ЛИТЕРАТУРА
«Легенда о двух великих грешниках». Разбойник Кудеяр
Образ Кудеяра с образом Савелия связывает прежде всего легендарно-утопическая форма жизнеописания. Однако легенда о Кудеяре содержит разрешение того противоречия, которое было заложено в природе богатырства Савелия. Где же проходит граница между терпением — духовным подвигом и терпением — трусостью, предательством всех заветов Божеских и человеческих?
Кудеяру во искупление грехов его прошлой разбойной жизни был определен Богом подвиг страстотерпца. Он должен был срезать вековой дуб тем же ножом, которым разбойничал. Но однажды Кудеяр увидел пана Глуховского и услышал от него кощунственный рассказ о творимых им бесчинствах. Последовавшая затем расправа над злодеем на первый взгляд противоречит народно-христианским нормам морали. Однако Божий странник Ионушка, рассказчик этой легенды, а вместе с ним и сам Некрасов, напротив, не только оправдывают Кудеяра, но и считают его поступок богоугодным делом. Сам акт мести назван «чудом» («Чудо с отшельником сталося…»). Оно получает в финале религиозно-символическое истолкование: в тот же миг «рухнуло древо громадное… скатилося с инока бремя грехов». Дело в том, что и народное, и каноническое православие вовсе не считают смирение и терпение абсолютной нормой христианского благочестия, верной для всех случаев жизни. Когда Христос завещал любить врагов и прощать обиды, то ведь он имел в виду личных врагов человека, но отнюдь не врагов Божьих. Для борьбы с последними у Бога всегда имелось «воинство небесное» во главе с архангелом Михаилом.
Крепостническое беззаконие Глуховского для народа и есть беззаконие Сатаны, ибо «крепь» мыслится матерью всех грехов для всех сословий России. «Крепь» породила и мучителя Глуховского, и князя-недоумка Утятина, и старосту Глеба, скрывшего вольную от крестьян и совершившего «Иудин грех». В отличие от Савелия, Кудеяр, слушая рассказ Глуховского, ощущал гнев не за себя, не за личное оскорбление, а за хулу на святыню, за издевательства над ближними. Вот почему его поступок является не грехом, а подвигом. Финал легенды «О двух великих грешниках», следовательно, приспосабливает на-родно-христианское мировоззрение для целей революционного протеста. Некрасову такое сочетание казалось вполне органическим, отвечающим глубинным основам народной духовности. Уж если подлинно страдать, то надо не просто носить вериги и истязать тело, а направить свой жертвенный подвиг на освобождение мира от сатанинского зла глуховских.
Так легенда о Кудеяре готовит появление в поэме итогового символического образа, венчающего всю галерею «народных заступников»,— Гриши Добросклонова.
Кому на Руси жить хорошоПро холопа примерного — Якова верного
Был господин невысокого рода, Он деревнишку за взятки купил, Жил в ней безвыездно тридцать три года, Вольничал, бражничал, горькую пил. Жадный, скупой, не дружился с дворянами, Только к сестрице езжал на чаек; Даже с родными, не только с крестьянами, Был господин Поливанов жесток; Дочь повенчав, муженька благоверного Высек — обоих прогнал нагишом, В зубы холопа примерного, Якова верного, Походя бил каблуком.
Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Яков таким объявился из младости, Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать Да племяша-малолетка качать. Так они оба до старости дожили. Стали у барина ножки хиреть, Ездил лечиться, да ноги не ожили… Полно кутить, баловаться и петь! Очи-то ясные, Щеки-то красные, Пухлые руки как сахар белы, Да на ногах — кандалы! Смирно помещик лежит под халатом, Горькую долю клянет, Яков при барине: другом и братом Верного Якова барин зовет. Зиму и лето вдвоем коротали, В карточки больше играли они, Скуку рассеять к сестрице езжали Верст за двенадцать в хорошие дни. Вынесет сам его Яков, уложит, Сам на долгушке свезет до сестры, Сам до старушки добраться поможет, Так они жили ладком — до поры…
Экие страсти господни! висит Яков над барином, мерно качается. Мечется барин, рыдает, кричит, Эхо одно откликается!
В путешествии по стране семь мужиков встречают множество людей с разными судьбами. Одни рассказывают о себе сами, о других ходоки узнают из историй, которыми делятся с ними встречные.
О верном холопе Якове
Поливанов купил за взятки деревню и жил в ней 33 года. Прославился жестокостью: выдав дочь замуж, тут же высек молодых и прогнал. С другими помещиками не водился, был жаден, много пил. Холопа Якова, который верно служил ему с малых лет, ни за что бил каблуком в зубы, а тот барина всячески холил и ублажал. Так оба дожили до старости. Стали у Поливанова ноги болеть, и никакое лечение не помогало. Остались у них развлечения: в карты играть да к сестре помещика в гости ездить. Яков сам выносил барина и отвозил в гости. До поры все шло мирно. Да только подрос у слуги племянник Гриша и захотел жениться. Услышав, что невеста — Ариша, Поливанов разгневался: сам глаз на нее положил. И отдал жениха в рекруты. Сильно обиделся Яков, запил. А барину неловко стало без верного слуги, которого он братом называл. Это первая часть истории и ее краткое содержание.
Окончание пира
Только к утру стали расходиться вахлаки. Повели домой своего отца и Саввушка с Гришей. Шли они и пели о том, что счастье народное заключается в свободе. Далее автор вводит рассказ о жизни Трифона. Хозяйства он не держал, ели то, чем другие поделятся. Жена была заботливой, но рано умерла. Сыновья учились в семинарии. Таково его краткое содержание.
«Пир на весь мир» Некрасов завершает песней Гриши. Доведя родителя до дома, он отправился в поля. Вспоминались ему в одиночестве песни, что пела мать, в особенности «Соленая». И не случайно. Хлеба можно было у вахлаков попросить, а вот соль только покупалась. Навсегда запала в душу и учеба: эконом недокармливал семинаристов, забирая все себе. Хорошо зная трудную крестьянскую жизнь, Гриша уже лет в пятнадцать решил бороться за счастье убогой, но родной Вахлачины. И сейчас, находясь под влиянием услышанного, он думал о судьбе народа, а мысли выливались в песни о скорой расправе с помещиком, о нелегкой участи бурлака (увидел три груженые барки на Волге), об убогой и обильной, могучей и бессильной Руси, спасение которой он видел в силе народа. Загорается искра, и поднимается рать великая, заключающая в себе несокрушимую силу.
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести людям «любви и правды чистые ученья».
Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его «муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Несмотря на то что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет перед ней покорно выю. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе. Стихи Некрасова будят тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления. Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова.
В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — мысль, которая преследовала поэта в пореформенные годы: народ свободен, но принесло ли это ему счастье? Поэма настолько многопланова, что рассматривать ее легче по частям. Во второй части в главе «О двух великих грешниках», Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос: можно ли злом искупить зло? Речь идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он «голову снес полюбовнице и есаула засек», а потом «старцем в одежде монашеской» вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи.
Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается:
Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире чту только женщину, :
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника «скатилося… бремя грехов»…
Некрасов вторично, как и в эпизоде с Савелием, где мужики подняли бунт, вступает в спор с христианскими принципами всепрощения. От имени крестьян он оправдывает поступок раскаявшегося разбойника, считая, что в народной душе живет «искра сокрытая», которая вот-вот разгорится в пламя… В какой-то мере выразителем перемен, подспудного бунтарства является Гриша Добросклонов. Его нельзя назвать героем поэмы, поскольку он пришел из другой жизни, из мира грядущего, но именно он возвещает о новой жизни «всесильной матушки-Руси» и призывает жить не ради смирения, а во имя счастья -и справедливости.
Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей XIX и XX столетий, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастьем.
Николай Некрасов — Аммирал-вдовец по морям ходил ( Крестьянский грех )
Аммирал-вдовец по морям ходил, По морям ходил, корабли водил, Под Ачаковым бился с туркою, № 4 Наносил ему поражение, И дала ему государыня Восемь тысяч душ в награждение. В той ли вотчине припеваючи № 8 Доживает век аммирал-вдовец, И вручает он, умираючи, Глебу-старосте золотой ларец. «Гой, ты, староста! Береги ларец! № 12 Воля в нем моя сохраняется: Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!»
Аммирал-вдовец на столе лежит. № 16 Дальний родственник хоронить катит.
Схоронил, забыл! Кличет старосту И заводит с ним речь окольную; Все повыведал, насулил ему № 20 Горы золота, выдал вольную.
Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сожигается!
На десятки лет, до недавних дней № 24 Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем; что народу-то! Что народу-то! С камнем в воду-то!
Все прощает бог, а Иудин грех № 28 Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!
Krestyansky grekh
Ammiral-vdovets po moryam khodil, Po moryam khodil, korabli vodil, Pod Achakovym bilsya s turkoyu, Nanosil yemu porazheniye, I dala yemu gosudarynya Vosem tysyach dush v nagrazhdeniye. V toy li votchine pripevayuchi Dozhivayet vek ammiral-vdovets, I vruchayet on, umirayuchi, Glebu-staroste zolotoy larets. «Goy, ty, starosta! Beregi larets! Volya v nem moya sokhranyayetsya: Iz tsepey-krepey na svobodushku Vosem tysyach dush otpuskayetsya!»
Ammiral-vdovets na stole lezhit. Dalny rodstvennik khoronit katit.
Skhoronil, zabyl! Klichet starostu I zavodit s nim rech okolnuyu; Vse povyvedal, nasulil yemu Gory zolota, vydal volnuyu.
Gleb — on zhaden byl — soblaznyayetsya: Zaveshchaniye sozhigayetsya!
Na desyatki let, do nedavnikh dney Vosem tysyach dush zakrepil zlodey, S rodom, s plemenem; chto narodu-to! Chto narodu-to! S kamnem v vodu-to!
Vse proshchayet bog, a Iudin grekh Ne proshchayetsya. Oy, muzhik! muzhik! ty greshneye vsekh, I za to tebe vechno mayatsya!
Rhtcnmzycrbq uht[
Fvvbhfk-dljdtw gj vjhzv [jlbk, Gj vjhzv [jlbk, rjhf,kb djlbk, Gjl Fxfrjdsv ,bkcz c nehrj/, Yfyjcbk tve gjhf;tybt, B lfkf tve ujcelfhsyz Djctvm nsczx lei d yfuhf;ltybt/ D njq kb djnxbyt ghbgtdf/xb Lj;bdftn dtr fvvbhfk-dljdtw, B dhexftn jy, evbhf/xb, Ukt,e-cnfhjcnt pjkjnjq kfhtw/ «Ujq, ns, cnfhjcnf. thtub kfhtw! Djkz d ytv vjz cj[hfyztncz: Bp wtgtq-rhtgtq yf cdj,jleire Djctvm nsczx lei jngecrftncz!»
Fvvbhfk-dljdtw yf cnjkt kt;bn/// Lfkmybq hjlcndtyybr [jhjybnm rfnbn/
C[jhjybk, pf,sk! Rkbxtn cnfhjcne B pfdjlbn c ybv htxm jrjkmye/; Dct gjdsdtlfk, yfcekbk tve Ujhs pjkjnf, dslfk djkmye////
Ukt, — jy ;flty ,sk — cj,kfpyztncz: Pfdtofybt cj;buftncz!
Yf ltcznrb ktn, lj ytlfdyb[ lytq Djctvm nsczx lei pfrhtgbk pkjltq, C hjljv, c gktvtytv; xnj yfhjle-nj! Xnj yfhjle-nj! C rfvytv d djle-nj!
Dct ghjoftn ,ju, f Belby uht[ Yt ghjoftncz/ Jq, ve;br! ve;br! ns uhtiytt dct[, B pf nj nt,t dtxyj vfznmcz!
Поливанов
Помещик жесток и жаден. Поэт говорит о нем скупо, но читателю понятен образ Поливанова. Деревня приобретена помещиком за деньги от взяток. У автора нет желания назвать ее привычно. Это «деревнишка», что-то унизительное чувствуется в имении без названия. Хозяин жесток не только с крестьянами, доставшимися ему для управления. Он по-своему расправляется с близкими ему людьми: дочь повенчал, высек ее мужа и выгнал без средств к существованию – «нагишом». Не меняет Поливанова болезнь ног. Он еще надеется встать и продолжить свои измывательства. Помещик отправляет парня в солдаты, надеясь, что невеста достанется ему.
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». )
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов
пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа.
Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому
на Руси жить хорошо?» — это энциклопедия русской жизни. Свое произведение Н. А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта
работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной.
В этой поэме Некрасов рассказывает о путешествии семи мужиков, о том, как они искали такого человека, которому «живется
весело, вольготно на Руси». И вот в главе «Пир на весь мир» мужики встречаются с Григорием Добросклоновым. И эта встреча
завершает поиски того, «кто счастлив на Руси», и придает поэме законченный характер.
Гриша Добросклонов родился в семье обнищавшего дьячка. Семья жила бедно и , если бы не крестьяне, Гриша и его брат
Савва давно бы умерли с голоду:
… Благо — хлебушком
Вахлак делился с Домною
Давно в земле истлели бы
Ее родные деточки,
Не будь рука вахлацкая
Щедра чем бы послал.
О жизни Гриши в семье нам говорит песня его матери «Соленая». В семье Гриши был хлеб, потому что: «Нет хлеба — у
кого–нибудь попросит…», а за соль надо платить деньги, а их нет. Не радостными впечатлениями Гриша вспоминает учебу в
семинарии:
Тихонько в семинарии,
Где было темно, холодно,
Угрюмо, строго, голодно…
Там было не лучше, чем в доме. Еще ночью он просыпается от голода и ждет, когда же ему принесут ситник и сбитель,
«который им выдавался по утрам». И только после приезда домой Гриша и Савва «отъедались», благодаря «мужикам и Власу —
крестному». И Гриша и Савва платили им «по мере сил работаю, по их делишкам хлопоты справлялись в городу». Гриша любит
свой народ. Он видит все нужды народа, так как он выходец из народа. Так же Гриша знал возможности своего народа, знает,
какие силы есть у народа, Уже с детства он знает, «что будет жить для счастья народа». В главе «Пир на весь мир» автор
нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней нетрудно
идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти:
Другая — тесная,
Дорога честная
А по этой дороги идут люди, которые борятся за счастье народа. По ней идти трудно, и ен каждый выберет эту дорогу.
Григорий Добросклонов выбрал именно этот путь. Путь за который:
Судьба ему готовила
Путь славный,
Имя громкое
Народного заступника
Чахотку и Сибирь.
Некрасов хочет показать в истории Добросклонова чистое сердце, любовь к народу, смелость духа и то, что он борется за
счастье народа:
Немало Русь уж выслала
Сынов своих отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала…
Григорий Добросклонов — это посланец народа. Народ сам послал его бороться за счастье и свободу крестьян:
Как ни темна вахлачина,
Как не забита барщиной
И рабством – и она
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове такого посланца.
Мы видим, что народ не будет сидеть сложа руки, а будет бороться за свое освобождение.
Гриша идет по трудной дороге и он знает, что народ поддержит его. Об этом говорят его песни; а эти песни близки народу,
так как они сложены о народе, о его несчастной доле. И Гриша верит в народную силу:
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Гриша Добросклонов — это революционер-демократ. Он по истине счастливый человек, потому что он имеет великую цель в
жизни.
Цель эта — борьба за счастье народа.
Истоки истории о Якове
Н.А.Некрасов искал данные о крепостном произволе. Он изучал исторические документы, общался и собирал материал для поэмы. Юрист А.Ф.Кони передал ему историю помещика, который зверствовал, потешался над крепостными людьми сам и с помощью жестокого кучера. Кто из двух людей был более беспощаден, сложно сказать. Кучера звали Малюта Скуратов. Оба реальных человека отрицательны и неприятны. Гениальный поэт подошел к истории по-своему. Он показал, как может изменить психологию человека крепостное право. Рабство привело Якова к гибели, хотя судьба его могла бы завершиться совсем иначе. Даже с героями поэмы легко провести параллели: Яков и Савелий (закопал злобного немца живьем), Яков и мужики (пошли искать правду), Яков и бунтующие крестьяне. У Некрасова помещик жесток, а холоп добр. Качество не помогает стать мужику счастливым, а делает его безвольным и слабым.
О странниках и богомольцах
Ионушка начал с того, что народа бездомного на Руси много. Бывает, целыми селениями попрошайничают. Такие люди не пашут и не жнут, а оседлых крестьян горбом житницы зовут. Конечно, попадаются среди них нечестивые, такие как странница-воровка или паломники, обманом подступившиеся к барыне. Известен и старец, взявшийся учить девок пению, да только перепортил их всех. Но чаще странники – люди беззлобные, как Фомушка, который живет по-божески, опоясан веригами и ест только хлеб.
Рассказал Ионушка и о Кропильникове, который пришел в Усолово, обвинил жителей села в безбожии и призвал их уйти в лес. Странника просили покориться, потом отвезли в острог, а он все твердил, что ждет всех впереди горе и еще более тяжелая жизнь. Испугавшиеся жители крестились, а утром в соседнее село пришли солдаты, от которых досталось и усоловцам. Так сбылось пророчество Кропильникова.
Далее повествуется о том, как жители Вахлачины натерпелись при помещике. Днем работали, как каторжные, а по ночам ожидали гонцов, отправленных за девками. От сраму перестали друг другу в глаза глядеть и не могли словом перемолвиться.
Соседний крестьянин сообщил, как у них в волости помещица решила сечь всех, кто крепкое слово скажет. Намаялись — ведь без него мужику никак. Зато получив свободу, наругались вволю…
-
Что такое рост кратко
-
Как записать ребенка в детский сад в крыму
-
29 школа березники педагогический состав
-
Анализ стихотворения кофта фата маяковского кратко
- Как проходит день воспитателя в детском саду
Автор: Некрасов Николай Алексеевич
Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр — атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.
Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать — не сочтешь!
Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.
Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.
И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.
Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.
Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!
Сжалился Бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,
Рек «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!
Будет работа великая,
Будет награда за труд;
Только что рухнется дерево —
Цепи греха упадут».
Смерил отшельник страшилище:
Дуб — три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,
Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут — подвигается
Медленно дело вперед.
Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!
В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,
Глянул — и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.
Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.
Пан усмехнулся:»Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»
Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу Богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!
Вариант 2
В основу элемента вошла реальная история о помещике, рассказанная юристом Кони. Некрасов специально обратился к нему, чтобы узнать о вопиющих случаях помещичьего произвола. В первоисточнике все было по-другому. Жестокий помещик не сам причинял зло, а его воля была исполнена его кучером. Поэт немного изменил историю. Он сделал помещика злым, а крепостного добрым. Писатель хотел показать как внешние обстоятельства определяют психологию человека.
Главным героем отрывка является крепостной Яков Верный. Он служит у помещика Поливанова, который отличается особой жестокостью по отношению ко всем окружающим. Он не жалеет ни свою дочь, ни своего зятя. Поливанов вел не праведную жизнь. Его поместье куплено на взятки. Автор использует в его описании унизительные слова.
Крепостной верно служит помещику, выполняет все его просьбы.Яков Верный переживает все невзгоды. Помещик бьет его каблуком по зубам, но крепостной все принимает. Яков Верный — это образ смирения. Его доброта и мягкость стала для него недостатком. Он не мог постоять за себя. Таким образом, поэт показал действие крепостничества на психологию человека. Оно делает его покорным, кротким, жалким. В образе крепостного выражен психологизм Некрасова.
Однако, сам Яков не виноват в том, какой он есть. Таким его сделали обстоятельства. Автор хочет показать, что одно и то же качество характера может как осчастливить человека, так и сделать его несчастным. Доброта и мягкость, присущие Якову, могли сделать его счастливым, если бы он был независим от помещика. Однако, в крепостничестве его качества делают его несчастным, так как он совсем потерял свое лицо. Таким образом, писатель хотел показать ничтожность человека перед лицом жизненных обстоятельств. Человек и его сущность ничего не значат перед жизнью.
Образ Якова Верного не создает у читателей положительных эмоций. Его становится жалко, но его история не вызывает сострадания или грусти. Жизнь крепостного оборвалась трагически.
В конце он не выдержал и совершил самоубийство. Это характеризует его как слабого и безвольного человека, лишенного внутреннего стержня. Самоубийство всегда осуждалось на Руси. Так есть и в случае с Яковым. Кто-то понял его поступок, а кто-то осуждал. Общественной опале был предан и сам помещик, который довел крепостного до такого поступка.
Яков Верный — это не только образ преданного слуги, но и символ помещичьего произвола, психологический портрет зависимого человека.
Верный холоп Яков
Особый цинизм звучит в словах поэта, когда он показывает отношение помещика-хозяина к верному слуге. Поливанову нравится унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы. В отличие от реального персонажа – Малюты Скуратова, верный слуга добр и сострадателен. Он сравним с псом, который служит своему хозяину и забывает о том, что он человек. Обидно звучат слова автора об их участи: им милей становятся господа после тяжелых наказаний. Внимательный читатель видит, как одинокий человек привязывается душей к жестокости. Яков заботится не только о хозяине, он любит племянника Гришу. Именно любовь делает его смелее. Он решается просить у Поливанова за родного ему человека, но получает жестокий отказ, насмешку и очередное издевательство, схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть. Но какой она может быть? Яков не способен на действия против тех, кого любит всю жизнь. Он решает только на действия против себя. Яков повесился на глазах у помещика.
На возу оказался знакомый всем Овсянников – солдат, зарабатывавший игрой на ложках. Попросили его спеть. И снова полилась горькая история о том, как пытался добиться бывший воин заслуженной пенсии. Однако все полученные им раны измерили вершками и забраковали: второсортные. Клим подпел старику, а народ по копеечке да по грошу ему рубль насобирал.