Всемирная история 7 класс

Доклад №2

В конце эпохи Средневековья в странах Западной Европы католическая церковь начала терять свое влияние. Появились отдельные реформистские церкви, которые не подчинялись Папе Римскому. Все это вылилось в грандиознейший со времен отделения православия церковный раскол, а также религиозные войны. Англиканство, кальвинизм, анабаптизм, цвинглианство и лютеранство навсегда раскололи христианство. Инициатором этой Реформации являлся простой немецкий богослов Мартин Лютер.

Мартин Лютер не был благородного происхождения. Он родился 10 ноября 1483-го года в Айслебене, в семье крестьянина Ганса Лютера, который работал на медных рудниках и лишь к концу жизни сумел скопить небольшое состояние, позволившее стать ему зажиточным бюргером. Мама его, Маргарита Лютер, была также выходцем из крестьянок. Оба родителя происходили из Саксонии.

Родители Мартина с ранних лет прививали своим детям любовь к богу, воспитывали их строго и нравственно. Еще в возрасте 14-ти лет его отправили в францисканскую школу, что находилась в Магдебурге. Там он смог получить хорошее образование, что позволило ему в 18 лет поступить в Эрфуртский университет. Там он изучал свободные искусства и юриспруденцию. Все прочили ему хорошую карьеру, однако, неожиданно для всех, в том числе и для его семьи, Мартин Лютер поступает в монастырь августинцев в том же Эрфурте. Там он в 1506-ом году становится монахом, а позже, священником.

Молодое дарование быстро оценили церковные иерархи и 25 летнего священника отправили читать лекции в университет Виттенберга. Там, в университетской библиотеке, он совершенствует свое образование, а также знакомится с трудами блаженного Августина, которые изменили его мировоззрение. Много работая, он получает степень доктора теологии.

Постепенно Мартин Лютер начинает задумываться о благочестии католического духовенства и вообще о римской церкви в целом. Во время служебной поездки в Рим, он увидел развращенность священников, их жадность и жажду власти. Возвратившись, он с усердием начинает изучать Библию, ища в ней ответы на свои вопросы. Каплей, переполнявшей чашу его терпения, стал знаменитый указ папы Льва Х, разрешающий продажу индульгенций и отпущения грехов. Лютер стал открыто критиковать церковь.

По вопросам церковных индульгенций Мартин Лютер пишет обширную статью, состоящую из знаменитых 95 тезисов в 1517-ом году. В ней он критикует католицизм сомневается в праве папы римского отпускать грехи, делает вывод о том, что господствующая церковь на корню губит веру. Свои тезисы Мартин Лютер прибивает к церковным дверям в Виттенберге. Именно эти тезисы и считаются началом церковного раскола, Реформации и зарождением протестантизма.

После такого открытого выступления против господствующей церкви, Мартина Лютера вызывали на церковный суд, а, впоследствии, предали анафеме. Однако папский документ, отлучающий его от церкви, он сжигает. В 1521-ом году Мартина Лютера публично провозглашают еретиком. Его похищает курфюрст Саксонии Фридрих и тайно помещает в свой замок, где Лютер приступает к главному делу своей жизни, переводе библии на немецкий язык. А ведь согласно католицизму, библия должна быть только на латыни. Именно богослужения на национальных языках, а не латинском, и есть основное отличие протестантских течений от католицизма.

В отличии от Яна Гуса, другого проповедника-реформатора, жившего столетием ранее, Мартина Лютера не сожгли на костре и не замуровали в монастырской келье. Он вел свободную жизнь, проповедуя и работая над новыми писаниями и катехизисами. Он даже женился в возрасте 42 лет и воспитывал 6 детей. И умер своей смертью в 1546-ом году в родном Айслебене.

7 класс кратко

[править] Биография

Мартин Лютер родился в Айслебене в многодетной набожной семье шахтера медных рудников Мансфельда. С пяти лет малолетний Мартин уже был отдан на обучение в городскую школу в Мансфельде. Очевидно, он был очень ранимым человеком, потому что даже в преклонном возрасте вспоминал, как его били родители и учитель за малейшую провинность. Четырнадцатилетним отец посылает Мартина на дальнейшее обучение в Магдебург, а затем в Айзенах. В 1501 году Лютер поступает в Эрфуртский университет.

Однажды, пережив большое потрясение во время молнии, он дает обет уйти в монахи и против воли отца переступает порог монастыря августинцев, где в 1507 году получает посвящение в священники. Зимой 1510-11 гг. Лютер с другим монахом-августинцем осуществляет паломничество в Рим, который поразил его фальшивой набожностью местного духовенства и отсутствием ожидаемой атмосферы святости в столице католицизма. Разочарованный, но непоколебимый в вере, Лютер возвращается домой и продолжает обучение. В 1512 году Лютер защищает докторскую диссертацию в Виттенбергском университете.

Памятные места Лютера в Айслебене

Город Айслебен (Eisleben) находится в Германии, в земле Саксония-Анхальт. В 1946 году в честь Мартина Лютера город был переименован в Лютерштадт-Айслебен (Lutherstadt Eisleben) (Лютерштадт, как вы догадались, переводится город Лютера).

Поскольку, на самом деле, Лютер практически не бывал в Айслебене, то в списке всемирного наследия ЮНЕСКО фигурирует всего два памятника, посвященных жизни Лютера. Дом, где он родился, и дом, где он умер.

Дом, где родился Мартин Лютер

Дом, где родился Мартин Лютер стал местом паломничества последователей новой протестантской веры. В 1689 году оригинальный дом пострадал от пожара, и на его месте был возведен новый, в котором открылась небольшая школа. В 2007 дом реконструировали, и организовали в нем музей Мартина Лютера.


Дом, где родился Мартин Лютер

Дом, где умер Мартин Лютер

Дом, где умер Мартин Лютер также стал небольшим музеем. В 1546 году Лютер вернулся в Айслебен, и поселился в новом доме, гораздо богаче и больше того, в котором он родился. Однако, спустя всего месяц Мартин Лютер скончался.

Дом, где умер Мартин Лютер

Также в Айслебене на рыночной площади установлен памятник Мартину Лютеру.

Памятник Мартину Лютеру в Айслебене

В чем отличие от католицизма?

Протестанты выступают против традиционной церкви с причтом. Их ­мишенью становится не только католическая иерархия с папой во главе. Протестанты вообще выступают с идеей «священства всех верующих»: это означает, что каждый крещеный человек непосредственно связан с Богом и не нуждается в посредничестве со стороны священника. В XX века католицизм частично воспринял это учение. Высшим авторитетом для протестанта является слово Иисуса, воплощенное в Библии, тогда как в католицизме оно заслонялось папой и соборами. Еще одно отличие – это число таинств. В католической церкви насчитывается семь таинств: крещение, конфирмация (миропомазание), Евхаристия (причастие), покаяние, елеопомазание больных, священство, брак. У протестантов остаются только крещение и Евхаристия. Значение Евхаристии тоже разное: у католиков хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христовы, а у лютеран в ней просто присутствует Иисус. Реформированная церковь признает Евхаристию лишь как память о жертвенной смерти Христа.

Память

В 2003 году в память об исторической личности Эрик Тилль снял биографический фильм-драму под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

В Саксонии-Анхальт расположены два города, официально названные в честь реформатора: Лютерштадт-Айслебен и Виттенберг (местные жители часто называют их «городами Лютера»). Во втором из них также находится Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера.

Философа чествуют с поминовением 18 февраля согласно лютеранскому и епископальному (в Соединенных Штатах) календарям святых. Английская церковь, в свою очередь, почитает богослова 31 октября.

Факты. Мартин Лютер

1483 — родился в Айслебене.

1505 — прекращает изучение юриспруденции
и уходит в монастырь.

1512 — становится доктором теологии
и профессором университета в Виттенберге.

1517 — нападает Папу и католическую
церковь в своих 95 тезисах, которые он представляет
в Виттенберге.

1521 — объявлен Папой вне закона, бежит
в замок Вартбург, где переводит Новый завет на немецкий
язык и пишет постиллу, которая становится основой
евангелических проповедей.

1525 — женится на бывшей монахине Катарине фон Бора.

1529 — Лютер издает Большой катехизис
для священников и Малый катехизис для простого народа.

1530 — в Аугсбургском признании
протестантские королевства приходят к согласию насчет
нового церковного порядка.

1546 — Лютер умирает в Айслебене 62 лет
от роду. Похоронен в Виттенберге.

Стаффан Бруун (Staffan Bruun)

Hufvudstadsbladet, Финляндия

ИноСМИ — 31.10.2019.

Читайте другие публикации раздела
«Обличение ересей протестантизма (лютеранство, кальвинизм и т.п.)»

[править] Элементы учения

Учение о государстве

По учению Лютера, Бог создал два царства: Божье и светское. Это он сделал двойственную природу человека, которая является одновременно и духовной, и телесной. Существование двух царств, по учению Лютера, детерминировано еще и тем обстоятельством, что мир состоит в основном не из настоящих христиан. Если бы в нем преобладали настоящие христиане, то не надо было бы ни князей, ни господ, ни меча, ни права. Настоящие христиане не допускали бы никаких нарушений закона, любили бы друг друга. Противоречивость человеческой природы, крайнее несовершенство мира, в котором царит зло, выступают, по мнению Лютера, причинами, которые вызвали к жизни Божией волей светское царство. Под понятием светского царства он понимал всю сферу отношений между людьми, непосредственно регулируемой человеческими законами, предписаниями. Ею охватываются совокупности различных связей: хозяйственных, торговых, семейных, а самое главное — политических.

Вызов католической церкви

Мартин Лютер критиковал христианские аспекты учения, но особенного осуждения с его стороны заслужили, конечно, индульгенции как средство от избавления грехов. Слухи о его тезисах распространились молниеносно. В 1519 году Мартина Лютера вызвали в суд. Незадолго до этого расправу совершили над идеологом чешской реформации Яном Гусом. Несмотря ни на что, Лютер демонстративно выразил сомнения в правильности католического папства.

Лев X, недолго думая, предал его анафеме, что по тем временам было страшным наказанием. Тогда Лютер нанес ответный удар — публично сжег папский документ, в котором говорилось о его отлучении от церкви, и объявил, что отныне борьба с католическими священнослужителями стала главным делом немецкого народа.

Папу поддержал Карл V. Испанский король вызвал Мартина Лютера на заседание рейхстага, где тот спокойно заявил, что не признает авторитета ни соборов, ни пап, потому как они противоречат друг другу. Следует привести знаменитую цитату основателя протестантизма. «На сем стою и не могу иначе» — это слова из речи Мартина Лютера.

Выбрал монастырь

Прежде чем Мартин Лютер ополчился против
крестьян и евреев, он бесчисленное количество часов
сидел и размышлял о своей вере и роли католической
церкви. У Мартина Лютера не сходилось то, что Папа
говорил в Риме, и то, что он сам читал в Библии.

Если бы все было так, как хотел его отец
Ганс Лютер, маленький Мартин никогда бы так излишне
много не размышлял над вечными вопросами, а стал бы,
согласно воле родителя, адвокатом. Мартин Лютер родился
в 1483 году и был отправлен в школу в Айзенахе
и Магдебурге. Школьный период Лютер потом сравнивал
с адом и чистилищем.

В семнадцатилетнем возрасте Лютер начал
учиться в Эрфуртском университете, который он называл
пивной и публичным домом. Четырьмя годами позже он сдал
магистерский экзамен и должен был продолжить изучение
юриспруденции, но она быстро ему надоела. Страстью
Мартина Лютера были теология и философия. После поездки
домой, когда 2 июля 1505 года он скакал обратно
в Эрфурт, посреди леса его внезапно застигла гроза.
Молния ударила рядом с его лошадью, и смертельно
напуганный Лютер закричал: «Святая Анна, помоги, стану
монахом!»

Это была клятва, которую он не посчитал
возможным нарушить. Несмотря на яростные протесты отца,
Мартин Лютер за ненадобностью продал все свои учебники,
попрощался с родственниками и 7 июля 1505 года записался
в августинский монастырь в Эрфурте.

Теперь события развивались стремительно.
Через два года Мартин Лютер был рукоположен, еще
через несколько лет он посетил Папу Римского и стал
доктором теологии в университете Виттенберга.

1 вариант

1. Одной из причин начала Реформации можно считать

1) влияние идей гуманизма
2) Великие географические открытия
3) развитие мировой торговли
4) усиление влияния Католической церкви на светскую власть

2. Родиной Реформации считается

1) Италия
2) Германия
3) Испания
4) Франция

3. Лидером Реформации в Швейцарии стал

1) Мартин Лютер
2) Жан Кальвин
3) Игнатий Лойола
4) Иоганн Тецель

4. Какое положение из перечисленных выражает одну из основополагающих идей Мартина Лютера?

1) признание справедливости отпущения грехов за плату
2) возможность спасения души только при помощи священ­нослужителей
3) человек должен сам принимать решения и сам нести от­ветственность за них
4) добрые дела человек должен совершать не для спасения своей души, а для всего человечества

5. Крестьянская война в Германии проходила в

1) 1524-1525 гг.
2) 1517-1520 гг.
3) 1520-1521 гг.
4) 1521-1522 гг.

6. Какое из перечисленных положений не относится к основ­ным идеям Жана Кальвина?

1) человек свободен в выборе своего жизненного пути
2) судьба человека заранее предопределена Богом
3) человек должен пассивно ожидать свершения своей судьбы
4) человек должен быть тружеником

7. Установите соответствие между вероучением, орденом и их основателями.

Вероучение, орден

А) кальвинизм
Б) лютеранство
В) орден иезуитов

Основатели

1) Мартин Лютер
2) Игнатий Лойола
3) Жан Кальвин

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Движение за переустройство Католической церкви — это __________.

Как Реформация изменила Германию?

Реформация повлияла на Германию в двух отношениях: во-первых, страна распалась на два конфессиональных лагеря, в то время как во многих других странах утвердилась либо одна, либо другая конфессия. Разделение на проте­стантов и католиков надолго предопределило историю Германии. Во-вторых, протестантизм вызвал серьезные трансформации как в духовной, так и практической сфере. Так, лютеровский перевод Библии способствовал формированию единого литературного языка. Благодаря ему во всех протестантских регионах возник культ чтения. Поскольку современное образование зави­село, прежде всего, от чтения, протестантские земли имели определенные преимущества в плане образования, что чувствовалось вплоть до XX в. В изобразительном искусстве дело обстояло иначе. Католицизм был культурой образа, а в лютеранских церквах образы не имели большого значения, в реформатской же церкви исчезли вовсе. Немалым было влияние Лютера и в области музыки: он сам сочинял церковные песно­пения и великолепные протестантские хоралы. Неоднозначной оказалась связь протестантизма с (политической) свободой. Самой издаваемой книгой в Германии XVI в. было сочинение Лю­тера «О свободе христианина». В нем говорится о религиозной свободе. Когда немецкие крестьяне поднялись на борьбу за свободу и начали ссылаться на Лютера, он резко осудил их действия. И все-таки от Лютера и других реформаторов тянутся нити к идее современной политической свободы. Они нападали на папизм, ссылаясь на Библию как высший авторитет. Но вместе с тем они обрушивались и на светских правителей. С другой стороны, лютеранская церковь развивалась в тесной связи с владетельными князьями, так что некоторые исследователи возводят к Лютеру якобы типично немецкий менталитет подданного.

Монахиня стала фру Лютер

Мартин Лютер перевел Новый завет
на немецкий язык и еще углубил свою критику в адрес
церкви: например, он заверял монахов и монахинь, что те
не совершали греха, если нарушали целомудрие и другие
обеты.

В то же время часть сторонников
Реформации радикализировались, им уже недостаточно было,
что их объявляли равными перед Богом, теперь они
требовали равенства и в жизни на земле. Мартин Лютер
вернулся в Виттенберг, где он на Пасху 1522 года резко
открестился от возможности применять насилие, чтобы
совершать изменения. Он подчеркивал, что христианские
послания сводились к любви, терпению,
благотворительности и свободе. Лучшего мира нужно было
добиваться, полагаясь на слово Божье и мирские власти,
а не противопоставляя себя им.

В возрасте 42-х лет Лютер женился на Катарине
фон Боре. Она была монахиней, которой он помог бежать
из монастыря. Протестантские священники женились
и раньше, но с женитьбой Лютера католическое требование
целибата было окончательно уничтожено в этой части мира.

У супругов Лютер было шесть детей,
из которых четверо дожили до взрослого возраста. Семья
жила непритязательно, так как глава дома никогда
не получал каких-то гонораров за все те бесчисленные
книги, которые он писал и которые распространялись
по всему миру. Вместо него богатство наживали издатели.

В Саксонии Лютер образовал новую церковь
с новыми богослужениями. Например, псалмы должны были
петься по-немецки. Лютер написал Большой катехизис,
который стал руководством для священников, и Малый
катехизис, в котором понятным языком разъяснял основы
христианской веры простому народу.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии, женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6 детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей — обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Мартина суровым и строгим, что ярко проявлялось в личной жизни супругов.

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице — всего 26 лет. В качестве совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не накопив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Вопросы викторины

важный ( а) длящийся лишь краткий миг (б) очень важного или значимого (в) принадлежащего далекому прошлому
выжженный (a) болезненно обгоревшие или опаленные (b) выделенные, светящиеся (c) потерянные, забытые, брошенные
увядание (а) разрушительное, унизительное (б) освежающее, омолаживающее (в) безостановочное, бесконечное
наручники (a) законы, правила, принципы (b) привычки, распорядки (c) наручники, наручники
томление (а) прятание, скрытие от глаз (б) пребывание в ужасных или удручающих условиях ( c) долгое время или медленно заканчивающийся
простой вексель (a) письменное обещание выплатить долг (б) союз, созданный для взаимной выгоды (в) обязательство делать то, что правильно по закону. дефолт (а) позор или позор кого-то (б) вознаграждение или возвращение (в) невыполнение обязательства
освященный (a) образованный путем проделывания дыры (b) почти забытый, в значительной степени игнорируемый (c) очень уважаемый считается святым
градуализмом (а) насильственным ниспровержением общественного строя (б) политикой пошаговых действий

поэтапная реформа с течением времени (в) забывчивость, пренебрежение
запустение (а) озарение светом (б) удручающе пустой или голый (в) глубокий, глубокий

Мнение о евреях

Отношение Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

Философ искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркивал еврейское происхождение Сына Божьего и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».

После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антисемитский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и другие).

Мартин Лютер в Вормсе / @evangelibrary

Так известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенной им Реформации. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии и их травли.

Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор и прочее.

Желая избавить юнца от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город собирать милостыню. Духовный ученик примерно исполнял каждое указание, следовал аскезе в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Лютер принял монашество, а через год — священство, став братом Августином.

Обет Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал прилежного монаха в качестве преподавателя Виттенбергского университета.

Здесь он обучал молодых ребят диалектике и физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году богослов посетил Рим, куда его отправили представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года Лютер занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Детство и юность

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокопа родился будущий богослов Мартин Лютер. Отец Мартина Ганс отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно.

Мужчина изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.

В возрасте 7 лет будущему философу пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего пребывания здесь мальчик научился только читать и писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет юноша поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе с друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет на философский факультет. Инициатор Реформации выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка, новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

После получения степени бакалавра будущего монаха пригласили читать лекции по философии студентам. Параллельно он изучал основы юридического дела. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес проявлял к богословию, читал труды великих церковных отцов.

Окончив университет, юноша решился на смелый поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его осознание собственной греховности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: