Адаптивный пересказ былины «Вольга и Микула Селянинович» для детей
Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.
Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают.
Будто пахарь где-то рядышком соху ведёт.
Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать.
Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.
Едут молодцы другой день до вечера, также всё пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.
Третий день идёт к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает.
Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются.
А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился учтиво:
— Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
— Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
— Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-подати.
— Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут всё разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плёткою. Ну, который стоял, тот сидит, а который сидел, тот лежит.
Удивился Вольга, поклонился пахарю:
— Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.
— Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать — других мужиков не обижать.
Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.
Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:
— Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
Послал Вольга трёх дружинников.
Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.
Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла.
Дело сделали и поехали богатыри дальше путём-дорогою.
Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли брёвна дубовые на мосту через речку Ореховец.
Чуть взошла дружина на мост, подломились брёвна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.
Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать.
Пахарь плетью бьёт, приговаривает:
— Эх вы, жадные люди торговые! Мужики город хлебом кормят, мёдом поят, а вы соли им жалеете!
Вольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней.
Стали люди гурчевецкие каяться:
— Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.
Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.
Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:
— Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?
— Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.
Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном…
Ещё заря горит, а у пахаря поле колосом шумит. Тёмная ночь идёт — пахарь хлеб жнёт. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завёл. К вечеру созвал народ на почестей пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать:
— Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!
Читательский дневник по былине «Микула Селянинович»
Название: «Микула Селянинович»
Число страниц: 8
Жанр: былина
Главные герои: Микула, Вольга.
Второстепенные герои: дружинники.
Характеристика главных героев былины:
Микула — Пахарь, оратарь.
Спокойный, сильный, уравновешенный, неторопливый.
Солидный, справедливый, добрый.
Вольга — Русский богатырь.
Смелый и сильный. Торопливый, импульсивный.
Характеристика второстепенных героев:
Дружинники — сильные, но самоуверенные.
Краткое содержание былины «Микула Селянинович»
Могучим вырос богатырь Вольга. Умел обращаться в зверей разных.
Когда подрос, собрал он себе дружину, все молодцы умелые и сильные.
Отправился Вольга с дружиной собирать дань с городов мелких.
Увидел в поле оратаря, и бросился следом, но догнать не мог.
Только на третий день догнал Вольга пахаря, познакомился, и тот согласился с князем за оброком ехать.
Но забыл вынуть сошку из земли, а вся дружина Вольги не могла её поднять.
Звали пахаря Микула, и выдернул он сошку одной рукой.
Помог Микула Вольге оброк собрать, да лихих людей наказать.
План былины:
- Вольга едет за оброком.
- Песня пахаря.
- Долгая погоня.
- Встреча с пахарем.
- Тяжёлая сошка.
- Красивая кобыла.
- Имя пахаря.
- Оброк.
Основная мысль произведения «Микула Селянинович»
Главная мысль былины в том, что труд на земле делает человека богатырём.
Основная идея былины в том, что богатырь, бьющий врага, не лучше того, кто обрабатывает поле.
Чему учит былина
Былина учит уважать любой труд, не лениться, приносить пользу людям.
Учит бороться с воровством, обманом, мздоимством.
Учит не задаваться и не кичиться своей силой.
Краткий отзыв по произведению «Микула Селянинович» для читательского дневника
Прочитав эту былину, я подумала о том, что труд ратный и трудовой равны между собой.
Воин-богатырь Вольга оказался равным пахарю-богатырю Микуле.
А в чём-то даже уступал ему.
Это очень увлекательная, интересная и поучительная былина.
В ней говорится о том, что воин Вольга признал, что пахарь Микула является ему ровней.
Ведь на стороне Микулы стояла сама земля.
Мне очень нравятся оба главных героя.
Вольга нравится своей горячностью, силой, смелостью, решительностью и напором.
Микула нравится своей уверенностью, спокойствием, надёжностью.
Они очень разные, но при этом оба берегут родную землю.
Это их объединяет.
Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что любой труд почётен, если он направлен на благо Родины.
Словарь неизвестных слов:
- Оратарь — пахарь.
- Соха — сошка, деталь плуга.
- Дань — налог.
- Лемех — наконечник плуга.
- Наказ — приказ.
- Ракита — кустарник рода ивы.
Ещё читательские дневники по русским былинам:
- Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
- «Садко»
- «Ильины три поездочки»
- «Три поездки Ильи Муромца»
- «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
- «Вольга Всеславович»
- «Святогор-богатырь»
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
- «Про прекрасную Василису Микулишну»
Библиотека русской былины пополняется.
Интересные факты
Популярными русскими богатырями считаются Алеша Попович, который боролся с ханом Тугарином, Илья Муромец, противостоявший Соловью Разбойнику и Добрыня Никитич, чьим противником оказался Змей Горыныч. Но в народных преданиях описывались и другие герои, защищавшие родину от нашествия темных сил.
Микула Селянинович – простой пахарь, Святогор боролся с «сумой переметной», в которой заключена «вся тяжесть земная». Волх Всеславьевич – чародей, помогавший победить индийского царя. Василий Буслаев считался богатырем-гулякой, а Пересвет обрел славу после Куликовской битвы.
Волх Всеславьевич, Василий Буслаев, Александр Пересвет
Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.
Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины Васнецова, написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы Врубель и Рябушкин.
Воинская и крестьянская силы
Поскольку в славянской традиции было выражено возвеличивание крестьянского труда, то и Микула Селянинович стал одним из центральных образов фольклора. Самым известным преданием о нём стала былина о противостоянии богатыря и князя Вольги Всеславьевича.
Как гласит былина, однажды князь объезжал свои земли во время сбора подати. Увидев, что вдалеке кто-то вспахивает поле, он остановил коня и дружину, пожелав получше рассмотреть пахаря. Увиденное потрясло Вольгу.
Перед князем стоял высокий крепкий мужчина, который создавал борозду на целине. Он с лёгкостью выкорчёвывал деревья, создавая участок для поля. Под плугом Микулы Селяниновича не мог устоять даже могучий дуб, который с корнями вылетал из земли. Вольга Всеславьевич был ошеломлён – такой силы ему видеть не доводилось.
Mикyлa Ceлянинoвич – бoгaтыpь-aгpapий. Вcю cвoю cилy oн вклaдывaeт в зeмлeдeлиe и ceмью / alluz.ru
Конечно, князю стало интересно, что за человек перед ним. Микула Селянинович представился, немного рассказал о себе. Выяснилось, что это он проучил сборщиков налогов, что с простых людей “драли три шкуры”.
Кроме того, Микула отметил, что не так давно на дороге у его селения орудовали разбойники. Именно он и сумел остановить их бесчинства, разбросав бандитов в разные стороны.
Богатырь Вольга Всеславьевич – нeпpocтoй бoгaтыpь, oн oблaдaeт cпocoбнocтью к oбopoтничecтвy, пoнимaет язык звepeй и птиц / Константин Васильев / nevsepic.com.ua
Вольга Всеславьевич сразу понял, что перед ним – не простой мужик, а настоящий богатырь. Он предложил Микуле вступить в его дружину. Тот согласился, однако заметил, что сначала следовало бы проверить силу воинов князя. Пахарь подготовил им испытание.
В первую очередь, следовало вынуть из земли соху, что осталась после работы Микулы. Как отметил богатырь, инструмент следовало извлечь и положить за ракитов куст, чтобы соха не мешала.
Послал князь пятерых своих сильнейших воинов. Все вместе они безуспешно пытались выдернуть соху из земли, да только усилия их не увенчались успехом. Тогда Вольга приказал помочь им ещё десяти воинам. Однако и целой группе лучших солдат князя не удалось извлечь инструмент – настолько глубоко и крепко он засел в целину. Усмехнулся Микула Селянинович, подошёл к сохе и одним движением руки поднял её над головой.
Это предание весьма необычно. Здесь идёт речь о противостоянии, однако не подразумевается вооружённый конфликт. Напротив – противоборствующими сторонами выступают военная мощь и особенная крестьянская сила, причём последняя одерживает верх.
Силу богатырскую получил Микула от самой матушки-Земли / Stepan Gilev / artstation.com
Анализ произведения
Сюжет развивается во время правления князя Владимира, примерно в XI—XII столетиях. Произведение в течение многих лет менялось и дополнялось.
Персонажи и их характеристика
В произведении представлены основные и второстепенные герои. Вольга Святославович — сын Святослава и племянник князя Владимира. Он хитрый, справедливый, импульсивный, умный, добродушный, решительный и смелый. Это настоящий богатырь. Он с ранних пор понимал язык животных и птиц, знал их повадки.
Микула Селянинович — пахарь, крестьянин, оратай, богатырь. Это добросердечный, трудолюбивый, уравновешенный, сильный, неторопливый и справедливый мужчина.
Краткое содержание
Вольга вырос исконно русским богатырем. Его дядя подарил ему целых три города, после чего парень собрал 30 воинов и пошел собирать дань.
Богатырь выехал в поле вместе со своим отрядом. Там он услышал пахаря, тот покрикивал на коня да работал сохой. Вольга захотел найти этого человека, но это было нелегко. Только спустя три дня ему это удалось. Перед ним предстал красивый и сильный крестьянин по имени Микула. Он с удивительной легкостью поднимал большущие камни и вырывал корни деревьев.
После разговора с князем пахарь предостерег его. Рядом с теми городами обитали разбойники, они требовали выкуп со всех путников, которые оказывались в тех местах.
Вольга понял, что рядом с таким силачом он не пропадет, поэтому позвал его с собой. Микула выпряг лошадь из сохи и отправился в путь. Но через некоторое время понял, что забыл убрать соху и переживал, что ее могли украсть.
Микула попросил князя отправить своих воинов обратно, чтобы они выдернули соху из земли и спрятали ее. Вольга выполнил просьбу пахаря, но только никто не смог справиться с заданием. Даже целой дружине это было не под силу. Пришлось Микуле вернуться. Он быстрым движением руки выдернул соху и отправился обратно.
Пахарь обогнал всех на своей лошади. Вольга был удивлен резвости кобылы, сказал, что если бы это был конь, то дал бы за него не менее пятисот рублей. На что Микула рассмеялся и ответил, что такую сумму он отдал, когда лошадь была жеребенком. Будь это конь, ему бы цены не было.
Князь поинтересовался, как величают богатыря по батюшке. Микула ответил, что он Селянинович. Когда отряд добрался до места назначения, мужики, которых побил оратай, узнали его. Они стали извиняться перед ним, говорили, что сожалеют о содеянном. Вольга понял, что Микула пользуется уважением у людей.
План пересказа
Чтобы кратко изложить суть былины, нужно составить план пересказа. Он может включать следующие пункты:
- Вольга получил три города и поехал собирать дань.
- Встреча с пахарем.
- Микула едет вместе с отрядом.
- Разговор между богатырями.
- Забытая соха.
- Целый отряд оказался слабее Микулы.
- Кобыла пахаря.
- Награда Микулы.
Основная идея
В былине показано, что простой работящий человек имеет важное значение для общества. Его труд должен почитаться не меньше, чем боевые подвиги
Обычный человек может защитить свою родину не хуже, чем опытный и знатный богатырь.
В этом и заключается главная мысль произведения. На примере Вольги и Микулы видно, что жизнь пахаря более честная и правильная.
Он трудится, а не занимается поборами дани с простых людей. Только труд делает человека богатырем.
Это произведение учит следующему:
- уважению к чужому труду;
- трудолюбию;
- справедливости;
- смелости;
- честности;
- не лениться;
- быть полезным обществу;
- бороться с воровством, преступниками;
- не хвастаться.
Главные герои
Вольга Святославович
Вольга Святославович — с его характеристики и начинается былина. В зачине говорится, что, когда стал подрастать этот герой, захотелось ему «…много мудрости: /Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, //Птицей-соколом летать ему под оболока, //Серым волком рыскать да по чистым полям…» Вольга был любознательным человеком, умелым охотником и рыболовом, знающим язык птиц, рыб и зверей. Этот герой княжил в трёх городах (Курцовце, Ореховце, Крестьяновце), подаренных ему киевским князем Владимиром. Встреча Вольги с другим героем былины, Микулой Селяниновичем, произошла, когда князь направлялся со своей дружиной в свои города для сбора получки (дани).
Ыть! Читай ещё!Подробная характеристика Вольги Святославовича
Микула Селянинович
Микула Селянинович — оратай (пахарь), обладающий необыкновенной физической силой. Он ценит свой труд, для него работа в поле — праздник, поэтому и наряжается герой, собираясь пахать, празднично. В образе Микулы Селяниновича отражена мечта русского народа о лёгкой, радостной пахоте, не отнимающей много сил у крестьянина. Этот герой трудолюбив, имеет независимый нрав и чувство собственного достоинства. Его отличает не только огромная физическая сила, но и дружелюбное отношение к людям — и к князю, и к своим односельчанам этот богатырь-пахарь относится по-доброму.
Ыть! Читай ещё!Подробная характеристика Микулы Селяниновича
Популярные сегодня пересказы
- Гарри Поттер и Орден Феникса — краткое содержание книги Роулинг Пятая часть приключений юного волшебника начинается с летних каникул, которые Гарри, как всегда, проводит у родственников. Совсем недавно юноша пережил потрясение
- Лесной голосок — краткое содержание рассказа Скребицкого В рассказе «Лесной голосок» Георгий Скребицкий описывает подробно долгожданную встречу героя с кукушкой. Лето началось для рассказчика с яркого солнца, теплых дней, долгих прогулок по лесным массивам среди знакомых растений недалеко
- Свидание — краткое содержание пьесы Вампилова Майским днём к старому сапожнику, сидящему со своими инструментами на тихой городской улочке, подходит студент и просит быстро починить ему башмаки, поскольку спешит на свидание. Он какое-то время торгуется с мастером
- Мария Стюарт — краткое содержание книги Цвейг Одно из самых известных исторических произведений Стефана Цвейга – «Мария Стюарт» – опубликовано в 1935 году. Есть также потенциальные отголоски автора. Цвейг уехал из Австрии в Англию в 1934 году, написав эту книгу
Встреча Микулы и Святогора
Не менее интересна и былина о встрече Микулы Селяниновича с другим могучим богатырём – Святогором. Пахарь просто шёл своей дорогой, однако на его пути появился Святогор, что стал похваляться своей силой.
Тогда Микула сбросил на землю свою котомку и молвил: “Если ты так силён, подними мою сумку”. Святогор, конечно, лишь рассмеялся такому замечанию – кто же не сумеет поднять небольшую котомку?
Микула предложил Святогору поднять свою котомку / Георгий Юдин / obraz.volxv.info
Святогор наклонился и потянул котомку за тесьму, но оказалось, что та будто приросла к земле. Тогда он спустился с коня и схватился за сумку Микулы обеими руками. Результат был прежним – котомка так и не поддалась богатырю. Чем сильнее напрягался Святогор, тем глубже уходили его ноги в землю. А вот сумка ни на миг не оторвалась от неё.
Посмотрел он удивлённо на Микулу Селяниновича. “В ней вся тяга земная, – заявил тот. – Мало на земле людей, что способны поднять эту сумку”. А потом легко поднял котомку, забросил на плечо и продолжил свой путь.
Как ни силился Святогор, а поднять котомку ему не удалось / kartinkin.com
Отец богатырш
Микула Селянинович стал не просто известным богатырём-пахарем, но и отцом знаменитых богатырш – Василисы и Настасьи. А вот о его супруге былины ничего не говорят, поэтому можно только догадываться, кто ею мог быть.
В христианских верованиях образ Микулы Селяниновича соединился с Николаем Чудотворцем. Примечательно, что этого святого считали покровителем урожаев, помощником в планировании полевых работ. Празднество, посвящённое Николаю, совпадало со старинным праздником матери-Земли.
Андрей Петрович Рябушкин «Настасья Микулишна», дочь Микулы Селяниновича,1898 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Микула Селянинович – знаменитый русский богатырь, о котором часто забывают, оставляя его образ в тени Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Но именно Микула в большей степени являлся олицетворением простого крестьянина, что своим ежедневным тяжким трудом и великой силой достоин особого уважения. Он сумел доказать, что не воинское искусство, а единство и помощь от земли – главная сила человека.
Важное и интересное
Согласно былинам князя Вольгу княгиня Марфа Васильевна родила от змеи, случайно наступив на пресмыкающееся. Отсюда его невероятное умение превращаться в животных.
Обратите внимание на то, как интересно соотносятся былинные судьбы князя Вольги и князя Олега: если первый родился от змеи, то второй от змеи принял смерть. В одной из былин Микула Селянинович роняет сумку и просит богатыря Святогора поднять её
Однако Святогор, как ни старается, сумку поднять не может. Микула Селянинович же легко подхватывает сумку и объясняет Святогору, что в этой сумке — «вся тягость земная». Этот философский этюд иллюстрирует видение великой силы русского народа, каждый представитель которого несёт свою долю «земной тягости»
В одной из былин Микула Селянинович роняет сумку и просит богатыря Святогора поднять её. Однако Святогор, как ни старается, сумку поднять не может. Микула Селянинович же легко подхватывает сумку и объясняет Святогору, что в этой сумке — «вся тягость земная». Этот философский этюд иллюстрирует видение великой силы русского народа, каждый представитель которого несёт свою долю «земной тягости».
Характеристика одного из главных героев — Вольги Святославовича
Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину
Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека
Он является типичным героем фольклорных произведений.
Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия
В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое
Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.
Первое знакомство
Наконец, князь со своим войском подъезжает к этому богатырю. Удивлению его нет предела: оратай (так на Руси называли пахаря) возделывает землю. Но обладает он недюжей силой: с легкостью выкорчевывает пни от деревьев, а огромные камни кидает в борозду. Читатель сразу понимает, что перед ним не простой человек, а богатырь. Ему это дается с легкостью, он посвистывает себе под нос, не чувствуя усталости.
Не может не удивить и орудие труда Микулы. У него не обычная сошка, которой пашут землю. Она украшена дорогими металлами: желтым и красным золотом. Омешки на ней выполнены из булата, крепкого и надежного металла. Кобылка, которая помогает пахарю выполнять земельные работы, с шелковыми гужами, что являлось на тот момент очень дорогой тканью.
Былина «Вольга и Микула»
Былина «Вольга и Микула» относится к новгородскому циклу былин
Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание былины, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира. Вместе с тем были высказаны и другие предположения, по которым в былине воссозданы образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия – Микулы и бога охоты – Вольги
Такова трактовка известного ученого-мифолога XIX века Ореста Миллера, видевшего в Микуле Селяниновиче «покровителя земледелия на Руси».1 Тогда же Всеволод Миллер обратил внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:
Орет в поле ратай, понукивает, Сошка у ратая поскрипывает, Омешики по камешкам почеркивают, То коренья, каменья вывертывает, Да великие он каменья все в борозду валит.
«Это точная картина северной пахоты», – писал В.Ф. Миллер.2
В основе сюжета былины лежит повествование о встрече князя Вольги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Открывается былина рассказом о рождении Вольги, о его возмужании:
Как стал тут Вольга растеть-матереть, Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ему ходить в глубоких морях, Птицей-соколом ему летать под оболока, Серым волком рыскать да по чистым полям.
Собрал себе Вольга дружинушку храбрую. Племянник киевского князя получил от Владимира в подарок три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он едет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая на поле, проявляет недюженную силу: «пенья-коренья вывертывает, большие камни в борозду валит». Спрашивает пахарь у князя, далеко ли он держит путь, и узнав, куда он с дружиной направляется, рассказывает ему, какие разбойные люди живут в этих городах. Вольга, видя его силу, предлагает пахарю ехать с ним «в товарищах». Пахарь соглашается, его участие в поездке необходимо – одной княжеской дружине борьба с разбоем не под силу.
Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст. Однако оказывается, что эту работу не могут выполнить ни дружина, ни Вольга. И только богатырская сила Микулы позволяет ему играючи, одной рукой выдернуть сошку из земли.
На этом заканчиваются одни варианты былины. По другим – Вольга и Микула приезжают в города, в которых князь назначает Микулу наместником, горожане устраивают засаду Вольге, и Микула спасает ему жизнь.
Микула является народным героем. Он, как герой-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы – в связи с землей, простым народом.
Для этой былины характерны свои художественные особенности. Стихия народного языка поражает. Для нее характерны повторы, эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула:
Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красно золото.3
С помощью эпитетов создается портрет героя:
А у оратая кудри качаются, Что не скатен ли жемчуг рассыпается; У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя.4
Сказители описывают одежду богатыря: сапожки из зеленого сафьяна, шляпа пуховая, кафтанчик из черного бархата.
Иносказательно раскрывает Микула свои народные корни. На вопрос Вольги: «Как тебя по имени зовут, нарекают по отечеству?» проговорил оратай-оратаюшко:
Ай же ты Вольга Святославович! Я как ржи-то напашу да во скирды сложу, Я во скирды сложу да домой выволочу, Домой выволочу да дома вымолочу, А я пива наварю да мужичков напою, А тут станут мужички меня похваливати: Молодой Микула Селянинович!»5
Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажи и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.
►
Характеристика одного из главных героев — Вольги Святославовича
Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину
Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека
Он является типичным героем фольклорных произведений.