуя сказочным законам.
Затем на материале сказки Б. Заходера «История гусеницы» убедимся, что в современных авторских сказках герой ведёт себя практически так же, как в сказках народных: уходит из дома (пусть и не по своей воле), преодолевает препятствия, возвращается домой изменившимся.
Далее на материале произведений Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и Л. Пантелеева «Честное слово» рассмотрим, какими особенностями отличаются герои рассказов. Мы должны будем выяснить, похож ли герой рассказа на сказочного героя.
Важно понять, что и в сказке, и в рассказе, для того чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок, преодолеть препятствия, а для этого приходится выходить из дома. И это делают и герои сказок, и герои рассказов
Но сказка и рассказ – это разные повествования. В сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции. Герои сказок ведут себя одинаково. В рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира, от его характера, от его воли.
В сказке поведение героя зависит не от него самого, а от законов самой сказки: если ты герой, ты действуешь по образцу, по правилам, по сказочным законам. Сказка не рассказывает о том, что чувствует герой, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А вот из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя.
В этой главе впервые используется приём, который получит свое развитие в 4 классе. После отрывков из стихотворения Николая Некрасова «На Волге» («Детство Валежникова») помещены биографические сведения о поэте. Эти сведения подобраны таким образом, чтобы можно было догадаться, что Николай Некрасов писал о мальчике, жизнь которого очень похожа на его собственную. Таким образом, биографические сведения даются не как нечто совершенно отдельное от творчества, а как тот опыт, те впечатления и переживания, которые участвуют в создании литературного произведения.
С. 86–88. На примере сказок «Колобок» и «Гуси-лебеди», которые знакомы нам с раннего детства, обсуждаются черты настоящего сказочного героя. Сначала мы при помощи Михаила Потаповича выясним, что Колобок является настоящим сказочным героем только наполовину. Затем прочитаем на плакате Летучей Мыши, каковы же черты настоящего сказочного героя: 1. Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям. 2. Он преодолевает все трудности и препятствия, которые встречаются ему в дороге. 3. Справившись со всеми препятствиями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.
Вооружившись этими знаниями, мы должны будем выяснить, можно ли Алёнушку (из сказки «Гуси-лебеди»), которая спасла братца Иванушку, считать настоящим сказочным героем?
Надо отметить, что Алёнушка: 1. Ушла из дома в поисках братца. 2. Преодолела множество трудностей (смогла убежать от Бабы-яги и унести братца, спаслась от Гусей-лебедей, которые её преследовали). 3. Вернулась домой повзрослевшей и поумневшей.
В начале сказки Алёнушка была легкомысленной (оставила братца одного) и не умеющей себя правильно вести (отказалась от угощения и помощи Речки, Печки и Яблони). А в конце сказки Алёнушка повзрослела, научилась себя вести правильно, то есть в соответствии со сказочными законами: приняла угощение от волшебных помощников – Речки, Печки и Яблони – и получила от них помощь.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.
4.7 / 5 ( 32 голоса )
Сочинение на тему «Один день девочки Маши» (Одоевский)
К вы объясните, почему «Отрывки из журнала Маши» были помещены Одоевским в книгу «Сказки дедушки Иринея»? Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки
Но при этом ему было важно, что каждое из этих произведений придумано им самим. «Сказки дедушки Иринея» можно было бы назвать «Сказки, которые сочинил В
Ф. Одоевский». Когда вы поняли, что «Отрывки из журнала Маши» — это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом? Все читатели обычно замечают, что перед ними дневник, как только видят число в начале текста: «8 января 18… года». Затем сразу же знакомятся с автором дневника — девочкой Машей. Чего больше в «Отрывках из журнала Маши» — описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны? В «Отрывках из журнала Маши» больше всего повествования о событиях, которые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описание прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географической карты, с которой ее познакомил папенька. Повествования и описания связаны между собой рассуждениями Маши. Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяснить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: «Это значит… что я уже большая девушка!» Вот еще событие — она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рассуждает по этому поводу. Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка? Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: «папенька» и «маменька». Мы знаем также, чем они занимались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения. Мы видим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоровью своей дочки. Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомился по дневнику», «Один день девочки Маши». Можно написать сочинение «Один день девочки Маши», при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подобную тему. «Первый день моего дневника 8 января 18… года Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется записывать только то, что мне интересно. Стоит подумать, что я выберу из событий сегодняшнего дня. Во-первых, я начала вести дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки. Это и чернильница с колокольчиком, и прекрасная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника. Для первого дня достаточно, записывать больше не буду. Третий день моего дневника 10 января 18… года Сегодня в гостях у нас была дама в прелестной шляпке с перьями. Такую шляпку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы. Всем хозяйством в ее доме ведает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много времени бывает на работе и лучше этим заниматься жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде». Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: «Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику». «Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй девочкой, но умела видеть чужие и свои недостатки. Она сразу же поняла, как трудно вести дневник. При этом она призналась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и старалась. Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой».
Презентация на тему: » Титульный лист Мокрушенко Жанна Петровна Учитель русского языка и литературы. МОУ Туриловская СОШ mocrushenko.janna@yandex.ru Презентация по литературе.» — Транскрипт:
2 Урок по литературе Учитель русского языка и литературы — Мокрушенко Жанна Петровна- МОУ Туриловская СОШ 6 класс
4 Цели урока: 1) познакомить учащихся с произведениями В.Ф.Одоевского, дать понятие о жанре дневника, раскрыть его особенности; охарактеризовать героев произведения, главную героиню – Машу; 2) развивать способности анализировать текст, давать характеристики героям литературного произведения, читать в слух с выражением, быстро и грамотно отвечать на вопросы; 3) воспитывать любовь к русской прозе, поддерживать стремление учеников выражать свое творческое начало.
5 Родился 30 июля в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, потомка Рюрика, родители матери — крепостные крестьяне. Одоевский Владимир Федорович ( )
6 Первый московский период В 1816 – 1822 г. учился в Московском университетском благородном пансионе, там он активно занимался литературной деятельностью, писал музыку, увлекался естественными науками. Жил в маленькой квартире в Газетном переулке, в доме своего родственника, князя Петра Ивановича Одоевского.
9 Вклад в музыку Одоевский является одним из выдающихся наших музыкальных деятелей. Ему принадлежит ряд музыкально-критических и музыкально- исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т.д.) Занимаясь теорией и историей нашего церковного пения, Одоевский собрал много старинных церковных нотных рукописей.
11 Обложки книг В.Ф.Одоевского
12 Умер Одоевский 27 февраля 1869 в Москве. По смерти он не оставил ни детей, ни какого- либо состояния. В болезни его поддерживала верная и заботливая жена Ольга Степановна, урождённая Ланская. Она умерла в 1873 г., и со смертью их прекратилась фамилия князей Одоевских. Похоронен на Донском кладбище в Москве. После его смерти вдова передала книжный архив мужа в Императорскую публичную библиотеку.
16 Каким представляется отец Маши? Отец Маши – очень мудрый человек, чтобы объяснить своим детям, что такое история, география, он проводит с ними интересные беседы, игры.
17 Каких еще героев описывает девочка? Маша рассказывает нам о богатых дамах, которые не умеют вести хозяйство: одна танцами увлекается больше, чем заботой о домашнем хозяйстве, в результате по недосмотру гибнет ее сын. Вторая, пускаясь в неоправданные траты, одевает своего ребенка в обноски.
18 А как богатые девочки относятся на балу к дочери учителя – Тане? Таню не принимают в детское общество из-за одежды, старых перчаток и из-за того, что она сама ходит на кухню. Даже Маша сторонится ее. Но после оказывается, что эта небогатая девочка лучше всех играет на фортепиано и мастерица на все руки, очень много знает, и Маше становится стыдно за свое поведение и слова других девочек о Тане. Она даже приглашает дочь учителя в гости.
19 Чему научилась Маша? Девочка учится не только правильно вести хозяйство, разумно экономить, но и ценить людей не по красивой одежде и богатству, но по их собственным заслугам и способностям..
20 Вывод: На примере произведения В.Ф. Одоевского мы проследили, как девочка Маша описывает ежедневные события своей жизни, как эти записи раскрывают ее характер и характер людей, окружающих девочку.
21 Домашнее задание: Попробуйте завести свой дневник, сделайте записи одного-двух дней вашей жизни, подражая записям журнала Маши. Напишите о том, как прошел ваш день, о чем вы думали и чувствовали. Может быть, это станет одной из страничек вашей семейной истории.
22 Памятка для пишущего сочинение в жанре дневника: -сформулировать тему сочинения; -определить цель (для чего писать); -повествование ведётся от первого лица; -освещаются события, факты, раскрываются характеры людей, их поступки и дела; -выражаются свои мысли, взгляды, впечатления; -выбирается нужный стиль изложения.
-
Барто перед сном конспект урока
-
Конспект по лепке сосульки
-
Конспект уроку остап вишня сом
-
Традиции воспитания однкнр 5 класс конспект
- Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе на тему комнатные растения
Викторина Сказки дедушки Иринея ответы
Ответы смотрите согласно нумерации
Ответы на вопросы по сказке Городок в табакерке:
1. Миша
2. Папенька
3. Городок в табакерке
4. Динь-Динь
5. Из черепахи
6. Колокольчики, молоточки, валик и колёса
7. Пружинку
8. Побежал к дверце табакерки
9. Как маменька играет на фортепьяно, а папенька читает книжку
10. На улице
11. Колокольчика
12. Дядьки
13. На диване
14. Золотой головкой и в стальной юбочке
15. Зажал пальчиком
16. Шуры-Муры
17. Почти понял
Ответы на вопросы по сказке Мороз Иванович
1. Рукодельница и Ленивица
2. Нянечка
3. Никто
4. Чудо
5. Печку
6. Было еще не время
7. 3
8. Подарков
9. Ничего
10. Из-за плохого отношения к работе
Ответы на вопросы по сказке Разбитый кувшин
1. Бедная Маша
2. Хлопчатым деревом
3. Кокосовым деревом
4. Под красным деревом
5. Горшок с пшеном
6. Красная
7. 3
8. Дом
9. За колдунью
10. Дорога тебе клином сойдётся
Ответы на вопросы по сказке Серебряный рубль
1. 1 месяц
2. Серебряный рубль
3. 2 серебряных рубля
4. 40 копеек
5. 20 гривенников
6. Даша
7. Второго не существовало
8. Дал ещё один серебряный рубль
9. Отдать Даше
10. Отдать бедному хромому два гривенника
Happy
2
Sad
Excited
Sleepy
Angry
Surprise
Популярные сегодня пересказы
- Когда папа был маленьким — краткое содержание рассказа Раскина Писатель повествует об историях, которые произошли с ним в детстве. Он рассказывает их своей собственной дочке. Девочка серьезно болеет, чтобы отвлечь ее от боли, отец занимает ее рассказами.
- Детвора — краткое содержание рассказа Чехова Уже поздно, но дети играют за обеденным столом в лото. Они ждут родителей и тетю Надю, которые уехали на крестины к знакомому офицеру. В столовой, кроме них, нет никого: няня спустилась вниз и учит кухарку готовить.
- Во весь голос — краткое содержание поэмы Маяковского Книга не была издана, поэтому большой круг читателей не смогли познакомится с произведением. Поэма была написана в 30-х годах, а потом была выставлена на выставке творчества Маяковского.
- Сорочинская ярмарка — краткое содержание повести Гоголя Повесть Гоголя «Сорочинская ярмарка» начинается с того, что автор дает описание солнечного денька. Молодая и красивая девушка Параска со своим отцом Солопием и мачехой Хавроньей