Василий жуковский

В. А. Жуковский «Вождю победителей»

Писано после сражения под Красным
Послание
О вождь славян, дерзнут ли робки струны
Тебе хвалу в сей славный час бряцать?
Везде гремят отмщения перуны,
И мчится враг, стыдом покрытый, вспять,
И с россом мир тебе рукоплескает…
Кто пенью струн средь плесков сих внимает?
Но как молчать? Я сердцем славянин!
Я зрел, как ты, впреди своих дружин,
В кругу вождей, сопутствуем громами,
Как божий гнев, шел грозно за врагами.
Со всех сторон дымились небеса;
Окрест земля от громов колебалась…
Сколь мысль моя тогда воспламенялась!
Сколь дивная являлась мне краса!
О старец-вождь! я мнил, что над тобою
Тогда сам Рок невидимый летел;
Что был сокрыт вселенный предел
В твоей главе, венчанной сединою.
Закон Судьбы для нас неизъясним.
Надменный сей не ею ль был храним?
Вотще пески ливийские пылали—
Он путь открыл среди песчаных волн;
Вотще враги пучину осаждали —
Его, промчал безвредно легкий челн;
Ступил на брег—руке его корона;
Уж хищный взор с похищенного трона
Вселенную в неволю оковал;
Уж он царей-рабов своих созвал…
И восстают могущие тевтоны,
Достойные Арминия сыны;
Неаполь, Рим сбирают легионы;
Богемец, венгр, саксон ополчены;
И стали в строй изменники сарматы;
Им нет числа; дружины их крылаты;
И норд и юг поток сей наводнил!
Вождю вослед, а вождь их за звездою,
Идут, летят—уж всё под их стопою,
Уж росс главу под низкий мир склонил…
О, замыслы! о, неба суд ужасной!
О, хищный враг!.. и труд толиких лет,
И трупами устланный путь побед,
И мощь, и злость, и козни — всё напрасно!
Здесь грозная Судьба его ждала;
Она успех на то ему дала,
Чтоб старец наш славней его низринул.
Хвала, наш вождь! Едва дружины двинул—
Уж хищных рать стремглав бежит назад;
Их гонит страх; за ними мчится глад;
И щит и меч бросают с знаменами;
Везде пути покрыты их костями;
Их волны жрут; их губит огнь и хлад;
Вотще свой взор подъемлют ко спасенью…
Не узрят их отечески поля!
Обречены в добычу истребленью,
И будет гроб им русская земля.
И окрылася, наш старец, пред тобою
Сия звезда, сей грозный вождь к бедам;
Посол Судьбы, явился ты полкам—
И пред твоей священной сединою
Безумная гордыня пала в прах.
Лети, неси за ними смерть и страх;
Еще удар — и всей земле свобода,
И нет следов великого народа!
О, сколь тебе завидный жребий дан!
Еще вдали трепещет оттоман —
А ты уж здесь! уж родины спаситель!
Уже погнал, как гений-истребитель,
Кичливые разбойников орды;
И ряд побед—полков твоих следы;
И самый враг, неволею гнетомый,
Твоих орлов благословляет громы:
Ты жизнь ему победами даришь…
Когда ж, свершив погибельное мщенье,
Свои полки отчизне возвратишь,
Сколь славное тебе успокоенье!..
Уже в мечтах я вижу твой возврат:
Перед тобой венцы, трофеи брани;
Во сретенье бегут и стар и млад;
К тебе их взор; к тебе подъемлют длани;
«Вот он! вот он! сей грозный вождь, наш щит;
Сколь величав грядущий пред полками!
Усейте путь спасителя цветами!
Да каждый храм мольбой о нем гремит!
Да слышит он везде благословенье!»
Когда ж, сложив с главы своей шелом
И меч с бедра, ты возвратишься в дом,
Да вкусишь там покоя наслажденье
Пред славными трофеями побед—
Сколь будет ток твоих преклонных лет
В сей тишине величествен и ясен!
О, дней благих закат всегда прекрасен!
С веселием водя окрест свой взор,
Ты будешь зреть ликующие нивы,
И скачущи стада по скатам гор,
И хижины оратая счастливы,
И скажешь: мной дана им тишина.
И старец, в гроб ступивший уж ногою,
Тебя в семье воспомянув с мольбою,
В семействе скажет: «Им сбережена
Мне мирная в отечестве могила».
«Его рука мне милых сохранила».
На пиршествах, в спокойствии семей,
Пред алтарем, в обители царей,
Везде, о вождь, тебе благословенье;
Тебя предаст потомству песнопенье.
1812 

Анализ стихотворения «Певец»

Рис. 1. В.А. Жуковский (Источник)

Начнем с «Певца», потому что на этом стихотворении удобнее всего показать своеобразие образа поэта, который возникает в творчестве Жуковского. Но сразу обнаружим странность, потому что речь идет не о певце, а все начинается с разговора о его могиле. Певец умер молодым (кстати, речь идет о друге детства Жуковского Андрее Тургеневе,  который умер от чахотки в юношеском возрасте). Но не нужно воспринимать историю в ее подлинном виде. Перед нами символическое и метафорическое обозначение невозможности поэту-певцу жить в реальном мире. Единственным выходом из этой невозможности становится его ранняя смерть. Само описание могилы певца, сама тема смерти в этом стихотворении развивается динамически. Вначале она возникает в качестве печальной и грустной:

В тени дерев, над чистыми водами

Дерновый холм вы видите ль, друзья?

Чуть слышно там плескает в брег струя;

Чуть ветерок там дышит меж листами;

На ветвях лира и венец…

Увы! друзья, сей холм – могила;

Здесь прах певца земля сокрыла;

Бедный певец!

Затем вдруг эта самая печальная могила оборачивается желанным сном могилы, и тогда становится понятным, что смерть для певца оказалась желанной, она оказалась единственным выходом, из его печальной жизни, которая описана чуть ниже:

Он дружбу пел, дав другу нежну руку, 

–Но верный друг во цвете лет угас;

Он пел любовь – но был печален глас;

Увы! он знал любви одну лишь муку;

Теперь всему, всему конец;

Твоя душа покой вкусила;

Ты спишь; тиха твоя могила,

Бедный певец!

И становится понятным, что самых важных и значительных ценностей в жизни: дружба, любовь, поэзия – уже не существует. Друга нет, от любви осталась только мука. Единственный ход, который остается, это смерть, которая оборачивается долгожданным покоем.

В этом смысле Жуковский со свойственной раннему романтизму философским отношением к делу создает образ певца как некого странника в земной жизни, цель которой не земное существование, а небесное. И, в конце концов, автор даст слово этому певцу, который пропоет свою прощальную песнь и объяснит, в чем трагедия его существования:

Здесь, у ручья, вечернею порою

Прощальну песнь он заунывно пел:

«О красный мир, где я вотще расцвел;

Прости навек; с обманутой душою

Я счастья ждал – мечтам конец;

Погибло все, умолкни, лира;

Скорей, скорей в обитель мира,

Бедный певец! 

Что жизнь, когда в ней нет очарованья?

Блаженство знать, к нему лететь душой,

Но пропасть зреть меж ним и меж собой;

Желать всяк час и трепетать желанья…

О пристань горестных сердец,

Могила, верный путь к покою,

Когда же будет взят тобою

Бедный певец?»

Только под финал стихотворения выясняется, что певец живет неземными идеалами: «Блаженство знать, к нему лететь душой» – но всякий раз обнаруживать невозможность достижения этого блаженства. Как напишет Жуковский в другом стихотворении «Путешественник», его герой ищет все небесное в земном, желая приобрести нечто такое, что в человеческом существовании невозможно. Перед нами возникает метафизический конфликт: недостижимый небесный идеал, к которому устремляется певец и никогда не может его найти, от чего тема смерти оборачивается здесь положительным звучанием: единственно возможным успокоением и покоем. Более того, этот певец молодой, но это хорошо, потому что его жизнь оказалась не исполнена совокупностью всех земных страданий. Кроме того, в стихотворении можно заметить и ярко выраженный описательный, пейзажный момент, не зря же Жуковский вошел в историю русской поэзии, русского романтизма как блестящий пейзажист, создав особый вариант этого пейзажа. Это не просто описание картины, это то, что называют «пейзажем души», когда одновременно этот пейзаж оказывается выражением внутренних переживаний лирического героя.

Анализ стихотворения «Певец» В. Жуковский

О чем поет «Певец» В. Жуковского?

Лирическая поэзия Василия Жуковского запомнилась в веках и стала одной из знаменательных вех в истории литературы. Ученик основателя русского сентиментализма Н. Карамзина создал запоминающийся образ несчастного эмоционального певца, разочаровавшегося в жизни еще в элегии под названием «Сельское кладбище». В произведении «Певец» автор уже раскрывает историю самого лирического героя.

Содержание стихотворения «Певец»

Произведение начинается с описания приятного пейзажа. Холм, подножие которого омывают речные воды, буквально дышит спокойствием и умиротворением. Легкий ветер и звучание живой природы напоминают звучание лиры. Однако в первой же строфе выясняется, что этот холм – могила, ставшая последним приютом одинокого певца. Отдельно стоит сказать о последней строчке каждой части «Бедный певец!». Жуковский повторяет ее так часто, стараясь подчеркнуть, что все надежды и чаяния лирического героя разрушены и жить ему незачем. Это эмоциональное восклицание рассказчика стало визитной карточкой автора. В среде творческой интеллигенции это было прозвищем Василия Андреевича. Второй отрывок рассказывает о характере певца – эмоциональном и нежном. Жизнь лирического героя оказывается не только короткой, но и «унылой». Он не находит счастья и видит успокоение только в смерти. В третьем отрывке говорится о том, почему певец так несчастен – его хороший и верный друг погибает в расцвете лет, а любовь не приносит взаимности. В следующих двух частях автор рассказывает о сладостном забвении, избавлении от болезненной и трудной жизни. Недаром сама могила награждается теплыми сравнениями, например, «обитель мира» — в ней лирический герой находит спасение. Более того – не смерть его настигает, он сам ищет гибели, чтобы избавиться от тягостных земных переживаний. Для него это не последнее пристанище, а теплый дом, в котором он навсегда сможет укрыться от всех разочарований. Окончание стихотворения снова описывает холм, в котором спокойно и печально лежит прах лирического героя. Больше он не ходит по земле, не поет своих песен, не оставляет своих следов – только тихие ветра иногда тревожат его сон. Предпоследняя строка: «И лира вторит им уныло» говорит о том, что страдания бедного певца сохранились только в его музыке, которую иногда исполняют.

Автобиографичность произведения

Заметный пессимизм произведения вполне оправдан – считается, что Жуковский писал о самом себе. Действительно, события, предшествующие написанию стихотворения, были для автора большим ударом. В начале умирает его приемная, а вскоре и настоящая мать. Поэт тяжело переживает эти потери. Не менее значимой трагедией для Василия Андреевича Жуковского становится смерть близкого друга. Андрей Тургенев умирает в Петербурге в возрасте 21 года. Причиной гибели становится неясная «горячка с пятнами». Эта смерть становится большой неожиданностью для всего его окружения. Более того, на любовном фронте ситуация также разворачивается неблагоприятно – он симпатизирует молодой девушке – Марии Протасовой. Несмотря на возможность частого общения, Василий Андреевич не имеет никаких шансов жениться на красавице. Вскоре та находит себе мужа и оставляет Жуковского в растерянности, разочаровании и одиночестве. Выразив все свои негативные эмоции и разочарование в жизни в произведении «Певец», В.А. Жуковский продолжил дело российских сентименталистов. Чувственная лирика поэта запоминается своей печалью, однако она не создает негативного послевкусия – после этих стихов больше хочется жить и бороться за свое счастье.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Литература 9: В. А. Жуковский. Певец во стане русских воинов

Литературные имена России: В. А. Жуковский

► Василий Андреевич Жуковский (1783—1852) — русский поэт, переводчик, основоположник романтизма в русской литературе, автор элегий и баллад, среди которых как переводные, так и оригинальные произведения, реформатор русской поэзии. В балладе «Светлана» (1812) впервые в русской литературе воплощён образ национальной героини.

С 1815 года В. А. Жуковский участник литературного объединения «Арзамас», боровшегося с архаическими традициями в русской словесности. В 1818 году В. А. Жуковский стал действительным членом Академии Российской.

Отмечая особую роль поэта в развитии русской литературы, критик В. Г. Белинский сказал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». ◄

Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов». Какому событию Отечественной войны 1812 года посвящено это стихотворение? Вспомните, кто ещё из русских поэтов писал об этом событии.

Работаем со словом

Родшие (устар.) — родители.Ратный (устар. и высок.): здесь — воин.Бранные (устар. и высок.) — военные.Супостат (устар. и высок.) — неприятель, противник, враг.Стезя (устар. и высок.) — путь, дорога.Длань (устар. и высок.) — рука, ладоньВо сретенье (устар.) — навстречу.Урна (устар.) — сосуд, ваза.Бразды (устар.) — конские удила, узда.Перун — в славянской мифологии: верховный бог-громовержец, покровитель князя и дружины.

Историко-культурный комментарий

► …наш бодрый вождь, / Герой под сединами — речь идёт о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове (1745—1813), знаменитом русском полководце, генерале-фельдмаршале, ученике и соратнике А. В. Суворова. Кутузов участвовал во многих военных кампаниях и проявил себя как талантливый военачальник.

17 (29) августа 1812 года он был назначен главнокомандующим русской армией, поскольку пользовался уважением и доверием не только среди офицеров и солдат, но и среди всего народа. Стал первым в истории России полным кавалером ордена Святого Георгия.

Лети ко прадедам, орёл, / Пророком славной мести — по верованиям многих древних народов, кружащий над войском орёл предвещал победу полководцу и его армии. Как писал в примечаниях к стихотворению сам В. А. Жуковский, «знамение сие не обмануло и нас на достопамятном Бородинском поле. Когда российский вождь устроивал полки свои, орёл пролетел над ним при радостных кликах воинов и был верным предтечею погибели врагов наших».

(Примечания В. А. Жуковского и Д. В. Дашкова ко второму изданию «Певца во стане русских воинов», май 1813 г.) ◄

Размышляем над прочитанным

Прочитайте полный текст стихотворения В. А. Жуковского

В чём отличие этого стихотворения от других известных вам произведений русских писателей и поэтов, посвящённых Бородинской битве?
Обратите внимание на особенность построения стихотворения: в нём на призывы Певца отвечают Воины. Как вы можете охарактеризовать образ Певца? Как вы думаете, в чём заключается смысл собирательного образа Воинов?
Каждый из куплетов Певец посвящает определённой теме

Назовите эти темы и прочитайте строки, в которых выражается отношение к ним Певца и Воинов.
Каким предстаёт в стихотворении Жуковского образ вождя? Назовите его имя и кратко расскажите о нём. В каких ещё произведениях русских писателей нарисован образ этого полководца? Что в них общего и чем они различаются?
Прочитайте заключительную строфу стихотворения, начинающуюся с картины рассвета. Кому она посвящена? Каким настроением проникнута?
* Найдите и прочитайте в стихотворении «Певец во стане русских воинов» пейзажные зарисовки. С какими событиями они связаны? Какие средства художественной выразительности используются в этих фрагментах?
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике к стихотворению Жуковского — картину «Русская кавалерия атакует французскую инфантерию. Бородино» Дениса Дайтона (1792—1827), современника этих событий. Какой момент этой битвы запечатлён на картине? Какие строки из стихотворения Жуковского подходят для описания этой картины и почему?

Круг чтения

► Жуковский В. А. Стихотворения.
В. А. Жуковский в воспоминаниях современников.
Немзер А. С. При свете Жуковского: очерки истории русской литературы.
Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. ◄

СОДЕРЖАНИЕ страницы:

Вы смотрели: Родная русская литература 9 класс. «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». В. А. Жуковский. Певец во стане русских воинов. Ознакомительная версия для покупки учебника «Александрова, Аристова, Беляева: Родная русская литература. 9 класс». Цитаты из учебника использованы в учебных целях.

Любовь на всю жизнь

В 1805-м Мария Григорьевна Бунина попросила Василия Андреевича стать учителем его сводных племянниц, 12-летней Маши и 10-летней Саши. К новому для себя делу Жуковский подошёл со всей ответственностью: через некоторое время сёстры бегло говорили по-французски и по-немецки, знали основы философии и математики. Мать девочек, Екатерина Афанасьевна, вместе с заботой об образовании Марии и Александры, испытывая недостаток средств, вынашивала мысль о выгодных партиях для дочерей, особенно старшей. Строя планы относительно дальнейшей судьбы Маши, она часто сетовала, что девочка плохо учится, а учитель уделяет ей слишком мало внимания. Порой доходило до настоящих конфликтов: Маша заливалась слезами в классе, а Жуковского отчитывали за то, что он слишком мягок и нетребователен к ученице.

Но причина робости Василия Андреевича была совсем иная — он влюбился в свою племянницу, а сказать об этом не решался. Жуковский осмелился просить руки Марии у Екатерины Афанасьевны, но та решительно отказала, заявив, что по родству этот союз невозможен. Более того, сводная сестра запретила брату даже упоминать о своих чувствах.

Любовь к Маше Жуковский пронёс через всю свою жизнь. Даже когда девушка вышла замуж за другого, она по-прежнему оставалась его музой. Образ Марии помогал поэту в творчестве, её портрет он всегда возил с собой.


Портрет М. А. Протасовой, сер. 1820-х. К.-А. Зенф. (ru.wikipedia.org)

Анализ стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов»

Стихотворение «Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковского – это уникальное явление для поэтической традиции начала XIX века. Оно имеет сравнительно простую структуру, в которой используется распространенная перекрестная рифма. Посвящено стихотворение Отечественной войне 1812 года – теме, являющейся центральной для многих произведений этого времени. Однако его содержание, необычный язык и образы стиха выделяют его из ряда подобных произведений.

В 1979 году исследователи выяснили, что самой первой публикацией стихотворения является отдельное издание, подготовленное А. И. Тургеневым и выпущенное Морской типографией в Санкт-Петербурге. Позже оно еще не раз будет переиздано и дополнено самим автором.

История написания этого произведения также весьма интересна и запутана. Первоначальный заголовок стихотворения «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине» указывает только на начало работы над «Певцом…». Черновой вариант, законченный 20 октября, содержал более 500 строк. В 1813 году Жуковский дополнил стихотворение еще 122-мя строками. До самого 1815 года автор, переосмысливая некоторые моменты, связанные с Отечественной войной, перерабатывает текст «Певца…».

Необходимость и возможность этих правок обусловлена содержанием и структурой стихотворения. Как отмечают критики, оно имеет открытое построение. Это означает, что строфы объединены сюжетом, но не связаны жестко друг с другом. Поэтому в текст можно добавить новые строки.

Главные темы произведения – воинская слава и защита Родины. Значительная часть стихотворения посвящена восхвалению ратных подвигов великих воинов прошлого и настоящего. Таким образом, «Певца…» можно было бы назвать одой. Но не все так просто с этим произведением. Обилие и глубина мыслей, которые развивает в нем автор, особая форма кантаты не позволяет однозначно определить жанр стихотворения. Это одновременно и ода, и элегия, и баллада, и героическая песнь, и поэма.

Первые строки произведения рисуют перед читателем картину военного лагеря. Бой окончен, войска разбрелись по своим станам. Зажглись огни, и усталые воины собрались у костров, чтобы перевести дух перед новым днем и новой битвой. И вот к костру выходит певец. Ударив по струнам, он заводит песнь о храбрости, доблести, о победах, о павших товарищах, о любви и славе, о славных предках и благодарных потомках. Воины вторят певцу и поднимают кубок с вином.

В этой балладе есть все, что поможет солдатам воспрянуть духом, обрести твердость. Тем, кто оплакивает смерть друга в бою, эта песнь утешит и подарит надежду на вечную жизнь в лучшем мире. Тем, кто сомневается, она укажет на достойную причину жертвовать собой в бою. Влюбленным эта песнь обещает скорую встречу с избранницами.

В первой части баллады певец воскрешает перед слушателями образы воителей прежних лет. Древние герои – князь Святослав, Дмитрий Донской, Петр I, Суворов и другие, словно встают вместе с ними в строй, вдохновляя их на свершения.

Затем автор прославляет царя и современных ему героев. Каждому видному полководцу (Раевский, Багратион, Тормасов, Платов и др.) достается яркий образ и слава.

Упоминание стольких грозных имен призвано не только поднять дух простых солдат, но и привести в трепет врага. Автор не называет врага, но обличает его подлость и обещает ему скорое возмездие.

Отдельного упоминания заслуживают и выдающиеся деятели культуры. Автор отдает дань уважения М. В. Ломоносову, Г. Р. Державину и др. Искусство, отчизна, любовь и дружба, по мнению певца, это то, за что почетно отдать жизнь.

Интересно, что в стихотворении используется лексика, архаичная даже для начала XIX века. Устаревшие слова («перуны», «могущий», «сретенье»), нетипичные ударения призваны подчеркнуть связь ушедших эпох и настоящего. Несмотря на то, что в это время уже используется огнестрельное оружие, автор называет снаряжение солдат шлемами и щитами, а их самих – ратниками. Эти метафоры также служат патриотической цели.

Нужно сказать, что эта высокая цель была достигнута. Самого Василия Андреевича заслуженно называют «певцом во стане русских воинов», стихотворение цитируют, оно становится основой для музыкальных произведений и прочно ассоциируется с подвигом русских солдат в Отечественной войне.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Сын пленной турчанки

Владельцем села Мишенское Тульской губернии был состоятельный помещик, образованный и начитанный отставной офицер Афанасий Иванович Бунин. После Русско-турецкой войны в его доме появилась новая служанка — захваченная в плен 16-летняя турчанка Сальха. Первое время хозяин проявлял к девушке неподдельный интерес, а после и вовсе потерял голову.

Тем временем в семье Буниных случилось горе — умер их единственный сын Иван. Жена Афанасия Ивановича, Мария Григорьевна, была в отчаянии. Морозным вечером в конце января 1783-го к хозяйке пришёл слуга и доложил, что турчанка родила сына. Досада и обида вновь захлестнули израненную душу Марии Григорьевны. Но спустя несколько минут она испытала совершенно другие чувства, решив, что новорождённый — Божье провидение, что Господь послал в их дом мальчика вместо умершего наследника. Свою фамилию и отчество ребёнку, наречённому Василием, дал крёстный отец, друг Бунина, украинский дворянин Андрей Григорьевич Жуковский.

С детства душа будущего поэта была настроена на лирический лад. В 7-летнем возрасте он написал свои первые стихи, а когда ему исполнилось 14, поступил в недавно открывшийся Благородный университетский пансион в Москве. Инспектор пансиона Антон Антонович Прокопович-Антонский, давний знакомый Буниной, задал мальчику несколько вопросов и по ответам определил уровень его знаний. Василий подходил по всем статьям. Через 4 года Жуковский блестяще окончил учёбу в пансионе. Проработав непродолжительное время в Москве, он вернулся в родное Мишенское, где решил посвятить себя литературному труду.


Портрет В. А. Жуковского, 1816 г. О. А. Кипренский. (Государственная Третьяковская галерея)

В те годы в русской литературе господствовал сентиментализм. Ярким представителем этого направления был английский поэт Томас Грей. Зная английский язык, Жуковский решил перевести его стихотворение «Сельское кладбище» на русский. Николай Карамзин, редактор популярного тогда «Вестника Европы», опубликовал работу начинающего поэта на страницах журнала. Так Жуковский заявил о себе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: