Главная мысль и чему учит сказка
Сказка напоминает, что истинная красота – это гармония приятного внешнего вида и высокой духовности. Доброта и скромность царевны спасают ее от злых козней бездушной жестокой царицы, которая стала жертвой собственной зависти. И чернавка, и богатыри, даже пес покорены ее душевной красотой. Кроме того, царевна верна своему слову, не забывает жениха. Елисей борется за свое счастье и не оставляет поисков любимой, когда уже почти не осталось надежды. В образе царицы автор осуждает не только зависть и жестокость, но и нарциссизм – самолюбование, эгоизм. Конец сказки – это победа добра и гармоничной красоты.
Способы характеристики персонажей или лирического героя
В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (“красавица – душа”, “милая девица”, “моя душа” и т.д.)
В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер “царевны молодой” с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.
Петушок-золотой гребешок |
Царевна характеризуется и через отношение к ней других персонажей: “пёс бежит за ней, ласкаясь”, “тужит бедный царь по ней”, “братья милую девицу полюбили”, даже Чернавка, “в душе её любя, не убила, не связала”.
Подобной оценки совершенно лишена злая царица: никто не мешает ей “вредить”, но и не помогает никто. Даже зеркальце совершенно “равнодушно” к её личным переживаниям.
Истоки формирования сказочного сюжета / 1pushkin.ru
Еще находясь в ссылке в Михайловском имении (1824 год), Пушкин Александр Сергеевич активно занимается сбором материала для написания сказочных повествований. Он много читает. Русские и зарубежные авторы дают темы, как для размышления, так и для частичного заимствования сюжетных линий.
Однако наиболее весомый вклад оказывает народное творчество. Ссылка обуславливает ограничение в передвижении. Поэт живет в замкнутом пространстве, следовательно, и круг общения для него также ограничен. Поэтому Пушкин досконально изучает как крестьянский быт, так и духовное народное начало. Песни, былины, сказки, старинные обряды, поверья – все служит неисчерпаемым источником для формирования последующих творческих замыслов. Крестьянская жизнь незамысловата, однако, очень богата духовно. Поэты из народа не знали грамоты, поэтому свои произведения они передавали в устной форме.
Многое для своего творчества Пушкин заимствовал из рассказов своей няни-крестьянки. Увлекательные сказочные повествования Арины Родионовны, украшенные присказками и поговорками, завораживали. В детстве загадочные нянины рассказы будоражили воображения. В зрелости – заставили оценить прелесть и богатство народной мудрости, красоту и самобытность русской словесности.
Сказочный сюжет пушкинской сказки не нов. Заимствованные сюжетные линии можно найти как в русских, так и в иностранных произведениях. Наиболее узнаваемые из отечественных произведений – это сказки:
- «Морозко»,
- «Волшебное зеркальце» («Самоглядное зеркало») или «Мертвая царевна»,
- «Падчерица».
В народном сказочном повествовании «Падчерица», главная героиня умирает после того, как одевает на себя отравленную нательную рубаху. Хоронят «заснувшую» девушку ее названные братья (разбойники) в хрустальном гробу, в лесной чаще, привязав гроб цепями, серебряными, к высокому дубу. И только влюбленный в падчерицу юноша смог впоследствии разбудить ее.
Аналогичное сюжетное развитие прослеживаются в сказках «Тысячa и oдной нoчи». А так же в произведениях европейских авторов, в частности, в произведении немецких авторов Я. и В. Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Много общего можно найти между сказкой Пушкина и народными сказаниями или иностранными произведениями. Однако, гениальный поэт смог создать свое уникальное творение, собрав воедино все самое лучшее. Реалистичные картины русской природы и быта. Лиричное описание героев. Ирония и сатира. Русские идеалы. Вот основные критерии, которые превратили сказочное пушкинское повествование в шедевр мировой литературы.(статья принадлежит сайту 1pushkin.ru)
Композиция и его особенности
Композиция – построение художественного произведения (связь между отдельными событиями, образами, выстраивание их в логическую цепочку). Понятие композиции шире понятия сюжета, т.к. композиция включает и внесюжетные элементы (пейзажи, описания персонажей, портретов, внутр. монологов и др.).
В композицию входят описания природы: подобно Ярославне из «Слова о полку Игореве», королевич Елисей обращается к стихиям природы — к солнцу, месяцу, ветру, находя у них сочувствие и разгадку мучительной тайны. Эти стихии природы раскрываются читателю и как волшебные существа, наделенные человеческой речью и сознанием, и в своих реальных формах.
Естественно и органично сливаются в сказочных пейзажах Пушкина реалистические и волшебные мотивы. Реальные черты природы олицетворяются поэтом и также кажутся сказочными. И волшебное и реальное здесь в одинаковой мере изображают природу живым существом. Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки — ее стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.
Сказка о попе и о работнике его Балде |
Из других законов фольклорной композиции в сказках Пушкина особенно широко отразился закон троекратного повторения с вариациями основных сюжетных эпизодов. Трижды обращается к стихиям королевич Елисей, пока не узнает, где находится его невеста.
Обобщая и повторяя сказанное, можно сделать вывод, что сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной волшебной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: голос автора, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая “психологизация” героев, сочетание фантастического и реального, лирики и иронии.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
- Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
- Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.
Другие персонажи:
- 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
- Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.
Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.
Тематика, проблематика, идея. Особенности их выражения
Вечная тема – любовь, дружба, человек и труд, взаимоотношения.
В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта — она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки. Идея – главная мысль, цель произведения. Идея – нельзя всем доверять, хорошо трудиться, быть честным, смелым…
Сказка о золотом петушке |
Заполняем читательский дневник
-
Краткое содержание
Во время отъезда царя у него умерла жена и родилась дочь. Царь снова женился. Новая жена его все время беседовала с волшебным зеркалом, которое уверяло, что она самая красивая. Дочь царя выросла и мачеха узнала от зеркала, что теперь дочь царя самая красивая. Злая мачеха решила погубить юную царевну, позавидовав её красоте. Она приказала отвести царевну в лес и там привязать. Но служанка ее пожалела и отпустила. Царевна нашла дом, навела там порядок, сготовила обед и уснула. Пришли 7 братьев и приняли ее, как сестрицу. Царевна некоторое время жила с ними. Но мачеха вновь узнала от зеркала, что она жива, и пришла, обернувшись нищенкой к царевне, и дала ей отравленное яблоко. Царевна съела его и умерла. Братья положили ее в хрустальный гроб в пещере. Жених царевны долго искал ее, обращаясь к солнцу, месяцу и ветру. Наконец, нашел, поцеловал, царевна ожила. Мачеха, узнав это, от злости умерла, а царевна вышла замуж за королевича.
Главная мысль или чему учит сказка о мертвой царевне?«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» учит доброте, верности, порядочности. Учит верить в себя и никогда не терять надежду, даже в самой сложной ситуации. Ведь доброе сердце, чистота души и помыслов, трудолюбие, любовь — истинные волшебники, которые всегда будут выше несправедливости, лжи и лицемерия
Сказка учит осторожности и осмотрительности, ведь враг может быть ближе, чем ожидаешь. Учит вере в хороших людей — всегда найдутся те, кто выручит и поможет
Учит благодарности — никогда нельзя забывать даже одного доброго дела, которое кто-то сотворил в твой адрес. Сказка о мертвой царевне учит по-доброму относиться к окружающему миру, ведь как ты отнесешься к миру, так мир отнесется к тебе.
-
Герои сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Главные герои сказки: царь, царица-мачеха, царевна, королевич Елисей, Чернавка, семь братьев-богатырей.
-
Какая царевна в сказке о мертвой царевне?
Царевны в сказке — это русской красавицы, в котором соединяется внешняя красота («белолица и черноброва») и внутренняя («нраву кроткого она»).
-
Кто помогал царевне в сказке?
- Царевне помогла сенная девушка царицы — Чернавка, пожалев и отпустив ее.
- Семь богатырей, которые ее приютили.
- Пёс, который не подпускал к дому злую мачеху в образе нищенки, а потом мешая Царевне съесть яблоко.
- Жених, найдя царевну и разбив ее хрустальный гроб, тем самым оживив.
-
Какие богатыри в сказке о мертвой царевне?
- Семь братьев-богатырей в сказке А.С. Пушкина:
- гостеприимны — радушно встретили гостью, которая пришла к ним без приглашения;
- с уважением относятся к чужому труду — нарекли царевну «сестрицей», отдав ей дань за то, что она сделала для них.
- дружны — всегда они вместе, бок о бок;
- бесконфликтные — ведь они не стали между собой соревноваться, кому должна достаться царевна, а пришли спросить об этом у царевны;
- смирены — когда богатыри узнали, что у царевны есть возлюбленный, они достойно восприняли эту информацию;
- чутки — семь богатырей сразу поняли неладное, когда заметили поведение собаки;
- способны любить — братья полюбили царевну и с горечью пережили ее гибель.
- Семь братьев-богатырей в сказке А.С. Пушкина:
-
Пословицы к сказке о мертвой царевне
- Как аукнется, так и откликнется.
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
- Доброму бог помогает.
- Завистливый по чужому счастью сохнет.
- Красно яблоко, а с червоточиной.
-
План сказки о мертвой царевны
- Рождение царевны
- Зависть мачехи
- Дом семи богатырей
- Мачеха и отравленное яблоко
- Смерть царевны
- Поиски королевича Елисей
- Смерть мачехи
- Свадьба царевны и королевича Елисея
Рисунки к сказке
Хотите разместить свой рисунок к сказке о мертвой царевне и семи богатырях? Присылайте его к нам на почту: shkolnaiapora@ya.ru с пометкой: «Рисунок к сказке».
Родожанровые особенности. Особенности жанра сказок
Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир (в сказке возможно всё, что невозможно в реальности-чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения).
Но самая большая ценность сказки — это непременное торжество добра и справедливости в финале.
Духовный смысл сказки |
Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.
Восприятие и запоминание сказки облегчает и её построение: цепная композиция и троекратные повторы (троекратное обращение Елисея к силам природы). События следуют одно за другим в строгой последоватльности, а напряжение с каждым повтором всё нарастает, приводя к кульминации и развязке — победе доброго начала.
Особенности эпоса:
Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий в жизни персонажей. Специфическая же черта Э.- в организующей роли повествования: носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях как о чём-то прошедшем, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Повествовательная речь непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей.
В целом эпическое повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое.Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях |
Э. максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценические эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо в эпизодах описательных, обзорных говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах.
Арсенал литературно-изобразительных средств используется Э. в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия и т. п.), что придаёт образам иллюзию объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Объём текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен.
Сюжет и его особенности
Сюжет – событие или система событий, изображенных в художественном произведении.
Элементы сюжета: а) экспозиция (предварительное знакомство с персонажем и др.), б) завязка, в) развитие действия, г) кульминация, д) развязка.
В сюжетном отношении «Сказка о мёртвой царевне» во многом следует народному канону: “беда”, выражающаяся в том, что героиня покидает дом, связана с кознями злой мачехи, бедный отец “тужит” по ней, а жених — королевич Елисей — отправляется в путь. Девица попадает в лесной терем, где живут братья-богатыри. Спаситель ещё не успевает добраться до героини, как вновь повторяется “завязочное вредительство”, в результате которого героиня гибнет (кульминация). В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра. Далее следует волшебное спасение (развязка), возвращение жениха и невесты и гибель “вредителя”.
В народной сказке все внимание сосредоточено на центральном герое. О других действующих лицах говорится попутно
В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин нарушает этот закон однолинейного построения сюжета. Как отмечали исследователи творчества Пушкина, в ней три самостоятельных плана, и каждый из них разработан в той мере, в какой этого требовал замысел сказки. Первый план — жизнь царевны у богатырей и ее смерть, второй- переживания царицы и ее диалоги с волшебным зеркальцем, третий — поиски невесты королевичем Елисеем.
Сказка о рыбаке и рыбке |
Обстановка рисуется с реалистической полнотой. В пушкинских сказках главное не в сюжете, не в сцеплении происшествий, а в общем лирическом движении, в характерах и картинах.
А) Время создания:
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
Сказка братьев Гримм | Сказка Пушкина |
1. Семь гномов | 1. Семь богатырей |
2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу | 2.Черница приходит один раз с яблочком |
3. Принц случайно находит Белоснежку | 3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру |
4. Жестокий финал: мачеху убивают | 4. Мачеха умирает от тоски и зависти |
5. Сказка написана в прозе | 5. Написана в стихах, красивым литературным языком |
Гипотезы о происхождении сказки:
1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народ-ной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западно-европейской культуры
Что такое сказки и сказкотерапия |
Б) Жизненные обстоятельства:
Пушкин ехал в Болдино женихом. Решение жениться было продиктовано многими соображениями: любовь к Н.Гончаровой, но ещё усталость от холостой беспорядочной жизни, потребность в спокойствии, так же стремление к независимому и достойному существованию. Однако женитьбе мешали денежные трудности. Он поехал в Болдино, чтобы заложить деревню и через месяц верну-ться в Москву. Пушкин приехал в Болдино в подавленном состоянии, так как перед отъездом поругался с будущей тещёй и в раздражении написал невесте письмо, в котором возвращал своё слово. Теперь он не знал — жених он или нет. Эпидемия холеры в Москве, которая не позволяла ему ехать из Болдино. Сочетание счастливого покоя и смертельной опасности характерная особенность болдинской осени Пушкина. Если попытаться одной фразой определить общую тему пушкинских произведений болдинской осени, то это будет «человек и стихия».
Экранизация — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» мультфильм 1951 г. и др. / 1pushkin.ru
Темный зрительный зал. На белом холсте проекция немого кинофильма. 1914 год. Зрители, не отрываясь, смотрят на экран. Их завораживает сказочный пушкинский сюжет. Первая экранизация «Сказки о царевне и богатырях» имела достаточно большой успех.
В первой экранизации сказки Пушкина принимали участие знаменитые актеры немого кино. Кинокартину снял Чердынин П.. Сценарий киносказки полностью совпадает с авторским сюжетом произведения.
https://youtube.com/watch?v=uO-ybhLpYQU%3F
Читайте, слушайте, смотрите пушкинскую сказку каждое слово в ней – «кладезь» мудрости, доброты и света.(статья принадлежит сайту 1pushkin.ru)
Читательский дневник «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина
Число страниц: 13
Жанр произведения: сказка
Главные герои: Царевна, семь братьев — богатырей, королевич Елисей, Царица.
Второстепенные герои: царь, Чернавка.
Характеристика главных героев:
Царица — мачеха и злая колдунья.
Завистливая и коварная.
Хотела быть красивее всех.
Царевна — красивая, умная, добрая, хозяйственная.
Доверчивая и наивная.
Богатыри — сильные и могучие.
Верные защитники.
Королевич Елисей — молодой, горячий и влюблённый.
Отважный и решительный.
Характеристика второстепенных героев:
Царь — добрый, доверчивый и глупый.
Чернавка — служанка царицы. Добрая девушка, пожалевшая царевну.
Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
После смерти супруги, царь женится на другой, красивой, но злой и эгоистичной.
Новая царица смотрится в зеркальце и спрашивает, всех ли она красивей.
Но подрастает молодая царевна и зеркальце говорит, что она красивей.
Царица приходит в ярость и решает убить падчерицу.
Она отправляет Чернавку отвести царевну в лес.
Но Чернавка жалеет царевну и отпускает её.
Девушка бредёт по лесу и находит дом, в котором живут братья-богатыри.
Они становятся названными братьями царевне.
Между тем, мачеха не успокаивается.
Узнав, где живёт царская дочь, она переодевается в старушку, и даёт царевне яблоко.
Яблоко оказывается отравленным, и девушка засыпает мёртвым сном.
Богатыри кладут её в хрустальный гроб.
Проходит время.
Гроб находит королевич Елисей, жених царевны.
Он разбивает гроб, и его невеста оживает.
Царица-мачеха умирает от тоски.
План сказки:
- Мачеха.
- Волшебное зеркальце.
- Жалость Чернавки.
- В гостях у богатырей.
- Переодетая царица.
- Отравленное яблоко.
- Хрустальный гроб.
- Поиски Елисея.
- Разбитый гроб.
- Свадьба.
Основная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Главная мысль сказки в том, что зло обязательно накажет само себя.
Основная идея Пушкина в том, что злая мачеха строила козни против падчерицы, но в итоге сама же и умерла от тоски.
А доброта молодой царевны всюду находила ей верных друзей и помощников.
Так же как сила любви помогал королевичу отыскать и спасти возлюбленную.
Чему учит произведение
Сказка учит никому не желать зла.
Учит творить только добро, помогать тем, кто оказался в беде.
Сказка говорит нам о том, что сильные негативные чувства, такие как зависть, могут привести человека к гибели.
Уничтожить его душу.
А также произведение учит не терять надежды.
Краткий отзыв «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была покорена силой чувств двух влюблённых.
Много трудностей и опасностей им пришлось преодолеть, чтобы быть вместе.
Зависть царицы чуть не погубила молодую красавицу царевну.
Но доброта девушки всюду находила её друзей.
А верность жениха помогла ему отыскать любимую и спасти её.
Это необычайно интересная и увлекательная история, которая мне очень понравилась.
Автору удалось в стихотворной форме написать замечательную сказку, на довольно известный сюжет.
Пушкин привнёс в него собственное видение развития событий, и старая история заиграла новыми красками.
Противостояние добра и зла закончилось победой молодости и красоты.
А завистливая царица была сурово наказана судьбой.
Я всем советую прочитать эту удивительную сказку и осознать справедливость старинной пословицы, утверждающей, что в лихости и зависти нет проку.
Пословицы к произведению:
К поступкам мачехи подходят такие пословицы:
- Делая зло, на добро не надейся.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
А о влюблённых можно сказать так:
- Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
- Для влюблённого и сто вёрст — не расстояние.
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Руслан и Людмила»
- «Песнь о Вещем Олеге»
- «Сказка о Золотом петушке»
- «Барышня-крестьянка»
Библиотека произведений автора пополняется.