Александр островский: гроза

Образы героев и их краткая характеристика:

Преамбулой к описанию персонажей хочется привести цитату из «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова»:

  •  Катерина  — современники автора назвали Екатерину «лучом света в тёмном царстве». На первый взгляд, эта девушка нежный цветок, который вянет в неволе.жизни до замужества она росла в ласке и любви, беззаботно и счастливо. В семье мужа несчастная женщина оказалась во власти деспотичной свекрови. По мере раскрытия основных черт личности, становится понятно, что характер Катерины в пьесе «Гроза» раскрывается с другой стороны. Оказывается, нежная и хрупкая девушка – достаточно сильная и волевая личность. Она уверена, что никто и ничто не сможет заставить её совершать что-либо против воли. И последний отчаянный шаг – это не слабость, это акт протеста. Она- личность, со своими мыслями, чувствами и интересами. И никакая сила не сможет сломить её дух.
  •  Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)  — сильная, волевая, деспотичная, властная женщина. Тиран, который старается держать всю семью под контролем. Стоит ли рассказывать о том, что супружеская жизнь её сына и невестки разваливается из-за непрестанных вмешательств назойливой старушки. Марфа Игнатьевна в своих нравоучениях может легко обидеть и оскорбить. Но свято верит в то, что без её «мудрых» наставлений развалится вся семья.
  •  Тихон Иванович Кабанов  — тихий, безропотный, без собственного мнения, плывущий по течению мужчина. Не может ни за себя постоять, ни за свою жену заступиться. Радуется мимолётным мгновениям, в которые ему удаётся ускользнуть от бдительной мамаши и ненадолго расслабиться. Хотя расслабляется от также примитивно, как и живёт. Вся радость состоит в том, чтобы украдкой опрокинуть пару стаканчиков водки. Предпочитает убегать от проблем, спрятавшись в своём панцире. Не хватает ему сил взять на себя вину за смерть Катерины. В последнем действии безропотный Тихон обвиняет в случившемся свою мать.
  •  Варвара  — молодая азартная девушка, сестра Тихона, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой. Умна, хитра, прозорлива. Умеет подстроиться под ситуацию. Про таких людей говорят «выходит сухим из воды». Сыграла значительную роль в судьбе Катерины и Тихона. В свою очередь не пожелала покоряться деспотии матери и сбежала из родного дома.
  •  Борис Григорьевич — красивый молодой человек, интересный, образованный, ярко отличающийся от остальных жителей городка. Нежному и трепетному сердцу наивной девушки сложно не влюбиться в такого. Он и сам мучается от тайной любви к замужней девушке. Судьба подарит ему несколько счастливых мгновений, но впоследствии придётся покориться воле своего дяди и отказаться от собственных чувств.
  •  Савел Прокофьевич Дикой  — жадный и скупой купец. Не даёт спокойной жизни ни окружающим, ни родным. Страдают от него и наёмные работники, и соседи, и знакомые. Самое страшное, что он даже не пытается признать своей вины и считает, что ведёт себя должным образом.
  •  Ваня Кудряш  — самовлюблённый, смелый, уверенный в себе молодой человек. Хвастун, грубиян. К влюблённой  в него Варе относится холодно, принимает её чувства как должное. Способный на отчаянное поведение и рискованные поступки.

Действие Второе: Завязка

Дом Кабановых. Служанка Глаша укладывает вещи Тихона в дорогу, а странница Феклуша делится с ней историями об иностранных краях, которых сама она никогда не посещала, но много о них слышала, после чего уходит.
Появляются Варвара и Катерина. Варвара указывает Глаше отнести багаж в прибывший экипаж.

Девушки, оставшись один на один, опять поднимают тему чувств Катерины. Варвара подозревает, к кому она неравнодушна, и Катя подтверждает ее догадки. Предметом ее воздыханий оказывается Борис. Варя предостерегает Катерину, чтобы она не выдала никому свою тайну. Катя, в свою очередь, утверждает, что совершенно не умеет лгать и будет продолжать терпеть, пока это возможно. Варвара, удивленная подобным заявлением, интересуется, что она собирается делать, если ей надоест такое притворство. Катерина без тени сомнения отвечает:

У Вари есть предложение. Она хочет в отсутствие своего брата спать в саду вместе с Катей, так как в одиночку мать ей не разрешит. Входят Кабаниха с сыном. Она заставляет его давать наказания своей жене, как она обязана себя вести во время его отъезда. Марфа Игнатьевна буквально диктует ему нотации, а он без укоризны вторит их Катерине. Тихон наказывает жене, чтобы та слушалась и почитала его мать, не бездельничала и не заглядывалась на чужих мужчин. Удовлетворенная Кабаниха удаляется вместе с Варей, оставив мужа с женой наедине попрощаться.

Кабанов начинает извиняться перед Катей. Она же умоляет не бросать ее одну и просит взять с собой. Но Тихон отвечает отказом. Катя предчувствует, что отъезд мужа ничем хорошим не закончится. Она упрашивает, чтобы он взял с нее клятвенное обещание, что она останется ему верна. Супруг удивлен такому настроению жены.

Входит Кабанова, торопя сына в дорогу. Тихон начинает прощаться с семьей. Кабаниха и здесь указывает ему, что нужно делать, заставляя его кланяться ей в ноги. Позже ругается на Катерину за то, что та обняла мужа, а не преклонилась перед ним. Едва лишь Тихон уезжает, Купчиха начинает отчитывать Катю, что та неправильно провожает мужа в дальний путь.

Оставшись одна, Катя досадует о том, что не имеет детей, они бы скрасили ее одиночество. Чтобы голову не забивали дурные мысли, она решает шить белье для бедных.

Приходит Варвара с ключом от калитки на заднем дворе. Кабаниха всегда тщательно прячет его, но Варе удалось его выкрасть и заменить другим. Уходя на прогулку, она говорит, что если встретит Бориса, то попросит его прийти вечером к этой самой калитке. Катерина пугается этого предложения, ей хочется выбросить ключ как можно дальше. Катя размышляет о том, выкинуть ли ей ключ или все-таки спрятать. Соблазн встречи с Борисом одолевает ее, и она осмеливается оставить ключ.

Очень краткий пересказ пьесы «Гроза»

В городке Калинов на Волге веками сохраняются старые порядки и привычки. Горожане этих мест страшатся нового времени и перемен. Главная героиня юная Катерина резко отличается от всех. Она человек «тонкого душевного склада» и ей невыносимо тяжело жить с мужем и крутого нрава свекровью под одной крышей.

Однажды в город приезжает образованный и интересный Борис, он становится для Катерины неким идеалом мужчины. Пока её супруг в отъезде, она с ним встречается. Но, как женщина честная, признаётся в своём поведении семье. Бедняжку буквально закрывают в четырёх стенах, контролируют каждый шаг и вздох. Борис вынужден покинуть Калинов. Понимая, что с отъездом любимого в её жизни не остаётся никакой надежды на счастье, Катерина решается на самоубийство.

Действие первое

Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

Явление первое

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешту!

Кулигин. Восторг! А ты: «нешту!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин. Механик, самоучка‑механик.

Кудряш. Все одно.

Молчание.

Кулигин (показывая в сторону). Посмотри‑ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дико́й племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого‑то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот, как с цепи сорвался!

Шапкин. Унять‑то его некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней‑то на мою стать, а то бы мы его озорничать‑то отучили.

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Шапкин. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где‑нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку‑то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты‑то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня, он чует носом‑то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен‑то, а я с ним разговаривать умею.

Шапкин. Ой ли!

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.

Кудряш. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости‑то выучи, да потом и нас учи! Жаль, что дочери‑то у него подростки, больших‑то ни одной нет.

Шапкин. А то что бы?

Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок‑то!

Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.

Шапкин (Кудряшу). Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй.

Отходят.

Явление второе

Те же, Дико́й и Борис.

Дико́й. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома‑то делать!

Дико́й. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места‑то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь‑то! Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дико́й (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить‑то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

Явление третье

Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин.

Кулигин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.

Борис. Уж какая охота, Кулигин! Неволя.

Кулигин. Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить. Коли можно, сударь, так скажите нам.

Борис. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?

Кулигин. Ну, как не знать!

Борис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому‑то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.

Кулигин. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь.

Действие 4

Узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кое-где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу.

Явление 1

Дождь накрапывает. Гуляющие боятся, «как бы гроза не собралась». Не желая промокнуть, они забегают в галерею, рассматривают изображения на стенах, где, рассказывают, после пожара ничего не поправляли. Кто- то интересуется, что нарисовано на стенах. Ему отвечают, что «это геенна огненная», куда идут «всякого звания люди», «это Литовское разорение».

Явление 2

Приходят Кулигин и Дикой, который весь промок. Кулигин говорит, что на бульваре нужно установить солнечные часы, и просит Дикого пожертвовать на это денег. Тот пытается отвязаться от него, обзывая «разбойником». Кулигин говорит о необходимости громоотводов в городе, объясняя, что гроза — это «электричество». На что Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали». Называет Кулигина «татарином». Кулигин уходит, обещая, что они еще поговорят, когда у него будет миллион. Дикой возмущается: «Что ж ты, украдешь, что ли, у кого? Держите его! Этакой фальшивый мужичонка! С этим народом какому надо быть человеку?» Дождь кончается.

Явление 3

Борис беседует с Варварой о приезде Тихона. Та говорит, что с Катериной неладное, и беспокоится, что она может рассказать обо всем мужу. Начинается гроза.

Явление 4

Появляются Кабаниха, Тихон, Катерина и Кулигин. Катерина считает, что гроза — это не что иное, как Божье наказание, которое обрушится на нее. Она видит Бориса, боится, ей нехорошо, она плачет. Варвара делает знак Борису, чтобы тот ушел. Кулигин не понимает, чего боится Катерина, и говорит, что «каждая теперь травка, каждый цветок радуется», а они прячутся, боятся, точно напасти какой. «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» Призывает присутствующих не бояться и выходить. Борис замечает, что находиться «здесь страшнее», и уводит Кулигина прочь.

Явление 6

Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями и кричит Катерине: «Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей». Катерине мерещится геенна огненная. Она признается родным в своем грехе. Варвара кричит, что Катерина врет, сама не знает, что говорит. Кабаниха говорит, что «воля ведет» именно к этому.

Действие 3

На скамейке сидят Феклуша и Кабанова, разговаривают. Феклуша рассказывает про Москву, как там стало шумно, все люди торопятся, старинных обычаев не чтят. Кабанова соглашается с ней, что старина постепенно уходит. К ним подходит Дикой.

Явление 2

Дикой начинает грубо разговаривать с Кабановой. Кабанова хочет уйти, но он её останавливает и просит поговорить с ним. Дикой говорит, что он хмелен и только Кабанова может его разговорить. Купец сетует на то, что натура у него такая, специально людей обижать и злиться на них. Кабанова говорит, что это он специально так делает, чтобы к нему никто не подходил. В это время Глаша говорит, что закуски готовы, и они уходят в дом. Служанка замечает племянника Дикого.

Явление 3

Борис спрашивает у Глаши у них ли дядя. К Борису подходит Кулигин и зовёт на прогулку. Прогуливаясь, Кулигин говорит молодому человеку о жителях города, об их грубости, необразованности, жестоком нраве, что по городу гуляют только молодые парни и девушки. Гуляя, они видят, как целуются Кудряш и Варвара. Подойдя к калитке, Варвара зовёт Бориса.

Явление 4

Кулигин уходит, а Борис подходит к Варе. Она просит его, чтобы вечером он пришёл к оврагу за Кабановым садом.

Явление 2

Борис просит Кудряша уйти, Кудряш думает, что Борис хочет отбить у него Варю. Борис признаётся, что влюблён в Катерину. Кудряш говорит ему, что его сюда могла позвать, если не Варя, то только Катерина. Борис счастлив. Варвара выходит из калитки.

Явление 3

Варвара и Кудряш уходят, к Борису выходит Катерина. Он признаётся ей в любви, молодая женщина стыдится того, что делает, говорит, что это грешно. Борис пытается успокоить её. Катерина признаётся ему в ответном чувстве.

Явление 4

Борис и Катерина уходят гулять, приходят Варвара с Кудряшом. Молодой человек хвалит девушку за то, как ловко она придумала с калиткой. Кудряш играет на гитаре, Варя спрашивает который час. Узнав, что уже пора, зовут Бориса и Катерину.

Действие Четвертое: Кульминация

Прошло 10 дней. Недалеко от Волги прогуливаются жители города, но им начинает мешать дождь, и приходится спрятаться от него под сводами старинной постройки. Среди них Дикой и Кулигин. Кулигин просит у купца материалы для часов, которые он хочет установить на бульваре, чтобы все могли знать время. Дикой, как обычно, недоволен и ругается. Тогда Кулигин решается попросить средств для громоотводов. Савел Прокофьевич злится еще пуще, утверждая, что грозы посланы людям в наказание с неба, и никакой громоотвод не нужен. Дождь прекращается, народ расходится.

Приходит Варя. Сразу же после нее появляется и Борис. Варвара ошарашивает его новостью: ее брат неожиданно вернулся домой несколько раньше, чем планировалось. Из-за этого Катерина «сама не своя сделалась». Кабанова начала о чем-то догадываться, и Варя переживает, как бы Катя сама все им не рассказала.

Тучи снова начинают сгущаться. Под укрытием появляется все больше людей, среди них семейство Кабановых в полном составе. Катя, охваченная страхом из-за наступающего ненастья и сложившейся ситуации, томится от терзаний совести. Муж пытается утихомирить ее, а Кабаниха только подначивает. Заметив Бориса, Катерина дрожит, ее охватывает еще больший страх. Появляется Кулигин и тоже старается успокоить девушку, после удаляется вместе с Борисом.

Люди переговариваются

Один из них неосторожно бросает фразу о том, что эта гроза точно кого-нибудь погубит. Катя убеждена, что этим человеком будет она

Показывается престарелая барыня, Катерина пугается ее и прячется. Та же опять начинает бредить о том, что именно красота станет причиной гибели молодой девушки. Катерина теряет контроль над своими чувствами, она больше не выносит напряжения и кается в содеянном семье. Тихон стремится успокоить ее, Варя всеми силами оправдывает Катю, а Кабанова только ехидничает и злорадствует: теперь она может поворчать вдоволь.

Сюжет «Грозы» Островского за 3 минуты

События пьесы происходят в середине XIX столетия в городке Калинов на берегу Волги.

Действие 1

Жители города слышат, как жадный и злой купец Дикой ругает своего племянника Бориса. Когда Дикой уходит, Борис признается своему знакомому Кулигину, что он терпит ругань Дикого ради наследства. Борис и его сестра получат наследство дядьки Дикого, если будут во всем его слушаться. Оставшись один, Борис думает о Катерине Кабановой — замужней женщине, в которую он влюблен. В это время на прогулку идет купчиха Кабаниха с дочерью Варварой, сыном Тихоном и его женой Катериной Кабановой. Кабаниха упрекает сына в том, что тот, женившись, перестал любить мать, как прежде. Тихон успокаивает мать, и та уходит. Сам Тихон идет в гости к Дикому. Варвара и Катерина остаются вдвоем. Катерина признается Варваре, что она любит другого человека, а не своего мужа Тихона. Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее.

Действие 2

Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает. Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом. Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса.

Действие 3

В гости к Кабанихе приходит ее кум – купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали. Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться.

Действие 4

Проходит десять дней. Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел. Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее. Мимо Катерины проходит “полусумасшедшая барыня”, которая внезапно называет Катерину грешницей. Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом.

Действие 5

Тихон встречает на улице Кулигина и рассказывает ему новости: Варвара убежала из дома с Кудряшом, Катерина ведет себя странно, Дикой отправляет Бориса в другой город на три года. Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать, Кабаниха, не позволит этого, а он во всем слушается матери. Тут же Тихон слышит от служанки, что Катерина ушла из дома. Тихон идет ее искать. Тем временем Катерина идет по городу и видит Бориса. Он прощается с ней, так как ему нужно ехать в Сибирь по делам по приказу дядьки Дикого. Они прощаются. Убитая горем Катерина говорит себе, что хочет умереть. Кабаниха, Тихон Кабанов и другие герои ищут Катерину по городу. Вдруг Катерину находят в речке. Тихон хочет бросится в воду, чтобы спасти ее. Но Кабаниха останавливает сына. Она обещает проклясть его, если тот бросится спасать жену. Наконец тело Катерины выносят на берег. Тихон бросается к мертвой жене и винит во всем мать, Кабаниху.

Конец.

Это интересно: Пьесу «Свои люди сочтемся» Островский написал в 1849 году. Первоначальными названиями комедии были «Несостоятельный должник» и «Банкрот». Пьеса написана в рамках реализма. В комедии Островский осмеивает купеческое московское общество того времени, обнажая бездуховность и бездушность людей, живущих по законам обмана.

История создания пьесы

В июне 1859 года Николай Островский начал работу над пьесой, а через несколько месяцев произведение было готово. Писатель отправил рукопись в Петербург, чтобы критики ознакомились с его работой и оценили её.

Незадолго до написания пьесы «Гроза» Островский совершил экспедицию по Волге. Её организовало морское ведомство с целью изучения традиций жителей России. Известно, что нравы даже в двух соседних регионах могут кардинально различаться. Путешествие было организовано для того, чтобы посмотреть на коренное население малых городов в его естественной среде обитания.

Александр Николаевич внимательно наблюдал за множеством бытовых сцен, которые разворачивались у него на глазах. Словно губка, драматург впитывал яркие впечатления. Он слушал диалоги, подмечал детали, запоминал жесты и особенности костюмов. Во время экспедиции автор собрал довольно много материала, поэтому «Гроза» получилась такой колоритной, пронзительной и реалистичной. Основные черты этого произведения:

  • налёт провинциальности;
  • напряжённость;
  • реализм;
  • красота пейзажей;
  • противопоставления «мёртвого» быта калиновцев живой природе.

Калинов — выдуманный город, собирательный образ. Всё, что в нём происходит, характерно для большинства населённых пунктов, расположенных на берегах Волги. В этих провинциальных местечках течёт интересная жизнь, хотя и с жестокими нравами. Островского так восхищало всё увиденное и услышанное, что во время поездки он постоянно делал записи в дневнике, стараясь ничего не упустить.

Критики считали, что в основе сюжета — реальный случай. Незадолго до создания драмы в Волге утопилась девушка. Она решилась свести счёты с жизнью, потому что не выдержала гнетущей атмосферы, царившей в доме супруга. Девушку звали Александра Клыкова. Случай произошёл в Костроме. На сходство сюжета и реального случая указывают такие особенности;

  • Александра тайно встречалась с почтовым служащим;
  • свекровь изводила и всячески притесняла невестку;
  • муж утопленницы был бесхарактерным человеком и не вмешивался в женские дела.

Действие Первое: Экспозиция

Город Калинов, лето, берег реки Волги. Между часовщиком-самоучкой Кулигиным, конторщиком Дикого Кудряшом и мещанином Шапкиным заходит разговор о природе. Кулигин очаровывается прекрасным видом, Кудряш же остается равнодушным к природе. Их прерывает купец Савел Прокофьевич Дикой, недалеко от них ругающийся со своим племянником Борисом. Тема разговора сменилась на обсуждение поведения Дикого.

Входит Савел Прокофьевич с племянником. Он так же продолжает отчитывать Бориса, укорять его в дармоедстве и тунеядстве, после чего уходит.

Кулигин спрашивает у Бориса, почему же он терпит такое отношение к себе со стороны дяди. Борис рассказывает, что у него есть младшая сестра. После того, как они осиротели, из семьи у них остался только родной дядя. Покойная бабушка хоть и оставила им наследство, но получить его они могут лишь, если будут уважительно и услужливо относиться к Дикому. Кудряш, долгое время зная Савела Прокофьевича, уверен, что с такими «невыполнимыми» условиями денег Борис в жизни не увидит. Дикой всегда найдет что-то, к чему можно будет придраться.

Кудряш и Шапкин уходят. Кулигин и Борис продолжают обсуждать самодурство Дикого. Кулигин также упоминает купчиху Кабаниху, говоря, что она самый настоящий тиран.

Тема разговора снова меняется. Кулигин рассказывает о своей мечте – перпетуум-мобиле. Он грезит найти его, но никаких возможностей у него нет.

Борис остается один. Он сетует на угробленную молодость и сокрушается о том, что безрассудно полюбил в замужнюю даму. После уходит.
Появляется семейство Кабановых. Кабаниха отчитывает взрослого сына Тихона за непослушание, учит, как ему нужно обращаться с женой Катериной. Вдоволь наругавшись, она уходит домой.

Тихон нападает на супругу с обвинениями, утверждая, что именно она – причина гнева его матери. Его сестра Варвара защищает Катерину, а он идет к Дикому, чтобы пропустить стаканчик другой.

Оставшись вдвоем с Варей, Катя жалуется ей на жизнь, рассказывает, как славно ей жилось раньше. Она также сознается, что влюблена в другого. Варвара утешает ее, предлагает ей подождать момента, когда Тихон уедет из города, тогда они что-нибудь да придумают.

Приходит барыня, которая грозит девушкам, что красота и молодость погубит их, при этом показывая на Волгу. Катерина слишком буквально воспринимает слова этой дамы, и Варвара спешит снова успокоить ее. Тем временем надвигается гроза, которую очень страшится Катерина.

Тихон возвращается от Дикого, и они все вместе направляются домой.

Действие 1

Разговор между Кудряшом и Кулигиным зашел о природе. Мнения собеседников разделились. Кулигин показывал явный восторг от красочных пейзажей вокруг. Кудряш был безразличен к красотам. Беседу прервали вопли Дикого. Он опять воспитывал племянника, ничуть не стесняясь в выражениях. Тема разговора сменилась. Они принялись обсуждать их семейство. Кудряш встал на сторону Бориса, считая, что дядька его совсем затерроризировал.

Савел Прокофьевич (Дикой) присоединился к компании. Приезд Бориса был ему не в радость. Он был явно недоволен появлением племянника в городе. У него и так забот полон рот, а тут еще один нахлебник нарисовался. По ходу разговора выяснилось, что родственников у Бориса и его сестры, кроме дяди больше не осталось.

Бабка оставила завещание Борису, но получить его можно после совершеннолетия от Дикого. При том условии, что сможет наладить с ним отношения, но это вряд ли. Дикой всегда найдет повод придраться, как ни старайся.

Кулигин пускается в рассуждения, что Борису не видать наследства. Дикой деспотичен. Ему не угодить. Жалобы Бориса на трудную жизнь были прерваны появлением Феклуши в сопровождении дамы. Она была в восторге от дома Кабановых и его хозяев. Кулигин на дух не переносил Кабаниху, считая, что она настоящий тиран в юбке, загнобивший всех домочадцев.

Мечта Кулигина собрать вечный двигатель, но ни денег, ни возможностей у него нет. Такой талант и пропадает. Борису жаль его, но не меньше жаль себя и свою участь. Не хотелось ему провести молодость в этой глуши. Одно его держит здесь. Это Катерина. Он влюбился в нее с первого взгляда, но объясниться с девушкой не мог. Она была замужем.

Появляется Кабаниха. Вместе с ней Катерина, Тихон и Варвара. Тихону досталось по-полной от матери. Она высказала ему все, что думает о его жене и его отношении к матери, которая незаслуженно ушла на второй план после его женитьбы.

Кабаниха пошла восвояси. Тихон налетел на жену с упреками. Снять напряжение помогла рюмашка водки, любезно предоставленная Диким.

Катерина изливает душу Варе. Как ей хорошо жилось у родителей и как ужасно сейчас. Жизнь не мила. Сердце беду чует.

Варвара успокаивает ее. Как только Тихон уедет, они что-нибудь придумают.

Появляется Барыня. Ее слова страшны и пронзают Катерину в самое сердце. Ей кажется, что все сказанное, адресовано ей. Варвара просит Катерину не принимать близко к сердцу слова сумасшедшей старухи.

Тихон вернулся за женой. Запрещено замужним дамам разгуливать в одиночестве.

Началась гроза.

Действие 2

Явление 1

Глаша, служанка Кабановых, собирает хозяину вещи в дорогу. Входит Феклуша и рассказывает ей о дальних странах, в которых правят салтаны разные. Поговорив с Глашей, она уходит.

Явление 2

Входят Варвара и Катерина, Глаша, взяв вещи, уходит. Варвара выпытывает у Катерины имя человека, которого она любит. Девушка признаётся ей, что это Борис. Варвара предлагает ей видеться тайно с Борисом, Катерина отказывается. Она хочет удержаться от этих встреч, пока может, а если ей дома всё опостынет, то сбежит куда угодно, даже в Волгу бросится. Варя предлагает ей спать в беседке. Катерина сомневается и ждёт Тихона.

Явление 3

Входят Кабанов и Кабанова. Кабанова говорит сыну, чтобы дал приказания жене и по возвращении спросил, как она их исполнила. Тихон, сконфузившись, даёт приказания Катерине. Кабанова, позвав с собой дочь, уходит, оставляя Тихона и Катерину.

Явление 4

Катерина просит Тихона взять её с собой. Тихон отнекивается, говоря, что хочет отдохнуть от неё и матери. Женщина просит взять с неё обещание, что она ни с кем из мужчин разговаривать не будет. Кабанов говорит, что это ни к чему, но Катерина упорствует. В это время слышится голос Кабановой.

Явление 6

Кабанова, оставшись одна, рассуждает о незнании молодёжи обычаев и порядков. Происходит упадок старины, молодые ничего не умеют, и смотреть на них стыдно. Кабанова радуется, что не увидит, как от порядков ничего не останется.

Явление 7

Входят Катерина и Варвара. Кабанова стыдит Катерину, что после отъезда мужа, она не воет на крыльце. Катерина отвечает, что это ни к чему и не умеет она. Варвара уходит гулять, следом за ней уходит Кабанова.

Явление 8

Монолог Катерины. Женщина думает, как скоротать время до приезда мужа и решает взяться за шитье и раздать его бедным, чтобы они помолились за неё и скоротать время до возвращения Кабанова.

Явление 9

Варвара, собираясь на прогулку, отдаёт Катерине ключ от калитки и обещает сказать Борису, чтобы вечером подходил туда. Катерина пугается и просит девушку этого не делать. Варя говоря, что он понадобится и ей, уходит гулять.

Явление 10

Катерина, оставшись одна, рассуждает о том, какая у ней беспросветная, тяжёлая жизнь. Держа ключ в руке, она думает, выбросить, но, услышав какие-то шаги, прячет его в карман. Катерина решает, что так тому и быть и хочет увидеть Бориса.

М. А. Антонович

…г. Писарев решился исправлять Добролюбова, как г. Зайцев Сеченова, и разоблачать его ошибки, к которым он причисляет одну из самых лучших и глубокомысленнейших статей его «Луч света в темном царстве», написанную по поводу «Грозы» г. Островского. Эту-то поучительную, глубоко прочувствованную и продуманную статью г. Писарев силится залить мутною водою своих фраз и общих мест.

Г. Писареву почудилось, будто бы Добролюбов представляет себе Катерину женщиной с развитым умом и с развитым характером, которая будто бы и решилась на протест только вследствие образования и развития ума, потому будто бы и названа «лучом света». Навязавши таким образом Добролюбову свою собственную фантазию, г. Писарев и стал опровергать ее так, как бы она принадлежала Добролюбову. Как же можно, рассуждал про себя г. Писарев, назвать Катерину светлым лучом, когда она женщина простая, неразвитая; как она могла протестовать против самодурства, когда воспитание не развило ее ума, когда она вовсе не знала естественных наук, которые, по мнению великого историка Бокля, необходимы для прогресса, не имела таких реалистических идей, какие есть, например, у самого г. Писарева, даже была заражена предрассудками, боялась грома и картины адского пламени, нарисованной на стенах галлереи. Значит, умозаключил г. Писарев, Добролюбов ошибается и есть поборник искусства для искусства, когда называет Катерину протестанткой и лучом света. Удивительное доказательство!

Так-то вы, г. Писарев, внимательны к Добролюбову и так-то вы понимаете то, что хотите опровергать? Где ж это вы нашли, будто бы у Добролюбова Катерина представляется женщиной с развитым умом, будто протест ее вытекает из каких-нибудь определенных понятий и сознанных теоретических принципов, для понимания которых действительно требуется развитие ума? Мы уже видели выше, что, по взгляду Добролюбова, протест Катерины был такого рода, что для него не требовалось ни развитие ума, ни знание естественных наук и Бокля, ни понимание электричества, ни свобода от предрассудков, или чтение статей г. Писарева; это был протест непосредственный, так сказать, инстинктивный, протест цельной нормальной натуры в ее первобытном виде, как она вышла сама собою без всяких посредств искусственного воспитания.

Таким образом вся эта фанфаронада г. Писарева в сущности очень жалка. Оказывается, что он не понял Добролюбова, перетолковал его мысль и на основании своего непонимания обличил его в небывалых ошибках и в несуществующих противоречиях…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: