Анализ рассказа «крыжовник» (а.п. чехов)

Краткое содержание

Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.

Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.

У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе». Отец Чимша-Гималайский оставил им «потомственное дворянство», а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги.

Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате», Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки», объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне.

Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку».

Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал», одевался, «словно нищий». Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь». Жена начала чахнуть и через три года умерла.

Николай Иваныч, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе», так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг». «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие». У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины», словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом.

Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты». Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека», «который достиг цели в жизни», им «овладело тяжелое чувство», близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника.

Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, кто страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча». Счастливые люди живут, словно в «гипнозе», не замечая многого вокруг себя. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком», что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо. Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом», но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять.

Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.

Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь».

Краткое содержание рассказа

По проселочной дороге идут двое мужчин: Иван Иванович, врач-ветеринар, и его товарищ Буркин, учитель гимназии. Идут уже давно, к сапогам пристала грязь. Неподалеку виднеется имение их знакомого Павла Алехина, к которому они решают заглянуть.

Алехин только завершил дела в поместье и тоже весь перепачкался. Это крупный и грузный мужчина средних лет. Неряшлив, с неуместной прической, он не походит на обычного землевладельца. Имение его не самое богатое в округе. К гостям выходит красивая горничная Пелагея, которая очаровала гостей с первого взгляда.

Хозяин приглашает Буркина и Ивана в купальню, чтобы смыть всю грязь, которая налипла по дороге. Пока Буркин и Алехин сидят в купальне, врач долго плавает в реке. После парной расслабленные гости ведут беседу, в ходе которой Иван приводит в пример жизнь родного брата.

Он и Николай были не знатного рода, но отец когда-то имел поместье, в котором прошло их детство. После кончины батюшки имение забрали кредиторы. Брат служил в казенной палате, писал бумаги и тосковал по вольной жизни на собственной земле. Постепенно тоска переросла в твердое желание купить землю и дом. Человек он был кроткого нрава, добрый и чуткий. Старший брат не разделял его мечты, считая, что нельзя запирать себя на куске земли, нужно исследовать весь мир.

Брат постепенно погружается в свою идею, делая ее основной целью своей жизни. Он почти перестает удовлетворять свои минимальные потребности, урезает расходы, скудно питается и плохо одевается. Все мысли его занимает усадьба, где обязательно надо посадить крыжовник. Николай становится скрягой, каждую копейку откладывает на счет в банке.

Прошло несколько лет, и он женится на состоятельной женщине, у которой умер муж. С ней он тоже жадничает, его супруга практически голодает и, не выдерживая такой жизни, умирает. Все наследство достается Николаю Ивановичу, который даже на минуту не подумал, что виноват в ее смерти.

Здесь врач вспоминает, как деньги меняют людей: одному пациенту в местной больнице отрубило ногу и он, истекая кровью, беспокоился о деньгах, оставшихся в сапоге. Буркин возвращает его к рассказу.

Николай приобретает землю и усадьбу. Но не такую, как он мечтал, – у озера или речки, а по соседству с двумя заводами, отравляющими природу.

Иван навещает родственника и находит его сильно изменившимся. Николай поправился, рассуждает, как настоящий помещик, хотя роду они оба совсем незнатного. Иван отмечает его полное неумение руководить людьми. Следуя старой традиции, Николай спаивает мужиков, хотя до этого сам же наказывал их за пьянку. При этом самомнение у брата стало высокое, он считает, что хорошо обращается с крестьянами и даже мнит себя членом высшего общества.


Встреча братьев

Вечером к столу подали большую тарелку с крыжовником. Николай ест его с волнением и радостью, повторяя “Как вкусно!”. Иван отмечает, что ягоды были жесткими и кислыми. Даже ночью, через стенку спальни, брат слышит, как Николай щелкает по одной ягоде.

Несмотря на то, что вокруг творятся ужасные вещи, те, кто обрел мнимое благополучие, предпочитают закрывать глаза и не замечать этого. Для того, чтобы люди не забывали, что на самом деле многие нуждаются в помощи, видели и слышали других — нужен специальный человек с молоточком. Он будет периодически стучать и сигналить о том, что есть бедность, потери и болезни.

Герой осознает, насколько он сам был слеп, говоря, что со свободой простым людям надо подождать. Но для чего ждать и почему это должно осуществляться постепенно, непонятно. Он не понимает, почему те, кто может сделать жизнь ближнего лучше, медлят. Сами же не живут полноценной жизнью, проводя время в праздности.

Врач сетует на то, что уже немолод и не может исправить ситуацию в своей жизни. Призывает Алехина, пока тот полон сил, делать благо, не думать только о себе.

Слушатели, кажется, вообще не понимают, о чем так пылко им говорил их товарищ. Хозяин дома уходит спать, гости ложатся в одной комнате. Учителя всю ночь беспокоит только запах табака из тлеющей трубки.

Иван Иваныч размышляет о счастье и смысле жизни

Следующие дальнейшие события передает нам рассказ «Крыжовник» (Чехов). Братом Николая при виде его родственника овладело близкое к отчаянию чувство. Он размышлял, проведя в усадьбе ночь, о том, как много в мире людей сходят с ума, страдают, пьют, какое количество детей погибает от недоедания. А другие тем временем счастливо живут, спят ночью, едят днем, говорят чепуху. Подумалось Ивану Иванычу, что за дверью счастливого человека непременно должен находиться некто «с молоточком» и стуком напоминать ему, что есть на земле несчастные, что когда-нибудь и с ним приключится беда, и его не услышит и не увидит никто, так же как сейчас он не слышит и не замечает других.

Заканчивая рассказ, Иван Иваныч говорит, что нет счастья, а если и существует в жизни смысл, то находится он не в нем, а в том, чтобы творить добро на земле.

Темы

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком. С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать. Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял. Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.

В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие. Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Композиция

Особенность композиции «Крыжовника» — «рассказ в рассказе».

Композиция произведения в целом

  • Экспозиция — описание пути двух приятелей, Буркина и Ивана Иваныча.
  • Завязка — напоминание Буркина Ивану Иванычу о том, что тот хотел рассказать какую-то поучительную историю.
  • Развитие действия: ненастье, захватившее путников; прием гостей в доме Алёхина; посещение купальни; вечер в уютной гостиной.
  • Кульминация — рассказ Ивана Иваныча о своем брате и его философские размышления.
  • Развязка — реакция слушателей на рассказ и размышления Ивана Иваныча.

Композиция рассказа Ивана Иваныча Чимши-Гималайского

  • Экспозиция — рассказ об отце братьев, их детстве, жизни Николая до покупки имения.
  • Завязка — поездка Ивана Иваныча к брату.
  • Развитие действия — тягостные впечатления  героя от самой усадьбы, от вида растолстевшего брата, его поведения и жизненной позиции.
  • Кульминация — принесенная кухаркой во время вечернего чая тарелка собственного, впервые собранного крыжовника, что вызвало слезы и крайнее волнение Николая Иваныча.

Формальной развязки здесь нет, что характерно для поздних рассказов Чехова. Будущее Николая Иваныча Чимши-Гималайского нетрудно угадать: он будет дальше «наслаждаться» жизнью в своем поместье.

Анализ рассказа Чехова Крыжовник

Рассказ Чехова лишен каких-либо будоражащих воображение событий. Здесь нет описания военных подвигов, приключений, любовных перипетий. Но, в то же время, в рассказе Крыжовник смысл сюжета потрясает своей глубиной, раскрывающей многие злободневные проблемы.

В небольшом по объему произведении Чехов сумел раскрыть такие темы, как:

  • поиск смысла жизни;
  • нахождение путей реализации мечты;
  • понятие человеческого счастья;
  • отзывчивость;
  • равнодушие;
  • алчность и тщеславие;
  • эгоизм.

Все эти темы показаны через личность главного героя – Николая Чимша-Гималайского. На его примере Чехов раскрывает образ «маленького человека», стремящегося к построению собственного «футлярного» мира, не гнушающегося сомнительными способами.

Ироничный смысл содержится в простецком на первый взгляд названии рассказа – Крыжовник, ставшего символом счастливой жизни. В нем улавливается тонкий намек автора на глупость, ограниченность главного героя, потратившего всю жизнь на достижение мечты, не стоившей того.

Это не значит, что автор выступает против личного счастья. Основная мысль, которую хотел донести Чехов до читателя – невозможность достижения личного счастья без всеобщего благоденствия. Нельзя наслаждаться жизнью, когда рядом столько бед и горя. Для обретения истинного счастья нужно творить добро в силу своих возможностей. Это и есть главный смысл произведения «Крыжовник».

В чем суть концовки

В рассказе Крыжовник смысл повествования раскрывается ближе к концовке. Рассказ Ивана Ивановича заканчивается довольно неожиданно. Крыжовник, принесенный кухаркой, оказывается настоящей кислятиной. Но Николай утверждает, что ничего вкуснее в своей жизни не ел. Он чувствует себя абсолютно счастливым от того, что его мечта сбылась.

Иван Иванович с удивлением видит, как изменился брат за эти годы. Стремление к личному счастью сделало Николая равнодушным к окружающим людям, нелюдимым, злым. Это наводит Ивана на мысль, насколько примитивны бывают желания людей и что людей, подобных его брату – довольно много.

Кульминацией этих размышлений становится обращение Чимша-Гималайского к Буркову и Алехину с призывом не давать усыпить себя. Но приятели не понимают смысла слов, произнесенных Иваном Ивановичем в финале истории о крыжовнике.

Молодые люди отнеслись к истории Николая Ивановича равнодушно, посчитав ее обыденной, скучной. Это еще больше утвердило героя в мысли, что многим людям нет дела до окружающих, им для счастья достаточно своего «футляра».

Устами героя рассказа «Крыжовник» Ивана Ивановича Чехов призывает к состраданию и взаимопомощи, видя смысл жизни в борьбе за всеобщее благо. Обывательское равнодушие, тихая жизнь в собственном болоте способна привести к деградации личности и общества в целом. И эта мысль проходит через весь рассказ Чехова.

Сочинение по рассказу Чехова

В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.

В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.

Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.

И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.

Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.

Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.

Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

«Стремление вперед — вот цель жизни», сказал Максим Горький.

Смысл и мораль «Крыжовника»

Должно быть большое, важное дело, способное помочь всем на этих бескрайних просторах, в которых человеку всегда так трудно было выживать. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы целиком и полностью встал на сторону одного героя

В ироничных авторских ремарках и остроумно подмеченных деталях мы замечаем, что слова беспокойного, тревожного Ивана Иваныча не исчерпывают всей истины, всего смысла человеческого существования. Что, например, прелестная горничная и красивая комната, в которой оказались герои, говорят о своей правде – счастье обычной человеческой жизни. У него тоже есть право быть!

Вот только писатель при этом почему-то говорит о дворянских портретах – это они навевают ему мысль об иной, высокой, но счастливой жизни. Они тоже противостоят всему мещанскому и убогому. На их фоне в словах Ивана Ивановича тоже будто мелькает какая-то ограниченность, неспособность увидеть мир во всей полноте. Вот только дворянский, высокий уклад давно умер. Мы остались в мире маленьких, ограниченных людей с их спелым крыжовником. Читая некоторые отрывки, вы словно чувствуете оскомину, кислый вкус этой ягоды и слегка морщитесь – нет, крыжовник не соблазнителен. А вот Пелагея, прекрасные портреты и красивая комната — соблазнительны. Человеческую натуру не обманешь.

Забавная и меткая чеховская деталь – уже засыпая в уютных, чистых покоях после тяжелого дня с дождем и охотой в грязи, сосед Ивана Ивановича по комнате чувствует, как от трубки рассказчика исходит едкий, неприятный запах перегоревшего табака. И как владелец этой трубки беспокоен, мешает людям наслаждаться радостями жизни, бередя душу большими, страшными идеями, так и его табак отравляет комфорт вечерних сумерек.

Суть

Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.

Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.

Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.

Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.

Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)

История создания произведения

Сюжет был построен, по мнению литературоведов, на одном рассказе о чиновнике, который хотел приобрести красивый и нарядный мундир, расшитый золотыми нитями. Мечта его сбылась, но мундир он так и не надел — сначала не было повода, а потом чиновник умер. Мундир для того чиновника оказался главнее других жизненных приоритетов — друзей, семьи и собственного счастья. Мечта вместо реальной жизни — Чехова взволновала эта история. И в 1898 году автор решает написать про героя, который мечтал о доме с кустами крыжовника. Первые наброски Антона Павловича были с более трагичным концом, но автор смягчил судьбу героя, оставив ее тем не менее такой же одинокой и бессмысленной.
Рис. 1. Николай Иванович. Художник П. Пинкисевич

Тема

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

  1. Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Греза превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя.
  2. Счастье – На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что, пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше.
  3. Маленький человек – Автор деконструирует и жестоко высмеивает образ маленького человека. Если Пушкин и Гоголь всегда рисовали маленького человека как несчастную жертву, то Чехов изображает перед нами образ жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть крыжовник.
  4. Пейзаж – Окружающая природа в рассказе гармонирует с настроением героев и задаёт настроение у читателя. Когда Буркин и Чимша-Гималайский идут по полю, пейзаж вокруг них жизнерадостен и светел. Но когда повествование приближается к истории о Николае Иваныче, начинает собираться дождь. В конце рассказа погода окончательно портится, небо заслоняют тучи и капли дождя барабанят в окна. Роль пейзажа в рассказе «Крыжовник» заключается не только в демонстрации настроения повествования, но и в форсировании сюжета: дождь заставил приятелей собраться вместе и поговорить по душам.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч — представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч — представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню — вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком. С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать. Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял. Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.

В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие. Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главный герой рассказа позабыл, что истинное счастье заключается не в накоплении материальных ценностей, а в приобретении духовного богатства. В этом заключалось его главное заблуждение, ставшее причиной его скучной, безрадостной, серой жизни. Представления о прекрасном настолько сильно исказились у Николая Иваныча, что даже кислый крыжовник казался ему вкусным. Основным мерилом счастья для него стали деньги: лишь став богатым человеком, он почувствовал себя значительным, важным человеком.
  2. Эгоизм – одна из центральных проблем произведения. Главный герой был слеп и глух к окружающим, он не хотел видеть, что происходит вокруг него. Для Николая Иваныча ценность представляла только его мечта, а все, что вставало на пути к ее осуществлению, он безжалостно отметал.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.

Второстепенные персонажи

Высокий, полный мужчина сорока лет, длинные волосы придают сходство с художником. Помещик, погряз в своих хозяйственных делах. Кроме сена, дегтя да крупы, его ничего не интересует. Сам занимается хозяйством настолько, что забыл, когда последний раз мылся. Рад гостям, гостеприимный и хлебосольный, имеет большой двухэтажный дом.
Учитель гимназии, друг Ивана Ивановича. Буркин, как и Алехин, представитель «футлярности». Он не понимает смысла истории, рассказанной Иваном Ивановичем, для него это обыденная ситуация, не представляющая интереса. Его интересуют совершенно другие темы – женщины, изящные люди. Равнодушный и молчаливый.
Привлекательная молодая горничная Алехина. Деликатная и бесшумная, поразила своей красотой Буркина и Ивана Ивановича. Мягко и ненавязчиво подает гостям хозяина полотенца, чистую одежду, прислуживает за столом.

Главные герои «Крыжовника», Иван Иванович и Николай Иванович, совершенно разные люди, по-разному понимающие смысл жизни. Единственное, что их роднит – это их имена. Таким образом, Чехов продолжает развивать тему «футлярности» в своем цикле историй, в список которых входит три рассказа. Главной темой этой трилогии, писатель старается пробудить людей от бессмысленного существования, от их низменных и мелочных целей. Устами Ивана Ивановича, Чехов старается пробудить в человеке стремление к высоким моральным и нравственным ценностям, к осознанию их ничтожных желаний. Характеристика героев в произведении Чехова дает представление о том времени, которое было названо периодом застоя. Трилогия писателя отобразила ход событий, происходящих в сфере общественно-политических отношений. Своими произведениями Чехов пытался заронить искру в умы прогрессивных и думающих людей, способных коренным образом повлиять на происходящие в стране события. Осмысление рассказа «Крыжовник» заставляет задуматься о жизненных приоритетах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: