«сказание о белгородском киселе»: краткое содержание предания

Краткое содержание повести «Сказание о белгородском киселе» подробно

В 997 году князь Владимир оставил город Белгород, чтобы отправиться на защиту Новгорода.

Прознав о том, что белгородцев некому защитить, так как княжеская дружина в отсутствии, печенеги пришли под городские стены. Став под Белгородом, они хотели взять город, но крепкие стены не позволяли сразу сделать это. Тогда враги приступили к осаде.

В городе через некоторое время начался голод. Жители признали: печенегов множество великое, а пропитания почти не осталось. Не выдержать осаду! Старейшины собрали вече, где порешили сдаваться.

Один старец не был на том вече. Он попросил старейшин рассказать, о чем совещались. Узнав, что хотят сдаваться, дедушка предложил следующее: подождать еще три дня, а между тем собрать остатки овса, пшеницы и отрубей со всего города и сварить. Потом собрать остатки меда, сделать из него сыту и вылить в большую кадку. Обе кадки – одну с болтушкой из круп, а другую с медовой сытой – вкопать в землю. После этого послать за печенегами.

Горожане послушались, все так и сделали, и пригласили к себе печенегов. Те, забрав заложников, в свою очередь выслали к белгородцам послов.

Прибыли печенеги в город. Белгородцы сказали им: «Вы можете стоять в осаде хоть десять лет – не перестоите нас, потому что мы получаем пищу от земли». Зачерпнув из кадок, скрытых под землей, болтушку с сытой, сварили белгородцы кисель, поели сами и угостили печенегов.

Печенежские послы были удивлены. Прихватив с собой киселя, они вернулись к своим князьям, поведали о своем приключении и дали им тоже отведать «пищу белгородской земли».

Князья призадумались: и верно, не стоит осаждать тех, кого нельзя победить. Отпустили они заложников, свернули свое войско и убрались восвояси. Так хитрые белгородцы без оружия справились с сильным врагом.

Историческое и художественное значение летописей

Летописание, возникшее в XI в. и просуществовавшее до XVIII в., было важнейшей самобытной частью древнерусской культуры. К летописям в Древней Руси было особое отношение. Летописец не был просто историком, описывающим некие события и факты, а летопись не была только исторической хроникой. Несмотря на то, что летописи составлялись по велению князя или игумена монастыря,летописец видел свое предназначение в исполнении Божьей воли, в том, чтобы донести потомкам истину: не просто описать событие, а раскрыть его смысл. Сохранилась запись летописца XV в. о том, что правду писать нужно, даже если она не нравится кому-то. А.С. Пушкин в своей поэме «Борис Годунов» вывел обобщенный образ летописца – монаха Пимена, который назвал летопись «правдивым сказанием», книжное искусство – «богоданным» делом, а свой «усердный, безымянный» летописный труд – «завещанным от Бога» долгом. Летописи являются не только источником исторических сведений, но и памятниками духовной культуры. В них отражены общественные взгляды русского средневековья, даны представления о народных идеалах.

Литература средневековой Руси стала образцом высокой идейной и патриотической направленности, многие писатели использовали в своем творчестве ее духовный опыт и языковое богатство.Замечательный исследователь древнерусских книг академик Д.С. Лихачев писал, что литература Древней Руси «наполняет нас гордостью» за достижения и славные подвиги предков, учит «уважительно относиться к их труду, борьбе и заботе о благе Родины».

Словарь

Печенеги – степные племена, занимавшиеся скотоводством, часто совершавшие набеги на русские земли

Осада – военная тактика, когда нападавшие окружали город с целью его захвата

Вече – общий сбор горожан для обсуждения важных для всех вопросов

Старейшина – старший, уважаемый и влиятельный человек, глава общины

Хазары – кочевники, обитавшие в прикаспийских землях

Ратник – (от слова «рать»)в средневековой Руси воин в чине рядового солдата

Игумен – священник, глава монастыря.

Читать онлайн «Сказание о белгородском киселе»

«Сказание о белгородском киселе»

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев)

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

. Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили влатки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.«Сказание о белгородском киселе»

(Современное изложение)

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами …

План и языковые особенности

Для того чтобы легче было пересказать легенду, можно составить сложный план. Вот примерные пункты:

  1. Город в осаде печенегов.
  2. Народное вече: а) белгородцы решают сдаться; б) совет мудрого старца.
  3. Колодцы с волшебным снадобьем.
  4. Удивление врагов.
  5. Печенеги отходят.

Текст «Сказания…» небогат языковыми средствами. В этом он немного похож на разговорный стиль. Иногда встречаются эпитеты: «сильный голод», «великая война», «пресладкая сыта». Сравнения и метафоры отсутствуют, но предание не выглядит бедным. С помощью историзмов автор передаёт реалии той эпохи. Он использует слова: вече, восвояси, сыта, латки, корчага, князь.

Место происходящих событий

В сказании речь идёт не о современном городе Белгороде. Это был другой город — Белгород-Киевский. Он считался резиденцией (замком) великих князей Киевских. Стоял он в десяти верстах на запад от столицы Руси, возле реки Ирпень. В 991 году князь Владимир оградил Белгород стеной. Здесь поселилось много людей.

Город был самым прочным форпостом Киевской Руси в обороне от набегов кочевников. В XII веке крепостью правили ближние родственники великого князя, его союзники. В 1240 году Белгород-Киевский разрушили монголы. В настоящее время на его месте построено село Белогородка, что в Киево-Святошинском районе.

Овсяный кисель от бабушки Агрофены

(особо полезен раненым воинам и больным) Пачку овсяных хлопьев (400 грамм) насыпаем в трехлитровую банку и заливаем кипяченой водой комнатной температуры. Можно положить несколько хлебных корочек, но можно и без них.


Банку закрываем и ставим либо на подоконник солнечной стороны, либо возле теплой батареи. Оптимальное время выдержки «закваски» — 5 дней, при этом не будет лишним 1-2 раза в день смесь перемешивать. Затем сливаем из банки отстоявшуюся воду и подготавливаем кастрюлю с чистой марлей (2-3 слоя), через нее мы процеживаем овсяное молочко.


Далее, скажем честно, нужно ориентироваться «на глаз». Получившаяся масса по степени вязкости очень сильно может отличаться, зависит это, по всей видимости, от температуры, где она стояла, и от качества овсяных хлопьев. Иногда закваска на вид достаточно жидкая, тогда нужно ее без добавления воды поставить на плиту на небольшой огонь и довести до кипения, постоянно помешивая. Иногда же так очевидно густа, что нужно добавить воды. При подходе к закипанию кисель заметно густеет. После того, как он остынет, он станет еще гуще. В любом случае ориентироваться с количеством добавляемой воды нужно на месте. Кипеть кисель не должен.


Разливаем густую массу в формочки, когда чуть остынет — убираем в холодильник.


Добавляем любое варенье, мед, ягоды на свой вкус и ангел за трапезой!

Особенности жанра русской летописи

Летописные исторические факты и вымышленные истории

Письменность у славян существовала с древнейших времен, но была в виде простейших, примитивных знаков. В 863 г. братья Кирилл и Мефодий, монахи-просветители, составили азбуку, удобную для записи речи восточных славян. Древнерусский язык был очень близок к старославянскому, который стали использовать для переводов книг Священного Писания с греческого и латинского языков. При князе Владимире в 988 г. на Руси было принято христианство. Крещение Руси стало началом сближения древнерусской культуры с византийской. Для проведения богослужения в храмах стали использоваться тексты церковных книг на старославянском языке.

При Ярославе Мудром столица Киевской Руси стала культурным центром страны. Просвещенный князь приглашал в Киев из Византии иконописцев, зодчих, писателей. Строились храмы, основывались монастыри, открывались школы, переписывались и переводились с других языков книги. С XI в. на Руси стала зарождаться собственная литература, главной целью которой было воспитание, обучение, наставление в благочестии. В литературных произведениях Древней Руси описывались значимые исторические факты и события, а также герои, чьи поступки могли служить примером подвига, бескорыстного служения, истинной веры и патриотизма.

Одним из самых древних произведений является летопись «Повесть временных лет». Летопись – жанр древнерусского эпического творчества, свод текстов, представляющих собой разрозненные описания событий по годам.Летописное повествование начиналось со слов: «В лето…». В Древней Руси год назывался словом «лето», от этого слова появилось понятие «летопись».  Летописи создавались в монастырях, монахи были самыми образованными людьми своего времени. Летописцы переписывали события прошлого, отражали историю своего времени. Они вспоминали о славных подвигах и доблести русских князей в дохристианское время, писали о мудрости и благочестии князей-христиан, осуждавших феодальные распри и боровшихся за единение русских земель. В летописях рассказывается о зарождении русской государственности и национальной духовной культуры.Летописи стали результатом общего труда летописцев на протяжении нескольких столетий.

«Повесть временных лет»  

«Повесть временных лет» была составлена предположительно в 1113 г. из существовавших ранее летописных источников и дописана монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря, после дополнена монахом Сильвестром из Выдубецкого монастыря недалеко от Киева. Впервой русской летописи описана история славян от сотворения мира, представлены их место и роль среди других народов. Древнейший вариант «Повести временных лет» сохранился в Лаврентьевской летописи, которая создавалась с 1377 г. Название летописный свод получил по началу своего повествования: «Се повести временных лет…» Эта древнейшая русская летопись является ценным источником исторических сведений и заслуживающей внимания поучительной литературой. Многообразны жанры древнерусской летописи, она содержит тексты преданий, жития святых, притч, похвал, песнопений, поучений, сказаний и др.

В сказаниях о белгородском киселе и Никите Кожемяке рассказывается о непростом периоде в истории Руси. Во времена правления князя Владимира страна терпела многочисленные набеги со стороны кочевых племен. Особо досаждали печенеги, обитавшие в степных причерноморских землях. Они грабили и разоряли русские селения и города, угоняли в рабство пленников. Для защиты границ Руси от кочевников Владимир строил крепости. В этих летописных сказаниях упоминается город Белгород, основанный как крепость в 993 г. на правобережье Днепра, и город Переяславль, который был деревянной крепостью, заложенной в честь победы над печенегами в 992 г. у реки Трубеж. В летописных сказаниях точно датируемые события истории послужили фоном для сохранившихся в народной памяти рассказов о славных подвигах русских людей.

Летописец Нестор  

Особенности жанра и сюжета

Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.

Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.

Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:

  1. Экспозиция. Рассказывается об условиях, в которых происходят основные события.
  2. Завязка. Печенеги взяли в облогу город.
  3. Развитие действия. Начинается голод, жители решают сдаться. Старец даёт мудрый совет.
  4. Кульминация. Горожане зовут печенег и показывают кисельные колодцы.
  5. Развязка. Враги поверили в хитрость белгородцев и отступили.

Decadence

Создание повести временных лет (2000 лет до н.э. – 12 век н.э.) было сопряжено с необходимостью передать будущим поколениям образов прошлого, его культурного наследия и древней мудрости.

Сказание о белгородском киселе повествует нам о хитром спасении белгородцев, когда их осадили печенеги. После того, как в городе наступил голод, его жители захотели сдаться врагу. Но их спас один старец, предложивший другое решение.

Как удалось спасти город и его жителей

Город удалось спасти благодаря обману печенегов. Из кисельной болтушки в первом колодце можно было сварить кисель. Поэтому печенеги решили, что этот колодец дает горожанам пищу. Во втором колодце они нашли мед. Думая, что его хватает на весь город, они поверили белгородцам, и прекратили осаду.

Как начинается и чем заканчивается сказание

Первые абзацы повествуют о голоде, начавшемся в Белгороде после его осады печенегами, и о решении сдаться врагу. Концовка же более оптимистична — осада заканчивается и никто из белгородцев не пострадал. Можно смело утверждать, что развязавшаяся в самом начале трагедия перерастает в благополучный финал.

Какие особенности древнерусской литературы проявились в сказании

Первой особенностью можно назвать постоянное употребление союза «И» в начале многих предложений. В сказании таких предложений больше половины (без учета прямой речи).

Вторая особенность заключается в выделении образа героя, спасшего множество жизней. Старик, придумавший план спасения, проявил такие качества, как смекалка, дальновидность, мудрость, решительность (ведь печенеги могли раскрыть обман).

Третья особенность древнерусской литературы проявилась в благородстве и доброте всех героев сказания. Даже печенеги — лютый враг Древней Руси, предстали перед нами в образе честных и понимающих людей.

Четвертой особенностью является патриотическое описание смекалки и мудрости древнерусского народа. Проявляя в критической ситуации свои лучшие качества, русские люди способны на все — говорит нам автор сказания.

Создание повести временных лет помогло сохранить множество значимых исторических событий, культуры прошлого, особенностей языка ее авторов.

Древнерусский словарь:

печенеги – кочевые племена, объединившиеся в союз и жившие в VII – IX веках н.э.

вече — собрание главных людей города, общины, княжества, на котором решаются важные политические, военные, хозяйственные вопросы.

Поведали — рассказали, передали суть произошедшего.

повелели — приказали, отдали распоряжение,

корчага — горшок

восвояси — туда, откуда пришли, обратно.

Краткий пересказ

Летом 997 года печенеги осадили Белгород. Из-за этого в городе начался голод. И тогда жители собрали вече, на котором решили сдаться врагу.

Узнав об этом, один мудрый старец предложил такое решение: в один колодец поместить кисельную болтушку, из которой можно будет сварить кисель. В другой — разбавленный мед. Затем их нужно было показать печенегам. Женщинам повелели сделать болтушку, а мужчинам — копать колодец.

Сделав все так, как сказал старик, горожане пригласили к себе 10 лучших мужей из числа печенежского войска. Взамен были отданы заложники. Посетив город, печенеги отведали киселя и меда. Подумав, что колодцы обеспечивают целый город, они вернулись к своим, чтобы поведать о случившемся.

Так, войско печенегов решило отправиться восвояси, а Белгород оставить в покое.

Создание повести временных лет охватывает события на протяжении тысячелетий (библейские времена – 2000 лет до н.э. – 12 век н.э.). Множество сказаний (в том числе и сказание о белгородском киселе), заключающих в себе мудрость прошлых времен, не теряют актуальность и по сей день.

Православный портал

Народным преданием в летописи является «Сказание о юноше-кожемяке» (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и «не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу». И предложил печенежский князь Владимиру: «выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И послал Владимир глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?», но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен». В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал «тужить» Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. «И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста». Автор рассказывает, как «схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их» 1 .

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. «Сказание о белгородском киселе» — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе сильный голод… И затянулась осада города». Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. «И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”». Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой». На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане» 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Популярные сегодня пересказы

  • Учитель словесности — краткое содержание рассказа Чехова Никитин Сергей Васильевич молодой учитель двадцати шести лет. Он преподаёт уроки русского языка в городской гимназии. Никитин не в восторге от своей работы и не любит своих учеников, а они в свою очередь не считаются с учителем
  • Счастливый Принц — краткое содержание сказки Оскар Уайльд В одном городе стояла высокая колонна, увенчанная прекрасной статуей Счастливого Принца. Он был полностью позолочен, в рукояти его меча сверкал рубин, а глаза были сделаны из сапфиров.
  • Мальчик на велосипеде — краткое содержание рассказа Екимова Инженер — авиаконструктор Хурдин, едущий на родину впервые за пять лет, три из которых он прожил за границей, ждет на автостанции рейс на Большую Головку. Вспоминая прошлое, он не сразу же замечает своего давнего школьного
  • Гёте Гете — это писатель из Германии. Его творения производят большое впечатление. Его шедевры имеют философию и бессмертие. Как бы это странно не звучало. Этот человек был добрым, разбирался
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: