Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам
Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки. Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).
Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:
«Делу время — потехе час», « Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и ,что они нужны и важны в нашей речи.
Результаты анкетирования показаны в диаграмме
На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие «Час народной мудрости», (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы ( Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам (Приложение5).
Заключение
Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?
Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.
В ходе работы над исследованием я пришла к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Литература
- Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.
- Даль В.И., Пословицы русского народа.
- Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.
- Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.
- Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «, 1999.- 272с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.
- Пословицы народов мира.
- Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.
Приложение 1
Тема | Пословицы и поговорки | Умозаключение |
Труд | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | Ничего в жизни не дается просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие. |
Ум | Ума палата | О том, у кого большие умственные способности |
Храбрость | Волка бояться, так и в лес не ходить | Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело |
Дружба | Друзья познаются в беде | Настоящий друг – это человек, который не оставит тебя в беде, всегда поможет в трудную минуту |
Красота | Не в сказке сказать, не пером описать | О неописуемой красоте |
Родина | Человек без родины, что соловей без песни | Соловей не может без песни ,так и человек не может без Родины |
Книга | Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает | Книга помогает осознать переполняющие чувства, и понять самого себя |
Приложение 2
Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.
1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ
Если ДА, приведите пример:
2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ
Если ДА, приведите пример:
3. Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках
ДА НЕТ
4. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?
ДА НЕТ
Популярные темы сообщений
- Брюхоногие моллюски Наверное, мало кому известно о том, что брюхоногие моллюски еще называются гастроподами. Их раковина имеет ассиметрично-спирально-свернутую раковину. Они относятся к классу моллюсков. И за все время своей жизни смогли освоиться не только на берегу,
- Песец Песец относится к семейству хищных млекопитающих, да еще и псовых. Он является единственным представителем своего рода. Многим он может напомнить лисицу. Тело его составляет всего семьдесят пять сантиметров, но лапы у него очень короткие.
- Дерево Абрикос Все хотя бы раз в жизни ели спелые и медовые абрикосы, курагу или абрикосовое варенье. В российских широтах это очень популярный фрукт летнего сезона. Эти вкуснейшие плоды растут на дереве, которое носит одноименное название,
Возникновение пословиц и поговорок
Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности , они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.
Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.
Пословицы и поговорки как жанр фольклора
Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор.
Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.
Русские пословицы о родителях
Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво. У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло. Родительское сердце — в детях, а детское — в камушке. Кто девку хвалит? Отец да мать. Не растет трава без корней. От плохого семени не жди доброго племени. От осины не растут апельсины. Отец и мать — священные слова. Каков род, таков и приплод. Доброе семя, добрый и всход. Ни в мать, ни в отца, а в прохожего молодца. От лося — лосята, от свиньи — поросята. Кто от кого, тот и в того. Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет. Возле батьки-матки учатся дитятки. Когда дети стоят на голове, родители встают на уши. Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил. Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Анализ пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека. Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.
Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа , о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».
Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. (Приложение 1)
Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения («ставить палки в колеса»), антитезы, т. е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи вон лезть», «в трех соснах заблудиться»), что способствует богатой образной речи.
Пословицы и поговорки на уроках русского языка в начальной школе.
Не та дружба сильна, что в словах, а та, что в делах. Сила есть- ума не надо. Слово не воробей – вылетит не поймаешь. Делу время, а потехе – час.
Пословицы при изучении слов с парными согласными.
При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во 2-м классе учитель вспоминает поговорку Береги нос в большой мороз, записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз. Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом з. Учитель разъясняет, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос-носа, мороз-мороза. При этом сомнительные согласные на письме выделяются. Эта поговорка знакома детям ещё с первого класса, поэтому объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению
Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле. Аналогичная работа проводится и по другим пословицам: В зимний холод всякий молод
Весна год кормит. Весенний дождь растит, осенний — гноит. Снег на полях — хлеб в закромах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Землю красит Солнце, а человека труд.
Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными
Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова. Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка
Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов. Лучше использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными
Например: У коровы молоко на языке; Мороз да метели под февраль налетели; Яблоко от яблони недалеко падает; Человек без Родины, что соловей без песни. Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Примеры:
Сам погибай, а (товарища) выручай; Всякая (дорога) вдвоем веселей; Собирая по (ягодке), наберешь кузовок; Не гони коня кнутом, а гони коня (овсам); Корова на дворе – (молоко) на столе; Не та (собака) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет; Лежебоке и (солнце) не в пору всходит; Ленивому всегда (праздник); В страду одна забота: не стала бы (работа); Два друга – (мороз) да вьюга; (Мороз) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает; На (капустнике) козел не караульщик. Не разгрызешь (ореха), не съешь ядра; Ученому везде (дорога); Что написано пером, то не вырубишь (топором); Слово не (воробей), вылетит – не поймаешь; На смелого (собака) только лает, а труса кусает; Ласточка день начинает, а (соловей) кончает.