Литература

Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата

В «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат сам называет себя свирепым чудовищем. Он властный и хладнокровный, но одинокий и замкнутый человек, оттого, что все боятся его. Пилат утратил веру в людей настолько, что любит и доверяет только своему псу.

В диалоге Иешуа и Понтия Пилата противопоставлено ощущение свободы героев. Бродячий философ, несмотря на беззащитность и положение узника, свободен в своих высказываниях и суждениях. Облеченный властью и высоким положением прокуратор труслив, ему страшно потерять то, что у него есть. Его руки не связаны, но он зависим и несвободен. Статус римского наместника поработил его, заставляя жить в ненавистной стране, выполнять тягостные обязанности. Даже наедине, удалив стражу и секретаря, он боится высказать свои мысли, ему по должности позволено лишь выкрикивать хвалы прекрасной власти императора Тиберия.

Допрос Понтия Пилата вырастает в философский диалог с Иешуа об истине и вере, о добре и зле, свободе и власти. Сначала прокуратор думает, что перед ним просто сумасшедший, мечтает поскорее закончить дело и повесить этого странного человека. Но банальные и простодушные ответы оборванца заставляют задуматься. Пилат изумляется, что арестант не боится отвечать ему прямо и правдиво, и понимает, что его собеседник – философ.

На вопрос, что такое истина, он получает не какое-то философское умозаключение, а простой ответ. Истина – в том, что у Пилата болит голова, поэтому арестант является невольным его палачом, ибо то, что прокуратор пытается скрыть от окружающих, изображая из себя всемогущего правителя, мучает его, и он не в силах от этого избавиться. Болезнь Пилата — гемикрания, при которой болит половина головы, — символ душевного раскола, дисгармонии. Пилат думает одно, а вынужден говорить другое. Не имея возможности высказаться открыто, Понтий Пилат пытается спасти Иешуа подсказками, произнося растянуто слово «не», мимикой и взглядом намекая, как следовало бы отвечать, чтобы сохранить свою жизнь. Арестованному ясны эти намеки, но он предпочитает правду, которую «говорить легко и приятно».

Основная идея романа

В кратком содержании романа “Мастер и Маргарита” четко прослеживается тема всепоглощающей любви, готовой на все, даже на сделку с Сатаной. Мастер и Маргарита связывают две сюжетные линии.

Автор демонстрирует пороки человечества, сосуществование добра и зла, переплетение этих полярных качеств в каждом человеке, которые не возможны друг без друга (на примере Понтия Пилата, Бездомного, Маргариты).

Творчество в романе мастера существует и остается в мире только благодаря любви Маргариты. Литераторы, которые не имеют никаких чувств, кроме жажды наживы и выслужиться, не пишут гениальных произведений.

Образы и описания действующих лиц в кратком содержании романа непривычны и наталкивают на мысли о грехе и святости, о ненависти и счастье. О том, что истинная любовь способна победить любые обстоятельства.

Воланд

Воланд романа появляется в Москве, на Патриарших прудах, «в час небывало жаркого заката». Эта деталь разом отсылает знатока к библейской фразе из пророчеств Малахии: «Ибо вот, придет день, пылающий, как печь». День Страшного суда.

Каждый шаг Воланда отмечен исключительным богатством скрытых значений. Во-первых, сегодня вечер 1 мая 1929 года, столица мирового пролетариата отмечает День международной солидарности трудящихся. Но ни Булгаков, ни Воланд демонстративно не замечают праздника. Сатана примчался в Москву прямиком с вершин холодного Брокена, где накануне, 30 апреля, проходил великий шабаш. Все данные реалии давно открыты знатоками романа, но вскрывать эту конспирологию в народном сериале вовсе не обязательно. За некоторым исключением.

Булгаков Михаил Афанасьевич. Мастер и Маргарита…

ModernLib.ru›Булгаков Михаил Афанасьевич›Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита. Москва 1984. Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями…

***   

***

***

***  

***

***                Мастер и Маргарита. Булгаков.

***    Мастер и Маргарита. Булгаков.

***       Мастер и Маргарита. Булгаков.

***           Мастер и Маргарита. Булгаков. 004

***     Мастер и Маргарита. Булгаков.

***            Мастер и Маргарита. Булгаков. 006  

***           Мастер и Маргарита. Булгаков. 007

***         Мастер и Маргарита. Булгаков. 008

***           Мастер и Маргарита. Булгаков. 009

***            Мастер и Маргарита. Булгаков. 010

***  Мастер и Маргарита. Булгаков. 011

***   Мастер и Маргарита. Булгаков. 012

***               Мастер и Маргарита. Булгаков. 013 

***            Мастер и Маргарита. Булгаков. 014 

***           Мастер и Маргарита. Булгаков. 015 

***     Мастер и Маргарита. Булгаков. 016 

***             Мастер и Маргарита. Булгаков. 017 

***           Мастер и Маргарита. Булгаков. 018 

***       Мастер и Маргарита. Булгаков. 019 

***  Мастер и Маргарита. Булгаков. 020

***              Мастер и Маргарита. Булгаков. 021

***           Мастер и Маргарита. Булгаков. 022  

***          Мастер и Маргарита. Булгаков. 023 

***                Мастер и Маргарита. Булгаков. 024 

***    Мастер и Маргарита. Булгаков. 025 

***            Мастер и Маргарита. Булгаков. 026 

***            Мастер и Маргарита. Булгаков. 027 

***         Мастер и Маргарита. Булгаков. 028 

***                   Мастер и Маргарита. Булгаков. 029 

***   Мастер и Маргарита. Булгаков. 030 

***        Мастер и Маргарита. Булгаков. 031

***           Мастер и Маргарита. Булгаков. 032

***  Мастер и Маргарита. Булгаков. 033 

***             Мастер и Маргарита. Булгаков. 034 

***        Мастер и Маргарита. Булгаков. 035 

***

***  

***                 *** ПОДЕЛИТЬСЯ

***      

***

***  

***  

***

***  

***  

***

***  

***  

***

***

             ***

…          ***

***

***  

***   

***

     Оригинал взят у в Дом Пашкова … 

***

***

*** 

***

***

Взято с сайта Сергея Литвинова

Евгений Гритчин 

Художник Евгений Гритчин на протяжении многих лет работает над циклом иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» (и, кстати, к «Фаусту» тоже). 

Пока булгаковский цикл не закончен, широкой публики известно лишь несколько его работ. 

Строго говоря, в интернете долгое время можно было найти лишь две из них. 

Но благодаря любезности художника, приславшего мне еще две иллюстрации, доступных нам работ стало вдвое больше.

 А затем было еще одно письмо, так что коллекция, хоть и по крупицам, продолжает разрастаться.

Итак, всего несколько иллюстраций, зато какие!

… Читать дальше »

***         

***

***М.А.Булгаков, Мастер и Маргарита, Прощание и вечный приют       Читать дальше 

***  

***

***  

***     

***   

***            

***

***

***  

***

***

***

Образ Иешуа Га-Ноцри. Сопоставление с Евангельской основой

Булгаков, выросший в семье преподавателя Духовной академии, обладал серьезными познаниями Священного писания и истории религии. Несоответствия в сравнении образа Иешуа и евангельского Иисуса не случайны. У бродячего философа нет упоминания о матери, отец был сирийцем. Не было и учеников, кроме Левия Матвея. Значит, Иуда в «Мастере и Маргарите» был скорее провокатором, а не предателем. Иешуа моложе, ему 27 лет, он одинок и не понят людьми. На допросе малодушно просит отпустить его, в нем нет убежденности в принесении жертвы для искупления грехов.

Автор умышленно деканонизировал героя. Иешуа Га-Ноцри — добрый человек, но не Богочеловек, а литературный персонаж, олицетворяющий добро. Его сознание не отягощено условностями или предрассудками, он свободен и чист духовно. В каждом человеке он видит прежде всего доброе и светлое начало, для него нет злых людей, обстоятельства и горе делают людей таковыми. Потому Иешуа способен простить любого. Милосердием врачует Пилата, дарует прощение за его трусость.

Иешуа увидел в прокураторе не чудовище, а одинокого и страдающего человека, и Понтий Пилат тоже увидел человека в безликой презренной черни, хотя не раз таких отправлял на казнь. Иешуа искренне верит в то, к чему прокуратор относится скептически, тем не менее, наивная мудрость философа оказалась убедительней трезвого и практического ума Пилата.

В Новом завете прокуратор Иудеи Понтий Пилат, прославившийся как отважный воин и жестокий правитель, трижды отказывался предать смерти Иисуса, на которой упорно настаивали соперник Понтия Пилата первосвященник Каифа и Синедрион. Однако под давлением толпы Пилат вынужден был уступить. После смещения с должности, о его судьбе почти ничего неизвестно. Существуют легенды, что умер Понтий Пилат, покончив жизнь самоубийством. Так в истории Иисус и Понтий Пилат навечно связаны.

Так же неразлучны персонажи романа «Мастер и Маргарита». Двенадцать тысяч лун одинокий прокуратор страдает, ненавидит свою участь и славу, охотно бы поменялся судьбой с оборванцем Левием Матвеем. Пилат получает прощение, раскаявшись в самом страшном для себя грехе. Мастер заканчивает свой роман фразой: «Свободен! Он ждет тебя!». Иешуа и Пилат встречаются, чтобы вечно беседовать друг с другом, уходя по лунной дорожке. Дарованная прокуратору свобода в конце романа означает, что он может теперь не прятать мысли и быть самим собой.

Ершалаимские главы являются философской основой и идейным стержнем для понимания содержания всего романа «Мастер и Маргарита».

Словарь

1. Ершалаим – иудейское название Иерусалима.

2. Нисан – у древних иудеев обозначение первого месяца библейского года, приблизительно март — апрель.

3. Прокуратор – государственная должность управителя провинции Римской империи.

4. Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат – правитель и наместник римского императора Тиберия в Иудее с 26 по 36 г н.э. Всадник – аристократическое сословие в Римской империи.

5. Гемикрания – заболевание, симптомом которого являются приступы головной боли.

6. Синедрион – высший религиозный и судебный орган в Иудее.

7. Хитон – длинная рубаха без рукавов.

8. Кентурион – командир римского отряда.

9. Марк Крысобой – командующий кентурией, приближенный Понтия Пилата.

10. Бич – длинная плеть, свитая из кожаных ремней, орудие наказания.

11. Игемон – обращение к предводителю, вождю.

12. Иешуа – древнееврейское имя, означает «спасение Бога», Га-Ноцри – «из Назарета».

13. Сборщик податей – человек, собирающий налоги в государственную казну.

14. Иуда – человек, написавший донос на Иешуа.

15. Кесарь – титул римских правителей.

16. Каифа – иудейский первосвященник, возглавлявший Синедрион.

17. Ала – римская конница, эскадрон.

18. Когорта – пехотное подразделение римской армии.

19. Кентурия – отряд из ста человек.

20. Император Тиберий – правитель Римской империи 42 г. до н.э. – 37г.н.э.

21. Деканонизировать – лишить святости.

22. Презренная чернь – презираемые простолюдины, толпа.

Основные персонажи романа

В кратком пересказе романа участвуют следующие персонажи.

Главные герои

  • Воланд — князь тьмы. Представляется консультантом по черной магии, проводит театральные представления.
  • Мастер — его имя не раскрывается. Писатель-романист, создавший роман про Понтия Пилата.
  • Маргарита — красавица, замужняя дама, любовница мастера. Умна, бескорыстна.
  • Иван Бездомный — молодой поэт. Работает по заказу власть имущих, пишет антирелигиозные произведения.
  • Коровьев — демон. Его настоящее имя Фагот. Старший помощник Воланда.
  • Азазелло — подручный Сатаны. Песчаный демон отталкивающей внешности (торчит клык, бельмо на глазу, волосы торчат).
  • Бегемот — полукот-получеловек. Шутник и балагур, но не всегда безобиден.
  • Понтий Пилат — судья иудейский. Труслив, но совестлив.
  • Иешуа Га-Ноцри — бродяга-философ. Мудрый, справедливый.

Второстепенные персонажи

  • Гелла — помощница-вампирша.
  • Левий Матвей — верный последователь Иешуа.
  • Берлиоз — литератор, лидер собраний.
  • Никанор Босой — руководитель жилого дома литераторов.
  • Варенуха — администратор в театре.
  • Лиходеев — театральный директор.

https://youtube.com/watch?v=5sllfE1bAlM

https://youtube.com/watch?v=SDVBU96KtZM

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: