Гоголь «Мертвые души» очень краткое содержание
Краткое содержание «Мертвые души» Гоголь для читательского дневника:
Действие поэмы происходит в первой половине XIX века в глубинке Российской Империи.
Главный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков, отставной чиновник средних лет с приятной внешностью. Чичиков — хитрый, расчетливый и хладнокровный человек, который умеет расположить к себе любого человека. Чичиков приезжает в город N с целью купить “мертвые души”.
“Мертвые души” — это умершие крестьяне, которые числятся только на бумаге. Скупив “мертвые души”, Чичиков надеется разбогатеть не совсем законным путем. В городе N Чичиков знакомится с местными чиновниками, посещает балы и вечера. Хитрый и обходительный Чичиков очаровывает все “высшее общество” города.
Затем Чичиков посещает местных помещиков: Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. У всех, кроме Ноздрева, он приобретает “мертвые души”. Местные чиновники помогают Чичикову оформить документы на крестьян.
Никто в городе не догадывается, что Чичиков — аферист. Неожиданно помещица Коробочка разоблачает Чичикова: она рассказывает о “мертвых душах” своей знакомой. Вскоре весь город узнает, что Чичиков — аферист. От сильных волнений внезапно умирает прокурор. Тем временем Чичиков с простудой три дня не выходит из гостиницы. Наконец Ноздрев сообщает ему, что его афера раскрыта.
Чичиков собирает вещи и следующий день покидает гостиницу. По дороге из города он встречает похоронную процессию: жители хоронят прокурора. Чичиков без препятствий уезжает из города в неизвестном направлении.
Это интересно: «Ревизор» – комедия в пяти действиях, написанная Н. В. Гоголем в 1835 г. Чтобы составить свое впечатление о произведении, вы можете прочитать краткое содержание «Ревизора» по действиям и явлениям. В комедии рассказывается о том, как в уездном городе случайного проезжего принимают за ревизора из столицы.
Краткое содержание
Глава 1
Чичиков приезжает в город и поселяется в гостинице. Во время обеда выясняет у трактирщика, какие помещики в городе самые влиятельные. На приёме у губернатора лично знакомится с Маниловым и Собакевичем, и они приглашают Чичикова в гости. Павел Иванович посещает руководство города и приобретает прекрасную репутацию.
Глава 2
Чичиков навещает Манилова, выслушивает его чрезмерные любезности и просит продать мёртвых душ. Манилов крайне удивлён. Они договариваются заключить сделку в городе.
Глава 3
Чичиков едет к Собакевичу, но плохая погода заставляет его поискать ночлега. Павел Иванович останавливается у помещицы Коробочки. Ей Чичиков тоже предлагает продать мёртвых душ. Коробочка удивляется, но особенно печётся о том, как бы не продешевить.
Глава 4
По дороге Чичиков заезжает в трактир, где встречает Ноздрёва. Он навещает и его и также выступает с предложением продать мёртвых душ, но Ноздрёву это неинтересно — разве что сыграть на души в шашки. Но эта игра чуть не заканчивается потасовкой, и Чичиков уезжает, очень сожалея, что вообще связался с таким несерьёзным человеком.
Глава 5
Чичиков приезжает к Собакевичу, обедает у него. Продать мёртвые души Собакевич соглашается сразу — только торгуется. Для оформления сделки Чичиков и Собакевич также запланировали ближайшую встречу в городе.
Глава 6
После этого Чичиков приезжает к Плюшкину. Грязная полуразрушенная деревня, в которой живёт этот помещик, наводит тоску. На самого Плюшкина жалко смотреть: грязный, ободранный. Плюшкин охотно продаёт Чичикову мёртвые души (у него таких порядочно). Чичиков отправляется в гостиницу.
Главы 7-8
Чичиков оформляет сделки с Плюшкиным и Собакевичем. По всему городу распространяются известия о покупках Чичикова и его невиданном богатстве. Павла Ивановича везде охотно принимают. Но его тайну раскрывает Ноздрёв, громко сообщив на балу о мёртвых душах.
Глава 9
Коробочка, приехавшая в город, чтобы узнать уровень цен на мёртвых душ, тоже подтвердила информацию о Чичикове. Парадоксально, но в связи с этим распространилась информация, что Чичиков хочет похитить дочку губернатора. Павлу Ивановичу запретили приближаться к губернаторскому дому. Его фигура окутана тайной. Чтобы всё о нём выяснить, помещики решили собраться у полицмейстера.
Главы 10—11
Но собрания ничего не дали: Чичиков остался загадкой. Сам же Павел Иванович, когда понял, что его нигде не принимают, и узнал, что он подозревается в изготовлении фальшивых денег и планах похищения губернаторской дочки, поспешил покинуть город NN.
В конце первого тома рассказывается о детстве Чичикова и его жизни до скупки мёртвых душ.
Глава 9: Крах аферы
С утра одна знатная особа помчала на всех порах к подруге – она везет новость. Две дамы – Анна Григорьевна и Софья Ивановна — сплетничают о загадочном миллионщике Чичикове. Каждая из них высказывает своё мнение, упоминая в диалоге историю, которую рассказала Коробочка. Помещица жаловалась, что Чичиков обманул её, грубо с ней обращался, чуть ли не выломал ворота. Силой оружия он потребовал исполнить его волю. Более того, она рассказала о том, что он занимается покупкой мёртвых душ (описывая беседы сплетниц, автор показывает их суетность и глупость: их интересуют лишь наряды и слухи, и каждый рассказ они коверкают и преувеличивают. Каждая хотела заклеймить всех за то, что они влюбились в Чичикова, который оказался подлецом).
Вскоре весь город опять начал обсуждать Чичикова, но уже не как миллионщика, а как настоящего преступника. Ходили даже слухи о его намерениях похитить губернскую дочку. Девушку тут же заклеймили безнравственной и некрасивой манерной куклой. Люди разделились на две партии: дамы говорили о похищении и о том, что замешан Ноздрев. Мужчины полагали, что он – либо мошенник, либо присланный для тайной проверки чиновник. Пошло следствие: но ни слуги Чичикова, ни Собакевич с Маниловым ничего интересного не сообщили.
В итоге героя не впускали ни в один дом, его больше не звали на обеды, на балы. Вся компания собралась у полицмейстера, чтобы решить вопрос с Чичиковым. Дело осложнялось тем, что назначили в области нового генерала-губернатора, и что, судя по присланным бумагам, в их городе скрывались фальшивомонетчик и беглый разбойник. Может, Павел Иванович – не тот, за кого себя выдает?
Глава 3
Герой в отличном расположении духа направляется к Собакевичу. Погода испортилась. Дождь сделал дорогу похожей на поле. Чичиков понял, что они заблудились. Когда казалось, что положение становится невыносимым, послышался лай собак, и появилась деревня. Павел Иванович попросился в дом. Он мечтал только о тёплом ночлеге. Хозяйка не знала никого, чьи фамилии называл гость. Ему расправили диван, и он проснулся только на следующий день уже достаточно поздно. Одежда была вычищена и высушена. Чичиков вышел к хозяйке, он общался с ней более свободно, чем с прежними помещиками. Хозяйка представилась – коллежская секретарша Коробочка. Павел Иванович выясняет, не умирали ли у нее крестьяне. Коробочка говорит, что осьмнадцать человек. Чичиков просит их продать. Женщина не понимает, она представляет, как мертвецов выкапывают из земли. Гость успокаивает, объясняет выгоду сделку. Старушка сомневается, она никогда не продавала мертвых. Все доводы о пользе были понятны, но сама суть сделка удивляла. Чичиков про себя назвал Коробочку дубинноголовой, но продолжал убеждать. Старушка решила подождать, вдруг покупателей будет больше и цены выше. Разговор не получался, Павел Иванович начал ругаться. Он так разошелся, что пот катился с него в три ручья. Коробочке понравился сундук гостя, бумага. Пока оформляли сделку, на столе появились пироги и другая домашняя еда. Чичиков поел блинов, велел закладывать бричку и дать ему провожатого. Коробочка дала девчонку, но попросила не увозить ее, а то одну уже купцы забрали.
Глава первая
«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки.» В бричке сидел господин приятной наружности, не слишком толст, но и не слишком тонок, не красавец, но и не дурен собой, нельзя сказать, чтобы он был стар, но и слишком молодым он тоже не был. Бричка подъехала к гостинице. Это было очень длинное двухэтажное здание с нижним неоштукатуренным этажом и верхним, выкрашенным вечной желтой краской. Внизу были лавочки, в одном из окон помещался сбитенщик с самоваром из красной меди. Гостя встретили и повели показывать его «покой», обычный для гостиниц такого рода, «где за два рубля в сутки проезжающие получают … комнату с тараканами, выглядывающими отовсюду, как чернослив…» Вслед за господином появляются его слуги — кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати, с несколько крупными губами и носом.
Во время обеда гость задает трактирному слуге различные вопросы, начиная с того, кому раньше принадлежал этот трактир, и большой ли мошенник новый хозяин, заканчивая подробностями иного рода. Он подробно расспросил слугу о том, кто в городе председатель палаты, кто прокурор, не пропустил ни одного мало-мальски значительного лица, а также интересовался местными помещиками. От внимания приезжего не ускользнули и вопросы, касающиеся состояния дел в крае: не было ли болезней, эпидемий и иных бедствий. Пообедав, господин написал по просьбе трактирного слуги на листке бумаги свое имя и звание для уведомления полиции: «Коллежский советник Павел Иванович Чичиков». Сам же Павел Иванович отправился осмотреть уездный город и был удовлетворен, поскольку тот ничуть не уступал другим губернским городам. Те же заведения, что и везде, те же магазины, тот же парк с тоненькими деревьями, которые еще плохо принялись, но о котором писала местная газета, что «наш город украсился садом из ветвистых деревьев». Чичиков подробно расспросил будочника о том, как лучше пройти к собору, к присутственным местам, к губернатору. Затем он возвратился в свой номер в гостинице и, поужинав, улегся спать.На следующий день Павел Иванович отправился наносить визиты городским чиновникам: губернатору, вице-губернатору, председателю палаты, полицмейстеру и другим власть предержащим. Он нанес визит даже инспектору врачебной управы и городскому архитектору. Долго думал, кому бы еще засвидетельствовать свое почтение, но больше значительных лиц в городе не осталось. И везде Чичиков очень умело вел себя, каждому смог очень тонко польстить, следствием чего последовало приглашение от каждого чиновника к более короткому знакомству в домашней обстановке. О себе же коллежский советник избегал много говорить и довольствовался общими фразами.Более подробное знакомство Чичикова с чиновниками и помещиками этого города состоялось на вечеринке у губернатора. Павел Иванович быстро понял, как, и с кем, ему следует разговаривать, и вскоре уже сидел за карточным столом. И играл он азартно, так же, как и остальные, и спорил он в точности, как и его партнеры, но спорил как-то приятно. Например, говорил не «вы пошли», но «вы изволили пойти» и т. д. В общем, приезжий вызвал к себе живейший интерес. На этом же вечере познакомился он с помещиками Собакевичем и Маниловым, причем подробно расспросил о них все, вплоть до состояния дел в имении и количества крепостных душ. Манилов пригласил его к себе, на что Чичиков охотно согласился. Собакевич добавил: «И ко мне прошу». Чичиков получил много приглашений, и на следующий день он отправился на обед к полицмейстеру, где познакомился еще с одним помещиком по фамилии Ноздрев. Вслед за этим последовали посещения председателя палаты, городского прокурора, вице-губернатора, откупщика, городского головы, и других не менее важных в городе персон. Ни дня Павел Иванович не сидел дома, в гостиницу возвращался только для того, чтобы переночевать. И в каком бы обществе он ни появлялся, везде мог умело поддержать разговор на любую тему, говорил значимо, степенно, ни громко, ни тихо, а так, как следует. В результате в городе о нем составилось весьма приятное впечатление. Это мнение держалось довольно долго, пока одно странное предприятие гостя, или, как говорят в провинции, пассаж, не привело всех в совершеннейшее недоумение.
Экранизации
Великое произведение много раз было экранизировано.
Впервые — в 1909 году режиссёром Петром Чардыниным. Фильм-спектакль «Мёртвые души» Леонида Трауберга снят в 1960 году, на основе инсценировки Михаила Булгакова (1930). В 1969 году был снят фильм-спектакль Александра Белинского на Ленинградском телевидении.
В 70-х было снято два мультипликационных фильма по сюжету «Мёртвых душ» (Борис Степанцев).
Пожалуй, самый удачный вариант «Мёртвых душ» в кинематографе — фильм Михаила Швейцера с Александром Калягиным в главной роли (1984).
Павел Лунгин снял фильм по мотивам «Мёртвых и душ» (2005). В 2019 году состоялась вольная экранизация поэмы в телесериале «Гоголь». В сериале 2020 года (Г. Константинопольский) образы Гоголя введены в современную Россию.
Глава 8: Бал у губернатора
Чичиков стал знаменит на всю губернию, его покупки «сделались предметом разговоров». О нём говорят и чиновники, и дамы. Все обсуждают, сможет ли он освоиться в Херсоне, будут ли работать на совесть его крестьяне и т.д.
Тут автор описывает дам города, но ему это трудно дается: робость мешает. Они презентабельны, учтивы и знатоки по части этикета, однако же иногда ссорятся по пустякам, и тогда их мужья тоже пакостят друг другу. Внешне они богато одеты, имеют шикарный выезд. Нравственность у них ценится, за скандалы они без жалости бичуют провинившихся особ. Но тихие романы и интриги сходят с рук. Говорили они на смеси французского и русского, половину слов и вовсе выкинули из речи, чтобы ее облагородить. Эти дамы настолько увлеклись гостем, что накануне вечера скупили все дорогие ткани. Герою даже отправляют неподписанное любовное письмо. На балу он был в центре внимания – все были заинтересованы им, его приняли за миллионщика. Всюду его звали, хвалили, обнимали, щупали. Все захотели быть ему друзьями. Дамы застыли в тревожном ожидании, кого же он предпочтет. В зале было душно от духов и тесно от платьев. Сам он никак не мог разгадать, кто же ему написал. Все дамы облепили его, атаковали разговорами и намеками, он совсем потерял голову, но вдруг его окликнула губернаторша, и он увидел ее белокурую дочь. Вскоре он увлёкся этой шестнадцатилетней девушкой, которую встретил однажды, уезжая от Ноздрева. Он даже почувствовал неловкость юности, робость, когда стал увиваться за нею. Фантазия ударила ему в голову, и он уже хотел жениться на девушке.
Заметив это, дамы перестали ему оказывать внимание. Более того, негодование разлилось по залу, и женщины были обижены и настроены против Чичикова и его пассии
Колкие замечания и сплетни мгновенно уничтожили репутацию девушки. Однако все вокруг по-прежнему считали, что он купил живых крестьян, что он владелец крупного поместья. Случайно раскрывает тайну Чичикова пьяный Ноздрёв. На балу тот спрашивает героя о мёртвых крестьянах. Общество находится в замешательстве, а расстроенный Чичиков вскоре покидает светскую вечеринку. Пока еще сплетнику и вруну не поверили, но слухи поползли по всему городу.
В конце главы Чичиков клеймит балы, говоря, что они придуманы для женщин, чтобы натянули на себя тысячу рублей оброка или взяток мужей. А все ради того, чтобы пустить остальным бабам пыль в глаза. Грубо он отчитал и светских щеголей, которые лишь болтают попусту. Потом обрушился на Ноздрева с его пьяной откровенностью.
Но в это самое время, пока наш герой не спал и думал, в город приехала Коробочка, боясь, что продешевила с продажей душ, и желая узнать, почем нынче в городе этот товар.
Глава 3: Коробочка
Герой вместе со своим кучером Селифаном едет к Собакевичу. В это время герой думает о своей авантюре, а кучер говорит с лошадьми и упрекает особенно ленивого коня. Однако кучер, упрекая гнедого коня в «нечестной жизни», пропускает нужный поворот, да еще и гроза начинается. Захмелевший кучер перевернул бричку на повороте: хозяин упал в грязь. Так они случайно оказываются у помещицы Настасьи Петровны Коробочки. Служанка приняла их неохотно, с недоверием, но статус дворянина решил все проблемы: ворота отворились. Хозяйка – старушка в одетом наскоро чепце – сетовала, что нечем угостить гостя: ночь на дворе. Павел Иванович из ее ответов понял, что заблудился в глуши. Отдав белье в стирку, он лег спать.
Пред читателями образ скупой хозяйки, вечно что-то откладывающей «на чёрный день». Такие плачутся на бедность и неурожаи, а сами откладывают приличные суммы. Их хозяйство налажено, ничего не пропадает даром, даже старые капоты достаются дальним наследникам в хорошем состоянии.
Утром он увидел хорошо налаженное хозяйство (много скотины, большой огород, довольство крестьян, живших в крепких и обновленных избах, всего у нее 80 душ) и скромное убранство дома (картины с птицами, старые часы). Чичиков решил не скромничать, как в обращении с Маниловым
Обратив внимание на это, автор рассуждает о богатстве оттенков русского языка: начальник говорит с подчиненными, словно Прометей, но теми, кто выше по званию, лебезит, словно куропатка. Наш человек, в отличие от иностранца, говорит с окружением по-разному: с теми, у кого 200 душ, один тон, а с тем, у кого на сотню больше, другой
Чичикову нелегко было совершить с ней сделку. Собеседница даже предположила, что покупатель хочет выкопать крестьян из-под земли. Гость окончательно убедился, что помещица «крепколобая и дубинноголовая баба». Она боялась продешевить, так как никогда не имела дело с таким товаром. На все доводы собеседника она отвечала, что, когда понаедут купцы, она сверится с ценами, а пока продавать рано. В разговоре она жаловалась на бедность, неурожай, активно торговалась, так и не поняв, зачем гостю такой товар. В итоге Чичиков вышел из себя, разбил стул и упомянул чертей. Случайно он упомянул и про то, что якобы распоряжается казенными подрядами, и приехал, чтобы отыскать хорошего поставщика разных продуктов. Тут старуха начала заискивать перед чиновником, уж очень хотелось ей крупного заказа. Он пообещал купить также пеньки, муки, свиное сало, но позже. Согласившись продать Чичикову мёртвых крестьян, помещица долго переживала, не слишком ли мало она за них взяла.
Автор не спешит сильно корить героиню за глупость. Он рассуждает, что она недалеко ушла от благородных дам, которые так же невежественны, но ограничены набором модных тем, а не хозяйством.
Крепостная девчонка проводила бричку до большой дороги: Чичиков ехал к Собакевичу.
Краткая характеристика и образы героев
Всё повествование в поэме построено на подробном разборе образов чиновников на Руси и непростой жизни крестьянства. Из характеристик главных персонажей произведения складывается образ России XIX века.
- Образ главного героя, Павла Ивановича Чичикова, поэмы можно смело назвать представителем зарождающегося на Руси класса предпринимателей. Образ его многогранен, он качественно выделяется на фоне других персонажей своей деятельностью и активностью. Для всех он загадка — даже внешность Чичикова о нём мало говорит. И не красив и не уродлив, и не стар и не слишком молод… Нелегко понять и внутренний мир героя Гоголя. Он многолик, подстраивается под любого собеседника, что позволяет ему без особых усилий втереться в доверие к местным чиновникам и помещикам и моментально занять нужное ему положение в незнакомом обществе. Ещё с юных лет Чичиков научился получать выгоду с тех людей, которые побогаче его самого. Отец объяснил герою, что к деньгам нужно относиться очень бережно и ценить каждую копейку — эта вещь надёжнее всего. Чичиков с ранних лет уяснил, что именно деньги прокладывают путь ко всему желанному и необходимому в жизни. Всю свою карьеру герой зарабатывал денежные средства не честными путями. Активно пользуясь своими качествами: очаровательным обманом, возможностью при исполнении брать взятки и откаты, способностью умом продумывать всевозможные махинации. Любыми способами герой шёл к личному обогащению, игнорируя нормы морали и нравственности.
- Образом господина Манилова Гоголь охарактеризовал целый класс «сентиментальных» помещиков, которым свойственны мечтательность и отсутствие деятельности. Такого рода помещики не следят за хозяйством и ничем полезным не заняты. Манилов обходителен, добр и в общении достаточно приятный человек. Но он глуп, пуст и бездарен.
- Настасья Петровна Коробочка разительно отличается от Манилова. Она замечательная хозяйка и в её поместье царит идеальный порядок. Но на этом «хорошее» в помещице заканчивается. Коробочка не развита духовно и не стремится к этому. Всё, что ей волнует — быт и двор, на которых свет сошёлся клином. Гоголь с помощью характеристики этой героини раскрывает читателю целый «вид» ограниченных и бесперспективных людей.
- Гоголь причисляет Ноздрёва к помещикам, в которых нет серьёзности. Этот герой отличается энергичностью, но его энергия направлена на сиюминутные удовольствия, а не на развитие хозяйства. Ноздрёв игрок и пьяница, легкомысленный балагур с праздным отношением к жизни.
- Образ Михаила Семёновича Собакевича Гоголь ассоциирует с русским медведем. Он степенен, неповоротлив и силён. В нём видится что-то от дикого зверя. Он ценит не эстетику окружающего мира, а его надёжность. За этой грубой силой — суровый характер, ум и хитрость. Собакевич изворотливый помещик, который готов грядущим на Руси переменам и реформам.
- Плюшкин представляет в поэме самый необычный и интересный тип помещика. Это скупой старик, жадность которого распространяется не только на крепостных, но и на себя самого. Чрезмерная экономия сделала из помещика бедняка. Скупость и зацикленность на сохранении несуществующего добра не позволяют ему обрести главное в жизни — семью.
Главные герои
- Коллежский советник Павел Иванович Чичиков путешествует по России, приобретая у помещиков крестьян или души, которые уже скончались, но еще учитываются в качестве живых. Обаятельный авантюрист умеет найти подход к любому собеседнику и регулярно пользуется этим навыком в собственных интересах.
- Помещик Манилов первоначально производит самое приятное впечатление, но затем его манеры кажутся людям чрезмерно приторными. Мужчина не задумывается о реальных бытовых проблемах, постоянно мечтая о счастливом будущем.
- Вдова Настасья Петровна Коробочка самостоятельно ведет хозяйство в своем имении. Крайне скупая и недалекая дама помнит имена всех своих крестьян, она не ведет никакого учета имеющихся у нее душ.
- Михаил Семенович Собакевич выглядит весьма неуклюжим и громоздким, окружающим он нередко напоминает медведя. Помещик всегда и во всем стремится найти свою выгоду и без колебаний соглашается на предлагаемую Чичиковым аферу.
- Легкомысленный владелец поместья Ноздрёв никогда не задерживается дома. Мужчина любит развлечения и карточные игры, постоянные проигрыши нисколько не останавливают жизнерадостного помещика. Он нисколько не заботится о финансовых и семейных делах, думая только о собственных удовольствиях.
- Пожилой помещик Плюшкин из-за своей невероятной скупости не обращает внимания даже на свой внешний вид. Он не в силах расстаться с имеющимися у него полностью устаревшими и ненужными вещами, мужчина давно не вспоминает об обычных человеческих чувствах и радостях.
- Кучер Чичикова Селифан нередко употребляет спиртные напитки, в пути он нередко отвлекается от дороги. При этом Селифан увлекается размышлениями о вечной жизни и философскими рассуждениями.
Основные персонажи поэмы
Главные герои:
Павел Иванович Чичиков — главный герой поэмы, коллежский советник средних лет. Путешествует по России с целью скупки мёртвых душ, умеет найти подход к каждому человеку, чем постоянно пользуется.
Другие персонажи:
- Манилов — помещик, уже немолод. В первую минуту думаешь о нём только приятное, а после — уже не знаешь, что и думать. Его не заботят бытовые трудности; живёт с женой и двумя сыновьями, Фемистоклюсом и Алкидом.
- Коробочка — пожилая женщина, вдова. Живёт в маленькой деревни, сама ведёт хозяйство, занимается продажей продуктов и меха. Скупая женщина. Имена всех крестьян знала наизусть, письменного учёта не вела.
- Собакевич — помещик, во всём ищет выгоду. Своей массивностью и неуклюжестью напоминал медведя. Соглашается продать Чичикову мёртвые души ещё до того, как тот заговорил об этом.
- Ноздрёв — помещик, который ни дня не может усидеть дома. Любить кутить и играть в карты: сотни раз он проигрывался в пух и прах, но всё равно продолжал играть; всегда был героем какой-либо истории, да и сам мастер рассказывать небылицы. Его жена умерла, оставив ребёнка, но Ноздрёва семейные дела вовсе не заботили.
- Плюшкин — необычный человек, по внешнему виду которого тяжело определить к какому сословию он относится. Чичиков сначала принял его за старую ключницу. Живёт один, хотя раньше в его имении кипела жизнь.
- Селифан — кучер, слуга Чичикова. Много пьёт, часто отвлекается от дороги, любит размышлять о вечном.
Глава 10: Следствие
Собравшись у «благодетеля города», жители пытаются отгадать, что из себя представляет Чичиков. Все боялись, что это ревизор, и перспектива проверки заставила господ похудеть. Все упрекали друг друга в нечестности и в том, что им легче живется. В итоге возникла версия, что Чичиков – капитан Копейкин.
В этой главе представлена повесть о капитане Копейкине. Это история о бедном честном военном, который стал жертвой несправедливости. Он вернулся с боев инвалидом, и Капитану Копейкину не хватало денег ни на жильё, ни на еду. Он решил обратиться за помощью к властям. После долгих безрезультатных попыток поговорить с генералом, он напрямую прошёл к нему в приёмному. Копейкину пообещали исправить ситуацию, но когда царь приедет. Он отказался уходить, его вывели насильно. После этого его никто не видел, но в лесах появилась шайка разбойников под его руководством. Но вот незадача: у героя ни руки, ни ноги, а Чичиков целый.
Потом подумали, что гость смахивает на Наполеона, каждый про себя подумал, что это, может, и правда. В те времена люди считали, что Бонапарт – воплощение чудовища заморского, настоящий Антихрист. Но и эта версия не прижилась. Тогда пошли к Ноздреву. Автор удивляется, что все знают, что он лгун, но при первом же случае пошли к нему. Он сравнивает чиновников города с человеком, который всю жизнь избегал и боялся докторов, зато охотно лечился у знахарки, которая лечит плевками да криками.
Сам Ноздрев 4 дня не выходил из дома и избрал затворничество, чтобы выбрать удачную карту, на которую будет впредь полагаться в играх. Он планировал так сидеть 2 недели, но согласился на приглашение в ожидании хорошей партии.
Помещик еще больше запутал сограждан. Он сочинил небылицу, что Чичиков учился с ним в одной школе, что он – фальшивомонетчик, что ему и вправду нужно украсть дочку губернатора
Он признался, что помогал ему, и даже назвал точные подробности несуществующей авантюры из простого желания привлечь всеобщее внимание. Убедившись, что он врет, обитателю города еще больше запутались
Прокурор даже умер от натуги.
Все это время Чичиков болел флюсом и страдал от боли в горле. Как только он вылечился, он, удивленный, что его никто не навестил, пошел к приятелям, но его либо не принимали, либо принимали так странно, что он начал опасаться за их психическое здоровье.
Приехал к нему Ноздрев и рассказал, что все в городе считают его фальшивомонетчиком, и только сам помещик выгораживал друга. Потом он упрекнул его в затее о похищении дочки губернатора, предложил помощь за то, что тот даст ему в долг 3.000 рублей. Чичиков испугался, выпроводил гостя и решил наутро уехать.
Глава 1
В город без названия въезжает бричка. Ее встречают болтающие ни о чем мужики. Они рассматривают колесо и пытаются вычислить, сколько оно сможет проехать. Гостем города оказывается Павел Иванович Чичиков. Он приехал в город по делам, о которых нет точного сведения – «по своим надобностям».
Молодой помещик имеет интересную внешность:
- узкие короткие панталоны из белой канифасовой ткани;
- фрак под моду;
- булавка в виде бронзового пистолета.
Помещик отличается невинным достоинством, он громко «высмаркивается», как труба, от звука пугаются окружающие. Чичиков поселился в гостинице, расспросил о жителях города, но ничего не рассказал о себе. В общении сумел создать впечатление приятного гостя.
На другой день гость города посветил визитам. Он сумел для каждого подобрать доброе слово, лесть проникла в сердце чиновников. В городе заговорили о приятном человеке, посетившем их. Причем очаровать Чичиков сумел не только мужчин, но и дам. Павла Ивановича пригласили помещики, бывшие в городе по делам: Манилов и Собакевич. На обеде у полицмейстера он познакомился с Ноздрёвым. Герой поэмы сумел произвести приятное впечатление на всех, даже на тех, кто редко о ком-то отзывался положительно.
К читателю от сочинителя
Поэма, как и роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», начинается с обращения автора к своему читателю. Н.В.Гоголь объясняет основную «задачу», которую он поставил перед Чичиковым, пред произведением в целом –
Он уверяет, что лучшие характеры будут в других частях. Также автор требует от читателей взаимодействия – он заявляет, что будет признателен тому, кто выразит свое мнение по поводу произведения, сможет указать на неудачные моменты в тексте. Мало одной жизни, чтобы узнать хоть сотую часть того, что происходит в России. Но ради «правды дела», а не ради красного словца задумал он написать эту книгу, поэтому помощь каждого человека понадобится ему, даже необразованного. Так он рассчитывает лучше узнать Русь, чтобы написать другие части.
В конце он благодарит всех критиков и журналистов за отзывы.
Время и место событий
Определённое время в поэме не указано, но выявляются некоторые временные приметы. В них, однако, есть противоречие. Например, есть указание, что действие происходит в скором времени после изгнания Наполеона из России, а значит, никак не раньше 1813 года. Предположение, что Чичиков есть не кто иной, как переодетый Наполеон, наводит на мысль о периоде 1815–1821 гг.: от водворения императора на о. Святой Елены до кончины его.
Упоминание «жандармского офицера» с функциями полицейского подсказывает, что события происходят в 1827 году, так как корпус жандармов появился в России в 1826 году, а в 1827-м он стал выполнять назначение политической полиции.
Периодическое издание «Ведомости», встречающееся в тексте произведения, ещё больше приближает описываемые события к читателю, поскольку «Губернские ведомости» появились в российской печати с 1838 года.
Место действия — среднерусский губернский город NN, весьма отдалённый от столицы, и провинциальные поместья
Глава 7
Чичиков выспался и отправился в палаты, чтобы оформить собственность на купленных крестьян. Для этого он стал переписывать бумажки, полученные от помещиков. У мужиков Коробочки были свои имена. Опись Плюшкина отличалась краткостью. Собакевич расписывал каждого крестьянина с подробностью и качествами. У каждого шло описание отца и матери. За именами и прозвищами стояли люди, их пытался представить Чичиков. Так занимался бумагами Павел Иванович до 12 часов. На улице он встретил Манилова. Знакомые застыли в объятиях, которые длились более четверти часа. Бумага с описью крестьян была свернута в трубочку, связана розовой лентой. Список был оформлен красиво с витиеватой каемкой. Взявшись под руки, мужчины отправились в палаты. В палатах Чичиков долго искал нужный ему стол, затем аккуратно дал взятку, отправился к председателю за приказом, разрешающим завершить сделку быстро. Там он встретил Собакевича. Председатель отдал распоряжения собрать всех нужных для сделки людей, отдал приказ о быстром ее завершении. Председатель поинтересовался, зачем Чичикову крестьяне без земли, но сам же и ответил на вопрос. Люди собрались, покупка завершилась быстро и удачно. Председатель предложил отметить приобретение. Все направились к дому полицмейстера. Чиновники решили, что им обязательно нужно женить Чичикова. В ходе вечера он перечокался со всеми не по одному разу, заметив, что ему пора, Павел Иванович уехал в гостиницу. Селифан и Петрушка, как только барин уснул, пошли в подвал, где пробыли почти до утра, вернувшись, разлеглись так, что сдвинуть их было невозможно.
Глава пятая
Бричка Чичикова наезжает на карету, что вызывает небольшую задержку. Симпатичная девушка, примеченная Павлом Ивановичем, позже окажется губернаторской дочкой. Герой подъезжает к огромной деревне Собакевича (вот его характеристика), в его доме все имеет внушительные размеры, как и сам хозяин, которого автор сравнивает с неуклюжим медведем. Особенно характерна деталь: массивный грубо сколоченный стол, который отражает нрав хозяина.
Помещик грубо отзывается обо всех, о ком говорит Чичиков, вспоминая о Плюшкине, у которого без конца умирают крепостные из-за скупости хозяина. Собакевич спокойно назначает высокую цену за умерших крестьян, сам начинает говорить о продаже. После долгих торгов Чичикову удается купить несколько душ. Бричка отправляется к помещику Плюшкину.
Анализ произведения
История создания
Годы написания «Мёртвых душ»: 1835–1842. Год публикации первого тома — 1842. Принято считать, что сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин.
Проблематика
- Препятствие развитию России
- взяточничество и казнокрадство чиновников;
- паразитизм, инфантильность дворянства;
- рабское положение крестьян.
- Безнравственность многих представителей высшего сословия (помещиков, служилого дворянство, занимающего посты крупных чиновников).
- Жестокость, закрепившаяся в сознании большинства обыденностью: людей продают, проигрывают в карты.
Идея
Идея произведения первоначальная — показать Русь в целом. В ходе работы Гоголь идею сузил до обличения общественных нравов, пошлости и бездуховности помещичьего сословия. Цель Гоголя — не просто обличить пороки, но заставить людей посмотреть на себя со стороны, помочь им увидеть, как они грубы, мелочны, неинтересны и безнравственны.
Композиция
Композиуия первого тома кольцевая, так как в начале и в конце повествования Чичиков едет в бричке. В начале он въезжает в город NN, в конце — срочно выезжает из него после всего случившегося.
В композиции выделяется три звена:
- портретные главы (2–6), в них даны типы помещиков;
- город и чиновники (1,7–10 главы), описываются хлопоты с оформлением купчих, слухи в городе о Чичикове;
- предыстория главного героя (11 глава).
Жанр
Жанр, по определению автора, — поэма в прозе. Большинство литературоведов склонны считать «Мёртвые души» романом.
Поначалу Гоголь замыслил написать «Мёртвые души» в жанре авантюрно-плутовского романа. Желание придать произведению историческую правдивость побудило автора задуматься о реалистическом методе. Юмор, ирония и сатира на страницах «Мёртвых душ» дают право назвать роман комедией. Множество лирических отступлений, богатство русского языка придают редкую поэтичность прозаическому тексту. Автор справедливо назвал своё произведение поэмой.
Главная мысль поэмы
В седьмой главе Чичиков задумывается, какими были умершие люди, им купленные. Он мысленно оживляет их, даёт волю фантазии. В этом вопросе приоткрылась душа Чичикова. Автор предполагает её очищение. Значит, каждый может воскреснуть душой. Возможность нравственного возрождения мёртвой души — главная мысль поэмы.
Более масштабно — Гоголь верил в Россию, её будущее связывал с нравственным воскресением народа. Писатель отмечает духовную силу крестьянского характера, отдаёт дань уважения человеку труда, несмотря на то, что произведение посвящено афере Чичикова, его близости к порочному чиновничеству. Описание негативных сторон жизни и нравов преследует цель высмеивания и осуждения мёртвых душ, что поможет читателю подняться выше, а с ним и всей стране.