- Приспособления к экстремальным условиям обитания
- Биохимические адаптации
- Приспособленность организмов тест
- Относительный характер приспособленности
- Морфологические адаптации
- Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
- Приспособления к водной среде
- Приспособления к воздушной среде
- Приспособления к почве
- Организменная среда обитания
- Интерактивная игра по биологии «Приспособленность организмов»
- Приспособленность растений к опылению насекомыми
- Виды приспособленности организмов
- Морфологические адаптации
- Физиологические адаптации
- Выводы о приспособленности организмов к среде обитания
Приспособления к экстремальным условиям обитания
Растения и животные, обитающие в пустынях и полярных областях Земли, также приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки (уменьшение испарения и защита от выедания животными), а стебель превратился в фотосинтезирующий орган и резервуар воды. Пустынные растения имеют длинную корневую систему, позволяющие добывать воду с большой глубины. Пустынные ящерицы могут обходиться без воды, поедая насекомых и получая воду путем гидролиза их жиров. У северных животных кроме густого меха имеется также большой запас подкожных жиров, уменьшающий охлаждение тела.
Биохимические адаптации
Этот тип адаптаций связан с образованием определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на другие организмы. Сюда можно отнести яды змей, скорпионов, пауков и некоторых других животных, облегчающие им охоту; антибиотики грибов и бактерий, защищающие их от конкурентов; токсины растений, предохраняющие их от поедания; пахучие вещества клопов и некоторых других насекомых, отпугивающие врагов и т. п. Сюда же можно отнести образование ферментов, разрушающих ядохимикаты и лекарственные препараты, используемые человеком и приводящие к появлению устойчивых к этим веществам форм бактерий, грибов и других организмов. К биохимическим адаптациям относится и особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам) и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах или в условиях вечной мерзлоты. (подробнее об этом в статье Биохимические адаптации)
Приспособленность организмов тест
![]()
1 вариант.Приспособленность организмов
1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:
а) окраска пятнистого оленя и тигра;б) пятна|пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза|глаза позвоночных животных;в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;г) окраска божьих коровок и колорадского жука.
2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:
а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды|среды;б) является результатом естественного отбора особей|особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды|среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.
3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:
а) предостерегающая окраска;б) мимикрия;в) приспособительная окраска;г) маскировка.
4. Пример покровительственной окраски:
а) зелёная окраска у певчего кузнечика;б) зелёная окраска листьев у большинства растений;в) ярко-красная окраска у божьей коровки;г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы.
5. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска цветка у розы;б) ярко-красная окраска у божьей коровки;в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы;г) сходство в окраске и форме тела|тела.
6. Донные рыбы часто окрашены под цвет песка – это пример……………..
7. Агама способна менять окраску в зависимости от цвета|цвета окружающей среды|среды – это пример.
8. Жук – чернотелка поднимает брюшко и выделяет неприятный запах|запах – это пример.
9. морской конёк по форме напоминает водоросли – это пример.
10. у моллюсков раковины, у крокодилов чешуя – это пример.
2 вариант. Приспособленность организмов 11 класс
1. Главный эффект естественного отбора:
а) повышение частоты|частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;б) повышение частоты|частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;
2. Пример покровительственной окраски:
а) зелёная окраска у певчего кузнечика;б) зелёная окраска листьев у большинства растений;в) ярко-красная окраска у божьей коровки;г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы.
3. Пример маскировки:
а) зелёная окраска у певчего кузнечика;б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы;в) ярко-красная окраска у божьей коровки;г) сходство в окраске и форме тела|тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
4. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска у цветка розы;б) ярко-красная окраска у божьей коровки;в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы|осы;г) сходство в окраске и форме тела|тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
5. Пример мимикрии:
а) зелёная окраска у певчего кузнечика;б) ярко-красная окраска у божьей коровки;в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы;г) сходство в окраске и форме тела|тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
6. ушастая кругоголовка мгновенно раскрывает кожные складки на голове и замирает с открытым ртом — это пример
7.рыба игла по форме напоминает водоросли – это пример.
8. у ежа|ёжа и дикобраза иглы|иглы – это пример
9. хамелион способна менять окраску в зависимости от цвета|цвета окружающей среды|среды – это пример
10. Куропатка зимой белая, летом серая – это пример.
Ответы на тему приспособленность 11 класс
1 вариант
1а. 2 б 3б 4а 5б 6покровит 7покровит 8угрож 9 покровит 10 мимикрия
2 вариант
1.г 2а 3 б 4б 5в 6угрож 7 покровит 8 мимикрия 9 покровит 10 покровит
Видео по теме : Приспособленность организмов
Относительный характер приспособленности
Признаки определяются конкретными условиями среды. Так, на суше рыба не способна к дыханию, так как не происходит поступление кислорода в жабры. Зелёный окрас насекомых служит спасением от птиц и животных лишь при их нахождении на зелёных частях растения.
![]()
Слаборазвитые ноги и удлинённые крылья ласточки хотя и очень помогают ей при полёте, но будут существенным недостатком при передвижении птицы по земле.
Адаптации, защищающие от одного вида, не смогут спасти от иного. К примеру, панцирь степной черепахи спасает от множества хищников, но не защитит её от некоторых хищных птиц, которые сбрасывают животное с какой-либо высоты. Колючки ежа не смогут спасти его от хищников, если те бросят его в воду. Ядовитые змеи беззащитны перед мангустами.
![]()
Белую куропатку, которую сложно заметить на белом снегу, поможет выявить тень. Организмы с новыми признаками, действующими в конкретном промежутке времени, могут легко погибнуть, выйдя за диапазон. Продолжают жить лишь особи, приспособившиеся к изменённой среде при естественном отборе.
Морфологические адаптации
Они связаны с изменением строения тела. Например, появление перепонок между пальцами ног у водоплавающих животных (амфибий, птиц и др.), густого шерстного покрова у северных млекопитающих, длинных ног и длинной шеи у болотных птиц, гибкого тела у норных хищников (например, у ласки) и т. п. У теплокровных животных при продвижении на север отмечается увеличение средних размеров тела (правило Бергмана), что уменьшает относительную поверхность и теплоотдачу. У придонных рыб формируется плоское тело (скаты, камбала и др.). У растений в северных широтах и высокогорных районах часты стелющиеся и подушковидные формы, меньше повреждаемые сильными ветрами и лучше согреваемые солнцем в припочвенном слое.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Основные примеры показаны в таблице.
![]()
Приспособления к водной среде
Форма тела:
-
приплюснутая (пиявка);
-
схожая с каплей;
-
трубообразная;
-
напоминающая торпеду (кальмар).
![]()
Тело максимально снижает трение благодаря специфике покровов:
-
слизь;
-
мягкий верхний слой (кит);
-
гладкий твёрдый корпус (морская черепаха).
![]()
Конечности:
-
ласты (тюлень);
-
плавники (дельфин);
-
перепонка.
![]()
Адаптации, помогающие двигаться в воде:
-
окружающая тело перепонка, «зонт»;
-
«водоструйный мотор»;
-
хвост с плавником.
![]()
Дыхательные органы разнообразны:
-
жабры;
-
трубка для дыхания (ранатра);
-
заборники;
-
образование пузыря, служащего заменой лёгкому.
![]()
Главный принцип окраса выражается в степени световой яркости в воде. Донные рыбы часто имеют окрас, схожий с оттенком дна (камбала). Они также изменяет окрас исходя из оттенка фона.
Приспособления к воздушной среде
Специфика строения летающих видов:
-
обтекаемое тело;
-
облегчённая структура (полые кости);
-
опорные плоскости;
-
перепонки и крылья;
-
облегчённые конечности (меньший вес, более короткие мышцы).
![]()
Особенности бегающих видов:
-
сильные, но лёгкие конечности;
-
меньше пальцев (лошадь);
-
защищающие роговые копыта;
-
более короткие передние и мощнейшие задние конечности (кенгуру).
![]()
Лазающие существа обладают разными адаптациями:
-
тонкое удлинённое тело (змея);
-
когти-крючки, острые когти (ленивец);
-
мощные пальцы;
-
хватательные конечности, даже подобный хвост;
-
сильные мышцы (гиббон, орангутан);
-
выросты: усики (плющ).
![]()
Лазающие виды иногда обладают и признаками полёта (летучая мышь). Нередко у птиц есть способность к бегу и полёту.
Могут сочетаться адаптационные признаки к жизни в разных средах (земноводные). Способностями к полёту обладают иногда и водные существа (летучие рыбы).
Приспособления к почве
Покровы обитателя подземелья обеспечивают лёгкость продвижения:
-
слизь, обеспечивающая скольжение в земле;
-
шерсть, легко заглаживающаяся вперёд и назад (крот);
-
короткая шерсть;
-
шёрстяной покров устойчив к истиранию.
![]()
Специфичность конечностей и формы тела:
-
тело удлинённое и тонкое (геофил);
-
копательные зубы (слепушонка) и конечности;
-
обтекаемость тела без выступов (крот);
-
укороченные конечности.
Специфика органов чувств подземного жителя:
-
малые уши (либо их нет);
-
усиленное осязание;
-
отсутствие глаз либо их очень малый размер (крот).
![]()
Почва тяжёлая и имеет высокую плотность, а помимо этого в ней может содержаться мало влаги и воздуха. Данные особенности среды также вызывают приспособительные адаптации:
-
мощная костно-мышечная структура, защищающая от сдавливания (крот);
-
система лакун, накапливающая воздух;
-
мясистость стебля, толстый эпидермис для запаса влаги в засуху (кактусы);
-
колючки, ребристость стебля, восковой налёт на нём для задержки влаги (кактусы);
-
развитый корень.
Организменная среда обитания
Для существ, ведущих приспособленческий образ жизни (паразитов, например, малярийный плазмодий), организм, заселяемый ими, является особой средой. У хозяина происходит выработка разных реакций защиты.
![]()
Паразиты в ответ находят методы приспособления к подобным реакциям, и тем самым осуществляется постоянный процесс взаимной приспосабливаемости. Чем проще организация существ, тем больше среди них паразитов (простейшие, растения, грибы).
Интерактивная игра по биологии «Приспособленность организмов»
Организация: МАОУ Линдовская СШ
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор, с. Линда
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. В условиях дистанционного обучения игровые технологии способны решить много проблем, вызванных спецификой образовательной среды виртуального общения.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При разработке игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В современном мире компьютерные игры все прочнее внедряются в повседневную деятельность ребенка, дает ребенку достичь определенных успехов в виртуальном мире. А если скомпоновать необходимую информацию и поместить ее в формат игры для детей, игры которую может использовать ребенок самостоятельно и под руководством педагога, то освоение материала будет проходить легче, и интереснее. Ребенок сможет обсудить результат с педагогом, а педагог, в свою очередь, сделать выводы о полноте усвоения материала.
Интерактивная игра по биологии «Приспособленность организмов» разработана мной с целью улучшения процесса усвоения материала по данной теме. Вовлечение детей в игру дает возможность активизировать интерес детей к данной теме и к урокам по предмету.
Эта игра включает в себя три блока заданий, как более простые, такие как третий лишний и выбери правильный ответ, так и более сложные задания, требующие полного развернутого ответа. Каждый блок заданий включает в себя пять вопросов. Яркие и запоминающиеся фотографии наглядно показывают разные виды приспособлений животных и растений к среде обитания. Повторение понятий помогают понять разницу между различными их проявлениями. Блоки «третий лишний» и «выберите правильный ответ» помогают подготовить детей к более сложным формам заданий. Детям дается возможность самим выбрать блок и номер вопроса, что повышает их интерес к игре.
Для того чтобы игру использовать для контроля усвоения нового материала, была выбрана трёхбалльная система оценивания. Таким образом, задания первого блока оцениваются в один балл, второго – в два балла и третьего-в три. Возможность получения максимальной оценки, выбирая самостоятельно вопросы разного уровня, повышают интерес не только детей легко усваивающих программу, но и тех кому материал дается сложнее.
Игровой характер занятия не позволил детям уставать, а это важно для полноценного развития. Такой вариант подходит всем, так как вызванный интерес сопровождается хорошим настроением, поэтому ребенок погружается в занятие с головой и тем самым усиливается мозговая активность
Дети остались довольны занятиями, и хотели бы, чтобы все занятия проходили так же весело и легко.
Приложения:
-
file0.docx.. 17,4 КБ
-
file1.ppt.zip.. 9,5 МБ
Опубликовано: 07.04.2021
Приспособленность растений к опылению насекомыми
С целью привлечения насекомых у растений формируются цветки. Они обычно открывают их, лишь когда пролетают конкретно те виды насекомых, с которыми растение «взаимодействует». В дневное время воздух заполняется запахами липы, клевера и прочих растений, опыляемых пчёлами.
![]()
Гвоздики и петунии опыляют ночные бабочки, в связи с чем интенсивное выделение пахучих веществ у них стартует с приходом сумерек. Адаптацией к опылению конкретным насекомым выступает и местонахождение частей околоцветника и их форма. Соцветие – приспособление цветковых, во много раз увеличивающее шансы опыления.
Виды приспособленности организмов
Морфологические адаптации
Они заключаются в особенностях строения. У Дарвина излюбленным примером адаптации был дятел, который способен лазать по стволам деревьев и вылавливать насекомых в трещинках.
![]()
Иные примеры:
-
Разная форма клювов (влияет метод питания).
-
Строение ног у различных видов крылатых (у водоплавающих они снабжены перепонками для плавания, бегающие виды птиц имеют очень сильные ноги).
-
Тело акулы в виде торпеды обеспечивает ей высокие гидродинамические характеристики.
-
Густота шерстяного покрова у животных севера, защищающая от сильного холода (як).
-
Плоское тело придонных рыб, которое помогает им передвигаться по дну (морские коровки).
-
Гибкость тела у норных, позволяющее добывать пищу в узких, малых полостях (хорёк).
-
В тундре и горных регионах растения часто обладают стелющимися формами либо они напоминают подушки, что обеспечивает организмам устойчивость к резким ветряным порывам. В зимний период они с лёгкостью способны укрываться снежным покровом и им не страшен сильнейший мороз.
-
Отдельным животным присущ яркий окрас (тигр). Подобная окраска похожа на чередование света и тени в окружающей среде и придаёт им малозаметность в зарослях. Покровительственной окраской обладает множество видов насекомых. Незаметны в снегу белые медведи, на фоне пустыни – ящерицы жёлтого окраса.
-
Исходя из условий освещения могут изменять окрас хамелеоны.
-
Предостерегающая окраска. Обычно подобный окрас свойственен жалящим насекомым.
-
Предупреждающая окраска как подражание неродственным видам (многие неопасные змеи сильно схожи с ядовитыми).
-
Маскировка – похожесть формы тела на объекты природы, дающая возможность спасаться от хищников. Например, почти нельзя различить в водорослях рыбу-иглу.
Физиологические адаптации
Они способствуют незамедлительной реакции живого организма на действие негативного фактора среды.
![]()
Возможность поддерживать относительно постоянную температуру тела позволила теплокровным организмам занять экологические ниши, которые недоступны для обитателей тропиков, Заполярья, пустыни. Такая способность – результат теплопродукции и теплоотдачи.
Особенная белково-липидная структура существ, обитающих при очень низких либо высоких температурах, позволяет им жить в условиях с подобными температурными режимами.
Многие организмы могут выделять разные вещества, служащие для нападения и защиты. Например, основной особенностью крапивы является её жгучесть. Это механизм защиты от травоядных. Сюда же относятся пахучие жидкости клопов, яды скорпионов, пауков, змей.
Излучение является основным методом тепловой отдачи у террариумных животных (змеи). Ультрафиолетовые лучи также являются мощным дезинфицирующим фактором.
![]()
Инфракрасное зрение необходимо совам и оленям для ночной охоты или поиска пищи.
Организмы, живущие в средах с крайне высоким уровнем ионизирующего излучения, приобрели радиорезистентность (экстремофилы).
В жару главным методом отведения излишней теплоэнергии служит испарение жидкости. У самцов некоторых видов добавочно предусмотрено её испарение со слизистой полового члена (верблюды, слоны, ослы). При некомфортном для организма повышении температуры окружающей среды, у животных наблюдается одышка.
При кратковременном влиянии пониженных температур на животных, для которых мороз – не типичная среда (песчанки), их дыхание учащается из-за усиленного обмена веществ и теплопродукции. Но при долгом нахождении в подобных условиях у них происходит постепенное замедление дыхания.
Выводы о приспособленности организмов к среде обитания
Основные приспособительные способности существ к условиям среды обеспечивают выживание при их изменении, размножение. Любой организм исполняет определённые функции, крайне нужные для сохранения жизни на Земле, в связи с чем можно определить спектр деятельности существа как его работу. А в природе необходимы все типы работ, так что ценен любой организм.
С помощью изучения приспособлений не только распознаётся принадлежность существа к определённой группе, но определяется его местообитание и рацион питания. Жизнь вокруг намного легче понимать. А помимо этого, практически все приспособительные принципы можно в конкретном случае применять и в собственной жизни.






























