Краткое содержание повести
Произошла представленная автором история очень давно. Еще в то время, когда писатель, а в данном случае рассказчик, был еще совсем маленьким ребенком. Гоголь рассказывает о том, что отец лирического персонажа забирает одного из своих сыновей и отправляется в Крым, чтобы торговать табаком. На хуторе, где живет семья, остаются остальные трое сыновей вместе с матерью и дедом. Они остались сторожить имущество от нежелательных гостей. В определенный момент мимо дома проезжает телега с торговцами, которые были весьма знакомы деду. Увидевши друг друга, они принимаются обниматься и целоваться. Гости заходят в дом. Закуривают трубки и принимаются к трапезе. Все это перерастает в шумное веселье и пляски. Дед в это время также решается тряхнуть стариной и пляшет. Ни с того ни с сего с дедом начинает происходить нечто необычное…
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.
На иллюстрации М. Клодта изображен дед около пня с огромными очами. Перед дедом лежит откопанный котелок.
Я заколдованное место представляю несколько иначе. Слева свисающая огромная черная гора, справа провал, туда летят камешки. По центру картины из-за горы смотрит красноглазая «мерзостная харя» с высунутым красным языком, дразнящим деда. Дед по сравнению с ней выглядит маленьким и напуганным.
Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной — Л. Н. Гороховская 2018
РАБОТА № 6. Н. В. ГОГОЛЬ. ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО
Вариант 1
Выполните предложенные ниже задания 1, 2. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 — 10 предложений.
1. Повесть «Заколдованное место» — последняя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», «изданного» пасечником Рудым Панько, — имеет подзаголовок: «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви». Познакомьтесь с этим рассказчиком: «Фома Григорьевич..
и не знатный человек, а посмотреть на него: в лице какая-то важность сияет, даже когда станет нюхать обыкновенный табак, и тогда чувствуешь невольное почтение…» (Предисловие ко второй части «Вечеров…» написано Рудым Панько.) Каким человеком вам представляется рассказчик истории о заколдованном месте?
Ответ: судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков.
2. В предисловии Рудый Панько пишет: «Я люблю приличные разговоры; чтобы, как говорят, вместе и услаждение и назидательность была…» Какое поучение, по-вашему, содержится в повести «Заколдованное место»?
Ответ: данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём — призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое.
Вариант 2
Выполните задания 1, 2. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 — 10 предложений каждый.
1. Какие события, описанные в повести «Заколдованное место», представляются вам реальными, фантастическими и смешными? Приведите по одному примеру.
Ответ: реальными в рассказе оказываются все сцены повседневной жизни казаков. Их нехитрый быт, привычки, традиции, семейные взаимоотношения. Реальным кажется и стремление деда обогатиться, раскопав клад. И конечно реальными являются суеверия, которые имели место быть в те времена среди простого люда.
Фантастического в рассказе также не мало. Это само заколдованное место, ступив на которое человек оказывался у черта на куличках, в местности, найти которую обычным путем было невозможно. Фантастично описание могилы и свечи на ней. И конечно фантастичны образины, которые принялись пугать деда — говорящие птичий нос, баранья голова, голова медведя.
Многое можно списать на страх, вполне естественный в таком месте, но далеко не все.
А вот то, что дед откопал горшок с мусором можно отнести к смешному, но вполне ожидаемому событию.
2. В предисловии Рудый Панько пишет: «Я люблю приличные разговоры; чтобы, как говорят, вместе и услаждение и назидательность была…» Какое поучение, по-вашему, содержится в повести «Заколдованное место»?
Ответ: …
ПредыдущаяСледующая
Гоголь — Заколдованное место (5 класс. Коровина, 1 часть)
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1.Каковы были увлечения Гоголя?
Н.В. Гоголь увлекался чтением и театром. Он часто посещал театр и сам принимал участие в постановке спектаклей.
2.Подготовьте небольшой рассказ о Гоголе, включив в него высказывания Пушкина и Аксакова, материалы из Интернета
Гоголь родился на Украине в Полтавской губернии, его детство прошло в селе Васильевке под Миргородом в поместье отца, автора комедий на украинском языке.
Будущий писатель знал быт украинского народа и обожал народные песни, сказки, предания. Также он интересовался и русской культурой, подчеркивал ее большое значение. Гоголь отмечал неисчерпаемое богатство обеих культур, самобытность и уникальность, считал, что русский и украинский народы равноправны.
Окончив Нежинскую гимназию высших наук, Николай Васильевич переезжает в Петербург. Еще в гимназии он увлекался чтением, а театр был его страстью. В столице Гоголь пишет повести об украинской народной жизни и объединяет их в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», получивший свой заголовок по названию самой популярной повести. Пушкин отзывался о ней: «Вот реальная веселость, искренняя, непосредственная, без жеманства, без чопорности. А местами – какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необычно в нашей литературе, что я доселе не одумался…»
В этих повестях Гоголь показывает народный быт и местный колорит, мастерски сочетая реальное с мистическим, в них много юмора, комизма и фантастики. Они принесли автору известность. Писатель С.Т. Аксаков говорил, что «…все люди, способные ощущать искусство, были в полном экстазе от Гоголя…».
В 1834 году выходит его сборник «Миргород», куда входят его повести «Вий» и «Тарас Бульба», а в 1836 – его комедия «Ревизор». Прозаическая поэма автора «Мертвые души» выходит в 1842 году.
В последние годы жизни Гоголь проводит время в путешествиях. В отношении своих мистических произведений он считает, что они утратили свою прежнюю известность. Писатель сжигает некоторые свои рукописи.
Умирает Николай Васильевич Гоголь в 1852 году, немного не дожив до 43 лет.
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
18 марта 2021 247365
Проходили 182670 раз
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML — код
23 ноября 2021 55346
Проходили 15657 раз
Тест: «Хороший Вы человек или злой?
HTML — код
18 февраля 2021 54088
Проходили 17975 раз
Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»
HTML — код
20 февраля 2022 45670
Проходили 22411 раз
Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…
HTML — код
4 февраля 2022 22969
Проходили 7837 раз
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML — код
12 марта 2021 40535
Проходили 14302 раза
Тест: Насколько вы харизматичны?
HTML — код
8 февраля 2022 35811
Проходили 13253 раза
Тест о жизни в СССР: 20 вопросов для тех, кто старше сорока лет…
HTML — код
23 марта 2021 84424
Проходили 28711 раз
Тест на умственную отсталость
HTML — код
8 января 2021 30493
Проходили 8259 раз
Тест: Кто ты из «Холодного сердца»?
HTML — код
31 мая 2021 29793
Проходили 9438 раз
Тест: Кто ты из Mortal Kombat?
HTML — код
31 марта 2021 106308
Проходили 20387 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
3 февраля 2021 72253
Проходили 23956 раз
Тест: Кто ты из Undertale?
HTML — код
11 октября 2021 21928
Проходили 3506 раз
Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР
HTML — код
17 февраля 2021 62177
Проходили 18870 раз
Тест: Какой у тебя характер?
HTML — код
25 марта 2021 58119
Проходили 16198 раз
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML — код
7 мая 2021 22156
Проходили 5664 раза
Тест на женственность
HTML — код
Сочинение Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место»
Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно начавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»
Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказывая нам историю, которая произошла с дедом, дьячок пытается передать нам все подробности, и от этого повествование становится более достоверным.
https://youtube.com/watch?v=MsZxasLa2pU
Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дьячок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался найти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.
По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»
Но лучше всего понять характер деда помогает описание поиска клада. Его речь и мысли полны необычных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики!».
Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, например «чумаки», «курень».
Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «прикрывает их лопухом», копает «новую грядку для поздних тыкв».
Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь любуется картинами этой народной жизни, созидательным трудом своих героев.
В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…».
Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро можно нажить только своим трудом.
Кроме того, на примере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»
сочинение про деда Максима из произведения Заколдованное место
Заколдованное место
1.Кто главный герой произведения «Заколдованное место»?
Главным героем произведения, которое сам Гоголь называет «былью», является дед Максим, дед рассказчика, дьячка ***ской церкви Фомы Григорьевича.
2.Верите ли вы в то, что это случилось на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что реальным?
Думаю, что в действительности такая история произойти не могла.
Реальным является жизнь и быт семьи рассказчика, например, дед Максим, охраняющий вместе с внуками бахчу, проезжие чумаки (торговцы), которые остановились на отдых, мама, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие детали их повседневной жизни.
Фантастическим кажется попадание из одного места в другое, мистическое, которого не существует в действительности. Также нереальны превращения пня в морду чудовища, птичий нос, существующий отдельно от птицы, клюющий котел, баранья голова, блеющая на верхушке дерева и иные мистические детали. Также нереальна и свечка, горящая довольно продолжительное время.
Главные герои
Дед Максим
Герой повествования дед Максим. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков. Внуков своих именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что все они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью.
Подробнее: Дед Максим: характеристика и образ героя
Заколдованное место
Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.
Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.
Подробнее: Заколдованное место — главный герой произведения
Гоголь и театр
Как вы думаете, помогло ли Гоголю увлечение театром, умение читать и ставить пьесы, перевоплощаться в самых разных героев в процессе работы над рассказами, повестями, пьесами, которые он создавал? Подтвердите свое мнение примерами из гоголевского текста.
Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это помогло ему создавать произведения так, как будто не автор характеризует героев, а сами герои собственным поведением и поступками говорят о себе. В рассказе «Заколдованное место» Гоголь детально и ярко обрисовывает место событий, как режиссер-постановщик спектакля, который четко себе представляет, что должно находиться на сцене.
Писатель перевоплощается в собственных персонажей. Например, в героя-рассказчика, дьячка Фому Григорьевича, который сначала неохотно рассказывает свою историю, а потом увлекается и укоряет слушателей в недостаточном внимании к рассказу. Потом автор легко перевоплощается то в радостного, то в испуганного деда Максима и повествует уже о том, что он видел и чувствовал.
Подумайте, как нужно прочитать слова деда, чтобы почувствовать гоголевский юмор?
Я думаю, что слова деда нужно читать эмоционально, с яркой выразительной интонацией, стараясь в полной мере передать самобытность его языка и речи, а также эмоции и чувства, которые овладевали стариком на протяжении его фантастического приключения.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Анализ
Сюжет произведения
Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.
Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.
В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический — это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.
По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.
И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.
Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.
Подробнее: Н.В. Гоголь «Заколдованное место»: сюжет и краткое содержание повести