Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата
В «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат сам называет себя свирепым чудовищем. Он властный и хладнокровный, но одинокий и замкнутый человек, оттого, что все боятся его. Пилат утратил веру в людей настолько, что любит и доверяет только своему псу.
В диалоге Иешуа и Понтия Пилата противопоставлено ощущение свободы героев. Бродячий философ, несмотря на беззащитность и положение узника, свободен в своих высказываниях и суждениях. Облеченный властью и высоким положением прокуратор труслив, ему страшно потерять то, что у него есть. Его руки не связаны, но он зависим и несвободен. Статус римского наместника поработил его, заставляя жить в ненавистной стране, выполнять тягостные обязанности. Даже наедине, удалив стражу и секретаря, он боится высказать свои мысли, ему по должности позволено лишь выкрикивать хвалы прекрасной власти императора Тиберия.
Допрос Понтия Пилата вырастает в философский диалог с Иешуа об истине и вере, о добре и зле, свободе и власти. Сначала прокуратор думает, что перед ним просто сумасшедший, мечтает поскорее закончить дело и повесить этого странного человека. Но банальные и простодушные ответы оборванца заставляют задуматься. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.
На вопрос, что такое истина, он получает не какое-то философское умозаключение, а простой ответ. Истина – в том, что у Пилата болит голова, поэтому арестант является невольным его палачом, ибо то, что прокуратор пытается скрыть от окружающих, изображая из себя всемогущего правителя, мучает его, и он не в силах от этого избавиться. Болезнь Пилата — гемикрания, при которой болит половина головы, — символ душевного раскола, дисгармонии. Пилат думает одно, а вынужден говорить другое. Не имея возможности высказаться открыто, Понтий Пилат пытается спасти Иешуа подсказками, произнося растянуто слово «не», мимикой и взглядом намекая, как следовало бы отвечать, чтобы сохранить свою жизнь. Арестованному ясны эти намеки, но он предпочитает правду, которую «говорить легко и приятно».
Основная идея романа
В кратком содержании романа “Мастер и Маргарита” четко прослеживается тема всепоглощающей любви, готовой на все, даже на сделку с Сатаной. Мастер и Маргарита связывают две сюжетные линии.
Автор демонстрирует пороки человечества, сосуществование добра и зла, переплетение этих полярных качеств в каждом человеке, которые не возможны друг без друга (на примере Понтия Пилата, Бездомного, Маргариты).
Творчество в романе мастера существует и остается в мире только благодаря любви Маргариты. Литераторы, которые не имеют никаких чувств, кроме жажды наживы и выслужиться, не пишут гениальных произведений.
Образы и описания действующих лиц в кратком содержании романа непривычны и наталкивают на мысли о грехе и святости, о ненависти и счастье. О том, что истинная любовь способна победить любые обстоятельства.
Воланд
Воланд романа появляется в Москве, на Патриарших прудах, «в час небывало жаркого заката». Эта деталь разом отсылает знатока к библейской фразе из пророчеств Малахии: «Ибо вот, придет день, пылающий, как печь». День Страшного суда.
Каждый шаг Воланда отмечен исключительным богатством скрытых значений. Во-первых, сегодня вечер 1 мая 1929 года, столица мирового пролетариата отмечает День международной солидарности трудящихся. Но ни Булгаков, ни Воланд демонстративно не замечают праздника. Сатана примчался в Москву прямиком с вершин холодного Брокена, где накануне, 30 апреля, проходил великий шабаш. Все данные реалии давно открыты знатоками романа, но вскрывать эту конспирологию в народном сериале вовсе не обязательно. За некоторым исключением.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Мастер и Маргарита…
ModernLib.ru›Булгаков Михаил Афанасьевич›Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита. Москва 1984. Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями…
***
***
***
***
***
*** Мастер и Маргарита. Булгаков.
*** Мастер и Маргарита. Булгаков.
*** Мастер и Маргарита. Булгаков.
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 004
*** Мастер и Маргарита. Булгаков.
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 006
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 007
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 008
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 009
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 010
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 011
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 012
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 013
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 014
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 015
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 016
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 017
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 018
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 019
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 020
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 021
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 022
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 023
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 024
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 025
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 026
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 027
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 028
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 029
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 030
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 031
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 032
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 033
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 034
*** Мастер и Маргарита. Булгаков. 035
***
***
*** *** ПОДЕЛИТЬСЯ
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
… ***
***
***
***
***
Оригинал взят у в Дом Пашкова …
***
***
***
***
***
Взято с сайта Сергея Литвинова
Евгений Гритчин
Художник Евгений Гритчин на протяжении многих лет работает над циклом иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» (и, кстати, к «Фаусту» тоже).
Пока булгаковский цикл не закончен, широкой публики известно лишь несколько его работ.
Строго говоря, в интернете долгое время можно было найти лишь две из них.
Но благодаря любезности художника, приславшего мне еще две иллюстрации, доступных нам работ стало вдвое больше.
А затем было еще одно письмо, так что коллекция, хоть и по крупицам, продолжает разрастаться.
Итак, всего несколько иллюстраций, зато какие!
… Читать дальше »
***
***
***М.А.Булгаков, Мастер и Маргарита, Прощание и вечный приют Читать дальше
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Образ Иешуа Га-Ноцри. Сопоставление с Евангельской основой
Булгаков, выросший в семье преподавателя Духовной академии, обладал серьезными познаниями Священного писания и истории религии. Несоответствия в сравнении образа Иешуа и евангельского Иисуса не случайны. У бродячего философа нет упоминания о матери, отец был сирийцем. Не было и учеников, кроме Левия Матвея. Значит, Иуда в «Мастере и Маргарите» был скорее провокатором, а не предателем. Иешуа моложе, ему 27 лет, он одинок и не понят людьми. На допросе малодушно просит отпустить его, в нем нет убежденности в принесении жертвы для искупления грехов.
Автор умышленно деканонизировал героя. Иешуа Га-Ноцри — добрый человек, но не Богочеловек, а литературный персонаж, олицетворяющий добро. Его сознание не отягощено условностями или предрассудками, он свободен и чист духовно. В каждом человеке он видит прежде всего доброе и светлое начало, для него нет злых людей, обстоятельства и горе делают людей таковыми. Потому Иешуа способен простить любого. Милосердием врачует Пилата, дарует прощение за его трусость.
Иешуа увидел в прокураторе не чудовище, а одинокого и страдающего человека, и Понтий Пилат тоже увидел человека в безликой презренной черни, хотя не раз таких отправлял на казнь. Иешуа искренне верит в то, к чему прокуратор относится скептически, тем не менее, наивная мудрость философа оказалась убедительней трезвого и практического ума Пилата.
В Новом завете прокуратор Иудеи Понтий Пилат, прославившийся как отважный воин и жестокий правитель, трижды отказывался предать смерти Иисуса, на которой упорно настаивали соперник Понтия Пилата первосвященник Каифа и Синедрион. Однако под давлением толпы Пилат вынужден был уступить. После смещения с должности, о его судьбе почти ничего неизвестно. Существуют легенды, что умер Понтий Пилат, покончив жизнь самоубийством. Так в истории Иисус и Понтий Пилат навечно связаны.
Так же неразлучны персонажи романа «Мастер и Маргарита». Двенадцать тысяч лун одинокий прокуратор страдает, ненавидит свою участь и славу, охотно бы поменялся судьбой с оборванцем Левием Матвеем. Пилат получает прощение, раскаявшись в самом страшном для себя грехе. Мастер заканчивает свой роман фразой: «Свободен! Он ждет тебя!». Иешуа и Пилат встречаются, чтобы вечно беседовать друг с другом, уходя по лунной дорожке. Дарованная прокуратору свобода в конце романа означает, что он может теперь не прятать мысли и быть самим собой.
Ершалаимские главы являются философской основой и идейным стержнем для понимания содержания всего романа «Мастер и Маргарита».
Словарь
1. Ершалаим – иудейское название Иерусалима.
2. Нисан – у древних иудеев обозначение первого месяца библейского года, приблизительно март — апрель.
3. Прокуратор – государственная должность управителя провинции Римской империи.
4. Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат – правитель и наместник римского императора Тиберия в Иудее с 26 по 36 г н.э. Всадник – аристократическое сословие в Римской империи.
5. Гемикрания – заболевание, симптомом которого являются приступы головной боли.
6. Синедрион – высший религиозный и судебный орган в Иудее.
7. Хитон – длинная рубаха без рукавов.
8. Кентурион – командир римского отряда.
9. Марк Крысобой – командующий кентурией, приближенный Понтия Пилата.
10. Бич – длинная плеть, свитая из кожаных ремней, орудие наказания.
11. Игемон – обращение к предводителю, вождю.
12. Иешуа – древнееврейское имя, означает «спасение Бога», Га-Ноцри – «из Назарета».
13. Сборщик податей – человек, собирающий налоги в государственную казну.
14. Иуда – человек, написавший донос на Иешуа.
15. Кесарь – титул римских правителей.
16. Каифа – иудейский первосвященник, возглавлявший Синедрион.
17. Ала – римская конница, эскадрон.
18. Когорта – пехотное подразделение римской армии.
19. Кентурия – отряд из ста человек.
20. Император Тиберий – правитель Римской империи 42 г. до н.э. – 37г.н.э.
21. Деканонизировать – лишить святости.
22. Презренная чернь – презираемые простолюдины, толпа.
Основные персонажи романа
В кратком пересказе романа участвуют следующие персонажи.
Главные герои
- Воланд — князь тьмы. Представляется консультантом по черной магии, проводит театральные представления.
- Мастер — его имя не раскрывается. Писатель-романист, создавший роман про Понтия Пилата.
- Маргарита — красавица, замужняя дама, любовница мастера. Умна, бескорыстна.
- Иван Бездомный — молодой поэт. Работает по заказу власть имущих, пишет антирелигиозные произведения.
- Коровьев — демон. Его настоящее имя Фагот. Старший помощник Воланда.
- Азазелло — подручный Сатаны. Песчаный демон отталкивающей внешности (торчит клык, бельмо на глазу, волосы торчат).
- Бегемот — полукот-получеловек. Шутник и балагур, но не всегда безобиден.
- Понтий Пилат — судья иудейский. Труслив, но совестлив.
- Иешуа Га-Ноцри — бродяга-философ. Мудрый, справедливый.
Второстепенные персонажи
- Гелла — помощница-вампирша.
- Левий Матвей — верный последователь Иешуа.
- Берлиоз — литератор, лидер собраний.
- Никанор Босой — руководитель жилого дома литераторов.
- Варенуха — администратор в театре.
- Лиходеев — театральный директор.
https://youtube.com/watch?v=5sllfE1bAlM
https://youtube.com/watch?v=SDVBU96KtZM