Алёша попович (русский богатырь)

Интересные факты

Образы богатырей вдохновляли русских художников. Многим еще со школы запомнилась картина Васнецова «Богатыри», где троица богатырей в чистом поле высматривает ворога. Все богатыри изображены с оружием, Алеша Попович держит в руках лук.


Картина Васнецова «Богатыри»

Отдельно Алешу Поповича писал живописец и портретист Верещагин. Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).


Картина Верещагина «Алеша Попович»

Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник Константин Васильев, у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.


Картина Васильева «Алеша Попович и красна девица»

В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и Алексей Толстой.

Биография богатыря Алеши Поповича

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой. Совсем маленьким он просит благословения для того, чтобы идти гулять по свету. Алеша, оказывается, уже может управляться с конем и оружием (такое преувеличение очень характерно для былинного эпоса).

Женился Алеша Попович на Елене (Аленушке, Алене). Интересно, что их имена очень похожи. В былине «Алеша Попович и сестра Збродовичей» ему отрезают голову братья, потому что тот опозорил их сестру. Есть варианты былины, где герой все же остается жив.

Одной из самых популярных былин стала «Алеша Попович и Тугарин». В ней описывается, как Алеша побеждает злого богатыря Тугарина в бою в Киеве. Тугарин окружен змеями, дышащими огнем. Его конь имеет крылья. Согласно былине, Тугарин угрожает Алеше расправой в виде удушения дымом, сгорании в огне и другими и изощренными способами вплоть до проглатывания живьем. Поэтому перед боем Алеша Попович просит у Бога послать дождя, чтобы нейтрализовать все способности злодея. И Бог оказывается милостив. Когда богатырь побеждает Тугарина, то он разбрасывает его труп по полю.

Александр Попович, Тимофей Золотой Пояс и 70 неизвестных богатырей

Был на службе у владимирского великого князя Всеволода по прозвищу Большое Гнездо смелый ратный муж («храбр») Александр, прозванием Попович. Наверное, он и был сыном священника. После смерти Всеволода в 1212 году он участвовал в княжеской междоусобице на стороне Константина, старшего сына Всеволода. Константин потерпел вначале поражение от младшего брата Юрия и согласился быть удельным князем ростовским.

Тверская летопись рассказывает, как во время той войны Александр Попович побил на речке Ишне много бояр и дружинников князя Юрия. «А кости их собраны в большие могилы, которые и ныне есть на реке Ишне». Затем Александр Попович упомянут в связи со сражением между Константином и Юрием на реке Гзе (Узе). Там погиб храбрый воин князя Юрия – Юрята – «о чём сильно горевал великий князь Юрий», добавляет летопись.

Из рассказа о битве на Гзе мы узнаём имена товарищей Александра Поповича. Это его слуга Тороп (имя, означающее «быстрый, расторопный»), а также другой богатырь – Тимоня Золотой Пояс.

В 1216 году Константин выступил в очередной усобице против Юрия на стороне новгородского князя Мстислава по прозвищу Удатной (удалой). Этот Мстислав, сын князя Мстислава Ростиславича по прозвищу Храбрый, был известным всей Руси авантюристом. Мстислав и Константин разбили Юрия в печально знаменитой Липицкой битве между новгородцами и суздальцами 21 апреля 1216 года. В этом братоубийственном сражении погибло множество храбрых русских воинов. После этого Константин утвердился на троне во Владимире.

В 1218 году Константин умер. Опасаясь мести со стороны бояр Юрия Всеволодовича, снова утвердившегося во Владимире, Александр Попович решил уйти служить в Киев к великому князю Мстиславу Романовичу. Ушёл он не один. Согласно той же Тверской летописи, Александр Попович послал Торопа к знакомым ему богатырям – созвать их на совет.

Богатыри собрались в укреплении, созданном Александром Поповичем у Гремячего Ключа на реке Гзе, передаёт летопись. «Собравшись здесь, богатыри решили, что если они будут служить князьям в разных княжествах, то они поневоле перебьют друг друга, потому что между князьями на Руси постоянные раздоры и частые сражения. И приняли они решение служить одному великому князю в матери всех городов – Киеве. А был тогда в Киеве князем храбрый Мстислав, сын Романа Смоленского… Били челом все эти богатыри великому князю Мстиславу Романовичу, и князь великий очень гордился и хвалился ими».

Скорее всего, витязи, ушедшие из Владимира в Киев вместе с Александром Поповичем и Тимоней Златым Поясом, и были теми самыми семьюдесятью богатырями. А всех их вместе получается – семьдесят два.

Гибель за землю Русскую

В 1223 году в Киев к князю Мстиславу Романовичу пришли послы от половцев с известием, что пришёл страшный народ – татары, и убивает, пленит, разоряет их. Половцы призвали русских князей придти к ним на помощь. Иначе, прозорливо указывали они, татары отнимут земли по очереди, сперва у половцев, потом и у русских.

Согласно летописи, князь Мстислав Романович похвалялся: «Пока я в Киеве – татарской сабле не махать по эту сторону Яика, Понтийского моря и Дуная!» Многие князья Южной Руси откликнулись на его зов. Самым сильным из них был уже знакомый нам Мстислав Удатной, который в 1219 году сумел захватить галицкий престол. Но, как сообщает та же летопись, между двумя Мстиславами «была сильная распря». Из-за этого русские дружины действовали несогласованно, что и предопределило их поражение на Калке.

«И было сражение гибельным, грехов наших ради, и были побеждены русские князья, и не бывало такого от начала Русской земли». Подводя его печальные итоги, летопись скупо сообщает и о гибели Александра Поповича вместе с семьюдесятью другими богатырями, без упоминания подробностей. Что же, богатыри Суздальской Руси, до той поры отличавшиеся лишь в битвах русских князей между собой, нашли себе достойное упокоение в сражении за землю Русскую с иноплеменниками.

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

(Алёша Попович и Тугарин Змеевич)

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства.

Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах этот персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью.

Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Прототип

Согласно самой распространенной версии реальным прототипом Алёши Поповича мог быть живший в Ростове Великом боярин Александр (Олеша) Попович. Исходя из летописей, эта историческая личность отличалась особой храбростью и принадлежала к числу отборных воинов. Изначально Александр Попович служил в войске Всеволода Большое Гнездо, а после смерти последнего стал на сторону его сына Константина Всеволодовича, который боролся против собственного брата Юрия Всеволодовича, претендовавшего на владимирский престол.

Сразив в битвах нескольких отменных воинов Юрия, Александр Попович очень помог Константину Всеволодовичу. Но скорая гибель предводителя и вокняжение Юрия в 1218 году заставила Александра Поповича переехать в Киев и примкнуть к войску великого князя Мстислава Старого, вместе с которым он пал на поле боя в битве при Калке в 1223 году.

Российский этнограф Александр Яковлевич Артынов на основе былины «Алеша Попович и Тугарин», где заявлено, что богатырь приходится сыном попа Леонтия Ростовского, сделал вывод, что родиной Алёши Поповича является деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

Противники данной версии, отождествляющей молодого фольклорного героя и ростовского боярина, обращают внимание на то, что два самых прославленных подвига блинного богатыря Алёши Поповича, а именно победа над Идолищем и над Тугариным змеем, были совершены примерно на два века раньше, чем погиб ростовский боярин Александр Попович. Филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп видел временем рождения образа Алёши Поповича период после Крещения Руси, когда о попах и их потомках еще можно было выражаться нелицеприятно

Филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп видел временем рождения образа Алёши Поповича период после Крещения Руси, когда о попах и их потомках еще можно было выражаться нелицеприятно.

Искусствовед Анатолий Маркович Членов предложил альтернативный вариант происхождения Алёши Поповича. Он полагал, что прототипом богатыря, скорее всего, является Ольберг Ратиборович, тоже боярин, однако служивший вместе с Владимиром Мономахом.

Другие специалисты считают, что прообразом Алеши Поповича был житель города Пирятин, который расположен на Полтавской земле.

Между тем академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что впервые упомянутый в летописи 1423 года Алёша Попович не имеет реального прототипа, и это не человек попал в былины, а былинный персонаж был мастерски описан как историческое лицо.

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок Пушкина, а роль Алеши Поповича там исполнил актер Сергей Столяров.


Сергей Столяров в роли Алеши Поповича

Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.


Антон Пампушный в роли Алеши Поповича

Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Кощей стал олигархом, богатыри теперь работают его охранниками, леший превратился в бомжа, а Иван-дурак — в ВДВшника. Роль Алеши Поповича в фильме исполняет Антон Пампушный.

Рассказал для детей А. Нечаев

Худ. В. Кульков В славном городе во Ростове, у соборного попа отца Аевонтия в утешенье да на радость родителям росло чадо единое—любимый сын Алёшенька. Парень рос, матерел не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался, силой-крепостью наливался. На улицу он стал побегивать, с ребятами в игры поигры­вать. Во всех ребячьих забавах-проказах заводилой-атаманом был: смелый, весёлый, отчаянный — буйная удалая головушка!

Иной раз соседи и жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте сынка!»

А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся!»

Так и рос Алёша Попович-млад. И стал он на возрасте. На резвом коне поезживал, научился и мечом владеть. А потом пришёл к родителю, в ноги отцу кланялся и стал просить прощеньица-благословеньица: «Благослови меня, родитель-батюшка, ехать в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру, на заставах богатырских стоять, от вра­гов нашу землю оборонять».

Худ. В. Кульков

«Не чаяли мы с матерью, что ты покинешь нас, что покоить нашу старость будет не­кому, но на роду, видно, так на­писано: тебе ратным делом труждатися. То доброе дело, а на добрые дела прими наше благо­словенье родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

Тут пошёл Алёша на широкий двор, заходил во конюшню стоя­лую, выводил коня богатырского и принялся коня заседлывать. Сперва накладывал потнички, на потнички клал войлочки, а на войлочки седёлышко черкесское, туго-натуго подпруги шелковы затягивал, золотые пряжки застё­гивал, а у пряжек шпенёчки бу­латные. Всё не ради красы-басы, а ради крепости богатырской: как ведь шёлк не трётся, булат не гнётся, красное золото не ржавеет, богатырь сидит на коне, не стареет.

Худ. В. Кульков И только видели удала добра молодца, как на коня са­дился, да не видели, как он со двора укатился. Только пыльная курева поднялась.

Долго ли, коротко ли путь продолжался, много ли, мало ли времени длилась дорога, и приехал Алёша Попо­вич со своим паробком Евдокимушкой в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые, мимо башни наугольной на широкий на княжий двор. Тут соскакивал Алёша со добра коня, он входил в палаты княженецкие, крест клал по-писаному, а поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны низко кланялся, а князю Владимиру да княгине Апраксии во особицу.

В ту пору у князя Владимира заводился почестей пир, и приказал он своим отрокам-слугам верным посадить Алёшу у запечного столба.

Наговор на девушку

В былине «Алеша и сестра Збродовичей» герой вновь проявляет себя не с лучшей стороны. Не отдавая отчёта о последствиях шутки, Алёша Попович на одном пиру, заявил сидевшим напротив братьям Збродовичам, что у него с их сестрой была внебрачная связь. Подобное заявление ожидаемо вызвало всплеск эмоций у братьев, которые тут же вступились за честь опозоренной сестры. По одной версии эта былина заканчивалась смертью Алёши Поповича от рук Збродовичей, а по другой конфликт удалось замять благодаря посреднической миссии Ильи Муромца, который пообещал, что Алёша Попович из-за своей оскорбительной шутки жениться на их сестре.

Алёша Попович

Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.

Образ Алёши Поповича в былинах

Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп.

Характер

Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, – это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.

Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.

Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.

ОБРАЗ БОГАТЫРЯ

Алёша Попович столь же необычен в своем характере, сколь и Добрыня Никитич. Все-таки в большинстве своем удалые молодцы славились недюжинной мощью, а невежеством, как Добрыня. Так что уж говорить о тех чертах, которые приписывают Алексею Леонтьевичу…

Этот богатырь не только не имеет какой-либо особой силы — напротив, в некоторых былинах говорится о том, что он хром, а оттого слаб. Зато Алёша хитер, сметлив, находчив. Можно ли это считать качествами, достойными восхваления? Сложно судить.

В своем увлечении прекрасным полом Алёша Попович не гнушается и откровенной, неприглядной ложью. Пока крестный брат его Добрыня Никитич совершает ратные подвиги, он рассказывает жене его Настасье Микулишне, что видел в поле труп Добрыни. Этим он пытается склонить красну девицу к замужеству.

Алёша лукав, кичлив и хвастлив, а в шутках его больше коварства, чем безобидного смеха. Другие богатыри то и дело порицают его за это.

Черты характера

Владимир Пропп писал, что Алёша Попович помимо всех своих достоинств обладал рядом недостатков, свойственных молодости.

Самый возрастной богатырь Илья Муромец предстаёт пред читателями в образе умудрённого опытом сурового воина, побеждающего своих врагов спокойствием, решимостью, неустрашимостью и рассудительностью. Наделённый особой выдержкой Добрыня Никитич превосходит недругов культурой и богатырской силой.

В то же время Алёша Попович изображается вовсе не удальцом с большой физической силой, а этаким балагуром — гусляром, отличающимся жизнерадостностью, находчивостью, хитростью, лукавством, сметливостью, натиском, бесшабашной решительностью, насмешливостью, колкостью языка и безрассудными поступками, способными приносить вред ему и окружающим.

Первым исследователем, попытавшимся разобраться в сложном характере Алёши Поповича, был литературовед Александр Белинский, который описал его так: «Богатырь более хитрый, чем храбрый, более находчивый, чем сильный; совершенно национальный русский герой».

Исследователь древнерусской литературы Николай Павлович Дашкевич полагал, что самый молодой богатырь хоть и смел, но совсем не удал. К тому же он характеризовал его как невоздержанного в словах насмешника и пустохваста: «Хотя он богомолен, но не прочь соврать и любит нескромные речи».

Историк русской литературы Леонид Николаевич Майков видел в Алёше Поповиче скорее отрицательный персонаж, наделённый некоторыми положительными чертами. Горделиво-спесивому, увёртливому, лукавому и кичливому богатырю он вменяет подлости, из-за которых другие богатыри не всегда хотели иметь с ним дело.

Но, несмотря на букет отрицательных качеств характера, все исследователи сходятся во мнении, что Алёше Поповичу, как и его старшим товарищам присуща беззаветная любовь к Родине и готовность во имя неё жертвовать жизнью.

Функция пейзажа

Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.


У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.

Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.

Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:

старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.

Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.

Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Предательство соратника

В былине «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича», богатырь предстаёт в роли негодяя, способного ради личной выгоды, совершить омерзительный поступок. Согласно сказанию Добрыня Никитич по воле князя Владимира отбыл с опасным дипломатическим поручением в орду, в то время как дома его осталась дожидаться любимая жена Настасья Микулишна. Не год, и не два ждала мужа преданная жена, а целых двенадцать лет. Но однажды пришла страшная весть, сообщавшая о смерти Добрыни Никитича. Безутешная вдова не хотела никого видеть, однако, князь Владимир принудил её выйти замуж за Алёшу Поповича. В день свадьбы, по велению провидения Добрыня Никитич возвращается домой и тогда выясняется, что ложные слухи о его гибели были распространены названным братом Алёшей Поповичем, который с помощью обмана хотел посягнуть на его супружеские права.

Существует две концовки этой былины. Первая гласит, что в результате завязавшейся драки Добрыня Никитич убивает Алёшу Поповича, а по второй молодому богатырю всё же удаётся вымолить прощение у старшего соратника и старого друга.

Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.

У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.

Реклама:

Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове — она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.

Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.

Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг — огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.

Реклама:

Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.

Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.

АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН

Худ. В. Кульков Славных русских богатырей в то время в Киеве не случилося. На пир съехались, сошлись князья с бояра­ми, и все сидят невеселы, нерадостны, буйны головы по­весили, утопили очи в дубовый пол. В ту пору, в то времечко с шумом-грохотом двери на пяту размахивал и вошёл в палату столовую Тугарин-собачище. Росту Тугарин страшенного, голова у него, как пивной котёл, глазища, как чашища, в плечах — косая сажень. Образам Тугарин не молился, с князьями, с боярами не здоровался. А князь Владимир со Апраксией ему низко кланялись, брали его под руки, посадили за стол во боль­шой угол на скамью дубовую, раззолоченную, дорогим пу­шистым ковром покрытую. Расселся-развалился на почёт­ном месте Тугарин, сидит во весь широкий рот ухмыляется, над князьями, боярами насмехается, над Владимиром-князем изгаляется. Ендовами пьёт зелено вино, запивает медами стоялыми.


Худ. В. Кульков

Принесли на столы гусей-лебедей да серых утушек печёных, варёных, жареных. По ковриге хлеба за щеку Тугарин клал, по белому лебедю зараз глотал.

Глядел Алёша из-за столба запечного на Тугарина-нахалища да вымолвил: «У моего родителя, попа ростов­ского, была корова-обжориста: по целой лохани пойло пила, покуда обжористу корову не разорвало!»


Худ. В. Кульков И вот сели на добрых коней и поехали в чистое поле, в широкое раздолье. Они бились там рубились до вечера, красна солнышка до заката, никоторый никоторого не ранили. У Тугарина конь на крыльях огненных был. Взвил­ся, поднялся Тугарин на крылатом коне под оболоки и ладится время улучить, чтобы кречетом сверху на Алёшу ударить-упасть. Алёша стал просить, приговаривать: «Поды­мись, накатись, туча тёмная! Ты пролейся, туча, частым дождичком, залей, затуши у Тугарина коня крылья огнен­ные!» И откуда ни возьмись — нанесло тучу тёмную. Про­лилась туча частым дождичком, залила-потушила крылья огненные, и спускался Тугарин на коне из поднебесья на сыру землю.

Тут Алёшенька Попович-млад закричал зычным голосом, как в трубу заиграл: «Оглянись-ко назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят. На подмогу мне они приехали!»

Образ богатыря — былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович)

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении), написанной в начале XIX века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера.

В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Мультфильмы

В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:

  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
  • «Три богатыря и Морской Царь» (2017).

В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым — постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань — завалить вход камнем и замуровать злодеев там. 

Алеша Попович в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь — коня Юлия, а после — старого богатыря Святогора, который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица»

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений Шамаханской царицы. 

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря на дальних берегах»

Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.

В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и Баба-Яга захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников. 

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Морской Царь»

Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей — Любава, Аленушка и Настасья Филипповна — вместе со Змеем Горынычем приходят разобраться с узурпаторами…

В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер Олег Куликович.

Бой с Дунаем Ивановичем

В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай — трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.

Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась

Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, — погибнет.

Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.

По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой — они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: