Приспособления организмов к жизни в природе

Приспособления к экстремальным условиям обитания

Растения и животные, обитающие в пустынях и полярных областях Земли, также приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки (уменьшение испарения и защита от выедания животными), а стебель превратился в фотосинтезирующий орган и резервуар воды. Пустынные растения имеют длинную корневую систему, позволяющие добывать воду с большой глубины. Пустынные ящерицы могут обходиться без воды, поедая насекомых и получая воду путем гидролиза их жиров. У северных животных кроме густого меха имеется также большой запас подкожных жиров, уменьшающий охлаждение тела.

Биохимические адаптации

Этот тип адаптаций связан с образованием определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на другие организмы. Сюда можно отнести яды змей, скорпионов, пауков и некоторых других животных, облегчающие им охоту; антибиотики грибов и бактерий, защищающие их от конкурентов; токсины растений, предохраняющие их от поедания; пахучие вещества клопов и некоторых других насекомых, отпугивающие врагов и т. п. Сюда же можно отнести образование ферментов, разрушающих ядохимикаты и лекарственные препараты, используемые человеком и приводящие к появлению устойчивых к этим веществам форм бактерий, грибов и других организмов. К биохимическим адаптациям относится и особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам) и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах или в условиях вечной мерзлоты. (подробнее об этом в статье Биохимические адаптации)

Приспособленность организмов тест

1 вариант.Приспособленность организмов

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;б) пятна|пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза|глаза позвоночных животных;в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды|среды;б) является результатом естественного отбора особей|особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды|среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;б) мимикрия;в) приспособительная окраска;г) маскировка.

4. Пример покровительственной окраски:

а) зелёная окраска у певчего кузнечика;б) зелёная окраска листьев у большинства растений;в) ярко-красная окраска у божьей коровки;г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы.

5. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;б) ярко-красная окраска у божьей коровки;в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы;г) сходство в окраске и форме тела|тела.

6. Донные рыбы часто окрашены под цвет песка – это пример……………..

7. Агама способна менять окраску в зависимости от цвета|цвета окружающей среды|среды – это пример.

8. Жук – чернотелка поднимает брюшко и выделяет неприятный запах|запах – это пример.

9. морской конёк по форме напоминает водоросли – это пример.

10. у моллюсков раковины, у крокодилов чешуя – это пример.

2 вариант. Приспособленность организмов 11 класс

1. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты|частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;б) повышение частоты|частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

2. Пример покровительственной окраски:

а) зелёная окраска у певчего кузнечика;б) зелёная окраска листьев у большинства растений;в) ярко-красная окраска у божьей коровки;г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы.

3. Пример маскировки:

а) зелёная окраска у певчего кузнечика;б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы;в) ярко-красная окраска у божьей коровки;г) сходство в окраске и форме тела|тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска у цветка розы;б) ярко-красная окраска у божьей коровки;в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы|осы;г) сходство в окраске и форме тела|тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

5. Пример мимикрии:

а) зелёная окраска у певчего кузнечика;б) ярко-красная окраска у божьей коровки;в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы|осы;г) сходство в окраске и форме тела|тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

6. ушастая кругоголовка мгновенно раскрывает кожные складки на голове и замирает с открытым ртом — это пример

7.рыба игла по форме напоминает водоросли – это пример.

8. у ежа|ёжа и дикобраза иглы|иглы – это пример

9. хамелион способна менять окраску в зависимости от цвета|цвета окружающей среды|среды – это пример

10. Куропатка зимой белая, летом серая – это пример.

Ответы на тему приспособленность 11 класс 

1 вариант

1а. 2 б 3б 4а 5б 6покровит 7покровит 8угрож 9 покровит 10 мимикрия

2 вариант

1.г 2а 3 б 4б 5в 6угрож 7 покровит 8 мимикрия 9 покровит 10 покровит

Видео по теме : Приспособленность организмов 

Относительный характер приспособленности

Признаки определяются конкретными условиями среды. Так, на суше рыба не способна к дыханию, так как не происходит поступление кислорода в жабры. Зелёный окрас насекомых служит спасением от птиц и животных лишь при их нахождении на зелёных частях растения. 

Слаборазвитые ноги и удлинённые крылья ласточки хотя и очень помогают ей при полёте, но будут существенным недостатком при передвижении птицы по земле.

Адаптации, защищающие от одного вида, не смогут спасти от иного. К примеру, панцирь степной черепахи спасает от множества хищников, но не защитит её от некоторых хищных птиц, которые сбрасывают животное с какой-либо высоты. Колючки ежа не смогут спасти его от хищников, если те бросят его в воду. Ядовитые змеи беззащитны перед мангустами.

Белую куропатку, которую сложно заметить на белом снегу, поможет выявить тень. Организмы с новыми признаками, действующими в конкретном промежутке времени, могут легко погибнуть, выйдя за диапазон. Продолжают жить лишь особи, приспособившиеся к изменённой среде при естественном отборе.

Морфологические адаптации

Они связаны с изменением строения тела. Например, появление перепонок между пальцами ног у водоплавающих животных (амфибий, птиц и др.), густого шерстного покрова у северных млекопитающих, длинных ног и длинной шеи у болотных птиц, гибкого тела у норных хищников (например, у ласки) и т. п. У теплокровных животных при продвижении на север отмечается увеличение средних размеров тела (правило Бергмана), что уменьшает относительную поверхность и теплоотдачу. У придонных рыб формируется плоское тело (скаты, камбала и др.). У растений в северных широтах и высокогорных районах часты стелющиеся и подушковидные формы, меньше повреждаемые сильными ветрами и лучше согреваемые солнцем в припочвенном слое.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Основные примеры показаны в таблице.

Приспособления к водной среде

Форма тела:

  • приплюснутая (пиявка);

  • схожая с каплей;

  • трубообразная;

  • напоминающая торпеду (кальмар). 

Тело максимально снижает трение благодаря специфике покровов:

  • слизь;

  • мягкий верхний слой (кит);

  •  гладкий твёрдый корпус (морская черепаха). 

Конечности:

  • ласты (тюлень);

  • плавники (дельфин);

  • перепонка.

Адаптации, помогающие двигаться в воде:

  • окружающая тело перепонка, «зонт»;

  • «водоструйный мотор»;

  • хвост с плавником.

Дыхательные органы разнообразны:

  • жабры;

  • трубка для дыхания (ранатра);

  • заборники;

  • образование пузыря, служащего заменой лёгкому.

Главный принцип окраса выражается в степени световой яркости в воде. Донные рыбы часто имеют окрас, схожий с оттенком дна (камбала). Они также изменяет окрас исходя из оттенка фона.

Приспособления к воздушной среде

Специфика строения летающих видов:

  • обтекаемое тело;

  • облегчённая структура (полые кости);

  • опорные плоскости;

  • перепонки и крылья;

  • облегчённые конечности (меньший вес, более короткие мышцы).

Особенности бегающих видов:

  • сильные, но лёгкие конечности;

  • меньше пальцев (лошадь);

  • защищающие роговые копыта;

  • более короткие передние и мощнейшие задние конечности (кенгуру).

Лазающие существа обладают разными адаптациями:

  • тонкое удлинённое тело (змея);

  • когти-крючки, острые когти (ленивец);

  • мощные пальцы;

  • хватательные конечности, даже подобный хвост;

  • сильные мышцы (гиббон, орангутан);

  • выросты: усики (плющ). 

Лазающие виды иногда обладают и признаками полёта (летучая мышь). Нередко у птиц есть способность к бегу и полёту.

Могут сочетаться адаптационные признаки к жизни в разных средах (земноводные). Способностями к полёту обладают иногда и водные существа (летучие рыбы).

Приспособления к почве

Покровы обитателя подземелья обеспечивают лёгкость продвижения:

  • слизь, обеспечивающая скольжение в земле;

  • шерсть, легко заглаживающаяся вперёд и назад (крот);

  • короткая шерсть;

  • шёрстяной покров устойчив к истиранию.

Специфичность конечностей и формы тела:

  • тело удлинённое и тонкое (геофил);

  • копательные зубы (слепушонка) и конечности;

  • обтекаемость тела без выступов (крот);

  • укороченные конечности.

Специфика органов чувств подземного жителя:

  • малые уши (либо их нет);

  • усиленное осязание;

  • отсутствие глаз либо их очень малый размер (крот).

Почва тяжёлая и имеет высокую плотность, а помимо этого в ней может содержаться мало влаги и воздуха. Данные особенности среды также вызывают приспособительные адаптации:

  • мощная костно-мышечная структура, защищающая от сдавливания (крот);

  • система лакун, накапливающая воздух;

  • мясистость стебля, толстый эпидермис для запаса влаги в засуху (кактусы);

  • колючки, ребристость стебля, восковой налёт на нём для задержки влаги (кактусы);

  • развитый корень.

Организменная среда обитания

Для существ, ведущих приспособленческий образ жизни (паразитов, например, малярийный плазмодий), организм, заселяемый ими, является особой средой. У хозяина происходит выработка разных реакций защиты. 

Паразиты в ответ находят методы приспособления к подобным реакциям, и тем самым осуществляется постоянный процесс взаимной приспосабливаемости. Чем проще организация существ, тем больше среди них паразитов (простейшие, растения, грибы).

Интерактивная игра по биологии «Приспособленность организмов»

Организация: МАОУ Линдовская СШ

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор, с. Линда

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. В условиях дистанционного обучения игровые технологии способны решить много проблем, вызванных спецификой образовательной среды виртуального общения.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При разработке игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В современном мире компьютерные игры все прочнее внедряются в повседневную деятельность ребенка, дает ребенку достичь определенных успехов в виртуальном мире. А если скомпоновать необходимую информацию и поместить ее в формат игры для детей, игры которую может использовать ребенок самостоятельно и под руководством педагога, то освоение материала будет проходить легче, и интереснее. Ребенок сможет обсудить результат с педагогом, а педагог, в свою очередь, сделать выводы о полноте усвоения материала.

Интерактивная игра по биологии «Приспособленность организмов» разработана мной с целью улучшения процесса усвоения материала по данной теме. Вовлечение детей в игру дает возможность активизировать интерес детей к данной теме и к урокам по предмету.

Эта игра включает в себя три блока заданий, как более простые, такие как третий лишний и выбери правильный ответ, так и более сложные задания, требующие полного развернутого ответа. Каждый блок заданий включает в себя пять вопросов. Яркие и запоминающиеся фотографии наглядно показывают разные виды приспособлений животных и растений к среде обитания. Повторение понятий помогают понять разницу между различными их проявлениями. Блоки «третий лишний» и «выберите правильный ответ» помогают подготовить детей к более сложным формам заданий. Детям дается возможность самим выбрать блок и номер вопроса, что повышает их интерес к игре.

Для того чтобы игру использовать для контроля усвоения нового материала, была выбрана трёхбалльная система оценивания. Таким образом, задания первого блока оцениваются в один балл, второго – в два балла и третьего-в три. Возможность получения максимальной оценки, выбирая самостоятельно вопросы разного уровня, повышают интерес не только детей легко усваивающих программу, но и тех кому материал дается сложнее.

Игровой характер занятия не позволил детям уставать, а это важно для полноценного развития. Такой вариант подходит всем, так как вызванный интерес сопровождается хорошим настроением, поэтому ребенок погружается в занятие с головой и тем самым усиливается мозговая активность

Дети остались довольны занятиями, и хотели бы, чтобы все занятия проходили так же весело и легко.

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,4 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 9,5 МБ

Опубликовано: 07.04.2021

Приспособленность растений к опылению насекомыми

С целью привлечения насекомых у растений формируются цветки. Они обычно открывают их, лишь когда пролетают конкретно те виды насекомых, с которыми растение «взаимодействует». В дневное время воздух заполняется запахами липы, клевера и прочих растений, опыляемых пчёлами. 

Гвоздики и петунии опыляют ночные бабочки, в связи с чем интенсивное выделение пахучих веществ у них стартует с приходом сумерек. Адаптацией к опылению конкретным насекомым выступает и местонахождение частей околоцветника и их форма. Соцветие – приспособление цветковых, во много раз увеличивающее шансы опыления.

Виды приспособленности организмов

Морфологические адаптации

Они заключаются в особенностях строения. У Дарвина излюбленным примером адаптации был дятел, который способен лазать по стволам деревьев и вылавливать насекомых в трещинках.

Иные примеры:

  1. Разная форма клювов (влияет метод питания).

  2. Строение ног у различных видов крылатых (у водоплавающих они снабжены перепонками для плавания, бегающие виды птиц имеют очень сильные ноги).

  3. Тело акулы в виде торпеды обеспечивает ей высокие гидродинамические характеристики.

  4. Густота шерстяного покрова у животных севера, защищающая от сильного холода (як).

  5. Плоское тело придонных рыб, которое помогает им передвигаться по дну (морские коровки).

  6. Гибкость тела у норных, позволяющее добывать пищу в узких, малых полостях (хорёк).

  7. В тундре и горных регионах растения часто обладают стелющимися формами либо они напоминают подушки, что обеспечивает организмам устойчивость к резким ветряным порывам. В зимний период они с лёгкостью способны укрываться снежным покровом и им не страшен сильнейший мороз.

  8. Отдельным животным присущ яркий окрас (тигр). Подобная окраска похожа на чередование света и тени в окружающей среде и придаёт им малозаметность в зарослях. Покровительственной окраской обладает множество видов насекомых. Незаметны в снегу белые медведи, на фоне пустыни – ящерицы жёлтого окраса.

  9. Исходя из условий освещения могут изменять окрас хамелеоны.

  10. Предостерегающая окраска. Обычно подобный окрас свойственен жалящим насекомым.

  11. Предупреждающая окраска как подражание неродственным видам (многие неопасные змеи сильно схожи с ядовитыми).

  12.  Маскировка – похожесть формы тела на объекты природы, дающая возможность спасаться от хищников. Например, почти нельзя различить в водорослях рыбу-иглу.

Физиологические адаптации

Они способствуют незамедлительной реакции живого организма на действие негативного фактора среды.

Возможность поддерживать относительно постоянную температуру тела позволила теплокровным организмам занять экологические ниши, которые недоступны для обитателей тропиков, Заполярья, пустыни. Такая способность – результат теплопродукции и теплоотдачи.

Особенная белково-липидная структура существ, обитающих при очень низких либо высоких температурах, позволяет им жить в условиях с подобными температурными режимами.

Многие организмы могут выделять разные вещества, служащие для нападения и защиты. Например, основной особенностью крапивы является её жгучесть. Это механизм защиты от травоядных. Сюда же относятся пахучие жидкости клопов, яды скорпионов, пауков, змей.

Излучение является основным методом тепловой отдачи у террариумных животных (змеи). Ультрафиолетовые лучи также являются мощным дезинфицирующим фактором. 

Инфракрасное зрение необходимо совам и оленям для ночной охоты или поиска пищи.

Организмы, живущие в средах с крайне высоким уровнем ионизирующего излучения, приобрели радиорезистентность (экстремофилы).

В жару главным методом отведения излишней теплоэнергии служит испарение жидкости. У самцов некоторых видов добавочно предусмотрено её испарение со слизистой полового члена (верблюды, слоны, ослы). При некомфортном для организма повышении температуры окружающей среды, у животных наблюдается одышка.

При кратковременном влиянии пониженных температур на животных, для которых мороз – не типичная среда (песчанки), их дыхание учащается из-за усиленного обмена веществ и теплопродукции. Но при долгом нахождении в подобных условиях у них происходит постепенное замедление дыхания.

Выводы о приспособленности организмов к среде обитания

Основные приспособительные способности существ к условиям среды обеспечивают выживание при их изменении, размножение. Любой организм исполняет определённые функции, крайне нужные для сохранения жизни на Земле, в связи с чем можно определить спектр деятельности существа как его работу. А в природе необходимы все типы работ, так что ценен любой организм.

С помощью изучения приспособлений не только распознаётся принадлежность существа к определённой группе, но определяется его местообитание и рацион питания. Жизнь вокруг намного легче понимать. А помимо этого, практически все приспособительные принципы можно в конкретном случае применять и в собственной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: