Барышня-крестьянка

Краткое содержание

Имение Ивана Петровича Берестова находилось в одной из отдаленных губерний. В молодости он служил в гвардии, затем вышел в отставку, уехал в деревню. Вскоре он построил дом, «завел суконную фабрику».

Берестов не ладил с ближайшим соседом Григорием Ивановичем Муромским. Муромский промотал в Москве большую часть имения и приехал в деревню, где «развел английский сад», поля обрабатывал «по английской методе», хотя это и было не прибыльно. Берестову не нравились нововведения соседа, Муромский же в свою очередь прозвал Ивана Петровича «медведем и провинциалом».

В деревню приехал сын Берестова Алексей. Молодой человек был хорошо сложен, прекрасно держался в седле и пользовался большим успехом у барышень, однако сам к женскому полу был холоден.

Дочь Муромского, Лиза, заинтересовалась Алексеем, но отцы их не общались и потому познакомиться им было негде. После гуляний у соседей служанка Лизы Настя, рассказала, что Алексей «удивительно хорош», что он во время праздника играл с крестьянскими девушками в горелки.

Чтобы молодой человек не подумал, что «она за ним гоняется», Лиза переоделась в крестьянскую одежду и рано утром пошла в рощу, где обычно в это время охотился молодой Берестов. Она, задумавшись, ждала. Внезапно к ней подбежала собака, а вскоре подъехал и охотник. Алексей успокоил притворившуюся «полуиспуганной, полузастенчивой» девушку. Лиза, говоря на крестьянском наречии, представилась Акулиной, дочерью кузнеца. Алексей собрался наведаться к ее отцу, но девушка пообещала, что завтра сама придет на это же место.

Весь день Лиза была рассеянной. Она даже думала не пойти завтра, но боялась, что Алексей познакомится с настоящей Акулиной – «толстой, рябой девкой». Алексей же был восхищен новой знакомой. Утром он сразу побежал на свидание.

Встретившись с Алексеем, Лиза сказала, что это их последнее свидание. Но молодой человек просил ее хотя бы о редких встречах. Девушка взяла с него слово, что он никогда сам не будет ее искать и они будут встречаться только тогда, когда она сама назначит свидание. Встречи молодых людей продолжались. Алексей влюбился без памяти, «Лиза была не равнодушнее».

Как-то во время утренней прогулки Берестов и Муромский столкнулись. Лошадь Муромского напугал выбежавший заяц, и она сбросила седока. Берестов помог соседу оправиться и пригласил к себе. Они дружелюбно разговаривали за завтраком. Муромский пригласил Берестова с сыном к себе в Прилучино. Узнав об этом, Лиза наотрез отказалась появляться перед Берестовыми. Но вскоре придумала уловку, попросив отца ничему не удивляться. Когда Берестовы приехали и расположились в гостиной, девушка вышла к ним: она «набелена была по уши», со светлыми фальшивыми локонами на голове, взбитыми как парик Людовика XIV. Алексей не узнал в ней Акулины. За столом Алексей играл «роль рассеянного и задумчивого. Лиза жеманилась».

На следующее утро на свидании Лиза спросила, понравилась ли Алексею барышня. Он ответил, что та «урод уродом». Молодой человек предложил обучить якобы неграмотную Акулину грамоте и очень удивлялся тому, как она за три занятия освоила азбуку и письмо. Между ними завязалась переписка, письма они оставляли в дупле старого дуба. «Настя втайне исправляла должность почтальона».

Берестов и Муромский вскоре стали хорошими друзьями. Они решили поженить своих детей. Алексей отказывался брать в жены Лизу, и тогда отец поставил перед ним условие: или свадьба, или лишит наследства. Молодой человек написал Акулине о случившемся, предложил в письме выйти за него замуж (хотя и знал, что потом придется вести жизнь бедную).

На следующий день Алексей сразу поехал к Муромскому объясниться, но дома была только Лиза. Молодой человек без предупреждения вошел в дом и остолбенел: перед ним была его Акулина, но «в белом утреннем платьице». Девушка внимательно читала его письмо, поэтому не заметила, как он вошел. Алексей бросился к ней и начал целовать ее руки. Как раз в этот момент вошел Григорий Иванович.

«— Ага! — сказал Муромский, — да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…

Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».

Чему учит?

А. С. Пушкин заложил в повести определенную мораль. Человеку необходимо оставаться самим собой, а не примирять на себя маски, которые навязывает общество. Только тогда люди начнут ценить не социальное положение, не уровень достатка, а саму личность. Так и произошло с главными героями, которые выбирали друг друга, а не навешанные на них ярлыки.

Вывод автора прост: людям необходимо равенство, чтобы лучше узнать друг друга. Очевидно, что все конфликты происходят от незнания, ведь даже соседи могут годами не общаться друг с другом, а значит, и не знать истинного положения вещей. Только после нормального человеческого разговора отцы помирились, осознав, как глупо было осуждать того, кого ты даже не знаешь. А их дети доказали, что крестьянам и дворянам тоже не хватает равного общения. Только беседа может сплотить их, уничтожить все недомолвки и взаимные обиды. Но людям не хватает мужества отринуть социальные ярлыки, которые препятствуют объединению. Таким образом, автор осуждает социальное неравенство в России, которое делит единый народ на элиту и холопов. В его рассуждениях слышится протест против крепостного права.

История создания повести «Барышня-крестьянка»

Роль эпиграфа

Три осенних месяца в родовом имении Болдино Нижегородской губернии стали для Пушкина в 1830 г. плодотворным временем. Оказавшись из-за эпидемии холеры отрезанным от внешнего мира, он активно творил, в числе прочих выдающихся произведений создал «Повести Белкина». Пушкин свое авторство приписал вымышленному человеку Ивану Петровичу Белкину, себе отвел скромную миссию издателя, написавшего предисловие к повестям под инициалами А.П. Для создания сюжетов повестей были использованы случаи, происшествия и истории из русского провинциального быта, записанные помещиком села Горюхина Белкиным со слов других людей. Приписывая авторство повестей многим людям, Пушкин создал иллюзию реального существования Белкина, его рукописей и соавторов-рассказчиков. Среди «Повестей Белкина» затейливой игрой сюжета отличается повесть «Барышня-крестьянка». Эту занимательную историю поведала Белкину некая молодая особа И.К.Т.

Повесть была завершена в Болдино 20 сентября 1830 г., опубликована в составе «Повестей Белкина» осенью 1831 г. Повесть «Барышня-крестьянка» была написана третьей, но в цикле «Повести Белкина» стала последней, потому что ее сюжет позволял завершить сборник на игривой ноте.Эпиграфом к повести «Барышня-крестьянка»стала строчка из популярной в то время поэмы «Душенька» И. Богдановича: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша». Поэма представляла собой изящную сказку, воспевающую умиротворенную деревенскую жизнь.В повести «Барышня-крестьянка» жизнь героев связана с любовной игрой и маскарадом, героиня предстает в разных образах, но остается неизменно хороша и в дворянском, и в крестьянском облике.

Рисунок Пушкина  

Сочинение 4

Гениальный поэт и писатель очень любил осень. Испытывал огромный творческий подъем. Вот и цикл повестей Белкина, куда входит рассказ, написан в этот благодатный период. Основная тема-любовь. Но в то же время автор затрагивает больную для того времени проблему — предрассудки против неравных браков. А.Пушкин хотел донести до нас, что за свою любовь стоит бороться и не бояться осуждения окружающих.

Александр Сергеевич начинает повествование с описания жизни двух героев — Берестова и Муромского. Первый был практичным и хозяйственным. Выстроил суконную фабрику в Тугилово. Дела в финансовом плане были отличными. Поэтому почитает себя самым умным человеком во всей округе.

Соседом, чье имение находилось ближе всех, являлся Григорий Иванович, типичный образец истинно русского барина. Промотав почти все состояние, живет в последней уцелевшей деревне. Хозяйство ведет на английский манер. Вследствие чего доходы небольшие. Да и те уходят на содержание сада в английском стиле. Иван Петрович был противником нововведений, поэтому всячески осуждал «англомана».

В имение Берестова приезжает сын Алексей. Хорош собой, с «интересной бледностию», с печатью мрачной грусти. Говорит с прекрасной половиной о разочарованности в земных радостях и носит на руках черное кольцо, чем сумел обворожить барышень. Каждая грезит им.

И если данную тактику поведения избрал наш герой в отношении с людьми своего круга, то с дворовыми девушками молодой барин ведет себя естественно. Он весел, добр, любит принимать участие во всяческих проказах.

Лиза, дочь «англомана», горит желанием увидеть необычного соседа. Для этого, переодевшись простой крестьянкой, идет ранним утром прогуляться к роще. Сначала ей весело от собственной задумки. По мере приближения к месту назначения понемногу становится страшно. Однако девушка полна решимости.

Встреча состоялась.

Вначале мужчина решил позабавиться с симпатичной смуглянкой. Встретив отпор, он начинает более серьезно присматриваться к девушке. Все в ней вызывает восхищение: незаурядный ум, скромность, хорошие манеры, которые так редко можно наблюдать в простой необразованной девице. Со временем их чувства перерастают в любовь. Они испытывают потребность видеть друг друга каждый день.

Однажды отец надумал познакомить молодого человека с дочерью соседа, с которым успел помириться накануне. Не сумев найти отговорки, Алексей едет к Муромским. Лиза не понравилась ему. Для него нет никого милее Акулины, простой крестьянки. Дело идет к свадьбе. Родители, не спросив согласия у детей, собираются породниться. Никто слушать его не хочет. В отчаянии несчастный влюбленный решается объясниться с Григорием Ивановичем. Полный надежды приезжает в Прилучино, намереваясь отменить нежеланную свадьбу. И вдруг видит любимую, но в одежде барыни. Обман раскрыт! Смущению Елизаветы Георгиевны и радости Алексея не было предела.

6 класс

Проблематика

В связи с главной темой проявляются социально-нравственные проблемы.

Заимствование чужой культуры

За водевильным сюжетом повести скрыто нечто большее. В главных героях раскрываются простые русские характеры. Лиза оказалась в крестьянском наряде гораздо милее, чем в обычном виде барышни. Она с легкостью усваивает местный говор, повадки крестьянской девушки. В роли крестьянки в ней открывается вся ее русская сущность, скрытая до того английскими манерами и модными туалетами.

Алексей был покорен именно ее русской душой, народной грацией, потому что его натуре это было созвучно. В общении с Акулиной он забыл представлять разочарованного Онегина с масонским кольцом. Маски обоих героев были сброшены, открылись простодушные русские люди. В этом состоянии они чувствовали себя гораздо естественнее и комфортнее.

Автор смеется над русскими помещиками, гоняющимися за чужой культурой — английской, французской, немецкой. Англоман Муромский, который, по сути, «настоящий русский барин», чудит с ведением хозяйства по-английски и остается в убытке. Пушкин, как никто, понимал богатство русского языка, мощный потенциал русской культуры. Тот факт, что дворяне иностранные языки знают лучше русского, глубоко возмущал его.

Сословные предрассудки

Главный герой Алексей Берестов, полюбив, как он думал, крестьянскую девушку, принял отчаянное решение жениться на ней. Он даже не рискнул сказать отцу о своей избраннице, лишь воспротивился воле отца, пожелавшего женить его на Лизе Муромской. Консервативный Берестов-старший и слушать бы не стал о какой-то крепостной крестьянке.

В действительности это было бы непреодолимым препятствием к браку, будь Лиза на самом деле низкого сословия. Случаи женитьбы на крепостных были редкими и сопровождались разрывом с родными, на что Алексей и был готов. Для многих родителей знатность, богатство, связи, репутация всегда были и остаются в силе и перевешивают любовь на чаше весов.

История создания рассказа «Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина входит в прозаический цикл «Повести Белкина». История его создания заслуживает отдельного упоминания.

А.С. Пушкин в Болдино

Александр Сергеевич написал все пять миниатюр цикла в 1830 году, находясь в своем имении Большое Болдино под Нижним Новгородом, куда поэт приехал из Москвы 3 сентября и где рассчитывал быстро разобраться с хозяйственными делами и вернуться, чтобы отпраздновать свадьбу с Натальей Гончаровой.

Однако планам не суждено было сбыться: в это время в Москве началась эпидемия холеры, и город был окружен карантинными постами – въезд и выезд из него перекрыли, чтобы предотвратить распространение болезни. Поэтому свадьбу пришлось отложить, и Пушкин оказался невольным пленником Болдино на три осенних месяца.

В Москву он приехал лишь в начале декабря, и в феврале 1831 г. состоялось его венчание с Н. Гончаровой.

Александр Сергеевич любил осеннюю пору и всегда испытывал осенью эмоциональный и творческий подъем, а в год написания «Повестей Белкина» к этому добавилось радостное ожидание воссоединения с любимой женщиной. По признанию Пушкина, в 1830 г. в Болдине он писал так, как давно уже не писал.

«Повести Белкина», в которых «Барышня-крестьянка» занимает среднюю позицию, вышли в свет в 1831 году. Люди, читающие это сочинение поэта впервые, могут задаться вопросом, кто такой Белкин, и почему Пушкин написал и издал свои новеллы под псевдонимом.

Автор приписал их создание вымышленному персонажу – покойному помещику Ивану Петровичу Белкину, якобы умершему от простуды в тридцатилетнем возрасте и оставившему после себя рукописи. Для Пушкина это был не просто веселый розыгрыш – укрываясь за никому не известным Белкиным, ему хотелось избежать желчных отзывов и рецензий.

Александр Сергеевич был первопроходцем в создании литературы нового типа, и не без основания опасался, что критики, считающие сентиментальное творчество Карамзина, Жуковского и других тогдашних классиков образцом для подражания, не поймут его произведение, выходящее за рамки традиционализма.

Кратко о персонажах

  • Алексей Иванович Берестов — офицер, вернувшийся на родину после нескольких лет службы. Молодой барин с горячей кровью, пользуется популярностью у барышень.
  • Иван Петрович — отец Алексея. Старый барин содержит большое поместье и живет по патриархальным канонам.
  • Григорий Иванович Муромский — отец главной героини, сосед Берестовых, которые долгое время находились в ссоре.
  • Елизавета Григорьевна Муромская — главная героиня повести. Девушка из любопытства хотела взглянуть на молодгого Берестова и влюбилась в него. Вокруг их отношений завязывается основной сюжет.
  • Настя — служанка Елизаветы, которая помогала барышне во встречах с барином.
  • Мадам Жаксон — учитель Лизы.

Композиция

Композиция повести линейная, то есть действие развивается в хронологической последовательности.

  • Экспозиция — знакомство читателя с обстоятельствами вражды помещиков Берестова и Муромского.
  • Завязка — приезд Алексея Берестова в отцовское поместье, интерес Лизы Муромской к молодому человеку.
  • Развитие действия: переодевание Лизы в крестьянку; встреча Лизы с молодым Берестовым в роще; их общение, влюбленность, переписка; примирение отцов; визит Берестовых к Муромским и новая роль Лизы; намерение отцов поженить детей; ссора Алексея со старшим Берестовым.
  • Кульминация — неожиданный для Лизы приезд Алексея к Муромским. Он застает Лизавету Григорьевну за чтением его письма к Акулине и понимает, что любимая девушка вовсе не крестьянка.

Развязка как таковая отсутствует, финал остается открытым. Но автор написал о любви, которая не знает преград, и герой наверняка простит девушке его заблуждение.

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные герои повести — враждующие помещики и их дети. Сюжет «Барышни-крестьянки» вызывает ассоциации с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта», но повествование Пушкина отличается веселостью, ситуация, в которой оказались герои, анекдотическая, и все разрешается счастливо.

Главные герои

Иван Петрович Берестов

Богатый помещик, вдовец, отец Алексея. Рано овдовев, он утешился ведением хозяйства. Дом Берестов построил по собственному плану, обзавелся суконной фабрикой, сам подсчитывал расходы, и доходы его возросли троекратно. Считает себя умнейшим человеком в округе. Соседи его любят, но считают гордым. Иван Петрович ничего не читает, консервативен, не любит новшеств. Убыточные преобразования Муромского в английском стиле презирает.

Берестов строгий родитель: противится поступлению сына на военную службу из-за дурных нравов среди военной молодежи; считает, что сын должен жениться по отцовской воле.

Григорий Иванович Муромский

Ближайший сосед Берестова, отец Лизы, которую называет Бетси, на английский манер. В молодости жил широко, почти все имение растранжирил. После смерти жены приехал из Москвы в последнюю деревню и взялся за хозяйство, преобразовав его на английский манер. Нововведения доходов не приносили, Муромский влезал в новые долги. Окружающие, однако, считали его неглупым человеком, так как Григорий Иванович первым сообразил заложить имение в Опекунский совет.

Муромский нестрогий отец, дочь балует.

Алексей Берестов

Сын Ивана Петровича, приехавший в деревню после окончания университетского курса. Статному, стройному молодцу больше подходит военный мундир, чем сюртук чиновника. Не определившись с будущим, Алексей пока живет по-барски в имении. Молодой человек жизнелюбив, весел, горяч. Он, в сущности, добрый малый, однако перед сельскими барышнями он встает в позу разочарованного, искушенного Онегина. В 1830 году «онегинство» уже выходило из моды, но для этой отдаленной губернии оно было внове.

Алексей привлекателен искренностью и честностью натуры. Дав слово Акулине не допускать вольностей, он сдержал его. Он полюбил крестьянку и готов был, презрев условности, жениться на ней, не устрашился отцовского проклятия и лишения наследства.

Лиза Муромская

17-летняя барышня, дочь Григория Ивановича, «балованное дитё», красивая черноглазая смуглянка. Несмотря на английское воспитание, Лиза проказница. Она романтична, начитана. Сельская жизнь  сближает ее с природой, и она, подобно Татьяне Лариной, с упоением наблюдает пробуждение нового дня.

Лиза деятельна, в ней нет пассивности. Она хочет познакомиться с молодым Берестовым и берет ситуацию в свои руки. В то же время ее беспокоит факт обмана, на который она пошла. Застигнутая Алексеем в своем настоящем обличии, она пытается убежать со стыда.

Второстепенные герои

Настя

Горничная Лизы, ее наперсница. Она постарше своей барышни, но по характеру схожа с дочерью барина — веселая, смешливая. Настя принимает активное участие в авантюрах Лизы, и не без удовольствия.

Мисс Жаксон

Мадам англичанка, гувернантка Лизы, выписанная из Англии Григорием Ивановичем.  Сорокалетняя мисс Жаксон пользовалась белилами, сурьмила брови, что забавляло Лизу и горничную Настю. Шалости воспитанницы доводили гувернантку до состояния, близкого к обмороку. В России ей грустно, окружающая дикость ее удручала.

Все герои в «Барышне-крестьянке» по-своему самобытны. Автор нескольким штрихами создает неповторимый образ.

Вариант 4

Алексей Берестов – это один из важных героев произведения Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка». Композиция повести строится на любовных взаимоотношениях двух главных героев: Алексея Берестова и Лизы Муромской.

Мать Алексея Берестова скончалась при родах, поэтому воспитанием мальчика занимался его отец – влиятельный помещик Берестов Иван Петрович. Алексей закончил университет, и после этого он захотел стать военным. Но у отца на сына оказались совсем другие планы. Он хотел видеть своего сына в роли чиновника. Поэтому против своего желания, Алексей Берестов возвращается домой. Его родовая усадьба находится в деревне Тугилово. Для молодого человека это очень скучное место, поэтому Алексей посвящает все свое свободное время охоте.

Поскольку деревня маленькая, по округе быстро разошлась новость о молодом и богатом барине. Каждая девушка на выданье хотела заполучить такого жениха. Но никакого внимания с его стороны не последовало. Эти же дамы не знали, что Алексею нравятся крепкие и здоровые крестьянские девушки.

Так, однажды утром, в лесу он повстречал восхитительную девушку-крестьянку. Молодой человек спас ее от стаи собак. При знакомстве девушка ему сообщила, что ее зовут Акулина, и она является дочерью кузнеца. Но на самом деле ее звали Лиза, и она была дочерью соседского помещика Муромского. Девушка намеренно солгала, так как их отцы враждовали уже долгое время.

Молодые люди настолько друг другу понравились, что решили видеться постоянно. Алексей стал обучать девушку грамоте. И его, конечно, удивляло, как крестьянская девушка все схватывает налету. Вскоре они стали вести переписку.

Сложно предугадать, как долго бы шло такое общение, если бы не один случай. Одним прекрасным днем отец Лизы рухнул с лошади неподалеку от имения Берестовых. Там ему оказали помощь и предоставили все необходимое. После этого, многолетняя война подошла к концу. И мирным договором было решено заключиться брак между детьми помещиков. Это стало отправной точкой в дальнейшем решении Алексей. Если раньше его еще держали социальные устои, то теперь герой решился на поступок. Он признался своей возлюбленной в любви и предложил руку и сердце.

Кто бы мог подумать, что герой способен перечеркнуть все правила и традиции своего общества и обрести настоящую любовь.

Чему учит читателя «Барышня-крестьянка»?

Основная мысль повести: «Тайное всегда становится явным». Главный урок , который извлекут девушки после прочтения — не обманывать молодых людей, когда заводят с ними отношения. Нельзя выдавать себя за кого-то другого, кем не являешься. Рано или поздно все тайное откроется, но неизвестно, закончится ли все так же хорошо, как у Лизы с Алексеем. В любом случае, тень от былого обмана будет лежать между парой всю оставшуюся жизнь.

Также молодым людям, прочитавшим произведение, важно понять, что любовь не зависит от слоя общества, к которому принадлежит любимый человек, от его финансового достатка. Полюбить можно кого угодно, если с этим человеком радостно, приятно проводить время, легко находить темы для разговора, и есть взаимопонимание

Темы и проблемы

  • Основная тема повести, конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.
  • Юмор. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.
  • Проблематика «Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.
  • Конфликт. Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.

Барышня Лиза переодевается в крестьянку

Весь следующий день крепостные девушки шили для Лизы крестьянский наряд. Босиком Лиза ходить не смогла, и Настя раздобыла для неё лапти. Встав на заре и переодевшись крестьянкой, Лиза побежала на границу имения, где обычно охотился Алексей, и познакомилась с ним.

Лиза назвалась дочерью кузнеца, Акулиной. Она так хорошо говорила на местном наречии и копировала манеры крестьянок, что Алексей ничего не заподозрил. Только один раз Лиза чуть не выдала себя. Алексей попытался её поцеловать, а она приняла строгий вид и заявила: «Если вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями… то не извольте забываться». Чтобы исправить оплошность, Лиза сказала, что этому её научила барышня.

Расставаясь, Алексей сказал, что намерен явиться к кузнецу. Лиза испугалась, что он раскроет её секрет, и пообещала встретиться с ним на следующий день. Весь день Лиза размышляла над последствиями своей шалости. Снова встретившись с Алексеем, она сказала, что больше на свидание не придёт, но парень уговорил её приходить в эту рощу хотя бы дважды в неделю. Лиза согласилась, взяв с него обещание никогда не ходить к кузнецу.

Смысл произведения

Крепостное право разделило Россию на два совершенно разных слоя населения. Разумеется, браки между крестьянами и помещиками не приветствовались и порицались как с одной, так с другой стороны.

Алексей осознавал, что его чувство к крестьянке Акулине (он не подозревал, что это Лиза) под запретом, но все же намеревался жениться. Он оказался очень сильным молодым человеком, сильнее страха перед общественным мнением.

Но непонятно, как честный и благородный молодой человек смог простить Лизе такой серьезный обман. Наверное, только любовь к девушке и радость, что не придется жениться на нелюбимой, помогла ему простить ее. Ложь в начале отношений может вызвать огромное недоверие к партнеру в дальнейшем.

Лизу можно назвать легкомысленной и даже трусливой. На первый взгляд, ее затея — лишь невинная шалость. Но если вдуматься, то она на протяжении нескольких месяцев ежедневно обманывала любимого мужчину! Просто не находила в себе смелости признаться Алексею, кто она есть на самом деле. Девушке очень повезло, что ее тайна раскрылась в нужное время и при нужных обстоятельствах. Если бы тайна не раскрылась сама собой, неизвестно, как действовала бы Лиза дальше и сколько бы еще врала.

Алексей влюбляется в барышню-крестьянку

Отношения со странной крестьянкой Акулиной привлекали Алексея «прелестью новизны». Через два месяца он был уже «влюблён без памяти». Лиза тоже была к нему неравнодушна, хоть и старалась этого не показывать.

Их идиллии чуть не помешал случай. Однажды Муромский проезжал верхом вдоль границы своих владений. В это время Берестов охотился там на зайцев. Услышав звуки трещоток, которыми мальчишки выгоняли зайца из кустов, лошадь Муромского испугалась и понесла. Помещик упал и сильно ушибся. Берестов пригласил его в свой дом, угостил завтраком, и соседи неожиданно подружились.

Вернувшись домой, Муромский объявил дочери, что завтра у них будут гости: Берестов с сыном, и она должна присутствовать на обеде. Лиза не знала, что ей делать, но Настя посоветовала ей снова переодеться. Лиза предстала перед гостями в виде жеманной барышни, напудренной, накрашенной и увешанной драгоцен­ностями. Говорила она только по-французски.

Роль случая в композиции сюжета повести «Барышня-крестьянка»

Жизнеутверждающая любовь героев, преодолевающая социальные предрассудки

Сюжет повести «Барышня-крестьянка» отличается простотой композиции. Значительное место отведено экспозиции, в которой происходит знакомство с жизнью героев, даются характеристики Берестова и Муромцева. Далее повествование плавно развивается от завязки к финалу.Завязка действия начинается с рассказа Насти про молодого соседского барина. После знакомства Лизе и Алексею из-за вражды отцов не суждено быть вместе. В истории героев есть пародийный намек на шекспировский сюжет «Ромео и Джульетты»: любовь Алексея и Лизы обречена из-за неприязни их родителей.

Однако распри «семейных кланов» в повести «Барышня-крестьянка» настолько незначительны, что примирение наступает благодаря курьезному случаю: «куцая кобылка» Муромского, сбросившая своего седока, дала повод к примирению помещиков. После внезапного мира были устранены препятствия для влюбленных,стала возможна счастливая развязка, потому что бывшие враги были готовы породниться. Ссора отцов завершилась миром, изменив предполагаемое трагическое развитие сюжета. В повести «Барышня-крестьянка»финал остался открытым, не говорится о том, состоялась ли свадьба. Завершается повествование авторской ремаркой, что читатели сами придумают развязку, избавят от «излишней обязанности» ее описывать.

Основной темой повести стала любовь. Пушкин затронул социальные и культурные проблемы любви людей, принадлежавших к разным сословиям. Само название повести «Барышня-крестьянка» символично. Слова объединяют разные сословные понятия. Человек с рождения принадлежал к определенному сословию: дворянка не могла стать крестьянкой, а крестьянка – дворянкой. Барышня – это образованная и воспитанная дворянская девушка. Крестьянка – бедная необразованная деревенская женщина. У Пушкина различия между русской крестьянкой и провинциальной русской барышней ограничены только сословным происхождением. Барышни, выросшие вдали от светского общества в тиши дворянских усадеб на лоне природы, воспитанные крестьянскими нянюшками, по натуре своей были искренни, наивны и чисты. В повести «Барышня-крестьянка» Пушкин написал о своем отношении к таким девушкам: «Что за прелесть эти уездные барышни!»

В повести настоящее чувство любви и искренние человеческие отношения ставятся превыше социальных условностей и сословных предрассудков.Отчасти сюжет повести «Барышня-крестьянка» вторит печальному сюжету повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой трагическая судьба брошенной дворянином героини показала, что и «крестьянки любить умеют». Пушкин, описав порыв дворянина жениться на девушке другого сословия, показал, что и дворяне любить умеют. История неравной любви в «Барышне-крестьянке» разрешается счастливо, нарушая традиции романтического сюжета с трагическим финалом.

Главная мысль произведения

Пушкин своей повестью доказывает, что человек не должен идти на поводу у предрассудков. Только переступив через них, он может отвоевать свое право на счастье.

Повесть завершается счастливым для влюбленных концом, благодаря не только стечению обстоятельств, но и их упорству и готовности идти на жертвы ради своих чувств.

Вечные высшие ценности, к которым относится и любовь, неизмеримо более значимы, чем какие бы то ни было условности и предрассудки общества. На пути к счастью люди способны подчинить себе любые обстоятельства, порой кажущиеся непреодолимыми.

Идея повести – показать читателю, что при таких обстоятельствах любовь может быть не только трагической, но и счастливой. Она представляет собой иллюстрацию того, что за чувство нужно бороться, а не оплакивать его – вот какова основная мысль новеллы.

Простота и доступность изложения, сочувствие автора героям, отсутствие традиционной выспренности в описании чувств, приближающее их к чувствам реальных людей, были новинкой не только в русской, но и в мировой литературе.

Основные темы и проблемы

Основная тема произведения – любовь главных героев Лизы и Алексея. Их взаимное чувство, переживания, поступки, на которые они готовы идти ради любви, составляют суть повести. В глубокой российской провинции разворачивается почти шекспировский сюжет.

В то же время рассказ наполнен юмором. Пушкин не упускает случая подчеркнуть абсурдность и комизм ситуации, иронизируя над характерным для того времени стремлением некоторых русских дворян копировать заграничные обычаи и манеры.

Повесть затрагивает проблему социальных предрассудков, господствующих в обществе в то время. Они не позволяют влюбленным свободно выражать свои чувства, им приходится идти на хитрость, устраивая тайные свидания.

Это становится причиной конфликта, заставляя молодых людей вступать в борьбу с царящим вокруг них устаревшим укладом жизни, косными обычаями и правилами. Лишь благодаря своей настойчивости, а вместе с тем сообразительности и даже хитрости, Лизе и Алексею удается выйти победителями в этой борьбе.

Очень краткий пересказ

Произведение Пушкина “Барышня-крестьянка” входит в школьную программу, поэтому краткое содержание повести помогает при необходимости вспомнить сюжет. Рассказ ведется от третьего лица.

В глубинке России по соседству проживают две помещичьи семьи. Два барина — Муромский и Берестов — когда-то были друзьями, но из-за глупой ссоры находятся в длительном конфликте. В это время в каждой из семей подрастают дети. У Муромского — дочка Елизавета, а у Берестова – сын Алексей. Алексей, вернувшийся после нескольких лет военной службы на родину, сразу получает славу молодого повесы, о чем Елизавете сообщает ее служанка Настя.

Молодой барыне очень захотелось посмотреть на Алексея, и она с помощью Насти переодевается в крестьянку. Под предлогом случайной встречи молодые люди знакомяться, красавица представляется дочерью кузнеца по имени Акулина.

Постепенно между молодыми людьми начинают просыпаться настоящие чувства. В это же время Муромский и Берестов мирятся. И на этой дружественной ноте помещики, желая скрепить семьи, договариваются о браке между своими детьми — Елизаветой и Алексеем.

Иван Петрович Берестов поставил в известность своего сына, но услышал категорический отказ, так как тот был влюблен в девушку-простолюдинку. Старый барин пытается напугать Алексея, что лишит наследства, но молодой человек отстается непреклонным. Молодой барин отправляется в дом к Муромским, чтобы сообщить о своем решении и не оскорбить семью. Прибыв в дом к Елизавете, вместо нежеланной невесты, он видит любимую Акулину.

Жанр, направление, композиция

Новеллы, входящие в цикл «Повестей Белкина», принадлежат к разным жанрам: реализму, готике, сентиментализму. «Барышня-крестьянка» представляет собой смешение жанров: прежде всего, это водевиль с переодеваниями и игрой. В то же время в рассказе есть черты реализма и сентиментализма.

Композиция новеллы включает:

  • вступление,
  • завязку,
  • кульминацию,
  • развязку.

Во вступлении Пушкин изображает контекст, в котором будет происходить развитие сюжета: он рассказывает о двух соседях-помещиках – Муромском и Берестове, их детях и отношениях между собой.

Затем следует история о том, как Лизе Муромской пришло в голову познакомиться с Алексеем Берестовым под видом Акулины, и что из этого вышло.

Кульминация – визит Алексея к Муромским, вызванный желанием отказаться от свадьбы, на которой настаивает его отец. И, наконец, развязка – встреча молодого Берестова с Лизой-Акулиной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: