Цыганы (пушкин а.с., поэма)

Содержание поэмы «Цыганы» с цитатами

Краткое содержание Цыганы Пушкин с цитатами из поэмы:

«Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют».

Табор остановился на ночь у реки. За шатром «ручной медведь лежит на воле».  Цыганка Земфира приводит с собой юношу Алеко, который хочет быть цыганом. Юношу «преследует закон», но Земфира решает быть «ему подругой». Отец Земфиры разрешает Алеко остаться, он готов делить с пришедшим «и хлеб и кров».

***

Утром цыгане отправляются дальше. Земфира спросила Алеко, не жалеет ли он о прошлом. Юноша отвечает, что ему нечего жалеть, ведь он оставил «неволю душных городов».

Услышав их разговор, старик отец Земфиры рассказал предание о том, как к ним в изгнанье был сослан царем (Августом) поэт (Овидий), который был «уже летами стар». И хотя все полюбили его, поэт так и не смог привыкнуть к «заботам жизни бедной», считая ее наказанием, и до последнего дня тосковал по родине (Риму).

***

Прошло два лета. Алеко «без забот и сожаленья ведет кочующие дни», показывая людям в деревнях представления с обученным медведем.

***

Как-то Алеко услышал, как Земфира поет песню «Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня…» о том, что ненавидит и презирает своего мужа, так как любит другого. Алеко пытался запретить девушке петь. Однако Земфира сказала, что эта песня была о нем, и ушла.

***

Ночью Земфира разбудила отца:

«О мой отец! Алеко страшен.

Послушай: сквозь тяжелый сон

И стонет, и рыдает он».

Земфира поделилась с отцом, что любовь Алеко ей постыла, «сердце воли просит». Земфира подошла разбудить Алеко. Тот сказал, что ему приснилось, как она ему изменила. Земфира сказала ему «не верить лукавым сновиденьям».

***

Увидев, что Алеко грустит, старик-отец сказал ему:

«Утешься, друг: она дитя.

Твое унынье безрассудно:

Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское — шутя».

Старик рассказал Алеко, что давно, когда он был еще молод, его любила Мариула – мать Земфиры. Но однажды они повстречали табор и женщина, оставив ему дочь, ушла с табором.

Алеко удивился, что старик не отомстил «и хищникам, и ей коварной». Старик же ответил:

«К чему? вольнее птицы младость;

Кто в силах удержать любовь?»

Алеко же с уверенностью сказал, что не откажется от своих прав или хотя бы отомстит.

***

Ночью Алеко выходит в поле. Видит «чуть по росе приметный след» и «близкие две тени»: Земфиру и молодого цыгана. Заметив мужа, девушка говорит возлюбленному бежать, но Алеко убивает его ножом, а затем и саму Земфиру. Утром цыгане похоронили «чету младую».

После похорон старик подошел к Алеко, наблюдавшему за всем издалека, и сказал:

«Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним —

Не нужно крови нам и стонов —

Но жить с убийцей не хотим…

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли».

«Сказал — и шумною толпою

Поднялся табор кочевой

С долины страшного ночлега».

В степи осталась только одна телега, в которой ночью «огня никто не разложил», «до утра сном не опочил».

Эпилог

Рассказчик вспоминает о том, как встречал «телеги мирные цыганов», как делил с ними пищу, любил их песни.

«И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил».

«Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!..

И под издранными шатрами

Живут мучительные сны».

Это интересно: Поэма «Руслан и Людмила» – волшебная сказка, написанная в 1818–1820 гг. Прочитать краткое содержание «Руслана и Людмилы» вы можете на нашем сайте. На создание произведения автора вдохновил русский народный фольклор, русские былины и лубочные повести. Поэма насыщена элементами гротескной фантастики, просторечной лексикой и добродушной иронией автора. По мнению литературоведов, произведение является пародией на рыцарские романы и романтические баллады Жуковского.

Сюжет Пушкин Цыганы

По Бессарабии кочует цыганский табор. Они остановились у реки на ночлег, развели костры и готовят ужин. Кони пасутся в поле, за шатром лежит ручной медведь.

В одном шатре сидит старик, перед ним догорает костер. Он приготовил ужин, и ждет свою дочь. Наступает ночь, а Земфиры все нет. Ужин уже остыл, когда она, наконец – то появилась. Земфира пришла не одна, она привела с собой юношу. Земфира сказала отцу, что нашла его в степи. Юноша скрывается от правосудия, и хочет странствовать вместе с цыганским табором. Старик говорит юноше, что он может остаться на любое время.

Утром табор собирается в путь, и на Алеко нападает грусть. Земфира интересуется, не жалеет ли юноша о том, что он покинул многолюдные города, где царствует веселье и роскошь, где много богатых девушек. Алеко отвечает, что в тех городах нет любви, а значит, нет и веселья. Он признается, что ему не нужны нарядные девы, всех дороже ему одна, Земфира.

Старик рассказывает Алеко предание о человеке, который был сослан к цыганам в изгнанье

Этот человек был окружен любовью и вниманием, все жители заботились о нем, но он так и не смог привыкнуть к вольной жизни и к бедности. Все время он тосковал и плакал, вспоминая иную жизнь

Когда он умирал, он завещал, чтобы его кости похоронили на его родине. Алеко догадывается, что это предание об Овидии, поражается поворотом судьбы.

С того времени, как Алеко пришел в табор, прошло два года. Он привык к цыганской жизни, и не сожалеет о прошлом. Алеко зарабатывает на жизнь тем, что водит по деревням медведя.

Земфира поет песню о том, что она разлюбила старого мужа, и полюбила другого. Алеко просит ее замолчать, но Земфира заявляет мужу, что она поет для него. Алеко понимает, что Земфира изменяет ему. Ночью ему снится страшный сон. Земфира успокаивает мужа, говорит, что нельзя верить сновидениям. Алеко объясняет, что теперь не верит даже ей. Он жалуется старику, что Земфира разлюбила его. Старый цыган утешает Алеко, он рассказывает о себе, как его жена, мать Земфиры, тоже полюбила другого, и ушла, бросив дочь. Алеко в недоумении, что цыган не отомстил за измену. Старик объясняет, что нельзя удержать любовь.

Наступает ночь. Земфира уходит на свидание с молодым цыганом. Алеко спит, ему снова снится сон. Проснувшись, он не обнаруживает рядом с собой жены. Он идет на поиски Земфиры, и видит ее с другим. Алеко убивает цыгана, а потом и жену. Цыгане похоронили молодую пару, и старик сказал Алеко, чтоб тот покинул табор, так как они не хотят, чтобы между них жил убийца. Табор ушел, Алеко остался один.

Образы цыган

Пушкин изображает двух цыганок – Земфиру и Мариулу. Героини лишены моральных обязательств, не отягощены нравственным долгом перед мужем или ребенком. Путь цыганок заключается в следовании собственным желаниям, в повиновении страстям. Писатель специально вводит в текст фигуру матери одной из цыганок. Женщина увлеклась новой любовью, оставив ради чувств собственную дочь. Это яркая иллюстрация нравов и порядков цыганского общества. Цивилизованное общество осудило бы подобный поступок. Однако цыганка не винит мать, потому что совершает такие же действия.

Цыгане не видят в измене греховного, постыдного поступка. Любовь для них представляется силой, которую никто не способен ограничить или удержать. Алеко не принимает этих обычаев, потому что измена для героя – грех, посягательство на его право, непростительный проступок. А любой проступок должен быть наказан. Алеко убивает девушку-изменницу вместе с ее новым любовником. Этим жестом герой признает, что отличается от цыган.

Композиционные особенности поэмы

Композиция пушкинского текста имеет центр – это цыганская песня Земфиры. Песня девушки-цыганки одновременно представляет и кульминацию конфликта произведения. Структурно текст включает одиннадцать частей. Для девяти фрагментов характерно использование четырехстопного ямба. Песню цыганки Пушкин пишет, используя двустопный анапест. Писатель включает в композицию поэмы также песню под названием «Птичка божия не знает…». Эта часть написана с помощью четырехстопного хорея. В будущем строки этой песни положат на музыку.

Текст состоит не только из песенных фрагментов. Пушкин включает в композицию несколько рассказов. Это истории сосланного поэта и неверной супруги по имени Мариула, которые вспоминает старик-цыган. Цель рассказов состоит в развитии сюжета повествования, а также в раскрытии характеров действующих лиц.

Пушкин выступил новатором, потому что наделил каждую часть своей особенной формой. Поэма включает рассказы от первого лица, монологи, диалоги, детальное описание ландшафтов, цыганского быта и культуры. Разрозненный характер частей произведения не мешает композиционному единству «Цыган».

Судьба произведения

При создании этого текста автор вдохновлялся аутентичной бессарабской культурой. Российское общество приняло поэму нейтрально, без особо восторга. Впрочем, отдельные цитаты из этого произведения превратились в крылатые фразы. Иная реакция была у европейской публики. В Европе пушкинскую поэму встретили с восторгом. Мериме, впечатлившись произведением, пишет «Кармен», Рахманинов – «Алеко» и т. д.

О романтическом жанре

Поэма написана поэтом в годы роста оппозиционных настроений в России. Отражением их в литературе стал байронизм, воспринимаемый как протест против крепостнического строя. Пушкин стал зачинателем романтического жанра в русской литературе. Каковы же его особенности и основные черты?

В героических эпопеях главными становились события исторической и социальной важности. В связи с этим их сюжеты были богаты обилием эпизодов, отступлений

В романтической поэме сюжет имеет уклон в сторону новеллы. Основные события разворачиваются вокруг жизни одного лица, не всегда положительного.

Чаще всего главным событием в жизни персонажа является любовь, а число действующих лиц немногочисленно. В центре повествования — герой, его возлюбленная и соперник.

Сюжетная схема произведений в романтическом жанре раскрывается стандартно. Чувства героев находят препятствие в лице третьего человека. Возникающий при этом конфликт заканчивается гибелью героини, антагониста, а иногда и самого героя. Сюжет может обыгрываться по-разному, но основная структура произведений выглядит именно так.

Поэма «Цыганы» выдержана в духе указанных выше положений. В центре внимания — цыган Алеко, романтические переживания которого становятся причиной гибели цыганки Земфиры и ее возлюбленного. Последовательность событий описана рядом этапов:

  • Городская жизнь Алеко.
  • Добровольный уход из города.
  • Встреча с Земфирой и вступление в табор.
  • Алеко узнает об измене молодой цыганки.
  • Убийство Земфиры и ее возлюбленного от руки ревнивца.
  • Изгнание из табора.

Пушкин сразу вводит читателей в самый эпицентр событий, создавая драматическую ситуацию. Прошлое и будущее героя закрыты романтической полумглой. В центре внимания — один красочный эпизод его жизни. В соответствии с этим автор раскрывает характер Алеко только с той стороны, которую хотел продемонстрировать читателям. Это страстная порывистая натура, отчасти эгоистичная.

О внешности Алеко можно судить по таким кратким отрывкам: экспрессивность взгляда, меняющиеся цвет лица, взгляды, жесты. Характеристику внешности Земфиры автор не дал в тексте книги. О ее облике известно кратко то, что цыганка черноокая. Пушкин неравнодушен к судьбе лирического персонажа. Его эмоциональная заинтересованность находит отражение в разных формах: отступлениях, коротких вопросах, воспоминаниях.

https://youtube.com/watch?v=elEXgkK9Sko

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

Цыганы. Александр Пушкин

Русская литература. 9 класс. Тема свободы в поэме А.С. Пушкина «Цыганы» /01.10.2020/

Ничего не понимаю в стихах 49.22%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.36%

Нет времени, нужно другим заниматься 30.42%

Александр Пушкин Пожалуй, Федоров, ко мне не приходи

Александр Пушкин Сказка о золотом петушке

Александр Пушкин Рассудок и любовь

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой, «Постой,— кричал,— прелестная! постой, Скажи: «Люблю»,— и бегать за тобой Не стану я — клянуся …

Александр Пушкин Couplets

Но наедине со своей красавицей Или среди умных людей Истинное счастие оживает, Бываешь доволен, смеешься, поешь, Длите ваши мирные бдения …

Александр Пушкин Дельвигу

Мы рождены, мой брат названый, Под одинаковой звездой. Киприда, Феб и Вакх румяный Играли нашею судьбой.Явилися мы рано оба На …

Александр Пушкин 27 мая 1819

Веселый вечер в жизни нашей Запомним, юные друзья; Шампанского в стеклянной чаше Шипела хладная струя. Мы пили — и Венера …

Александр Пушкин Л. Пушкину

Александр Пушкин Из письма к Гнедичу

В стране, где Юлией венчанный И хитрым Августом изгнанный Овидий мрачны дни влачил, Где элегическую лиру Глухому своему кумиру Он …

Александр Пушкин Уныние

Александр Пушкин Паж, или Пятнадцатый год

Она готова хоть в пустыню Бежать со мной, презрев молву. Хотите знать мою богиню, Мою севильскую графиню?.. Нет! ни за …

Борис Пастернак На ранних поездах

Сергей Дуров Музыка

Николай Заболоцкий Воспоминание

Анна Ахматова Простишь ли мне эти ноябрьские дни

Простишь ли мне эти ноябрьские дни? В каналах приневских дрожат огни. Трагической осени скудны убранства.Ноябрь …

Константин Бальмонт Их двое

Александр Блок Восходишь ты, что строгий день

Николай Асеев Раным-рано

Алексей Кольцов Измена суженой

Татьяна Бек Осень в лесу

Константин Ваншенкин Знакомство

Главные герои и их характеристика

Главные образы в поэме «Цыганы» представлены Многомудрым Литреконом в таблице, как и характеристика героев:

Алеко Главный герой поэмы, скрывается с цыганкой Земфирой в таборе, пытается понять ее и быть частью «первобытного мира», но внутренне очень не свободен, хоть и стремится к свободолюбивому и праздному образу жизни цыган. Алеко принадлежит к цивилизованному обществу, где понятия о морали совсем иные. Он бунтует против своего происхождения, нарушает законы своего мира, но при этом не может интегрироваться в племени, где правил нет, но нет и соответствующих им прав. Его сознание уже определили условности и понятия того мира, где он сформировался. Романтический герой не проходит испытание свободой и демонстрирует свою искусственность. Он становится лишним в обоих мирах и вечным изгнанником.
Земфира возлюбленная Алеко. Ветреная, страстная и очень эмоциональная особа. Девушка сперва посвятила Алеко всю себя и развевала его тоску своим темпераментным поведением. Однако пылкое сердце красавицы остывает так же быстро, как и нагревается. Она нашла другого человека, уже из своей среды, и по законам своего племени ушла от опостылевшего друга. Но он не смог принять ее выбор, а она не смогла принадлежать кому-то одному, стать птицей в импровизированной клетке. Ее манила свобода и дикая удаль любви, ведь она так воспитана.
Старый цыган отец Земфиры. Мудрый старик пережил предательство жены и вынес урок: насильно мил не будешь. С тех пор он больше не искал близости с женщиной, смирившись с тем, что они непостоянны и свободны. Старик не собирается мстить им за это и принимает свою судьбу. Он дает дочери такую же свободу, ведь понимает, что независимость и вспышки страсти — это и есть единственные сокровища его бедного племени.

Короткий пересказ «Цыганы» Пушкина

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле.

И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов».

В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен.

Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

О «южных» поэмах автора

Анализируемое произведение венчает «южные» поэмы русского писателя. «Цыганы» относятся к позднему периоду пушкинского творчества. Это объясняет романтический стиль этого текста. Александра Сергеевича в это время охватил творческий кризис. Взгляды автора на мир кардинально менялись.
Повествование сосредоточено на развенчании образа романтического героя. Пушкин отказался от старых идеалов, однако не сумел найти новые ориентиры в жизни. В этом кроется загадка мрачности произведения, отрицательного финала поэмы.

О мотивах произведения

Александр Сергеевич сначала обращается к типичному мотиву романтизма. Речь идет о бегстве от цивилизации. Пушкин описывает цыган как свободных дикарей, противостоящих цивилизованному обществу. Но в этом произведении автор отнюдь не идеализирует такое бегство. Наоборот, Пушкин критикует романтические идеалы, видит в них утопичность и фальшь.

Лирический герой предстает изгнанником, которого преследует закон. Литератор пишет о желании юноши убежать от ответственности, избежать наказания за преступление. Главного героя зовут Алеко, и он искренне разочаровался в цивилизованном обществе, городском стиле существования. Цыгане, по мнению героя, ведут более свободную и искреннюю жизнь.

Поэма «Цыганы»

«Цыганы» — это поэма, написанная Пушкиным, которая стала завершающей в цикле «южных» поэм.

История поэмы Цыганы

Свое произведение по поэме «Цыганы» и ее анализ я начну, пожалуй, с истории написания поэмы «Цыганы» Пушкина. Свою работу автор начал писать в 1821 году. Идеей зарождения данного сочинения стала кишиневская ссылка, во время которой Пушкину пришлось странствовать с цыганами и наблюдать за их жизнью. Их поведение и быт настолько поразил автора, что под впечатлением Пушкин взял перо, из-под которого и явилось данное произведение. Завершил свою работу писатель в 1824 году.

Конфликт поэмы Цыганы

Конфликт поэмы «Цыганы» построен на противоречии страстей самого героя. Здесь мы видим, как переплелись два разных мира: мир городских людей и людей воли и свободы. Особенность конфликта в поэме «Цыганы» заключается в том, что Алеко – главный герой, смог вырваться из власти города, присоединился к цыганам, с которыми хотел прожить свободную жизнь, но по-настоящему так и не сумел стать человеком воли, поэтому и услышал свой приговор: «Оставь нас, гордый человек».

Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Каким же был мотив бегства Алеко из города и почему он решил примкнуть к циганам? Все очень просто. Герой поэмы свободолюбивый человек, такой себе, бунтарь, которому надоели рамки, который захотел стать свободным. Алеко разочаровался в благах цивилизации, для него городская жизнь стала превращаться в ад, а тут еще и совершенное героем преступление, о котором автор нам не повествует. Среди цыган же ему хорошо, он быстро вливается в жизнь цыган, принимая первобытный быт.

Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизованном обществе

Продолжая анализ произведения, остановимся на цивилизованном обществе и несвободе человека в нем, а также на вольности цыган, что изобразил писатель в своем произведении. Так вот, автор критикует жизнь людей среди цивилизации, где есть все блага, где есть все для того, чтобы жить свободно, но, люди здесь, как в клетке. Здесь люди теряют себя, живут по писанным правилам, скованы законами. А вот жизнь вне цивилизации, где не имеется установленных законов, полна свободы действий, вот только, выбрав свободу, нужно быть готовым к бедному существованию, где приходится песнями и плясками зарабатывать себе на жизнь.

Роль лирического отступления о луне

Тема любви затронута в поэме Пушкина «Цыганы», а значит, рядом здесь и романтизм в поэме «Цыганы». Любовь само по себе сложное чувство, здесь невозможно приказать сердцу любить или нет, невозможно и предугадать исход событий. Так Земфира — героиня поэмы «Цыганы», полюбила другого, не задумываясь пошла на измену, причинив Алеко — герою поэмы «Цыганы» боль, а чтобы передать состояние души героя, автор прибегает природной картине, используя отступление о луне. И здесь она «Зашла в туманы». К тому же луну автор неспроста использовал, видимо, хотел показать, насколько изменчивой может быть женщина и приказать женщине любить одного, невозможно как и заставить луну остановиться на месте.

Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Мариула – это мать Земфиры, которая бросила мужа с ребенком, ради новой любви. И автор неслучайно нам рассказывает о Мариуле, тем самым показывая, что и дочь ее пошла той же дорогой, вот только их возлюбленные поступают по-разному. И, если свободный старый цыган отпустил жену, ведь он знает, что любви не прикажешь, то Алеко, который жил среди правил, жил в мире, где существуют рамки, не смог простить и отпустить, поэтому он и пошел на такой шаг, как убийство.

Авторская позиция в поэме

Когда читаешь произведение Пушкина «Цыганы», то видим, что автор не выбирает ту или иную сторону, он не становиться на защиту Алеко или цыган, а попросту сочувствует старику и положительно относится к главному герою, правда, его поступок, когда герой решается на убийство, не одобряет, поэтому словами старика, он прогнал Алеко из табора.

Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога

Каков художественный смысл последней сцены? Здесь писатель хотел нам показать, каким одиноким в своей жизни остался главный герой произведения. Он, как та телега среди поля, что осталась стоять брошенной в степи. Именно так себя чувствовал и Алеко. Эпилог также играет свою роль. Здесь автор показывает нам, что независимо от того, в таборе ты живешь или среди цивилизации, невозможно избежать своей жизни, уготованной судьбой. Судьба настигнет тебя, где бы ты ни был и куда бы ни спрятался.

Анализ поэмы «Цыганы» Пушкина

Где бы ни находился А. С. Пушкин, он всегда видел в окружающей обстановке темы и сюжеты для новых произведений. По свидетельству современников, он даже провел несколько дней в настоящем цыганском таборе во время южной ссылки. Под этими впечатлениями он начал писать поэму «Цыганы», которую закончил уже в 1824 г. в Михайловском. Произведение не пользовалось особой популярностью при жизни поэта, но ее высоко оценили деятели декабристского движения. В образе Алеко Пушкин выражает крушение романтических идеалов.

В начале произведения цыганский табор символизирует царство свободы и вольности. Цыгане живут весело и беззаботно, над ними нет никакой власти. Не имея пристанища, они находятся в постоянном движении. Отсутствие законов и строгих наставлений делает их жизнь легкой и необременительной. Поэтому Земфира свободно приводит в табор Алеко. Традиционное общество было крайне замкнутым, чужак не мог просто так войти в него и стать равноправным членом. Но в народе, который на протяжении веков вел кочевую жизнь, сложились своеобразные стереотипы поведения. Цыгане отличаются практически неограниченной свободой. Девушка в одну ночь находит себе мужа, но это не вызывает ни в ком осуждения.

Пушкин не указывает причины, по которой Алеко стал изгнанником. В цыганский табор его привела непростая судьба. Долгое время он был одинок, но находил в этом особое очарование. Покинув шумную городскую жизнь, Алеко избавился от власти и законов. Простое существование в окружении природы доставляло ему настоящее счастье. Но автор отмечает, что в груди молодого человека бушевали сильные страсти, которые не находили выхода.

Встретив Земфиру, Алеко по-настоящему полюбил, возможно, первый раз в жизни. Он с радостью присоединился к табору, так как поверил, что наконец-то нашел то, к чему стремился. Алеко рассказывает любимой о том, насколько фальшива и неприятна жизнь в образованном обществе. Он счастлив с цыганами и желает лишь о том, чтобы Земфира была ему верна. Зловещим предостережением звучит рассказ отца девушки, который предрекает, что когда-нибудь Алеко потянет на родину, и он проявит свой гордый дух.

Пророчество старика сбылось. Земфира была свободной от рождения. Даже дочь не могла удержать ее возле мужа. Цыгане не признавали брачных цепей, поэтому девушка изменила Алеко. Она не считала это серьезным преступлением. Но Алеко был воспитан в другом мире. Месть он считал необходимой и полезной, а достойным наказанием – только смерть. Юноша убивает любовников, и цыгане изгоняют его из табора.

Алеко – яркий образец романтического героя. Его главная трагедия в том, что гордый и независимый характер нигде не может найти покоя. Даже в абсолютно свободном обществе он становится изгоем. Всей душой стремясь к вольности, Алеко не замечает, что отказывает в этом праве любимой женщине. Его любовь основана на безоговорочном подчинении. Убив Земфиру, Алеко также уничтожил свое центральное убеждение в присущей человеку от рождения свободе.

Художественные особенности

В обычной романтической поэме все выстроено по очереди и довольно точно следует одно за другим, в то время как в данном произведении всё обстоит немного по-другому.Пушкин не делает обычную последовательность событий, а сразу переносит читателя в середину произведения.

Кроме этого, автор разрывает равномерность произведения, то усиливая, то уменьшая драматичность сцен, центром которой становится убийство девушки и ее любовника. В конце же поэмы тоже отличия от классической формы, там нет ощущения законченности произведения, сразу обрыв и полная недосказанность. Что дальше стало с главным героем, он жив или мертв, где живет и что делает?

Также особенностью произведения является то, что цыгане и Алеко говорят на одном языке: Пушкин почти не вводит цыганских слов и выражений, просторечий и разговорных слов. Напротив, его цыгане говорят возвышенно и поэтично, как того требует художественная условность. Все произведение получается единообразным и более напоминающим притчу, где главное — смысл, а не достоверность формы.

Любовь Алеко и Земфиры

Наутро старик будит дочь и молодого человека, и табор отправляется в путь, поведывает поэма «Цыгане». Краткое содержание, которое необходимо школьникам при подготовке домашнего задания, продолжается описанием тоски Алеко. Земфира хочет знать, что его печалит. Молодые люди начинают беседовать. Девушка боится, что юноша жалеет об оставленной жизни, однако Алеко заверяет ее, что это не так. В том мире, где жил Алеко, не было любви и веселья. Теперь он счастлив каждый день видеть Земфиру. Старик слышит их разговор, и рассказывает предание о поэте, сосланном когда-то в эти земли. Несмотря на любовь и принятие жителей, он все равно тосковал по своей родине. Алеко догадался, что речь идет об Овидии.

Образ Алеко

Алеко — это обобщенный образ молодого, образованного юноши. Это персонаж байронического типа, который наделен весьма острым чувством собственного достоинства. Законы мира ему кажутся насилием перед свободой человека. Исходная точка в жизни героя — это конфликт между человеком и обществом. Но поэт не раскрывает прошлого Алеко в произведении. Персонаж охарактеризован в самом общем смысле как «беглец», который изгнан из родных краев насильственным образом. Его самая большая ценность — свобода, и именно ее он хочет обрести, примыкая к цыганскому табору.

Краткое содержание рассказа «Цыгане» Пушкина будет неполным без описания философии главного героя. Вся повесть строится на свойственном романтизму противопоставлении свободной воли и цивилизации. Разрыв главного героя с цивилизацией имеет идеологическое обоснование. Мотив изгнания описан как знак его широких возможностей, нравственных преимуществ перед цивилизацией.

Изгнанник Алеко хочет найти среди этого первобытного покоя покой, ведь в их среду не проникло зло, здесь он может отыскать свое счастье. Парадокс заключается в том, что именно эта среда, которой чужда всякая активность, и выявляет странности главного героя. Он проявляет себя в бурых страстях, его желания исключительны — в особенности те, что касаются сферы взаимоотношений. В любви его начинают проявляются собственнические инстинкты.

Темы

  1. Сравнение двух культур — основная тема поэмы «Цыганы». Автор сталкивает европейскую цивилизацию (с ее рационализмом, высоким уровнем комфорта и моральными ограничениями) с цыганской общиной (где главенствуют независимость, праздность, свободная любовь и культ эмоций). Сложный западный человек со своей системой ограничений и запросов не вписывается в окружение, которое живет без правил, удовлетворяющих запросы Алеко. Очевидно, что автору ближе вольный цыганский образ жизни и их мудрость, а европейского человека он изобразил недалеким, эгоистичным, лицемерным. Но таким его сделала цивилизация, которая живет ложными ценностями.
  2. Тема любви. В чувствах обе системы мировоззрения показали свое истинное лицо. Алеко любил эгоистически, присваивая объект обожания. Ему нравилось, что Земфира развеивала его тоску, развлекала его, он не готов был ее отпустить, даже если она хотела уйти. Такое отношение к любви характерно для европейской цивилизации, где брак связывал людей навечно, даже если они разлюбили. А вот Земфира любила одним мгновением, но страстно, отчаянно. Она принадлежала своим чувствам, а не человеку. Цыгане уважали свободу выбора и отпускали того, кто больше не любит.
  3. Тема свободы. Алеко понимал свободу как праздность, как свою личную неприкосновенность и лень. Ему нравилось, что в таборе он толком ничего не делал, а лишь путешествовал и любил. Однако истинную свободу он не понимал и дать не мог. Выбор другого человека не был для него поводом отказаться от того, что ему нравилось. Более того, ради своей прихоти он нарушил чужие права и свободы. А вот Земфира считала независимость своей главной ценностью. Цыгане отпускали того, кто не желал оставаться по доброй воле.
  4. Быт и нравы цыган. Несмотря на свободу цыганского народа, они также подвластны страстям и бедам. Опровергается мысль о беззаботности жизни цыган с плясками и песнями, народ показан более глубоко, с их мыслями, чувствами, бедами.

Главные герои и их характеристика:

  •  Старик  – пожилой цыган, отец Земфиры, мудрый человек. исполненный внутреннего достоинства, понимания, доброты. Он уважает чувства других, не желает мстить, считает, что человек – вольное создание и никто не имеет право стеснять его свободу.
  •  Земфира  – молодая красивая цыганка, обладающая пылким нравом и горячим сердцем. Гордая девушка, смелая, живет своими чувствами, а не расчетом. Вольнолюбивая и влюбчивая, отдается своей любви целиком.
  •  Алеко  – молодой человек выросший в городе, но посчитавший себя не принимающим его оковы. Влюбившись в цыганку, Алеко кажется, что он больше всего ценит волю, и он приходит в цыганское племя, чтобы жить свободно. Однако Алеко хочет воли лишь для себя: позволяет себе думать, будто остальные люди обязаны действовать в соответствии с его представлениями о жизни. Этот юноша способен даже на убийство, если задета его болезненная гордость. В конце поэмы остается в одиночестве.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: