Какие события происходили в Вятской губернии в 1798 году
Крестьяне Вятской губернии, 19 век
В Великий пост 1798 года в селе N Вятской губернии начали происходить странные вещи. В доме крестьянина Ефима Разницына из Орловской губернии появилось существо, которое в народе называют Кикиморой. Она создавала беспорядок в доме и наводила страх на хозяев, но в то же время к ней стали обращаться местные жители в попытках узнать о различных пропажах, склоках и других происшествиях. В знак благодарности «Кикиморе» подносили десяток куриных яиц, полфунта меда, свежеиспеченный хлеб и пироги. Более зажиточные крестьяне могли позволить себе выразить признательность парой монет. «Чудеса» прекратились, когда в Бутырский десяток для проверки прибыл комиссар Шурманов. В россказнях о «кикиморе» он заподозрил обман, а обвинения его пали на жену Ефима Акилину Разницыну.
Следственное разбирательство по делу «Вятской кикиморы»
В.И. Денисов «Кикимора в трясине»
В Государственном архиве Кировской области до сих пор хранится «Дело о Кикиморе» от 1798 года. Этот документ дает возможность изучить весь ход уголовного процесса против крестьянки Акилины Разницыной, «творившей беззаконные дела» под «именем кикиморы». Это не только интересный источник информации о российском судопроизводстве и следственном процессе XVIII века, но объект изучения фольклористики.
По тексту документа можно реконструировать ход расследования. Разбирательство началось 26 июня в связи с заявлением земского комиссара Шурманова. Подходя к избе Ефима Разницына, уполномоченный стал свидетелем странной сцены: крестьянин Терентий Шихов, стоя у дома односельчанина, спрашивал (вероятно, у кикиморы), найдутся ли его потерянные деньги, а из избы раздавался истошный вопль.
Комиссар, исходя из слухов и из собственных наблюдений, сделал вывод, что в доме Ефима Разницына происходит, по крайней мере, два правонарушения. Хулиганство и «предсказания» крестьянам в обманных целях. И первое, и второе было связано с появлением местной «кикиморы». Кандидат на роль подозреваемого нашелся сразу. Так, Шураманов стал свидетелем того, как после случая с Терентием из погреба вышла Акилина, наряду с этим «голоса» прекратились.
Комиссар взял Акилину под наблюдение, а затем начал ряд допросов. По подозрение в соучастии попали «оговоренная» Акилиной соседка Анна Корчемкина и ее «домашние» – муж Ефим и свекровь Устинья Аверкиева. Следствие проводило очные ставки и «повальный обыск» семейства Разницыных с целью узнать о жизни и поведении подозреваемых до инцидента и их репутации среди поселенцев.
Что на самом деле происходило в Вятской губернии
Кикимора болотная
Допросы подозреваемой и показания свидетелей не дают однозначной трактовки событий.
Свидетели, рассказывая о странных явлениях, происходивших в доме, не называют субъекта (или субъектов) действия, но подтверждают, что там происходили странные вещи. Невозможно однозначно интерпретировать произошедшее в доме Ефима Разницына, в то же время специфика следственного документа (множественность точек зрения) позволяет выявить особенности разных языков описания и разных стратегий интерпретации дела.
В показаниях подозреваемой, между явлением «кикиморы» Акилине и их совместными погромами дома есть промежуточный момент, а именно: некое существо учит Акилину бить горшки и предсказывать будущее.
Впрочем, ещё на первом допросе свидетельства Акилины носят саморазоблачительный характер.
Женщина признается в мошенничестве с целью наживы. Она называет своей сообщницей соседскую служанку» Анну Корчемкину. Согласно показаниям первого допроса, Анна и Акилина, сговорившись, выдавали себя за кикимору.
Кто такая Кикимора Болотная: несколько версий её происхождения
Кикимора Болотная – это злой дух. Широкое распространение этот образ получил в славянской мифологии. Считалось, что это женский образ. Такая нечисть живёт в трясинах и болотах. Кстати, есть и другие имена у этого загадочного персонажа. В некоторых преданиях это Шишимора или Шишига.
Но как возник такой персонаж? Есть несколько объяснений и преданий. Изначально в славянской мифологии возникло слово «мора». Со временем к нему присоединилась часть «кики», что можно интерпретировать как горбатая. Иногда отмечается, что Кикимора – это жена Домового. Но она обитает только в домах.
Версия 1
У обычной Кикиморы есть родная сестра, которая живёт на болотах. Она является женой Лешего. Обитает она в глубоких топях. Кикимора Болотная старается не показываться людям на глаза. Обычно она прячется в трясине, поскольку очень восприимчива к солнечному свету. Его она боится. Ведь солнечный свет окрашивает кожу этого персонажа в зелёный оттенок. Вот почему Леший и его жена Кикимора Болотная стараются спрятаться в топком месте, о себе они напоминают только со случайными путниками, которым морочат голову.
Версия 2
Однако это не единственная версия возникновения такого загадочного образа. Есть и другие предположения. Нередко отмечается, что Кикимора Болотная может появиться только там, где утонул ребёнок или был убит. Соответственно, Кикиморами становились дети, которые умерли не своей смертью.
Версия 3
Очень интересная легенда происхождения этого персонажа связана с Огненным Змеем. По некоторым преданиям, Кикиморой становились девочки, рождённые от него. Огненный Змей мог выбрать в жертву любую девушку, которая ему понравится. До её дома он добирался по воздуху, приобретая вид огненного шара. Рождённого от такого союза ребёнка проклинали. Более того, славянские мифы гласят, что такого малыша забирала нечистая сила, ещё когда он находился в чреве матери. Вот почему образ хозяйки болот не всегда рисуется в виде старушки.
Средства против кикиморы
Чтобы обезопасить себя от нечистой силы, люди с давних пор используют различные средства и обряды. Так, справиться с кикиморами, которые обитают на болотах, помогали волховские заговоры. Применялись и обереги, которых шишиморы боялись как огня:
- куриный бог (так называется небольшой плоский камень с отверстием в центре);
- ладанки с можжевельником;
- крестики из серебра или дерева (последние предварительно нужно было вымочить в отваре папоротника);
- небольшие букетики полыни;
- соль;
- чеснок;
- святая вода.
Справиться с расшалившейся болотной нечистью пытались и с помощью даров. Их подносили лешим и водяным с просьбой угомонить жен-кикимор. В борьбе нередко использовалась молитва «Отче наш», а также ругательства.
Лесной и болотной
Одолеть нечисть, которая жила в лесу или на болоте, помогали ведунские или волховские заговоры.
Применяли также множество оберегов, которых боялась кикимора болотная:
- Куриный бог — камень с дыркой по центру.
- Холщевые ладанки, в которых хранили можжевельник или засушенную плакун-траву.
- Серебряные крестики или обычные деревянные, предварительно вымоченные в отваре папоротника.
- Путешественники носили с собой святую воду и соль, с помощью которой отбивались от расшалившейся кикиморы.
- Также оберегами служили пучки засушенной полыни, которые носили с собой и раскладывали в укромных уголках в доме.
Люди верили, что с помощью даров можно вызвать мужей шишимор — лешего или водяного — и попросить их угомонить своих жен.
Домашней
Способы борьбы с домашним видом кикимор отличаются в зависимости от того, как она попала в дом.
Если она пришла сама — это знак, что не все благополучно в семье и хозяйстве. Чтобы она не приносила проблем, нужно было окропить каждый угол дома святой водой, выкинуть старые и поломанные вещи, поддерживать в семье атмосферу духовности и чистоты.
Естественные враги злобного духа
Врагами кикимор являются домашние животные: кошки, собаки и петухи. Если они смогут приструнить разбушевавшееся существо, то шишимора признавала поражение и вела себя смирно, а то и вовсе покидала дом.
Но если верх одерживала она, то домашнему скоту приходилось постоянно терпеть ее нападки. В таком случае приструнить ее можно было только специальным обрядом.
Петух — природный враг кикиморы
Образ кикиморы в культуре и литературе
Кикимора в художественной литературе появилась еще в 1825 году. Тогда в свет вышла книга Вильгельма Кюхельбекера «Ижорский». Правда, здесь она не особо похожа на своих болотных сестер – это, скорее, русифицированный эльф.
Особую роль играет этот персонаж славянской мифологии и в сказочно-историческом романе под названием «Светославич, вражий питомец», вышедшем из-под пера Александра Вельтмана.
С застенчивой кикиморой можно познакомиться в рассказе Николая Лескова «Пугало», а с нечистью, желающей стать человеком, – в романе «Иверень», написанном Алексеем Ремизовым.
Кстати, у Ремизова кикимора-проказница встречается на страницах сборника сказок «Посолонь». Здесь она сплетает обманы, строит мелкие проказы и хохочет.
Героине из сказки «Кикимора», входящей в сборник «Русалочьи сказки», приходится сражаться с болотной нечистью, которая похитила сестру. Кстати, Кикиморы, нападающие на людей, описаны и в «Саге о Ведьмаке», выпущенной Анджеем Сапковским.
Кроме того, дух фигурирует в таких произведениях, как «Золотые рога», «Руслан и Людмила», появляется в мультфильмах «Как поймать перо Жар-Птицы», «Глаша и кикимора», «Бабка Ёжка и другие». Образ зачастую комический, даже немного жалкий.
Сказка «Кикимора»
Над глиняным яром — избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.
Один раз — ночью — лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.
Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и — в дверь — и была такова.
Закричала Моря:
— Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла…
А была та баба — кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.
Бабушка — искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!
Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:
— Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.
— Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.
— Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.
Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит — стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза…
— Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.
Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.
— Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.
— Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.
Начал леший чесать затылок… А как начесался — придумал.
Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.
— Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.
Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев — игошей — и еще один за пазухой.
Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.
— Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.
— Дуничка! — едва не закричала Моря.
Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.
А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил…
Хотела кинуться кикимора в воду — никак не может.
Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!
Моря схватила Дуничку — и давай бог ноги.
— Пусти — я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.
Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит…
Уже избушка видна… Добежать бы…
А сзади — погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает…
— Бабушка! — закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.
И запел петух: «Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!»
Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.
Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.
А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.
Сказка «Кикимора», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
Кобылья головаРусская народная сказка
Жили-были мужик да баба. У них были две дочери: одна мужик…
Коза — дерезаРусская народная сказка
Жили-были старик со старухой да их дочка.
Вот дочка пошла…
Наведенная кикимора
Это не отдельный вид кикимор. Наведенная кикимора — та же домашняя, но которая не сама пришла, а ее недоброжелатели или завистники подселили. Легко приживается в любом, даже в самом чистом и аккуратном, доме. Избавиться при этом от нее сложнее, чем от обычной кикиморы. Тут одной регулярной уборкой не обойдешься.
Как наводят
Чтобы навести кикимору, делают соломенную куколку. На нее начитывают наговор и прячут в том доме, в котором хотят поселить кикимору. После этого даже у самой лучшей хозяйки все из рук валится, ничего не выходит и не получается. Отношения в доме портятся, а кикимора — радуется.
Как избавиться
По сути, подселение кикиморы — это подклад и избавляются от него, как и от любого другого подклада.
Для начала ищем соломенную куклу. Она может быть любой и спрятана может быть в абсолютно любом месте. Размеры — от крошечных до огромных. Сделана ювелирно и красиво и подарена вроде от чистого сердца или наспех сложена в виде человечка и спрятана подальше
Ищем внимательно и осторожно, чтобы ненароком не схватить рукой
Находку берем аккуратно, перчатками. Выносим на улицу и сжигаем. Перчатки тоже нужно сжечь или выбросить, не занося их в дом. Если в процессе использовалась еще какая-то утварь (веник, совок, щетка) — тоже утилизируем сразу же.
Вот такая проказливая сущность — кикимора.
Излюбленные места обитания кикимор
Кроме болота или уютного дома кикиморы могут обитать и в других местах. Чаще всего это баня, курятники, хлев, заброшенные дома или кабаки, где сосредотачивается много негативной энергии.
Кикимора может забиться в захламленный ненужными вещами угол комнаты или залезть на шкаф, с которого долго не вытиралась пыль. Она ищет места, где ей будет уютно, а это там, где много грязи и старых потрепанных вещей. Кикимору можно случайно притащить за бабой в дом вместе с негативной энергией, и она так и останется рядом с хозяином.
Все, кому известно, как выглядит настоящая кикимора, испытывают страх перед случайной встречей с ней. Некоторые сказания говорят о том, что кикимора обитает в каждом доме постоянно, никогда не выходя из него.
Помощники Кикиморы Болотной
Кстати, у коварного духа болот есть слуги и помощники. Они очень боятся свою хозяйку, а потому беспрекословно выполняют все её задания. Среди слуг Кикиморы можно выделить:
- крыкс;
- болотниц;
- злыдней;
- хмырей.
Вся эта нечисть несёт опасность для человека. Обычно такие существа заманивают путников в самую топь. Мерцающие синие огоньки, которые то тут, то там вспыхивают и гаснут на болотах, одновременно притягивают людей и пугают их. Иногда такой свет воспринимается заблудившимися в лесу как свет человеческого жилища. А потому они направляются к нему, не зная, что оказались в ловушке.
Но у Кикиморы есть и другие способы заманивания путников. Иногда она затаскивает людей в трясину, сбивая их с дороги своими песнями. Особенно нравится этой нечисти похищать малышей.
На заметку! Именно поэтому с древних времён взрослые люди рассказывали детям о проделках Кикиморы. Они пугали малышей, чтобы те не ходили одни в лес и не приближались к болотам.
Кикимора – зло или помощник?
Встреча с кикиморой в собственном доме почти всегда означала беду. Если человек видел это существо на печи, считалось, что вскоре кто-то из его близких умрёт. Несчастье сулил и плач кикиморы, её игры со звенящими предметами. Но, как ни странно, существовало и иное мнение о кикиморах.
В отдельных регионах славяне приписывали этим созданиям полезные свойства. Например, кикимора могла ночью допрясть за хозяйкой, вымыть кринки, убаюкать детей. Во власти кикиморы были способности уберечь скот от болезней, а дом – от пожара.
И в такой интерпретации кикимора мне невольно напоминает старого доброго Домового, который тоже мог вести себя по-разному, в зависимости от того, чем платили ему хозяева – добром или неблагодарностью. Кикиморы любили сбивать с пути странников, морочить им голову
Знакомясь с поверьями наших предков, в воображении формируется яркий и даже реалистичный образ кикиморы. Славянские народы жили в волшебном мире, где было место самым невероятным вещам и существам. Эту веру они передали нам и, несмотря на перемену в мировоззрении и религии, фольклор не теряет своей популярности. Кикиморы и сегодня остаются неординарными сказочными персонажами, появляясь на детских утренниках и праздниках.
Комментарии
17.02.2023
nickgeek639
Классные рассказы! Спасибо!
17.02.2023
Jaaj.Club
Интересная точка зрения. Конечно, что-то в этом есть, лишь бы это не было очередным утешением для «талантливых художников», которые творят настоящее искусство, но, к сожалению, неоценённое массами.В наше время, когда бешенная конкуренция просто на всех ступенях, очень сложно быть замеченным без саморекламы (читай денег). А как иначе покорить массы?
16.02.2023
Jaaj.Club
Антарктида, конечно, впечатляет. Было сложновато вчитаться, но дальше сюжет затягивает. Супер!Jaaj.Club пока не сравнится с такими мастадонтами рунета как фикбук, но мы стремимся к этому. Комментаторы у нас на вес золота, очень сложно разговорить читателей, возможно это некий показатель чего-то, а чего пока остаётся для меня тайной :)В любом случае, творческих успехов! Буду рад, если присоединитесь к нашей коллекции, сервис постоянно развивается и мы прислушиваемся ко всем комментариям наших пользователей.Спасибо!
16.02.2023
Jaaj.Club
Фикбук стал для меня просто кладовкой, где я училась писать. Сейчас там у меня нет читателей, там очень много рекламы и абсолютно неудобно публиковаться. Я там с 2015 года, много какие были моменты, основную аудиторию набрала на фанфиках, а не на стихах или книжках. Больше не вижу смысла в пребывании там, люди не читают и от того трудно понять хорошо или плохо получается. Это одна из самых моих любимых работ. Немного позднее подгружу другие)
15.02.2023
Марина Катасонова
Как распознать кикимору?
Обычно кикиморы позволяют себе выход в свет перед великими праздниками, такими как рождество. А также бестия чувствует атмосферу семьи и приходит именно в тот момент, когда случается что-то особенное — хорошее или плохое. В такие моменты люди наиболее уязвимы и поддаются влиянию злых чар домашней кикиморы.
Она появляется перед домом на пороге. Насторожить хозяев может пронзительный плач или громкий частый стук в дверь. Неудивительно, если кикимора соединит эти два занятия. Можно задать ей вопрос и в ответ услышать стук.
Те, кому посчастливилось поймать кикимору на горячем, могут с помощью специальных ритуалов и заклинаний вернуть ее обратно в человеческий вид. Для этого на ее темени необходимо выстричь волосы с изображением креста. Но, несмотря на возвращение, у кикиморы навсегда останется какая-то особенность из прошлого — заикание, горб на спине, глупость и другое.
И в заключение небольшой совет. Чтобы избавить свой дом от возможной мифологической бестии, нужно выбросить весь хлам и освятить каждый угол.
Любимое занятие настоящих кикимор
Истинные кикиморы никогда не скучают, хоть и суждено им вечно скитаться среди людей и болотных жителей. Бестии любят плести, но плетут они по-особенному — наоборот, не так, как обычные женщины, и во время этого прыгают на одном месте. Зрелище не из приятных, но к счастью, довольно редко можно увидеть это. Так как кикиморы предпочитают уединенный образ жизни и остаются большую часть времени невидимыми, то шанс узнать, как они выглядят, сводится к нулю.
Еще одно излюбленное занятие бестий — шутить над жильцами дома, и, конечно же, не по-доброму. Ее шутки настолько устрашают, что семья, учуяв неладное, быстрее старается покинуть зловещий дом со всеми его мистическими проявлениями злых духов. Так в чем же заключается суть таких шуток? Кикимора может появляться перед людьми в образе бедного покинутого родителями ребенка, а добрые люди, подобрав и обогрев малыша, на самом деле обеспечивают себе мучительную жизнь с кикиморой. От этого существа можно защититься, и нужно это делать посредством молитвы, обращением к святым духам и Божьей Матери. Для тех, кто осведомлен, как выглядит кикимора, легко избежать контакта с ней.
События
10.02.2023 20:04
* * *
Начался следующий раунд
IV Международного Писательского Турнира
В 1 квалификационном раунде из заявленных 16 участников свои работы опубликовали только 4, которые обеспечили себе выход в 1/4 финала.
Турнирные битвы
* * *
Опубликован обзор февральских обновлений Jaaj.Club.
* * *
31.01.2023 20:15
* * *
Внимание!
Начался
IV Международный Писательский Турнир
МПТ — это турнир на выбывание. После двух поражений участник выбывает из турнира.
Битвы созданы на разные тематики
Принимаются стихи, рассказы и информационные статьи, которые прямо или косвенно связаны с тематикой битвы.
Побеждает произведение, набравшее наибольший рейтинг. Рейтинг складываются из просмотров, комментариев, зрительских симпатий и голосов жюри.
В жюри автоматически входят пользователи Jaaj.Club с писательским уровнем 20 и больше. Битва для оценки жюри будет доступна, когда оба участника опубликуют свои работы.
Всем участникам удачи!
* * *
23.01.2023 17:38
* * *
Открылась вакансия
Модератор
Jaaj.Club
— оплата сдельная;
— свободный график;
— бесплатное обучение.
Обязанности
— оформление статей и произведений согласно стилистике сайта;
— при необходимости подборка и загрузка картинок.
Требования
— базовые знания HTML (основные теги — p, div, blockquote)
— чувство стиля Jaaj.Club
Писать пользователю Jaaj.Club
или на емейл andrey.khmelev@jaaj.club
* * *
Kikimora, Op. 63
Композитор
Анатолий Лядов
Дата премьеры
12.12.1909
Жанр
симфонические
Страна
Россия
Народное сказание для оркестра (1909)
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.
История создания
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Музыка
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Л. Михеева
Многоликий дух: описание кикиморы от очевидцев
Славянские духи нынче редко показываются людям, тем более не дружат с современной техникой. Вряд ли вы найдёте кикимору на фото. Если какие-то изображения выдают за кикимору болотную, на фото оказываются обыкновенные сухие сучки или ряженые люди. Будем опираться на описания очевидцев из глухих деревень, где настоящую кикимору встречали в XX веке.
Чаще всего кикимору описывают как маленькую, скрюченную старушку, одетую весьма неряшливо. Иные жонки говорили: «у шишиморы голова с напёрсток, тело с соломинку».
Кикимора не может усидеть на месте, постоянно подпрыгивает, топает ножкой. Люди чаще слышат шум от шаловливого духа, видят шишимору гораздо реже.
И.В. Даль называет кикимору «девкой невидимкой». Сухонькая старушка носит бабий сарафан, то есть наряд взрослой, замужней женщины. Дух не носит головного убора, ходит с растрёпанными, спутанными волосами.
Домашняя кикимора любит прясть, её часто видят с прялкой, клубком запутанных нитей.
Подобно другим славянским духам, кикимора способна менять внешность. Может предстать перед человеком юной девушкой с длинной косой, одетой в красную, чёрную или белую рубаху.
Иногда кикимора обращается маленькой девочкой, чтобы запутать людей. Духа непременно что-то выдаст: одежда без пояса, копыта, хвост, спрятанный под юбкой. Проказливый дух может появиться в избе в виде животного: собаки, поросёнка, зайца.
«У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака. А то двери раскроются. Вдруг все двери — раз — все открылись. А потом что? Стали искать — куколка завязана: будто как платочек личико — или, как сказать? — мордочка перевязана. Сожгли эту куколку — маячить не стало».
(Из сборника быличек Зиновьева В.П.)
Кикимору болотную картинки часто изображают юной девушкой или старухой с зелёной кожей, длинными растрёпанными волосами. Кличут иной раз болотницей. Болотница способна притвориться кочкой, сухой корягой, быстро исчезает прямо на глазах у изумлённых людей. Если лесная кикимора захочет поговорить с человеком, зелёная старуха обернётся юной девушкой, одетой в неподпоясанную рубаху.
«Люди бают, что болотница космата, страшна, зелёна. В болоте всё время сидит, выходит только ночью»
(Записано в п. Разино Лукояновского р-на)
Превращение в кикимору
Если кого интересует вопрос о том, как стать кикиморой, то читайте дальше. Каждый миф имеет долю правды, и болотное существо не исключение. Истины мы не узнаем, но древние предания и современную трактовку можно обсудить и детальней.
Первый путь к превращению — забытое грязное болото. Молоденькая девушка обречена на участь стать кикиморой, если утонет в этой мутной массе.
А что касается мальчиков, то сказания гласят, что нужно быть уродцем или проклятым. Нет сомнений, именно проклятого мальчика в былые века считали настоящим воплощением старой беззубой кикиморы.
По сути, кикиморой может стать любое живое существо, когда-то проклятое или выбравшее неверный жизненный путь — путь зла и греховного деяния.