Превращение. франц кафка

Вариант 2

Франц Кафка писатель, который не боялся рассказывать о психологических проблемах, депрессиях и расстройствах личности. Несмотря на то, что все произведения наполнены глубоким смыслом, они читаются легко – на одном дыхании. Это же относится и к психологической и, в то же время, фантастической новелле «Превращение», которую Кафка написал в 1912 году.

Главный герой рассказа – Грегор Замза, небогатый житель Праги. Молодой человек, в силу обстоятельств, вынужден содержать свою семью: мать, отца и младшую сестренку. Произведение начинается со странного и неприятного события. Проснувшись рано утром, Грегор обнаружил, что превратился в огромного жука. Автор новеллы в подробностях описывает внешний вид и строение насекомого. Грегор Замза не удивляется своему новому облику и очень быстро смиряется со спиной-панцирем. Все дело в том, что главный герой произведения, по своей натуре, отчаявшийся пессимист, он не ждал от судьбы никаких подарков, наоборот, всегда готовился к худшему. Кафка оживляет метафору, и превращает Грегора в «тварь дрожащую».

Автор рассказывает о жизни главного героя после превращения. Он описывает трудности бытия человека-жука: ему тяжело переворачиваться, проползать сквозь узкие проемы, он не может зарабатывать деньги. Но, даже в таком состоянии, Грегор переживает о социальных проблемах: как не огорчить отца и мать, как не опоздать на поезд. Но потом он понимает, что с него снимается вся ответственность по содержанию семьи, и это даже радует юношу. В этой сложной ситуации, несмотря на некоторые христианские задатки в характерах, семья отворачивается от Грегора. Кафка показывает читателю, какими агрессивными могут быть люди, и каким человечным может быть насекомое.

Повествование настолько реалистично, что, кажется, такое может произойти с каждым. Но, в то же время, эту новеллу можно интерпретировать, как поучительный миф. Главный герой отчаянно пытается прорваться в мир людей, но в облике жука окружающие его не принимают, не понимают. Кафка показывает равнодушие в увеличенных масштабах. Грегора перестали замечать, его комнату превратили в свалку, равно как и жизнь.

Сегодня, проблема, затронутая автором в произведении, становится еще актуальнее. Люди перестают слышать окружающих, как семья Грегора, которая перестала слышать и понимать его. Всё чаще близкие, члены семьи отвергают своих родных, теряют связь и рвут кровные узы.

Основные темы новеллы «Превращение»

  1. Значительную роль в рассказе играет число три. Рассказ разделен на три части. В комнате Грегора три двери. Его семья состоит из трех человек. По ходу рассказа появляются три служанки. У трех жильцов три бороды. Три Замзы пишут три письма. Я опасаюсь чрезмерно выделять значение символов, ибо, как только вы отрываете символ от художественного ядра книги, она перестает вас радовать. Причина в том, что есть художественные символы и есть банальные, выдуманные и даже дурацкие символы. Вы встретите немало таких глупых символов в психоаналитических и мифологических трактовках произведений Кафки.
  2. Другая тематическая линия — это линия дверей, отворяющихся и затворяющихся; она пронизывает весь рассказ.
  3. Третья тематическая линия — подъемы и спады в благополучии семьи Замза; тонкий баланс между их процветанием и отчаянно жалким состоянием Грегора.

Литература

Франц Кафка считал литературную деятельность главной целью в жизни, хотя и считался высокопоставленным чиновником в страховом ведомстве. По причине болезни Кафка вышел на пенсию раньше положенного времени. Автор «Процесса» был трудолюбивым работником и высоко ценился у начальства, однако Франц ненавидел эту должность и нелестно отзывался о руководителях и подчиненных. Писал Кафка для себя и считал, что литература оправдывает его существование и помогает ускользнуть от суровых реалий бытия. Франц не спешил опубликовывать произведения, потому что чувствовал себя бездарностью.

Рисунок Франца Кафки

Все его рукописи бережно собирал Макс Брод, с которым писатель познакомился на собрании студенческого клуба, посвященного Ницше. Брод настаивал, чтобы Кафка напечатал свои рассказы, и в итоге творец сдался: в 1913 году выходит сборник «Созерцание». Критики отзывались о Кафке как о новаторе, но самокритичный мастер пера был недоволен собственным творчеством, которое считал необходимым элементом бытия. Также при жизни Франца читатели познакомились только с незначительной частью его трудов: многие значимые романы и рассказы Кафки увидели свет только после его смерти.

Франц Кафка в молодости

Осенью 1910 года Кафка вместе с Бродом отправился в Париж. Но уже через 9 дней из-за острых болей в животе писатель покинул страну сезанна и пармезана. В то время Франц и начинает свой первый роман «Пропавший без вести», который позже был переименован в «Америку». Большинство своих творений Кафка писал на немецком языке. Если обратиться к оригиналам, то практически везде присутствует чиновничий язык без претенциозных оборотов и прочих литературных изысков. Но эта серость и тривиальность сочетается с абсурдом и загадочной необычностью. Большая часть работ мастера пропитана от корки до корки страхом перед внешним миром и высшим судом.

Книги Франца Кафки

Это чувство тревоги и отчаяния передается и читателю. Но также Франц был тонким психологом, точнее, этот талантливый человек скрупулезно описывал реальность этого мира без сентиментальных прикрас, но с безупречными метафорическими оборотами. Стоит вспомнить повесть «Превращение», по которой в 2002 году снят российский фильм с Евгением Мироновым в главной роли.

Евгений Миронов в фильме по книге Франца Кафки «Превращение»

Сюжет повести вращается вокруг Грегора Замза, типичного молодого человека, который работает коммивояжером и финансово помогает своей сестре и родителям. Но случилось непоправимое: одним прекрасным утром Грегор превратился в огромное насекомое. Таким образом, протагонист стал изгоем, от которого отвернулись родные и близкие: они не обращали внимания на прекрасный внутренний мир героя, их волновала ужасная внешность страшного существа и непосильные муки, на которые он их несознательно обрек (например, не мог зарабатывать деньги, самостоятельно убираться в комнате и пугал гостей).

Иллюстрация к роману Франца Кафки «Замок»

Но во время подготовки к публикации (которая так и не осуществилась из-за разногласий с редактором) Кафка поставил ультиматум. Писатель настоял, чтобы на обложке книги не было иллюстраций с насекомым. Отсюда существует множество трактовок этого рассказа — от физического недуга до душевных расстройств. Причем события до метаморфозы Кафка, следуя собственной манере, не раскрывает, а ставит читателя перед фактом.

Иллюстрация к роману Франца Кафки «Процесс»

Роман «Процесс» – еще одно значимое произведение литератора, опубликованное посмертно. Примечательно, что это творение создавалось в момент, когда писатель расторг помолвку с Фелицией Бауэр и ощущал себя в качестве обвиняемого, который всем должен. А последний разговор с возлюбленной и ее сестрой Франц сравнивал с трибуналом. Это произведение с нелинейным повествованием можно считать неоконченным.

Памятник Францу Кафке

В действительности первоначально Кафка трудился над рукописью непрерывно и заносил короткие фрагменты «Процесса» в тетрадь, куда записывал и другие повести. Из этой тетради Франц нередко вырывал листы, поэтому восстановить фабулу романа было практически невозможно. К тому же в 1914 году Кафка признался, что его посетил творческий кризис, поэтому работа над книгой приостановилась. Главный герой «Процесса» – Йозеф К. (примечательно, что вместо полноценного имени автор дарит своим героям инициалы) – просыпается с утра и узнает, что арестован. Однако истинная причина задержания неизвестна, этот факт и обрекает героя на страдания и муки.

Новые возможности

Но по иронии судьбы посредственность Грегора, проявляющаяся и в отношении к данной ситуации, не мешает ему открыть некоторые способности своего нового тела. Фантастическое положение, ставшее для него новой реальностью, побуждает Грегора размышлять о своем существовании так, как он никогда бы не думал, будучи вовлеченным в рутину повседневных дел.

Конечно, сначала это положение не вызывает у него ничего, кроме отвращения, но постепенно, осваивая новые для себя навыки и умения, герой начинает испытывать удовольствие, радость, даже переживание созерцательной пустоты, отсылающее к философии дзен. Даже тогда, когда Грегора мучает тревога, естественные импульсы тела насекомого приносят ему некоторое облегчение. Перед смертью он чувствует любовь к своей семье. Сейчас герой совсем не похож на того, кем был раньше — неудовлетворенного жизнью коммивояжера, каким мы видим Грегора в начале истории. Несмотря на внешнее жалкое состояние, он кажется более человечным и гуманным, чем остальные герои повести.

Личная жизнь

Франц Кафка относился придирчиво к собственной внешности. Например, перед уходом в университет молодой писатель мог стоять перед зеркалом часами, скрупулезно рассматривая лицо и причесывая волосы. Чтобы не быть «униженным и оскорбленным», Франц, который вечно считал себя белой вороной, одевался по последним тенденциям моды. На современников Кафка производил впечатление порядочного, интеллигентного и спокойного человека. Также известно, что хрупкий здоровьем худощавый литератор поддерживал себя в форме и, будучи студентом, увлекался спортом.

Франц Кафка и Фелиция Бауэр

А вот отношения с женщинами у него не ладились, хотя Кафка не был обделен вниманием милых дам. Дело в том, что писатель долгое время оставался в неведении относительно интимной близости с девушками, пока его приятели силком не привели в местный «лупанарий» – квартал красных фонарей

Познав плотские утехи, Франц вместо положенного восторга испытал только отвращение.

Франц Кафка и Милена Есенская

Писатель придерживался линии поведения аскета и, подобно Гоголю, сбегал из-под венца, будто боясь серьезных отношений и семейных обязательств. Например, с фрейлейн Фелицией Бауэр мастер пера расторгал помолвку два раза. Кафка часто описывал эту девушку в своих письмах и дневниках, но тот образ, который предстает в головах читателей, не соответствует действительности. Помимо прочего, именитый писатель имел амурные отношения с журналисткой и переводчицей Миленой Есенской.

Повесть «Превращение»: сюжет

Это произведение одно из самых известных в творчестве Франца Кафки. Во многом это благодаря его автобиографичности, ведь сам стал прообразом главного героя Кафка.

Грегор Замза (так зовут главное действующее лицо повести, которое по ходу развития сюжета не особо действует, пассивно принимая удары судьбы) — это скромный служащий, вынужденный заниматься нелюбимым занятием, чтобы отдать долги отца и обеспечить семье достойную жизнь. Однажды утром он просыпается в теле гигантского жука. Несмотря на ужасное происшествие, главное, что пугает Грегора – это его неспособность обеспечивать дальше родителей и сестру.

А меж тем оказывается, что его родные не столь бедны и беспомощны. Оставшись без кормильца, они постепенно неплохо устраиваются в жизни, а страшное насекомое Грегор превращается в обузу для них.

Осознав это, герой изнуряет себя и умирает от истощения, но его родные воспринимают это не как трагедию, а как облегчение.

2 вариант

Произведение под названием «Превращение» написано немецким писателем Францем Кафкой. Он создал по истине гениальное произведение, когда читатель с легкостью может погрузиться в мир, написанный автором. Данное произведение, как и другие творения Франца Кафки, продолжает умножать свою популярность вот уже несколько десятков лет. Анализ «Превращения» представлен в этой статье.

Создано произведение в начале 20-го века. Основополагающий стиль написания – модернизм. Также имеются черты, характерные экзистенциализму. В своем творении Кафка заставляет читателя очутиться в мире человека, который превратился в мерзкое и противное насекомое.

Главным героем этого произведения Франца Кафки является молодой человек по имени Грегор Замза. Он работает коммивояжером. Живет достаточно бедно, но вынужден работать как проклятый, чтобы добывать средства существования для членов своей небольшой семьи (мать, отец, сестра Грета).

Он постоянно разъезжал в различные рода командировки и не имел почти времени для себя, саморазвития. Однажды он ночевал дома, а, проснувшись утром, обнаружил, что произошло нечто, выходящее за рамки понимания человеком. Он проснулся от тревожного сна и обнаружил, что является жуком.

Это стало стартом всего мракобесия, творившегося с Грегором после. Чем дальше, тем ужаснее – можно охарактеризовать жизнь Замзы-жука. До того, как он был в обличье человека, то работал, чтобы обеспечивать свою семью, рассчитываться с долгами отца. А что делать дальше?

После того, ка Грегор стал жуком, последовала, естественно, реакция семьи. Каждый отнесся к этому событию со своей колокольни. Мать очень была опечалена, но материнские чувства не дали разлюбить ей своего сына-жука. Грета, которая являлась сестрой, посчитала нового братика мерзким, но все-таки никуда не увильнула от ответственности ухаживать за ним. Отец просто разозлился. Он не мог понять, как же в теле насекомого может быть человек.

Когда главный герой появился в гостиной, то он проявил себя, как человек с повышенным чувством ответственности. Он понимал, что обязан семье и самому себе

Он не бросал небрежно вызов общественности и не хотел привлекать внимание

Главный герой превратился в насекомое не просто так. Его жизнь была однообразно, он постоянно карабкался на одном месте. Именно из-за такого существования он был похож на этого самого жука, будучи в теле человека.

Грегор и феминизм

Существует и феминистическое толкование. Оно основывается на том, что в повести не одна метаморфоза. Грегор становится насекомым, а его сестра Грета из пустой и милой девочки превращается в уверенную в себе хозяйку дома, способную критически мыслить и находить выход из сложившейся ситуации. В некотором смысле превращение Греты пострашнее, чем Грегора: он, несмотря ни на что, внутри остается добрым человеком, тогда как его сестра из сострадательной девочки становится холодной и самолюбивой женщиной.

Последователи этой и других теорий верно отмечают: «Превращение» – это рассказ не только и не столько о несчастной судьбе Грегора, но и о его семье, о людях, об обществе. Что на самом деле задумал Кафка и чем руководствовался, мы уже вряд ли узнаем, но ясно одно – произведение далеко не бессмысленно. Хотя необыкновенность произошедшего с Грегором и может поначалу сбить с толку.

Почему произошло превращение

Кафка ставит читателей перед самим фактом превращения, не объясняя его причин или целей. Но кто знает, может быть тот, в кого превращался Грегор Замза, – это не наказание, а мотивация для начала изменений в его жизни? Что, если научившись отстаивать собственные интересы, герой снова бы обрел человеческий облик, а не доживал свои дни голодным, больным, одиноким узником своей пыльной комнаты?

Примечательно, что, если, оказавшись в столь плачевной ситуации, Грегор не взбунтовался, то, значит, он не сделал бы этого никогда и в человеческом обличии, обреченный выполнять прихоти родных до конца жизни. Поэтому, возможно, превращение — это избавление, а не наказание?

Характер Грегора: анализ. («Превращение», Кафка)

Давайте взглянем на двух обыкновенных молодых людей. Ни один из них не выделяется особым умом, красотой или богатством. Можно даже сказать, что они несколько малодушны. Вот они оба однажды просыпаются и вдруг понимают, что обладают способностями насекомых…

Один из них становится супергероем (Человек-паук). Побеждает плохих парней. Завоевывает девушку. Легко взбирается по небоскребам в своем фирменном костюме, вызывая восхищение окружающих.

Что же другой, Грегор Замза, о котором рассказывает повесть (Ф. Кафка, «Превращение»), краткое содержание которой вы только что прочитали? Он остается замурованным в комнате и питается отбросами. Его семья игнорирует Грегора, если не откровенно враждебна настроена. Грязный, в мусоре и объедках, он умирает от одиночества. Вот так бесславно заканчивает свою жизнь герой повести «Превращение» (Кафка). Отзывы эта история вызывает весьма неоднозначные…

Трансформация Грегора так непроизвольна и гротескна, что невольно хочется обратиться к прошлому при попытке ответить на вопрос о том, что же привело к тому, что обычный парень так бесславно закончил свою жизнь, пережив подобное превращение. Кафка, отзывы о произведениях которого всегда были весьма неоднозначны, и в этот раз не дает ясного ответа о причинах столь резкого поворота событий в жизни своего героя, оставляя критикам широкий простор для гипотез. Нелюбимая работа, необходимость содержать семью, неудовлетворенность в личной жизни — все это, конечно, весьма неприятно, но не настолько, чтобы можно было назвать подобное положение невыносимым. Обычные проблемы обычного человека, не так ли? Даже отношение Грегора к своему превращению подтверждает это. Вместо того чтобы раздумывать о своем новом положении, герой озабочен тем, чтобы не опоздать на работу. Это специально подчеркивает Франц Кафка («Превращение»). Краткое содержание произведения смотрите выше.

Сюжет произведения

Сюжетная линия романа представлена достаточно кратко. Центральным персонажем является Грегор Замза. Он родился в небогатой пражской семье. Помимо отца и матери, у героя есть ещё младшая сестра по имени Грета. Вся семья главного героя состоит из людей, имеющих чисто материальные потребности.

Когда отец Грегора становится банкротом, главный герой решается работать коммивояжером по торговле сукном у одного конторщика. С тех пор он является главным источником дохода в семье. Кроме того, Франц Кафка пишет, что мать Грегора страдала неизлечимой болезнью — астмой.

В начале новеллы повествуется также о постоянных рабочих поездках центрального героя. Однако Грегор решает остаться ночевать у себя дома. В этот момент герой, имеющий добрый и чуткий нрав, превращается в отвратительное насекомое.

Франц Кафка даёт в повести подробное описание нового видимого облика персонажа, начиная от строения его панциря и заканчивая появлением новых неудобств и вкусовых ощущений. В сознании Грегора перемешалось множество эмоций.

Несмотря на происходящие метаморфозы, главный персонаж остаётся в большей степени человеком, в отличие от членов его семьи. В своей повести Кафка даёт подробное описание изменяющихся чувств семьи по отношению к Грегору.

Поначалу мать и сестра проявляли к нему поистине христианские чувства, а именно любовь и сострадание. Однако через некоторое время женщины начинают испытывать отвращение и неприязнь к своему сыну и брату, поскольку именно из-за него они вынуждены значительно сократить свои расходы и жить в нищете.

Отец Грегора также ненавидит своего сына в связи с тем, что его превращение вынудило членов семьи Замза искать работу и сдавать жильё квартирантам, которые шумят и не берегут имущество в их доме. От окружающих людей мать и сестра также скрывают тайну ужасного превращения Грегора.

Каждое из художественных произведений, будь то поэзия или рассказ, имеет определенную идею, в том числе и повесть Кафки «Превращение». Смысл новеллы заключается в наглядной демонстрации читателю постоянно изменяющихся настроений членов семьи к главному персонажу. Наконец, материнская надежда на его спасение практически иссекает, а гнев отца лишь только усиливается. Именно это служит причиной гибели Грегора. В порыве ярости отец бросает в своего сына гнилыми яблоками, одно из которых застревает в спине насекомого.

Смерть главного героя избавила членов семьи Замза от этого тягостного бремени. Никто из них совершенно не опечален гибелью и печальной судьбой Грегора. В это время отец, мать и Грета окончательно налаживают свою жизнь. Они устраиваются на новую работу и могут позволить себе снять более красивое и дорогое жилье. Новелла завершается совершенно счастливой сценой, несмотря на смерть Грегора. Семья Замза на трамвае едет на прекрасную прогулку, мечтая о новой и счастливой жизни.

При желании можно ознакомиться с этим произведением на любом онлайн-сайте в полном объеме. Краткий пересказ, представленный выше, позволит читателю ознакомиться за более короткое время с новеллой Кафки «Превращение». Сколько страниц включает в себя эта повесть, также можно узнать на просторах интернета в различных источниках.

https://youtube.com/watch?v=Rw9QbX-o9Yk

Болезнь или работа

Что может так явно отделить человека от общества? Что может лишить его всяких общих интересов с родными? Что может сделать его обузой для семьи?

Есть мнение, что «Превращение» — это аллегория болезни. Некоего тяжёлого заболевания (к примеру, рак), которое лишает человека возможности следить за собой и даже нормально разговаривать. При котором он становится обузой для семьи, ему требуется особая еда и особый уход. Болезнь, при которой смерть – облегчение и для больного, и для его родных. И которая ясно показывает, что за люди его окружают.

Другой интерпритацией превращения является уход в работу. Грегор настолько увяз в торговых сделках, мыслях о начальстве и повышении, что совершенно забыл о семье и даже о себе. Он превратился в безликий инструмент, функцию, винтик в своей фирме. Подавил в себе всё человеческое ради работы. И родные, хотя и жили на его заработок, постепенно стали относиться к нему так же, как к неодушевлённому инструменту – хорош, пока работает, не жалко выбросить, если сломается.

История Грегора Замза. Различные интерпретации мотива превращения в повести

Владимир Набоков утверждает: «У Гоголя и Кафки абсурдный герой обитает в абсурдном мире». Однако, к чему нам жонглировать термином «абсурдный»? Термины — вроде пришпиленных к стенду бабочек или жуков — при помощи булавки любознательного энтомолога. Ведь «Превращение» — тот же «Аленький цветочек», только — с точностью да наоборот.

Стоит отметить, что само превращение героя в насекомое подводит читателя к сказочному. Обратившись, его может спасти только чудо, какое-то событие или действие, которое поможет снять чары и победить. Но ничего подобного не происходит. Вопреки законам сказки, счастливого конца не случается. Грегор Замза остается жуком, никто не протягивает ему руку помощи, не спасает его. Проецируя сюжет произведения на сюжет классической сказки, Кафка пусть и невольно, но дает понять читателю, что если в традиционной сказке всегда происходит победа добра, то здесь зло, которое отождествлено внешним миром, побеждает и даже «добивает» главного героя. Владимир Набоков пишет: «Единственным спасением, возможно, видится сестра Грегора, которая, поначалу, выступает как некий символ надежды героя. Однако, окончательное предательство фатально для Грегора». Кафка показывает читателю, как исчез Грегор-сын, Грегор-брат, а теперь должен исчезнуть Грегор-жук. Сгнившее яблоко в спине не есть причина смерти, причина смерти – предательство близких, сестры, которая была неким оплотом спасения для героя.

Однажды в одном из писем Кафка сообщает о странном случае, с ним приключившемся. В своей комнате в гостинице он обнаруживает клопа. Явившаяся на его призыв хозяйка весьма удивилась и сообщила, что во всей гостинице ни одного клопа не видно. С чего бы появиться ему именно в этой комнате? Может быть, этот вопрос задал себе и Франц Кафка. Клоп именно в его комнате — это его клоп, его собственное насекомое, как бы его альтер-эго. Не в результате ли подобного происшествия возник замысел писателя, подаривший нам столь замечательную новеллу?

После семейных сцен Франц Кафка месяцами скрывался в своей комнате, не участвуя ни в семейных трапезах, ни в семейном общении другого рода. Так он «наказывал» себя в жизни, так он наказывает Грегора Замзу в новелле. Преображение сына воспринимается семейством как своего рода отвратительная болезнь, а о недомоганиях Франца Кафки постоянно упоминается не только в дневниках или письмах, они — чуть ли не привычная тема на протяжении многих лет его жизни, как бы накликавшая и болезнь смертельную.

Мысль о самоубийстве, довлевшая над Кафкой на перевале как раз тридцатилетия, конечно же, внесла свою лепту в эту новеллу. Детям — в определенном возрасте — свойственно убаюкивать себя после выдуманной или действительной обиды взрослыми мыслью: «вот я умру — и тогда они узнают».

Кафка категорически был против иллюстрации новеллы изображать какое-либо насекомое — категорически против! Писатель понимал, что страх неопределенный многократно превосходит страх при виде известного феномена.

Пересказ первых глав

Автор знакомит читателя с главным героем новеллы — Грегором Замзой — среднестатистическим жителем крупного города. Отец молодого человека лишился всех своих сбережений и большую часть времени проводит за чтением бульварной прессы. Мать, страдающая от приступов удушья, редко покидает пределы дома, часами просиживая у окна. Грета, младшая сестра Грегора, демонстрирует отличные навыки игры на скрипке, и брат мечтает помочь ей поступить в консерваторию после того, как погасит долги главы семейства.

Вернувшись из армии, Замза устраивается в торговую компанию, где быстро дослуживается до должности коммивояжера. Его заработка вполне хватает, чтобы снимать для своих родственников просторное жилье, в котором ему отведена отдельная комната.

Однажды утром Грегор испуганно оглядывается и с диким ужасом обнаруживает, что он потерял человеческое обличье, превратившись в уродливое насекомое. Молодой человек попытался утешить себя тем, что ему всего лишь снится страшный сон, но самые ужасные опасения подтвердились. Лежа неподвижно на твердом хитиновом панцире, он краем глаза увидел свое коричневое, выпуклое, покрытое чешуйками тело, с верхушки которого сползало одеяло.

Проблема инвалидности и герой «Превращения»

Внимательный читатель обязательно заметит, что описание самочувствия Грегора Замзы очень напоминает состояние инвалида: ему тяжело передвигаться, он не в состоянии контролировать свои рефлексы и инстинкты, абсолютно беспомощен.

Фактически под маской псевдофантастической истории Кафка рассказывает о судьбе инвалида. Ведь, как известно, даже в самых обеспеченных странах мира, как только человек теряет возможность трудиться на благо общества, он становится не нужен.

Хотя в цивилизованных странах лицам с ограниченной дееспособностью выделяется пенсия (как произошло с Кафкой), ее, как правило, не достаточно, ведь инвалид всегда требует в 2, а то и 3 раза больше всего, чем здоровый, а отдачи от него никакой.

Не каждая семья, даже самая любящая, сможет взять на себя ответственность за такого человека. Как правило, инвалидов сдают в интернаты, дома престарелых. А те, кто соглашаются взять на себя эту ношу, часто издеваются над беспомощными жертвами недугов, которые все понимают, но не всегда могут показать это (как и Грегор Замза).

Поведение родных главного героя вписывается в классическую схему: кормилец семьи многие годы не жалеет сил и здоровья для родных, но, потеряв работоспособность, становится для них обузой, от которой все мечтают избавиться.

Эхо детских травм?

Часто в произведениях Кафки ищут тень деспотичного отца. Здесь она угадывается легко: отец Грегора, увидев, во что превратился сын, избивает его, затем еще несколько раз калечит и без того несчастное создание. Реакции матери и сестры наглядно показывают другие типичные модели поведения: мать слишком напугана и слаба, чтобы вынести этот ужас, и позволяет оберегать себя от него. Сестра поначалу проявляет заботу, но со временем становится грубоватой и циничной, и именно она в конце концов говорит, что от Грегора нужно избавиться. Когда это происходит, девушка расцветает.

Превращение Грегора в насекомое – это явное преувеличение, придающее повести острый привкус абсурда. Во время чтения сложно уйти от мысли, что произошло нечто попроще: на месте Грегора мог оказаться человек, заболевший малоприятной болезнью или ставший инвалидом.

Казалось бы, любящие родные в мгновение ока забывают, что Грегор долгое время тащил на себе всю семью, сочувствие быстро вытесняется раздражением, действия, ранее продиктованные любовью и заботой, становятся неприятной необходимостью, и, наконец, чаша терпения оказывается переполненной.

Все в «Превращении» сквозит болью, однако Грегор до последнего сохраняет любовь к семье и корит себя самого: их можно понять, ведь он так страшен и отвратителен!.. Как тут не вспомнить о болезненности Франца Кафки, как не предположить, что в душераздирающей истории Грегора Замзы есть кусочек его собственной жизни?

Перестановка мебели

Однажды Грета обнаруживает, что Грегор любит ползать по комнате, в том числе по стенам и потолку. Она рассказывает об этом матери, и они решают унести мебель из его спальни, чтобы предоставить Грегору больше места. Если раньше герой всегда прятался, когда кто-то входил в комнату, то в этот раз в попытке воспрепятствовать задумке своих родственников он забирается на картину, висящую на стене.

Когда женщины входят в спальню, мать видит Грегора и падает в обморок. Грета бежит в гостиную, чтобы принести ей лекарство, и наш герой следует за сестрой, пытаясь помочь. Когда девушка оборачивается, она видит Грегора и в испуге бежит обратно в комнату. Взволнованный, он носится по гостиной до тех пор, пока в изнеможении не падает на стол, стоящий в центре комнаты.

Анализ повести

Довольно глубокий философский смысл содержится в книге Кафки «Превращение». Анализ повести позволяет выявить множество различных проблем, которые присутствуют в современном обществе. Проблематика новеллы — в поднятии вопроса о неопределённости личности. Он заключается в том, что сможет ли человек в облике насекомого не потерять свою уникальность или же он окончательно деградирует до животного.

Франц Кафка пытается донести в своей повести до читателя важную идею, которая очень сложна для понимания детьми школьного возраста. В связи с этим, когда дети читают такое произведение, учитель должен максимально легко и доступно изложить суть повести.

Писатель наглядно демонстрирует тот факт, что на деле Грегор Замза и не превратился как таковое мерзкое насекомое

При этом важно то, как относятся к нему родные люди. Как только главный герой перестаёт быть кормильцем в семье и неутомимой личностью, он мгновенно лишается авторитета, а семья прекращает оказывать ему всяческую поддержку

В этом и заключается смысл названия новеллы «Превращение».

Кульминацией новеллы становится тот момент, когда отец, мать и сестра становятся настоящими монстрами, не имеющими каких-либо нравственных ценностей. Для них главным в жизни являются лишь деньги и связанные с ними материальные блага. При этом к самому Грегору семья относится как к ненужной вещи.

В повести также присутствует конфликт внутри самого Грегора Замза. Это обусловлено борьбой человеческих чувств с животными инстинктами. Кафка прибегает к подробному описанию переживаний главного героя, которые возникают из-за унижения семьей. Композиция произведения состоит из трех частей:

  • завязки;
  • кульминации;
  • развязки.

Они образуют целостную сюжетную линию новеллы. Первая глава (завязка) повествует о перевоплощении главного героя в мерзкое насекомое. Для него это событие — настоящий приговор.

Кульминация повести заключается в описании изгнания Грегора его сварливым отцом. В новелле говорится о весьма жестокой сцене, в которой главного героя забрасывают гнилыми яблоками. Об отношении членов семьи к Грегору свидетельствует следующая цитата: «В комнате что-то упало». Когда отец говорит эту фразу, то в комнате главного персонажа раздается шум и он падает на пол. Но его родные не спешат к нему на помощь и при посторонних людях отзываются о нем, как о неодушевленном предмете.

При характеристике образов героев Франц Кафка прибегает к разным приёмам

Так, для описания центрального персонажа автор уделяет повышенное внимание его внешности, в то время как остальные члены семьи характеризуются лишь с эмоциональной точки зрения. Анализируя средства языковой выразительности, можно выделить следующие особенности:

  • отсутствие архаизмов;
  • Франц Кафка не употребляет в своих текстах неологизмов;
  • описание действительности носит беспристрастный характер.

Все эти отличительные черты придают тексту некую уникальность, которая отличают новеллу «Превращение» от других художественных произведений. Это подтверждают и отзывы многих читателей:

Произведение великолепно, имеет глубокий смысл. Прочла на одном дыхании.

Svetlana

Книга «Превращение» Франца Кафки немного сложна для понимания. Однако, авторский стиль изложения уникален и неповторим.

Екатерина

Много раз перечитывал рассказ «Превращение». Произведение имеет яркий и запоминающийся сюжет, непохожий на другие литературные шедевры.

Николай

Почему Грегор Замза превратился в насекомое

Кафка не поясняет, почему герой его повести превратился в насекомое – это случилось внезапно и беспричинно, жизнь так сложилась. Не объясняет он и каким насекомым стал Грегор Замза. В письме издателю Кафка просил не рисовать насекомых на обложке книги – пусть воображение читателей дорисует детали. Однако читатели и художники чаще всего представляют Замзу жуком или тараканом.


Художник этой обложки англоязычного издания пошёл гораздо дальше и изобразил героя чудовищем

С точки зрения литературоведения, ответ на вопрос «Почему?» очевиден. Автор выбрал именно такой сюжетный ход, чтобы отделить героя от окружающего его социума, сделать его не таким как все, вырвать из привычного мира. И тем самым обнажить подводные камни его вроде бы мирного существования.

Как только Грегор перестал приносить деньги в семью, он превратился для них в бесполезный придаток, а то и обузу. Они не беспокоятся о нём, не проявляют сочувствие, не пытаются помочь или облегчить его жизнь. Стоило герою потерять человеческий облик, как семья тут же отвернулась от него.

Складывается картина, будто и прежде, когда Грегор был человеком, они относились к нему с пренебрежением, но приличия ради скрывали это. Превращение в насекомое – фантастическое допущение, призванное ярче показать отношения внутри семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: